О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 РіРѕРґ

Социальная и клиническая арт-терапия

Копытин А.И. (Санкт-Петербург)

 

Копытин Александр Иванович

Копытин Александр Иванович

–  доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

E-mail: alkopytin@rambler.ru

Аннотация. Клиническая и социальная арт-терапия представлены в качестве ведущих направлений развития современной арт-терапии. Они базируются на опыте предыдущих исторических периодов, связанном с применения искусства с целью лечения, с одной стороны, но поддерживаются запросами современного общества, с другой стороны.

Показаны наиболее характерные отличия современной зарубежной и отечественной клинической арт-терапии. Дана краткая характеристика клинической системной арт-терапии. Делается попытка определения ключевых особенностей социальной арт-терапии и ее влияния на клиническую практику.

Ключевые слова: клиническая, социальная, арт-терапия, системная.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

В последние годы отмечается значительное расширение спектра разных форм и областей использования арт-терапии в отечественной и зарубежной лечебно-профилактической и реабилитационной практике. Появляются новые подходы к арт-терапевтической работе, поддерживаемые развитием биопсихосоциальной парадигмы современной медицины, изменением социальных и культурных условий. Происходит становление социального и клинического направлений современной арт-терапии. Оба эти направления являют собой действенный ответ на такие вопросы как:

•   Что арт-терапия может дать гражданам современного общества с характерными для них потребностями и проблемами?

•   Какой может быть арт-терапия с точки зрения ее организации, методологии и инструментария практической работы для того, чтобы соответствовать запросам и проблемам современного общества?

Современная арт-терапия тесно связана с признанием ценности человеческих ресурсов как важнейшего условия устойчиво развивающегося общества. Забота о человеческих ресурсах неотделима от совершенствования медицинской и социальной помощи, в том числе, путем внедрения эффективных методов профилактики, лечения и реабилитации психических и соматических заболеваний. В то же время, сохранение здоровья и повышение качества жизни людей в гражданском обществе определяется не только фактором медицинской и социальной помощи, но и их личной ответственностью и активностью, желанием и способностью заботиться о своем здоровье и благополучии, используя внутренние и внешние ресурсы.

В настоящее время кардинально меняется концепция медицинской и социальной помощи. Она все больше ориентируется не только на лечение болезней или решение проблем людей, но и на поддержку их внутреннего потенциала жизнестойкости, в том числе, за счет более активного использования разнообразных доступных внешних ресурсов, связанных с природой, культурой, общением и творческой деятельностью (strength-based intervention models). Именно эти ресурсы использует арт-терапия с целью восстановления и сохранения здоровья, гармонизации отношений и поддержки творческой природы человека.

На сегодняшний день арт-терапия проникает в самые разные области медицины, социальной работы и образования. Из институциональной среды она зачастую перемещается в более широкое пространство, связанное с повседневной деятельностью и отношениями между людьми и сообществами. Некоторыми важнейшими группами, на которые ориентирована современная клиническая и социальная арт-терапия, являются:

•   люди с проблемами психического и физического здоровья,

•   перенесшие психическую травму, связанную с организованным или домашним насилием, природными аномалиями или техногенными катастрофами,

•   ветераны боевого стресса, участники локальных вооруженных конфликтов,

•   люди пожилого и преклонного возраста с характерными для них психосоциальными проблемами и заболеваниями,

•   мигранты и беженцы,

•   те, кто переживает кризис идентичности,

•   дети, подростки, молодежь, а также взрослые, находящиеся в аномальных психосоциальных условиях,

•   лица с различными зависимостями и созависимостями,

•   дисфункциональные и неполные семьи и сообщества,

•   стигматизируемые индивиды и группы,

•   заключенные и вернувшиеся из мест лишения свободы,

•   вовлеченные в различные конфликты индивиды, группы и сообщества и т. д.

Приоритетными областями практического использования клинической и социальной арт-терапии выступают:

•   система здравоохранения и реализуемые на базе лечебно-профилактических учреждений и за их пределами комплексные программы лечебной, реабилитационной, профилактической направленности,

•   система образования, включая дошкольные образовательные учреждения, массовые и специализированные школы, учреждения дополнительного образования, дома ребенка школы-интернаты и др.,

•   учреждения социальной службы и «общественный сектор», в том числе, специализированные центры комплексного обслуживания для пожилых людей, детей, подростков и молодежи, общинные центры, общественные организации и фонды с их разнообразными программами развивающей, поддерживающей и реабилитационной направленности, а также лица, группы и организации, выполняющие функции медиации в ситуациях конфликтов,

•   учреждения культуры — дома творчества, музеи, галереи и т. д.

О важной роли клинической и социальной арт-терапии свидетельствуют результаты проведенного в 2011 г. очередного опроса профессиональных, сертифицированных арт-терапевтов, являющихся членами Американской арт-терапевтической ассоциации [22]. На вопросы ответили 567 человек, составившие 10,3% от общего числа членов ААТА.

Один из пунктов опросника был связан с оценкой ведущей области специализации арт-терапевтов, то есть, контингента клиентов и характерных для них проблем клинического и психосоциального характера. Из широкого спектра всевозможных специализаций, включающего 36 позиций, наибольшее количество респондентов (более 20%) отметили:

•   расстройства настроения и тревожные расстройства (42%),

•   посттравматическое стрессовое расстройство (29%),

•   поведенческие расстройства (23%).

Несколько меньший процент (от 10 до 20%) респондентов назвали такие специализации своей работы, как:

•   тяжелые психические расстройства (18%),

•   последствия сексуального насилия (17%),

•   аддикции (16%),

•   переживание горя (14%),

•   управление стрессом (15%),

•   расстройства аутистического спектра/синдром Аспергера (11%),

•   синдром дефицита внимания (11%)*.

На третьем месте по числу положительных ответов (от 5 до 10%) оказались такие специализации, как:

•   оказание помощи больным раком (8%),

•   хронические соматические заболевания (7%),

•   помощь пострадавшим от домашнего насилия (7%),

•   нарушения пищевого поведения (7%),

•   острые соматические заболевания и физические травмы (6%),

•   геронтология (5%).

Таким образом, пограничные, связанные со стрессом расстройства, а также расстройства настроения и тревожные расстройства составляют наибольшую часть клинических расстройств, с которыми работают современные американские арт-терапевты. Тяжелые психические расстройства, аутизм, аддикции составляют значительную, но несколько меньшую группу психических расстройств, на которых специализируются арт-терапевты. На работе с пациентами соматического профиля с соматопсихическими расстройствами и проблемами геронтологии также специализируется значительное число арт-терапевтов.

Важное значение клинической и социальной арт-терапии в современном обществе также подтверждается на основе учета основных мест работы специалистов. Так, в качестве своих основных мест работы, связанных с клинической сферой, прежде всего, психиатрией, в том же исследовании [Там же] наибольшее число респондентов отметили:

•   амбулаторные психиатрические центры (outpatient mental health clinic) — 11%,

•   психиатрические больницы для взрослых — 10%,

•   психиатрические стационары для детей и подростков — 6%,

•   общинные центры психического здоровья (community mental health center) — 8%,

•   дневные стационары (day treatment center) — 6%,

•   наркологические учреждения — 4%,

•   хосписы и служба помощи переживающим горе — 4%,

•   стационары соматического профиля для взрослых — более 2%,

•   стационары соматического профиля для детей и подростков — 4%,

•   госпитали для ветеранов войн — 1%.

В качестве основных мест работы, связанных с внеклиническим применением арт-терапии, в том числе, в сфере социальной работы и образования, были выделены:

•   независимые арт-центры и студии — 6%,

•   общинные, муниципальные центры (community agency) — 4%,

•   центры социального обслуживания — 4%,

•   приюты для бездомных — 1%,

•   приюты для пострадавших от домашнего насилия — около 1%,

•   исправительные учреждения — около 1%,

•   школы, колледжи и университеты — более 12%,

•   сфера бизнеса — менее 1%.

Клиническое и социальное направления как ведущие тенденции развития современной арт-терапии

Развитие арт-терапии характеризуется значительным разнообразием ее форм и методов, ориентированных на разные клинические и социодемографические группы и принимающие во внимание культурные и институциональные условия. Современная арт-терапия использует богатый опыт культурного наследия с характерными для него формами художественной экспрессии и исцеляющей практики, связанной с творчеством и общением. Она также опирается на достижения медицины, психиатрии, психотерапии, психологии и собственно арт-терапии предшествующих этапов ее исторического развития с наработанными и доказавшими свою эффективность подходами. В то же время, современной арт-терапии присущ ряд особенностей теории и методологии, инструментария и форм работы, отличающих ее от арт-терапии и иных видов лечебной практики предыдущих веков и десятилетий.

Для того чтобы показать преемственность и инновационность современной клинической и социальной арт-терапии относительно ее более ранних аналогов, следует кратко рассмотреть историю развития данного направления. Для ряда западных стран, прежде всего, США и Великобритании характерен значительный вклад представителей художественного сообщества [16; 26; 28; 30], а также психоаналитиков [19; 29;35; 36; 37] в создание первых форм арт-терапии. Развиваемые ими в 20—60-е годы прошлого века методы базировались в основном на таких подходах, как:

•   инновационная художественная педагогика с более свободным, чем это характерно для классического художественного образования, использованием художественных средств и большей ориентацией на спонтанность и индивидуальность творческих проявлений личности больных и здоровых [16; 26; 30],

•   концепции целостного воспитательно-образовательного и гармонизирующего воздействия на личность посредством искусства [21; 38],

•   динамически-ориентированные подходы в психотерапии, включая классический психоанализ, аналитическую психологию К.Г. Юнга, теорию объектных отношений [19; 29; 35; 36; 37], а в последующем также групповую психодинамическую психотерапию [20; 32; 42].

Роль некоторых клиницистов, прежде всего, психиатров, признававших защитно-стабилизирующую роль творческой активности больных и использовавших их изобразительную продукцию при постановке диагноза и в исследованиях клинических проявлений и динамики психических расстройств, также следует выделить. Они нередко поддерживали творческие занятия пациентов и способствовали становлению первых форм арт-терапии в ряде стран Европы и в Северной Америке. Среди них — Вальтер Моргенталер (Швейцария), Ганс Принсхорн (Германия), Лео Нивратил (Австрия), Витторино Андреоли (Италия), Робер Вольма, Жан Делей (Франция), Иштван Харди (Венгрия), Айрин Якаб, Гарри Вилмер, Нолан Льюис (США).

Изучение истории и современного состояния зарубежной арт-терапии позволяет видеть определенное противостояние и, в то же время, взаимодополнение художественно-образовательного и психодинамического направлений [42]. Каждое из них характеризуется своими формами и методами работы. Так, художественно-образовательное направление реализовывалось в основном в форме открытой студии или ателье и напоминало терапию занятостью. Психодинамическая же модель использовалась в форме индивидуальной инсайт-ориентированной арт-психотерапии, либо в форме интерактивных арт-терапевтических групп, имеющих определенное сходство с групповой психотерапией.

Хотя клиницисты-психиатры сыграли определенную роль в развитии новых лечебно-профилактических подходов на основе использования изобразительной деятельности пациентов за рубежом, эта роль была сравнительно невелика. Психодинамические и художественно-образовательные подходы с самого начала развития «трансатлантической» арт-терапии оказались слабо связанными с клиницизмом, особенно в том значении этого понятия, которого придерживаются отечественные психиатры-психотерапевты [2; 3; 4] и представители клинико-психиатрических школ континентальной Европы.

Вклад клиницистов-психиатров в развитие отечественных аналогов арт-терапии [1; 2; 3; 4; 5; 8; 9; 10; 11; 12; 15] был и остается более значительным, по сравнению со многими зарубежными странами, в том числе, странами с высоким уровнем профессионализации арт-терапии (США, Великобритания).

В последние годы происходит развитие новых моделей клинической (медицинской) [14; 27; 31; 33; 34] и социальной арт-терапии [17; 18; 24; 25; 40], дополняющих психодинамическую и художественно-образовательную модели. Они характеризуются все более тесной связью с клинической медициной, с одной стороны, и повышенным вниманием к социальным и культурным факторам, с другой стороны. Имеют место попытки объединения этих двух векторов развития современной арт-терапии, примером чего является отечественная модель клинической системной арт-терапии (САТ) [10; 11].

Значение клинической и социальной арт-терапии, по всей видимости, будет в ближайшие годы все более усиливаться, что связано:

•   с совершенствованием системы здравоохранения и социальной помощи, в том числе, на основе формирования новой концепции медицинского и социального обслуживания в гражданском обществе,

•   с растущим пониманием важной роли социокультурных факторов в развитии и профилактике психических и соматических заболеваний, а также связанных с ними психосоциальных проблем (биопсихосоциальная модель развития и лечения болезней и их последствий),

•   повышенным вниманием общества к интересам меньшинств, людей с психосоциальными ограничениями,

•   проникновением арт-терапии в негоспитальную среду, ее приближением к реальным условиям жизнедеятельности представителей разных социокультурных групп, более активным использованием защитных и поддерживающих факторов этой среды, связанных с культурой, природой и социальными контактами.

Клиническая (медицинская) арт-терапия

Клиническая (медицинская) арт-терапия ориентирована на более активное использование искусства в медицинских учреждениях на основе биопсихосоциальной парадигмы развития и лечения психических и физических заболеваний [1; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 33; 34; 39; 43]. Наряду с психиатрией, на сегодняшний день клиническая арт-терапия представлена в таких областях медицины, как: соматическая медицина (профилактика и лечение острых и хронических заболеваний внутренних органов), паллиативный уход, профилактическая медицина, гериатрия, педиатрия. Наиболее характерными отличительными особенностями клинической арт-терапии являются:

1.   лечебно-профилактическая направленность арт-терапевтического вмешательства, позволяющая отнести его к области медицины (иными словами, клиническая арт-терапия, как и любая клиническая психотерапия, занимается в основном лечением больных или предупреждением болезней), хотя эта точка зрения в настоящее время оспаривается, особенно со стороны гуманитарно-, психологически-ориентированных представителей арт-терапевтического сообщества (см. [6]),

2.   использование творческой активности пациентов в качестве дополнительного (вспомогательного) или основного фактора профилактики и лечения психических и соматических (психосоматических) заболеваний, а также реабилитации лиц с ограниченными возможностями психического и физического здоровья,

3.   ориентация на использование не только универсальных, но и более дифференцированных, специальных лечебно-профилактических арт-терапевтических воздействий, учитывающих специфику заболевания, его проявлений и патогенеза,

4.   стремление к инструментализации и стандартизации вмешательств, направленных на клинические мишени, связанные не только с внешними проявлениями болезней, но и причинными факторами и механизмами их развития,

5.   повышенное внимание к эффективности лечебно-профилактических воздействий, связанное с проведением исследований на основе норм и принципов доказательной медицины,

6.   реализация специалистами с клинической подготовкой: в нашей стране — клиническими психологами и врачами-психотерапевтами, а за рубежом — клиническими арт-терапевтами, включенными в полипрофессиональные бригады,

7.   относительно высокая степень централизации и контроля, пока, в основном, со стороны административно-управленческого звена и, в гораздо меньшей степени, со стороны общественных, в том числе, профессиональных организаций и граждан (институтов гражданского общества),

8.   оплата арт-терапевтических вмешательств как регламентированных лечебно-профилактических услуг в основном за счет средств страховой медицины.

Дополнительно к названным отличиям клинической арт-терапии и принимая во внимание те содержания, которые включены в понятие «клиническая психотерапия» в нашей стране [4; 13] следует акцентировать внимание на таких ее значимых характеристиках, как:

•   проведение вмешательства на основе учета клинических особенностей пациента, особенностей патогенеза, клинической и клинико-психологической диагностики и дифференциальной диагностики расстройств,

•   придание повышенного значения биологическим факторам и механизмам развития, а также физиологическим (патофизиологическим) аспектам болезни, «природной» почвы, рассматриваемым не только как предпосылка заболевания, но и как значимый адаптационный фактор,

•   построение терапевтического вмешательства на основе его согласования с биологическими, конституциональными, «природными» предпосылками заболевания и связанными с ними защитно-адаптационными механизмами, понимаемыми не столько в духе психодинамического подхода, сколько гиппократовской клинической медицины [4].

Благодаря развитию клинического направления в арт-терапии усиливается ее связь с практической, научной медициной, что, в целом, можно признать в качестве значимого фактора дальнейшего совершенствования арт-терапевтических услуг. В то же время, это предполагает определенные риски, такие как:

•   биологизация и физиологизация арт-терапии, ведущая к ослаблению ее гуманитарной основы,

•   подмена личностных и межличностных факторов арт-терапевтического процесса, связанных с внутренней мотивацией и творческой активностью пациентов, а также терапевтическими и групповыми отношениями, его инструментальной составляющей, техниками и алгоритмами направленного лечебно-профилактического воздействия,

•   недооценка художественной составляющей арт-терапии, внутренних и внешних условий творческой деятельности и придание повышенного значения психотерапевти-ческой, вербальной составляющей,

•   потеря арт-терапией ее основной миссии и уникального характера в ряду других методов лечения и профилактики.

Одним из важнейших условий предупреждения подобных рисков может являться понимание специалистами в области клинической арт-терапии преимуществ и отличий используемых ими методов от других форм и методов лечения. Примером интеграции арт-терапии в клинические условия с сохранением ее специфики является клиническая системная арт-терапия (САТ) [10; 11]. Она имеет ряд существенных отличий от используемых за рубежом моделей арт-терапии, с одной стороны, и отечественных аналогов (в частности, ТТС М. Е. Бурно), применяемых в клинической практике, с другой стороны. САТ выступает комплексным видом лечебно-реабилитационного воздействия, включающим не только занятия художественным творчеством, но и межличностное взаимодействие, обсуждение продуктов творчества пациентов в контексте их проблем и системы отношений, а также применение различных психотерапевтических приемов, реализуемых на основе личностного подхода.

Используемая при разработке САТ концепция личности как системы отношений человека с окружающей средой связана с признанием художественного творчества в качестве особого вида личностной активности, обладающего важной адаптационной, копинговой функцией и используемого в широком диапазоне жизненных ситуаций, включая ситуации стресса и болезни. При этом творческая деятельность понимается как вид личностной активности, затрагивающий эмоциональную, когнитивную, поведенческую, физическую и духовную сферы и выполняющий функцию сохранения и преобразования идентичности как динамической системы регуляции самоотношения и отношений с внешним миром.

Важной составной частью САТ выступает динамическая концепция лечения, предполагающая обоснование общих и специфических факторов лечебно-профилактического воздействия САТ, а также уточнение процессуально-технологических особенностей арт-терапевтического вмешательства при разных психических и соматических нарушениях и состояниях дезадаптации. Динамическая концепция лечения формируется на основе клинической (клинико-психологической) и социальной концепции расстройства и исследования личности пациента.

Основные отличия клинической САТ от зарубежных и отечественных моделей психотерапии, связанных с занятиями клиентов изобразительной и иной творческой деятельностью заключаются в следующем:

•   С целью определения наиболее общих факторов и механизмов лечебно-профилактического воздействия САТ использован транстеоретический подход.

•   В ходе занятий применяются в основном изобразительные средства. Применение иных средств творческого самовыражения также допускается, но главным образом в критические моменты процесса индивидуальной или групповой работы.

•   С целью повышения терапевтической эффективности осуществляется фокусировка на индивидуальных и групповых мишенях, связанных с этапами лечебно-реабилитационного процесса, уровнями и стадиями терапевтических изменений, групповой динамикой и нозологией.

•   Арт-терапевтическая работа имеет процессуально-ориентированный характер, синхронизирована с этапами лечебно-реабилитационного процесса в целом.

•   Применяются техники разных направлений психотерапии.

•   Достигается синергия с лекарственной терапией и иными терапевтическими воздействиями.

•   Ведущий занятий должен иметь достаточную не только арт-терапевтическую подготовку, но и подготовку в области клинической психиатрии и психотерапии, медицинской психологии.

 

Основные компоненты 
теории и методологии клинической САТ

Рис. Основные компоненты теории и методологии клинической САТ

 

Клиническая САТ обеспечивает:

•   оптимальный учет различных биопсихосоциальных факторов сохранения и восстановления здоровья;

•   обоснование общей стратегии арт-терапевтических вмешательств и функций специалиста на разных этапах арт-терапевтического процесса в их соотнесении с другими методами лечения и реабилитации;

•   возможность включения арт-терапии в организационный контекст медицины, оптимального взаимодействия проводящих арт-терапию специалистов с другими специалистами полипрофессиональной бригады;

•   учет социальных, культурных, институциональных и иных внешних влияний на процесс арт-терапии, социального и культурного опыта пациентов.

Социальная арт-терапия

Другим важнейшим вектором развития современной арт-терапии является социальная арт-терапия, представленная в настоящее время в ряде зарубежных изданий [17; 18; 24; 25; 40]. В определенной мере она оказывает влияние на арт-терапию клиническую. Некоторые идеи и принципы социальной арт-терапии включены, например, в клиническую САТ. Термин «социальная арт-терапия» использован нами в качестве рабочего понятия, позволяющего описать те модели арт-терапевтической практики, которые имеют ряд характерных особенностей, а именно:

1.   Ориентированы на предупреждение и смягчение проблем психосоциального характера, связанных с отношениями людей и социальных групп. Так, например, важной функцией социальной арт-терапии является функция посредничества в конфликтах.

2.   Стремятся к повышению эффективности деятельности, качества жизни и отношений людей на основе фактора творческой активности.

3.   Использует искусство как катализатор позитивных социальных изменений.

4.   Направлены на устранение или смягчение негативных психосоциальных последствий психических и соматических заболеваний — стигматизации (клеймения), маргинализации — а также возникающих на их почве психогенных реакций и состояний дезадаптации.

5.   Уделяют повышенное внимание реабилитации и социальной интеграции (инклюзии) людей с ограниченными возможностями здоровья и представителей групп риска.

6.   Используются с целью развития организаций, личностного и профессионального роста, духовного обогащения и развития людей.

7.   Зачастую применяются за рамками учреждений здравоохранения, образования и социальной помощи, либо, поддерживая с ними определенную связь, стремятся к большей автономности и независимости от них, аффилиируясь с гражданскими инициативами, общественными объединениями, негосударственными фондами.

8.   Характеризуются меньшей степенью ведомственного контроля и большей самостоятельностью в определении стратегии и тактики работы, при разработке и реализации арт-терапевтических программ. Это тесно связано с использованием негосударственных источников финансирования, большей организационной и материальной самостоятельностью инициатив социальной арт-терапии. В то же время, согласование идейной платформы программ социальной арт-терапии, даже когда они инициированы негосударственным сектором, с ведомственными структурами и политикой государства, а также использование государственных и муниципальных источников финансирования вовсе не исключаются.

9.   Предполагают иной характер отношений между специалистами и получателями услуг. Они представляют собой скорее форму партнерских отношений, нежели отношений эксперта и клиента (пациента).

Социальная арт-терапия подготовлена и поддерживается развитием социальных наук, новых направлений философии и психологии, характеризующихся большим вниманием к социальным, культурным, дискурсивным факторам, определяющим субъектность и отношения между людьми. На становление и дальнейшее развитие социальной арт-терапии оказывают влияние такие новые направления философии и психологии, как: постструктурализм/постмодернизм, психология общин, критическая психология, глубинная психология, мультикультурная психология, экопсихология, феминистская и гендерная психология, глобальная психология, либеральная психология, радикальная психология, психология мира.

Социальная и в определенной мере клиническая арт-терапия в последние годы уделяют все больше внимания роли властных отношений, контекста (включая роль культуры, институциональной среды, сообществ и т.д.), мультикультурным влияниям, политике, правовому контексту, проявлениям неравноправия, глобальным факторам доминирования, самоопределению и сопротивлению институтам социальной гегемонии.

Становление социальной арт-терапии позволяет специалистам в этой области, а также представителям творческих профессий развивать новые формы работы с населением в разных учреждениях культуры, медицинской и социальной помощи и системы образования, а также за их пределами. Иногда эти новые формы работы могут быть отнесены к терапии, иногда — к сфере искусства.

Важным условием эффективной работы в сфере социальной арт-терапии (проникающей и в клиническую сферу) является гражданская позиция специалиста. Она позволяет ему, с одной стороны, быть убежденным в возможности позитивных изменений, касающихся физической и психологической сферы людей и функционирования разных социальных групп и сообществ. С другой стороны, гражданская позиция предполагает способность к критической оценке бытующих форм социальной практики, включая медицину, образование, культуру, разные виды лечебной и образовательной деятельности, идеологию.

Гражданская позиция специалиста в области социальной арт-терапии тесно связана с представлением о том, что позитивные социальные изменения реализуются через творчество и общение людей и могут начинаться с уровня отдельной личности, семьи, коллектива (сообщества), учреждения или общества в целом. При этом позитивные социальные изменения могут быть связаны:

•   с повышением социальной, политической и культурной компетентности, сознательности и активности граждан,

•   взятием на себя большей ответственности за свое поведение и судьбу,

•   с развитием самосознания и идентичности.

Некоторыми формами общественной активности специалистов, связанными с социальной арт-терапией, могут быть [23]:

•   посредничество в конфликтах,

•   тренинг уверенного поведения,

•   организация и развитие сообществ, включая групповую и командную работу (тренинг лидерства и управления),

•   методы социальной поддержки,

•   развитие общинного и корпоративного партнерства,

•   институциональные изменения на основе работы с малыми группами и изменения политики учреждений,

•   социальные исследования на основе действия (акций),

•   политическая активность, лоббирование,

•   филантропия.

Все это может быть реализовано как в сферах медицинского и социального обслуживания (в частности, сфере психического здоровья) и образования, так и в сфере искусства.

Специалисты клинической и социальной арт-терапии

На сегодняшний день в области клинической и социальной арт-терапии работают разные специалисты. Важное значение при этом имеет статус и уровень профессионального признания арт-терапии. В тех странах, где арт-терапия рассматривается как самостоятельная парамедицинская специальность, и действуют определенные нормы допуска к профессиональной арт-терапевтической деятельности (США, Великобритания), специалисты клинической и социальной арт-терапии — это, прежде всего, сертифицированные (лицензированные) арт-терапевты. В последние годы среди арт-терапевтов увеличивается доля тех, кто, наряду с арт-терапевтической, имеет иную подготовку и лицензию на оказание услуг в сфере клинического, семейного и супружеского консультирования, психотерапии, психологии, сестринской помощи. Так, по данным опроса членов Американской арт-терапевтической ассоциации [22] в качестве легального основания для своей работы они имели следующие лицензии и сертификаты:

•   лицензия или сертификат на оказание профессиональных арт-терапевтических услуг — 45%,

•   лицензия или сертификат в области профессионального консультирования — 10%,

•   лицензия или сертификат клинического консультанта (counselor, clinical or mental health) — 10%,

•   психотерапевт— 5%,

•   семейный психотерапевт/консультант — 4,5%,

•   психолог — 2%,

•   учитель/художественный педагог — 4%,

•   другие лицензии и сертификаты — 21%.

В странах с развитой системой профессионального арт-терапевтического образования, осуществляемого преимущественно в форме программ магистерского или постмагистерского уровней, отмечается тенденция к более узкой специализации, связанной с отдельными сферами клинической практики, например, аддиктологией (наркологией), оказанием психосоциальной помощи на основе применения искусства. В проектах социальной арт-терапии могут участвовать не только лицензированные или сертифицированные специалисты, но и художники, работники культуры.

В нашей стране в последние годы формируется система дополнительного профессионального образования по арт-терапии, рассчитанная на специалистов с разной подготовкой — психологов, врачей (в основном, психиатров и психотерапевтов), педагогов, лиц с художественным образованием. Очевидно, что основная профессиональная подготовка и уже имеющиеся у специалиста сертификаты и лицензии во многом определяют то, где и как он будет работать, используя полученные арт-терапевтические знания и навыки.

В нашей стране в области клинической арт-терапии лечебно-профилактического и реабилитационного направлений могут работать следующие специалисты:

•   врач-психотерапевты, имеющие соответствующие дипломы и сертификаты, а также прошедшие специальную подготовку по арт-терпии,

•   клинические (медицинские) психологи, прошедшие специальную подготовку по арт-терпии,

•   специалисты с иной подготовкой (художники, специалисты по социальной работе, психологи с иной, неклинической специализацией и др.), также по возможности прошедшие подготовку по арт-терапии.

Проводя арт-терапию в той или иной форме, в зависимости от их основного и дополнительного профессионального образования и имеющихся сертификатов, все эти специалисты могут иметь разную меру клинической ответственности и осуществлять разные функции, делегированные им, исходя из ведущих направлений деятельности лечебно-профилактического или реабилитационного учреждения (подразделения).

Следует признать, что с учетом особенностей становления арт-терапии в нашей стране, значительной роли врачей (психиатров, психотерапевтов) в развитии данного направления, наряду с клиническими психологами, они могут продолжать занимать значимые позиции в области клинической арт-терапии. При этом дополнительно должны быть уточнены функции и формы деятельности этих специалистов, а также необходимые профессиональные компетенции, если речь идет о проведении арт-терапии.

Так, проводя клиническую арт-терапию, врачи-психотерапевты должны уметь:

•   осуществлять всестороннюю оценку состояния и анамнеза клиента, определяя форму клинического расстройства (нозологическая принадлежность, особенности течения) и функциональный диагноз клиента (в том числе, исследуя его «творческий анамнез»),

•   планировать форму и направленность арт-терапевтического вмешательства, определяя при этом методы, мишени и задачи арт-терапевтической работы, с учетом клинических, психологических, социальных и физических особенностей клиентов, а также внешних условий (особенностей учреждения или подразделения, форм его работы, сроков основного лечения, условий финансирования и др.),

•   организовывать и проводить индивидуальную или групповую арт-терапию, формируя при этом терапевтические отношения, используя адекватные способы личностно-ориентированного взаимодействия с клиентами, фасилитации их художественной экспрессии, вербализации опыта и его терапевтической проработки,

•   проводить всестороннюю оценку получаемых эффектов.

Компетенции и функции клинических психологов и других специалистов, проводящих клиническую арт-терапию, должны быть дополнительно уточнены. Сближение клинической и социальной арт-терапии, в частности, растущее признание роли социокультурных факторов патогенеза расстройств психической и физической сферы и усилении компонентов реабилитации и психосоциальной помощи в медицине, определяет необходимость разработки соответствующих компетенций, дополняющих обозначенные выше компетенции специалистов клинического направления.

Определенное значение при этом может быть придано умению специалиста учитывать социокультурные факторы, включая инстуциональную структуру и динамику, мультикультурные влияния, дискурсивные практики, политический и правовой контекст, роль искусства в современном мире и его влияние на различные общественные институты и отношения. Очевидно также, что важным условием эффективной работы в сфере социальной арт-терапии (проникающей и в клиническую сферу) является зрелая гражданская позиция специалиста.

 

_______________________

* Примечание: респонденты могли отмечать одновременно до трех специализаций

 

Литература

 1.   Берегулина Л.Н. Применение клинической системной арт-терапии на отделениях специализированного типа психиатрической больницы // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru

 2.   Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – 1-е изд. – М.: Медицина, 1989.

 3.   Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2006.

 4.   Бурно М.Е. Клинический театр-сообщество в психиатрии. – М.: Академический проект, 2009.

 5.   Ионов О.А. Арт-терапия в комплексной реабилитации психически больных: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004.

 6.   Клиническая психология и психотерапия / под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2012.

 7.   Кожохина С.К., Копытин А.И. Внутренняя картина болезни и здоровья в рисунках детей с сахарным диабетом // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 3 (14) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru

 8.   Копытин А.И. Работа с психиатрическими пациентами на базе дневного стационара психоневрологического диспансера // Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 265–297.

 9.   Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002.

10.   Копытин А.И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты: автореф. дис. … доктора мед. наук. – СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневро-логический институт им. В.М. Бехтерева, 2010.

11.   Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств. – СПб.: Речь, 2011.

12.   Лебедев А.А. Применение групповой интерактивной арт-терапии в психотерапев-тическом отделении госпиталя ветеранов войн // Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2008. – С. 105–132.

13.   Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2006.

14.   Хаген Л. Арт-терапия и медицина // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. – 2008. – Том 11, № 1. – C. 41–57.

15.   Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. – СПб.: Наука, 1992.

16.   Adamson E. Art as healing. — London: Coventure, 1984.

17.   Art in action. Expressive arts therapy and social change / eds. E. Levine and S. Levine. – London: Jessica Kingsley Publishers, 2011.

18.   Arts therapists, refugees and migrants / ed. D. Dokter. – London: Jessica Kingsley Publishers, 1998.

19.   Champernowne I. Art therapy at the Withymead Centre // American Bulletin of Art Therapy. – Spring, 1963.

20.   Dalley T. Art psychotherapy groups // Group work with children: a handbook / ed. K.N. Dwivedi. – London: Jessica Kingsley, 1993. – P. 136–158.

21.   Dewey J. Art as experience. – New York: Capricorn Books, 1934.

22.   Elkins D. and Deaver S. American Art Therapy Association, Inc.: 2011 membership survey report // Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association. – 2013. – Vol. 30 (1). – P. 36–45.

23.   Estrella K. Social activism within expressive arts therapy // Art in action. Expressive arts therapy and social change / eds. E. Levine and S. Levine. – London: Jessica Kingsley Publishers, 2011. – P. 42–52.

24.   Feminist approaches to art therapy / ed. S. Hogan. – London and New York: Routledge, 1997.

25.   Gender issues in art therapy / ed. S. Hogan. – London: Jessica Kingsley Publishers, 2001.

26.   Hill A. Art versus illness. — London: Allen and Unwin, 1945.

27.   Killick K. Unintegration and containment in acute psychosis // British Journal of Psychotherapy. – 1996. – Vol. 13, № 2. – P. 232–242.

28.   Kramer E. Art therapy in a children’s community. – Springfield, Il.: Charles C. Thomas Publisher, 1958.

29.   Kris E. Psychoanalytic explorations of art. – New York: Schocken Books, 1952.

30.   Lydiatt E.M. Spontaneous painting and modeling. – London: Constable, 1971.

31.   McClelland S. Brief art therapy in acute states: a process-oriented approach // Art therapy: a handbook / eds. D. Waller and A. Gilroy. — Buckingham: Open University Press, 1992. – P. 123–136.

32.   McNeilly G. Further contributions to group analytic art therapy // Inscape. – 1987. – Vol. 8, № 3. – P. 3–6.

33.   Medical art therapy with adults / ed. C. Malchiodi. – London: Jessica Kingsley Publishers, 1999a.

34.   Medical art therapy with children / ed. C. Malchiodi. – London: Jessica Kingsley Publishers, 1999b.

35.   Milner M. On not being able to paint. – London: Heinemann, 1950.

36.   Naumburg M. Studies of the free expression of behavior disturbed children as a means of diagnosis and therapy. – New York: College Foundation, 1947.

37.   Naumburg M. Dynamically oriented art therapy: its principles and practices. – New York: Grune and Stratton, 1966.

38.   Petrie M. Art and regeneration. – London: Elek, 1946.

39.   Ridenour A. Creativity and the arts in health care settings // Medical Student Journal of the American Medical Association. – 1998. – № 5. – Р. 378–399.

40.   Tapestry of cultural issues in art therapy / eds. A. Calisch and A. Hiscox. – London: Jessica Kingsley Publishers, 1998.

41.    Waller D. Becoming a profession. The history of art therapy in Britain. – London and New York: Routledge, 1991.

42.   Waller D. Group interactive art therapy. – London: Routledge, 1993.

43.   Walsh S.M., Weiss S. Art intervention with family caregivers and patients with cancer // Oncology Nursing Forum. – 2003. – Vol. 30, № 6. – P. 924–93.

 

 

Ссылка для цитирования

Копытин А.И. Социальная и клиническая арт-терапия [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (2). – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player