О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Системный подход к анализу взаимосвязей здоровья, качества жизни и психического развития детей, проживающих в сельской местности

Кочкина Л.В., Конева Е.В., Солондаев В.К. (Ярославль)

 

 

Кочкина Любовь Вадимовна

Любовь Вадимовна Кочкина

–  государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования», кафедра общей педагогики и психологии, доцент, кандидат психологических наук.

E-mail: siam_l@mail.ru

Конева Елена Витальевна

Елена Витальевна Конева

–  Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, кафедра общей психологии, доцент, кандидат психологических наук.

E-mail: ev-kon@yandex.ru

Солондаев Владимир Константинович

Владимир Константинович Солондаев

–  Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, кафедра общей психологии, доцент, кандидат психологических наук.

E-mail: solond@yandex.ru

 

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы системного характера онтогенеза, генетико-средовых детерминант развития. Представлен системный анализ взаимосвязей показателей психического развития, состояния здоровья и качества жизни детского населения в сельской местности при независимости факторов для детской популяции в целом. Находясь в непрерывном изменении под влиянием средовых и генетических факторов, эти подсистемы составляют целостность функциональной системы, имеющей общеорганизменный характер, и влияют на ее адаптивные возможности. Развитие понимается как результат функционирования сложных систем, которые включают психологические, биологические и физические компоненты. По результатам исследования, в сравнении с психогенетическими лонгитюдными исследованиями, выделяются возрастные периоды, наиболее чувствительные к воздействию индивидуальной среды, общей среды и генотипа.

Ключевые слова: психическое развитие, здоровье, качество жизни, система, психогенетика.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 13-06-00650

 

В ситуации высокой урбанизации, происходящей в современном мире, кардинально меняющейся в связи с этим общей средой развития детей, проживающих в сельской и городской местности, системный анализ показателей развития приобретает особую значимость. Системный характер онтогенеза, генетические и средовые детерминанты развития рассматриваются исследователями, однако анализ взаимосвязей показателей психического развития детей, их состояния здоровья и качества жизни детского населения в сельской местности представляет собой новизну.

Теория функциональных систем [1], принципы системогенеза заключаются в гетерохронии развития, консолидации функциональной системы, минимальном обеспечении функциональной системы, результате как системообразующем факторе. Исходя из позиций принципов системогенеза, современной психологии развития [6], теории динамических систем [8], психогенетики можно отметить, что процесс развития происходит согласно принципу непрерывности с позициями дифференциации — интеграции через функциональную систему в непрерывном своем изменении под влиянием генетико-средовых воздействий. Согласно теории динамических систем, развитие является результатом функционирования сложных систем, которые включают психологические, биологические и физические компоненты. Далее при интерпретации результатов исследования мы будем придерживаться этого положения.

В рамках пилотного проекта, направленного на оптимизацию системы профилактики заболеваний и диспансеризации детского населения, проживающего в сельской местности, исходя из особенностей адаптации к современным условиям жизнедеятельности, начиная с периода новорожденности и до 18 лет, было проведено обследование психического развития детей Большесельского района Ярославской области выездными бригадами специалистов: доврачебный скрининг, педиатрическое обследование, осмотры детей врачами-специалистами, лабораторное и инструментальное обследование в соответствии с действующими стандартами диспансеризации, оценка качества жизни детей, углубленное психологическое обследование. Такое комплексное медико-психологическое обследование детей позволило получить обширный массив результатов, представляющих практическую и теоретическую значимость.

Всего в проекте приняли участие 785 детей (фактически — это все детское население данной сельской местности). Были выделены следующие возрастные группы: дети от 1 года до 2 лет 11 месяцев 29 дней были отнесены к возрастной группе «дети преддошкольного возраста», с 3 лет до 6 лет 11 месяцев 29 дней — к возрастной группе «дети дошкольного возраста», с 7 лет до 10 лет 11 месяцев 29 дней — к возрастной группе «дети младшего школьного возраста», с 11 лет и старше — к возрастной группе «дети старшего школьного возраста». Среди детей преддошкольного возраста доля посещавших дошкольные учреждения составила 20,7%, среди детей дошкольного возраста — 80,2%.

Психологическое обследование детей от 0 до 2 лет проводилось по модифицированной с учетом условий проведения версии экспертной психодиагностической системе «Лонгитюд». Дети 3—8 лет обследованы по психодиагностическому комплексу Е.А. Стребелевой. Дети 9—17 лет обследовались при помощи теста интеллекта, свободного от влияния культуры, Р. Кеттелла и теста вербального интеллекта (ТВИ). С 3 лет для изучения эмоциональной и поведенческой сфер использовались проективная методика «Дом. Дерево. Человек» и карта наблюдения Д. Стотта. Качество жизни оценивалось по методике Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Росздрава.

Качество жизни рассматривается как «интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии». Выделяют медицинскую (зависящую от здоровья) составляющую качества жизни, под которой понимают влияние самого заболевания и его лечения на повседневную жизнедеятельность больного, и немедицинскую — обусловленную окружающей средой и субъективным восприятием жизни индивидуумом.

Статистический анализ проводился в статистическом программном пакете R с использованием описательной статистики, корреляционного и дисперсионного анализа. По результатам комплексного исследования, итоговые показатели здоровья, психического развития, качества жизни для детской популяции, проживающей в сельской местности, в целом являются независимыми факторами. Однако на определенных возрастных промежутках они «обрастают» внутрифункциональными связями.

Первый акцент в анализе результатов нашего исследования необходимо сделать на полученных данных, свидетельствующих о связях показателей психического развития детей, имеющих хроническое заболевание. Статистически значимые связи обнаружены между наличием хронического заболевания и отдельными показателями эмоционального, поведенческого и когнитивного развития ребенка. На примере развития детей, страдающих хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), мы получили большое количество статистически значимых связей нарушений ЖКТ и психического развития ребенка в возрасте 7, 11, 12 лет, но не обнаружили их до семи лет и лишь единичные связи в 13—17 лет. Например, враждебность к взрослым в возрасте 6 лет незначимо связана с хроническими заболеваниями ЖКТ обратной связью (F=0,065; p=0,8). В 7 лет обратная связь становится значимой (F=6,1178; p=0,016). В 11 лет обратная связь теряет значимость (F=0,12; p=0,74). В 12 лет связь становится прямой и статистически значимой (F=13,02; p=0,0007), а в 13 лет связь исчезает (F=0,37; p=0,55). Так, эмоциональное и поведенческое развитие у ребенка, имеющего хроническое заболевание, приобретает иной характер внутренних взаимосвязей и особенно это касается возраста 7 и 12 лет. Понимая развитие как результат функционирования сложных систем, которые включают психологические, биологические и физические компоненты, полагаем, что составляющей системы является заболевание.

Второй акцент — это наличие статистически значимых связей психического развития ребенка, его отдельных показателей между собой и с показателями качества жизни. Поведенческие проявления «ухода в себя» по карте наблюдений Стотта в группе 7—11 лет связаны с умственным развитием и с общей суммой по качеству жизни. В группе 7—11 лет связь прямая между шкалой «недоверие к людям» по карте наблюдений Стотта (p=0,002) и суммой по методике Стребелевой, а также с нарушением социальных контактов, с тревогой и страхом по проективному рисунку. Статистически значимая связь в группе 7—11 лет имеется между «тревожностью по отношению к взрослым» по карте наблюдений Стотта и физическим функционированием (p=0,009), а также уровнем жизни (p=0,003) в методике качества жизни. «Враждебность по отношению к взрослым» по карте наблюдений Стотта имеет значимую связь с физическим функционированием по качеству жизни (p=0,02). «Тревога по отношению к детям» статистически значимо связана с агрессией по данным проективного рисунка и с физическим функционированием по качеству жизни (p=0,03). «Асоциальность» по карте наблюдений Стотта имеет связь с суммой по методике Стребелевой (p=0,007), с тревогой, страхом по проективному рисунку, с физическим функционированием по качеству жизни (p=0,008), с суммой по качеству жизни (p=0,005). «Враждебность к детям» по карте наблюдений Стотта коррелирует с физическим функционированием, а «эмоциональное напряжение» с суммой по качеству жизни (p=0,0006). В возрасте 7—11 лет нарушения в эмоциональной и поведенческой сфере значимо связаны с физическим функционированием ребенка и в целом с его качеством жизни, т.е. мы можем говорить о роли индивидуальной среды в развитии ребенка. Уровень интеллектуального развития в этой возрастной группе значимо связан с показателями нарушений в эмоциональном и поведенческом развитии. Обнаружены значимые связи между показателями поведенческих и эмоциональных нарушений.

Анализируя полученные данные в возрастной группе 12—15 лет, мы обнаруживаем меньшее количество статистически значимых связей, но они по-прежнему прослеживаются между показателями психического развития и качества жизни. В 12—15 лет статистически значимая связь появляется между «недоверием к людям» по карте наблюдений Стотта и суммой по ТВИ (p=0,003), а также с «умственным развитием» в методике качества жизни. Невротические симптомы в этой возрастной группе коррелируют с суммой по уровню жизни (p=0,0005), с суммой по ТВИ (p=0,003). Эмоциональное напряжение детей связано с уровнем жизни (p=0,006), с физическим функционированием (p=0,02), а также с суммой по ТВИ. Враждебность к детям связана с суммой по качеству жизни (p=0,03), с физическим функционированием (p=0,007), а Асоциальность с физическим функционированием (p=0,003), с суммой по невербальному и вербальному интеллекту. Мы наблюдаем в возрасте 12—15 лет связи показателей когнитивного и эмоционального развития. Интересным является факт, что мало значимых связей обнаружено в группе 16—17 лет, это связи между показателями психического развития и качества жизни.

Таким образом, мы можем полагать, что существует системный характер связей между показателями психического развития детей и качеством жизни (интериоризируясь может преобразовывать систему). В тесной взаимосвязи как компоненты единой системы находятся когнитивное, эмоциональное, поведенческое развитие ребенка, его соматическое развитие с разными точками приложения по мере взросления. Находясь в непрерывном изменении под влиянием средовых и генетических факторов, эти подсистемы составляют целостность функциональной системы, имеющей общеорганизменный характер, и влияют на ее адаптивные возможности.

Возраст, в котором возникают и исчезают значимые связи между показателями здоровья, качества жизни и психического развития, может частично быть объяснен средовыми и генетическими влияниями, соотношением внешних и внутренних детерминант развития. Один из самых длительных возрастных периодов, проанализированный на сегодняшний день с точки зрения преемственности генетических и средовых влияний, равен 12 годам — от первого года жизни до начала подросткового возраста [2; 7]. По этим данным, изменения генотипических влияний происходит до 9 лет, т.е. в возрасте от одного года до девяти лет генотип определяет и изменения, происходящие с возрастом, и преемственность развития, а в 10 и 12 лет генотип влияет только на преемственность развития. Максимум средовых воздействий организм испытывает в возрасте 4—6 лет и 10—12 лет. Согласно Колорадскому исследованию приемных детей и близнецов, изменение генотипического влияния происходит до 9 лет, а генетическая стабильность сохраняется до трех лет.

Так, по результатам исследования, мы видим, что показатели нарушений в эмоциональном и поведенческом развитии детей младшего школьного возраста имеют связи с параметрами качества их жизни, преимущественно с физическим функционированием и состоянием здоровья, что часто генетически детерминировано. В периоды мощной функциональной перестройки в ответ на меняющиеся условия общей среды (7, 12 лет) изменения в системе касаются всех подсистем, если рассматривать развитие как результат функционирования сложных систем, которые включают психологические, биологические и физические компоненты. В более старшем возрасте эти связи становятся менее значимыми, но система целостна, обеспечивает полезные, приспособительные результаты для человека, хотя и по разным типам развития — нормативному или дефицитарному.

Существует при этом общая среда развития детей, проживающих в сельской местности, в которой они обучаются и воспитываются и семейная и индивидуальная среда — несистематическая, уникальная. Эти средовые влияния и обеспечивают вторичный системогенез с 10—12 лет, где развитие происходит уже преимущественно на основе не врожденных компонентов, а индивидуального опыта. Индивидуальная среда является основным источником изменений в более старшем возрасте. По результатам Московского лонгитюдного исследования близнецов, проводимого Психологическим институтом РАО на протяжении 11 лет (от старшего дошкольного до старшего школьного возраста детей), несовпадающие для детей средовые влияния (индивидуальная среда) имеют длительные последствия для развития ребенка. В 7 лет влияние индивидуальной среды ниже, чем в другие возрастные промежутки.

Первичный системогенез базируется преимущественно на генетической программы развития. Соответственно с увеличением возраста усиливается вклад индивидуальной среды в развитие ребенка и снижается влияние генотипа и общей среды, т.е. человек как самоорганизующаяся система начинает накапливать индивидуальный опыт, на котором строится вторичный системогенез. В связи с этим с практической точки зрения появляется необходимость в разработке и планировании комплексных профилактических мероприятий, учитывающих генетико-средовые влияния на развитие ребенка на возрастных этапах.

Выводы:

1.  Итоговые оценки здоровья, психического развития, качества жизни являются независимыми факторами для детской популяции в целом. Внутри возрастных групп существуют статистически достоверные связи между отдельными показателями здоровья, психического развития и качества жизни.

2.  Развитие происходит на основе системогенеза, является результатом функционирования сложных систем, которые включают психологические, биологические и физические компоненты, где связаны отдельные показатели физического здоровья, психического развития, качества жизни.

3.  Наличие у ребенка, проживающего в сельской местности, хронического заболевания приводит к становлению системы с иным характером внутрифункциональных связей с показателями эмоционального, поведенческого и когнитивного развития ребенка, отличающейся от таковой у здорового ребенка.

4.  Показатели когнитивного, эмоционального и поведенческого развития связаны с показателями качества жизни ребенка, т.е. субъективной оценкой, представлением о своем физическом, социальном, умственном и эмоциональном функционировании.

5.  Фактор возраста оказывает статистически значимое влияние на показатели развития. Максимум статистически значимых связей показателей здоровья, качества жизни и психического развития приходится на возраст 7—11 лет, минимум — на возраст 16—17 лет. Комплексные профилактические мероприятия могут быть спланированы с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, общей среды развития.

 

Литература

1.  Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. – М.: Наука, 1973. – С. 5–61.

2.  Генотип. Среда. Развитие / М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, О.В. Паршикова и др. – М., 2004.

3.  Когнитивные исследования. Проблема развития. – Вып. 3. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 352 с.

4.   Методология оценки состояния здоровья детей различных возрастных периодов по критериям качества их жизни: методическое пособие. – М., 2005.

5.  Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. – М., 2006.

6.  Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. – 2012. – Т. 5, № 24 [Электронный ресурс]. URL:  http://psystudy.ru (дата обращения: 30.06.2013). 0421200116/0037.

7.  Bishop E.G., Cherny S.S., CorleyR., Plomin R., DeFries J.C., Hewitt J.K. Development genetic analisis of general cognitiv ability from 1 to 12 years in a sample of adoptees, biological siblings and twins // Intelligence, 2003, 31, 1, 31–49.

8.  Thelen E., Smith L. Dynamic systems theories // Handbook of child psychology. – Vol. 1. – Theoretical models of human development. – New York: Wiley, 1998. – pp. 563–634.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.736

Кочкина Л.В., Конева Е.В., Солондаев В.К. Системный подход к анализу взаимосвязей здоровья, качества жизни и психического развития детей, проживающих в сельской местности [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (1). – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player