О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

О работе медицинского психолога с женщинами репродуктивного возраста

Максимова Н.В., Лазарева Е.Ю. (Чебоксары)

 

 

Максимова Наталья Васильевна

Максимова Наталья Васильевна

–  медицинский психолог Городской больницы № 7 г. Чебоксары.

E-mail: n.maksimova07@mail.ru

Лазарева Елена Юрьевна

Лазарева Елена Юрьевна

–  аспирант кафедры социальной и клинической психологии Чувашского государственного университета.

E-mail: elyu88@gmail.com

 

Аннотация. В данной статье представлена информация о работе медицинского психолога с женщинами репродуктивного возраста в условиях городской больницы — в женской консультации, а также результаты психологического исследования женщин, находящихся на лечении в гинекологическом отделении. Показано, что работа медицинского психолога с женщинами репродуктивного возраста охватывает диагностическое, коррекционное и профилактическое направления, ориентированные как на сохранение репродуктивного здоровья женщины, так и на содействие протеканию процесса родов, создание оптимальных условий для развития ребенка и поддержание гармоничных отношений в семье. Психодиагностическая работа позволяет выявлять дезадаптивные поведенческие стратегии женщин и использовать их в качестве психотерапевтических мишеней. Обязательным условием эффективной работы психолога лечебного учреждения является тесное взаимодействие с врачами-специалистами и средним медицинским персоналом.

Ключевые слова: медицинский психолог, женщины, беременность, роды, гинекологические заболевания.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Женская консультация в составе Городской больницы № 7 г. Чебоксары работает с 1961 года. Здесь оказывается квалифицированная медицинская помощь как женщинам с гинекологическими заболеваниями, так и беременным. Особое значение имеет работа акушер-гинекологов по родовым сертификатам, которая позволила повысить качество обслуживания беременных женщин в условиях женской консультации: расширился диапазон исследований (генетических, иммунологических, функциональных), обеспечена своевременность и доступность лечения современными лекарственными средствами, организован дневной стационар, созданы комфортные условия для пребывания беременных в женской консультации. Проводятся профилактические осмотры женщин с целью своевременного выявления гинекологических заболеваний. Женщины, имеющие гинекологические заболевания, своевременно проходят лечебно-профилактические мероприятия и регулярно наблюдаются специалистами. Активно проводится профилактика абортов среди женщин репродуктивного возраста, особо уделяется внимание девочкам-подросткам, их обучению методам контрацепции.

Женская консультация проводит свою работу совместно с врачами общей практики (семейной медицины) и врачами-педиатрами по принципу акушерско-терапевтического педиатрического комплекса с участием медицинского психолога, что позволяет наблюдать всех членов семьи, начиная с младенческого возраста и в течение всей жизни. В работу активно внедряются новейшие разработки в области психического здоровья будущих матерей, а также детей подростков и молодежи [1; 2; 3].

При консультации работают школы будущих матерей и отцов, в которых ведется психопрофилактическая подготовка женщин к предстоящим родам и последующему материнству, а мужчин к отцовству. Организовано взаимодействие специалистов детской поликлиники и женской консультации с целью улучшения состояния здоровья родителей будущего ребенка, проводится работа в Школе для беременных. Занятия проводятся по установленному графику и тематическому плану. Их задачи:

•   обучение и формирование знаний по уходу за ребенком раннего возраста;

•   активное участие семьи в процессе подготовки беременной к рождению ребенка;

•   создание благоприятных условий появления на свет ребенка, внутриутробного развития с учетом психологических моментов.

Акушеры-гинекологи рассказывают все о ходе беременности и родах, как женщина может помочь себе и ребенку во время родов, проводят занятия по дыханию, массажу, самообезболиванию. Педиатры дают информацию об уходе за малышом, уделяя большое внимание грудному вскармливанию.

Медицинским психологом делается акцент на установление глубокого контакта мамы с малышом, как женщина может чувствовать и понимать желания своего еще не родившегося ребенка. Проводятся занятия по дородовому воспитанию. Тематический план разнообразен и соответствует запросам беременных женщин присутствующих на занятиях:

•   С беременными на начальных сроках беременности (до 20 недель), еще не привыкшими к своему состоянию, нуждающимися в поддержке и разъяснении специфики и закономерности родового процесса, работа заключается:

–   снять невротическое состояние, сомнения в своих силах, придать женщине уверенности в себе;

–   определиться в целях и задачах этого ответственного периода;

–   вовлечь женщину во внутреннюю духовную работу, укрепить индивидуальную, эмоциональную связь с ребенком, настроиться на доверие к самой себе, мужу, медицинскому персоналу;

–   расширение интересов духовного развития женщины.

•   На поздних сроках беременности (20—30 недель) направленная работа по снятию страхов перед родами, занятия по позитивному планированию родового процесса.

Иногда беременные женщины приходят на занятия с мужьями. Работа начинается с психокоррекции отношения мужчин к восприятию родового процесса. При желании мужа присутствовать при родах отцы должны обучаться разным способам воздействия на сенсорные системы плода, также супруги должны обучаться преодолению алекситемии и повышению эмпатии. Разбор наиболее сложных случаев, состояний, переживаний в семье, могут быть случаи непреодолимого страха перед родами, гипертрофированной обидчивости у беременной, у мужей может быть навязчивая тревога за супругу и будущего ребенка или появление необоснованных странных чувств к жене — отторжения, холодности, раздражения, хотя все в семье как будто бы нормально. При выявлении такой ситуации работа продолжается индивидуально.

Независимо от сроков беременности на занятиях уделяется внимание периоду новорожденности. Для понимания периода новорожденности он рассматривается как продолжение внутриутробной жизни. Рассказывается о том, что младенец в утробе ведет «насыщенную» жизнь на примере научных исследований. Многие его реакции связаны с состоянием матери. К сожалению, многие будущие мамы недооценивают значение беременности для развития способностей ребенка, а у них в этот период есть потрясающий шанс сформировать интеллект, творческие и музыкальные способности малыша, приучить к соблюдению режима. Проводится обучение будущих мам разным видам релаксации: звуковая, цветовая, диетотерапия и так далее. Уделяется внимание двигательной активности, подбору определенного арсенала необходимых игрушек для развития ребенка на первом году жизни. Разработано специальное методическое руководство — комплекс по «Перинатальной психологии». Ожидаемые результаты:

◊   Постоянное наблюдение за супружеской парой от зачатия до благоприятных родов и далее, включая ранний возраст ребенка, применяя систему методов воздействия на беременную женщину и плод, способствуя рождению здорового ребенка;

◊   Прогрессивное просвещение супружеских пар и способствование гармоничному развитию детей, которым предстоит родиться.

Также проводится работа акушер-гинекологами, врачами общей практики и медицинским психологом в Школе репродуктивного здоровья по повышению рождаемости. В тематический план работы школы входят психологические занятия по профилактике абортов «Семь причин для счастья при беременности». Подробно рассказывается о том, как ведет себя будущий малыш, находясь внутри матери, если она приняла решение идти на аборт. Также существует курс лекций о вредном воздействии прерывания беременности на здоровье женщины. Лекции проходят в форме бесед и дают будущим родителям ответы на вопросы, помогающие овладеть теоретическими и практическими навыками и в будущем ответственно подходить к планированию беременности, правильной подготовке, наблюдению у специалистов, знанию критических периодов беременности и формированию благоприятного и здорового образа жизни, семейной гармонии и постоянной связи с будущим ребенком. Ежегодно проводится более двух десятков школ.

Благодаря такой работе за последние несколько лет количество абортов среди женщин детородного возраста снизилось вдвое (2006 — 87, 2007 — 65, 2008 — 34, 2009 — 16, 2010 — 3, 2011 — 0). Важное условие в работе специалистов: «Даже сохраненный один ребенок — это сохранение еще одной вселенной». Дарить ребенку жизнь и наполнять его детство счастьем, учить познавать мир — это святая миссия женщины. От того, насколько успешно она ее выполнит, зависит благополучие общества.

Приведем итоги последних лет работы по АТПК (Акушерско-терапевтический педиатрический комплекс — по типу бригады). В 2009 году чудо рождения малыша пережили 437 семей. Это самый высокий показатель за последние пять лет. В сравнении с 2002 годом он возрос в 2,3 раза (2005 — 192, 2006 — 302, 2007 — 375, 2008 — 404, 2009 — 437, 2010 — 363, 2011 — 403). Отмечена тенденция к увеличению количества женщин, решившихся на рождение второго ребенка, — на 50%, а на рождение третьего — на 10%. Раньше эти показатели были очень низкие.

В данной работе также представлены результаты исследования 101 женщины с гинекологическими заболеваниями. Психодиагностические методики, использованные в исследовании, позволили выявить эмоциональные и поведенческие характеристики данных больных. Полученные результаты показали различия в психологических особенностях эмоциональной и поведенческой сферы больных гинекологическими заболеваниями и группы здоровых. Выявленные особенности позволяют обозначить область психосоматических соотношений в гинекологии, что необходимо для выработки комплексных подходов, учитывающих психосоциальные и биологические факторы гинекологического заболевания в лечебном процессе.

Исследование глубины и уровня проявления депрессивных состояний гинекологических больных проводилось с помощью опросника депрессии Бека, который используется в качестве стандартизованной меры глубины депрессии. Баллы подсчитывались по трем шкалам опросника: когнитивно-аффективная субшкала (С-А), шкала соматических проявлений депрессии (S-P), общая шкала депрессии.

Достоверные различия выявлены по шкале соматических проявлений депрессии (S-P), по другим шкалам значения достоверно близки с результатами, полученными для нормативной группы. Поэтому можно сделать вывод, что для данной группы больных возникающее состояние депрессии связано с соматическими симптомами проявления болезни, которое у них на достоверно значимом уровне выражено больше, чем у здоровых (t=4,63; p=0,0001). А это значит, что у данных больных заболевание сказывается не только в виде физических симптомов, но и оказывает влияние на психологическую сферу больных, изменяя эмоциональный фон настроения и формируя соответствующие формы реагирования на заболевание.

Эмоциональная сфера личности является важной характеристикой, более или менее стойкие нарушения которой могут провоцировать возникновение психосоматических симптомов при гинекологических заболеваниях. В проведенном исследовании характеристики эмоциональной сферы больных гинекологическими заболеваниями оценивались с помощью опросника В.К. Зарецкого «Запрет на выражение чувств». Результаты подсчитывались по шести шкалам опросника и одной суммарной шкале. В качестве нормативных данных использовались результаты исследования Е.Ю. Лазаревой и Л.А. Шараповой (2009).

Из полученных результатов видно, что достоверные различия наблюдаются по шкале радости (t=2,73 при р=0,007). Это говорит о том, что данные больные склонны больше проявлять негативные эмоции, чем положительные. Психосоматический компонент заболевания здесь может проявляться в смещении акцента с имеющихся неразрешенных внутриличностных проблем на соматические проявления болезни, которые сопровождаются негативными эмоциями. Негативные эмоции, как считают больные, допустимы в ситуации болезни более, чем в ситуациях межличностного взаимодействия. В других случаях бурное выражение радости может восприниматься больными как социально неприемлемая форма поведения.

Возникающие психосоматические проявления при гинекологических заболеваниях также могут быть обусловлены психологическими установками, определяющими поведенческие особенности данных больных. Исследование характеристик перфекционизма проводилось с помощью опросника «Перфекционизм» (Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова). Результаты подсчитывались по семи шкалам опросника и одной суммарной шкале. В качестве нормативных данных использовались результаты исследования Е.Ю. Лазаревой и Л.А. Шараповой (2009).

Из полученных результатов видно, что между гинекологическими больными и здоровыми наблюдаются достоверные различия по шкалам перфекционизма. Максимальное достоверное различие характеристик перфекционизма выявлено по шкале контроль над чувствами (t=3,62; p=0,0001), затем идет шкала поляризованное мышление (t=2,39; p=0,018), далее общий суммарный показатель перфекционизма (t=2,33; p=0,02) и наименьшее различие — по шкале завышенные притязания и требования к себе (t=2,23; p=0,027).

Это говорит о том, что исследуемые больные предъявляют к себе высокие требования, которые выражаются в стремлении к достижению значительных результатов в выполняемой ими работе. Мышление по типу всё или ничего усиливает данные тенденции в поведении. Контроль над чувствами не позволяет больным открыто выражать свои эмоции. Достоверные различия в общем уровне перфекционизма свидетельствуют о его повышении во всех сферах жизнедеятельности гинекологических больных, что может сопровождаться постоянной неудовлетворенностью теми или иными аспектами жизни и приводить к психосоматическим проявлениям заболевания. Эти особенности личности, проявляющиеся в различных жизненных ситуациях, могут оказывать влияние на восприятие данными больными себя, собственного здоровья, социального благополучия и эмоционального равновесия.

Исследование духовной сферы больных гинекологическими заболеваниями проводилось с использованием опросника «Структура индивидуальной религиозности» (Ю.В. Щербатых). Баллы подсчитывались по восьми шкалам и шкале самооценки религиозной убежденности. В качестве нормативных данных использовались результаты исследования Е.Ю. Лазаревой и Л.А. Шараповой (2009).

Достоверные различия между здоровой группой и гинекологическими больными выявлены практически по всем шкалам опросника. В порядке убывания различий — это наличие религиозного самосознания (t=5,37; p=0,0001), которое характеризует внутреннюю потребность гинекологических больных в религиозном веровании. Внешние признаки религиозности у гинекологических больных также достоверно выражены по сравнению с группой здоровых (t=4,61; p=0,0001). Это может говорить о том, что в большинстве своем данные больные соблюдают и выполняют все религиозные предписания. Различия со здоровой группой гинекологических больных наблюдается по шкале отношение к религии как к образцу моральных норм поведения (t=4,1; p=0,0001). Гинекологические больные в большей степени, чем здоровые, воспринимают религиозное учение как свод норм и правил поведения, соблюдение которых характеризует человека в таких положительных аспектах как культурность и порядочность. В большинстве своем данные больные оценивают себя более религиозными, чем здоровые (t=3,86; p=0,0001). Это говорит о том, что среди гинекологических больных встречается больше людей, которые считают себя верующими, нежели атеистами. Не менее значим для данных больных поиск в религии поддержки и утешения, по сравнению со здоровой группой (t=3,44; p=0,0001). Большинство больных обращаются к религии в надежде на помощь. Принимая участие в богослужении, данные больные приобретают заряд оптимизма и веры в положительный исход имеющейся у них проблемной ситуации. Это способствует снятию внутреннего напряжения и дает им облегчение. На достоверно значимом уровне выявлены различия больных и здоровых по шкале отношение к магии (t=3,37; p=0,0001). Это свидетельствует о том, что большинство гинекологических больных верят в магическую силу религиозных обрядов.

Проведенное исследование позволяет дать характеристику эмоциональной сферы и поведенческих особенностей больных гинекологическими заболеваниями. Эмоциональная сфера гинекологических больных характеризуется в большей степени негативным эмоциональным фоном. Психосоматический аспект заболевания заключается в смещении акцента в эмоциональном реагировании с внутренних конфликтов на соматические ощущения, в связи с чем происходит сглаживание межличностных проблемных ситуаций и усиление проявления негативных эмоций по поводу заболевания. В поведенческой сфере гинекологических больных превалирует контроль над чувствами, сопровождающийся мышлением по типу «всё или ничего» и завышенными требованиями к себе.

Таким образом, работа медицинского психолога с женщинами репродуктивного возраста охватывает диагностическое, коррекционное и профилактическое направления, ориентированные как на сохранение репродуктивного здоровья женщины, так и на содействие благоприятному протеканию процесса родов, создание оптимальных условий для развитие ребенка и поддержание гармоничных отношений в семье. Психодиагностическая работа позволяет выявлять дезадапативные поведенческие стратегии женщин и использовать их в качестве психотерапевтических мишеней. Обязательным условием эффективной работы психолога лечебного учреждения является взаимодействие с врачами-специалистами и средним медицинским персоналом.

 

Литература

1.  Емешева Л.Ю., Николаев Е.Л. Клинические особенности родов в этнографических группах чувашей: возможность акушерско-психологических соответствий? // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2005. – № 1. – С. 112–114.

2.  Николаев Е.Л. Клиническая характеристика пограничных психических расстройств у детей и подростков // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 4. – С. 361–366.

3.  Потенциал здоровья студенческой молодежи: личностные и поведенческие факторы риска / Е.Л. Николаев, Н.И. Комиссарова, Н.Н. Григорьева и др. // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2010. – № 39-3. – С. 16–21.

 

 

Ссылка для цитирования

Максимова Н.В., Лазарева Е.Ю. О работе медицинского психолога с женщинами репродуктивного возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (1). – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player