О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 РіРѕРґ

Трансформации личности как многоаспектная проблема

Урываев В.А. (Ярославль), Бойчук Б.В. (Новосибирск)

 

 

Урываев Владимир Анатольевич

Урываев Владимир Анатольевич

–  член научно-редакционного совета журнала «Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика»;

–  кандидат психологических наук, доцент по кафедре медицинской психологии, Ярославская государственная медицинская академия.

E-mail: red@mprj.ru

Бойчук Богдан Васильевич

Бойчук Богдан Васильевич

–  член Совета Директоров ООО Центр Развития Личности «Открытый путь» (Новосибирск)

– адрес в Интернете — открытыйпуть.рф
E-mail: openway@openwayru.com
http://xn--i1ablgdkcci0fbq.xn--p1ai/

E-mail: bogdanvb55@gmail.com

 

Аннотация. В условиях стремительно изменяющего общества существенно возрастает интерес к проблемам трансформации личности. Первую научную психологическую теорию, предполагающую трансформацию личности, создал А.Ф. Лазурский. Он же ввел понятия: «уровень личности», «извращенные личности», «личности, приспосабливающие общество к себе». Как стержневую характеристику трансформирующейся личности он указывал «священный огонь», присущий душе человека. Через полвека глубокие размышления о трансформациях личности мы находим в трудах К.Г. Юнга, череда изменений пути индивидуации происходит вокруг темы «самости». Современную (развернутую) классификацию разновидностей трансформаций личности дает М.Ш. Магомед-Эминов. Объединение теоретических посылок трансформационных теорий личности и современных разработок в области интегративной методологии (В.В. Козлов) позволяет построить систему психологических практик, направленную на качественное усиление адаптивных возможностей личности в современном обществе. Примером организации системы таких практик может служить деятельность центра развития личности «Открытый путь» (Новосибирск).

Ключевые слова: личность, трансформации личности, уровни личности, А.Ф. Лазурский, К.Г. Юнг, М.Ш. Магомед-Эминов, В.В. Козлов, Открытый путь».

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

1.

Задачи психотерапии, психодиагностики, наконец, задача внедрения развивающих психологических практик снова и снова поднимает вопрос о неизменности или развитии личности, о горизонтах такого развития или, возможно, о трансформациях личности в процессе жизненного пути.

А. Ребер, не скрывая скепсиса, так определяет понятие «личности» в своем словаре: «Один из классических «заголовков главы» в психологии. То есть термин настолько сложный для определения и имеющий настолько широкую область употребления, что мудрый автор использует его как название главы и затем свободно пишет об этом, не принимая на себя никакой ответственности за определения, если они и представлены в тексте» [2].

Если взять за точку отсчета исторический подход в разработке теорий личности, то мы сможем наблюдать следующие группы теорий (они же — шаги в постижении феномена личности):

* статические теории личности;
* динамические теории личности;
* теории развития личности;
* теории трансформации личности;

«Статические теории» — первые в истории психологии, строятся на обобщении описаний личности (выраженный индуктивный подход). К ним мы можем отнести, прежде всего, конституционально-типологический подход (Гиппократ, Э. Кречмер, У. Шелдон, Л. Зонди; в России — А.Е. Личко и др.). В рамках такого подхода постулируется принципиальная неизменность на протяжении всего жизненного пути некоего генетически детерминированного «ядра» личности. Обстоятельства могут этот тип только затушевать или заострить. Часто цитируется расхожий афоризм психиатров: «Каков в колыбельке, таков и в могилку». Многочисленные патографические этюды призваны указать черты таких типов даже у гениев, подтверждая афоризм Гете: «У камердинера нет героя».

Другим вариантом реализации такого подхода может служить концепция «черт личности» (Р.Б. Кеттелл и др., включая NEO-PI-R). Здесь вопрос о типологии личностей даже не ставиться. Стандартный набор черт может принять различный рисунок, но ничего принципиально нового жизнь в характеристики личности не привносит.

«Динамические теории». Начиная с психоанализа, обращается внимание на влияние социальных детерминант в формировании личности, исследуются и учитываются при анализе личности самые многообразные события в истории ее жизненного пути. Конфликт сознательного и бессознательного сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути, предопределяя динамический тип реагирования, фиксации на тех или иных стадиях созревания определяют характер. В конечном счете мы видим доминирования «гомеостатической» модели реагирования человека на окружающую действительность, и утверждение наличия «экстаза» в момент смерти (в момент окончания истории разбалансировки и восстановления усилий по восстановлению равновесия).

Близко к этой группе находятся и бихевиоральные теории, особенно исследующие проблемы социального научения.

В любом случае эти концепции направлены на анализ адаптации человека к социуму, они тяготеют к некоторого рода «гомеостатическому» типу реагирования и не зря они — «любимый» тип психологического анализа для врачей (З. Фрейд, Э. Берн, Н. Пезешкиан и др.).

«Теории развития» — изначальное «неравновесие» в отношениях личности и окружения заставляет человека изменяться всю жизнь, на каждом этапе своего жизненного пути, до последних лет. Серьезным шагом в этом направлении стали взгляды Э. Эриксона и гуманистические концепции К. Роджерса и А. Маслоу, но наиболее ярко такой взгляд сформулирован в «деятельностном подходе», свойственном отечественной психологии. В рамках череды деятельностей, от вехи к вехе растет и развивается личность, адаптируясь к социальной среде, реализуя свои цели и смыслы.

Нам представляется, что наиболее актуален для современной психологии четвертый подход, ярко представленный А.Ф. Лазурским, который мы можем охарактеризовать как пример «трансформационной теории» личности.

В рамках такого взгляда, человеку на его жизненном пути открыта возможность не только собственно развития, но и качественной перестройки. На смену прежнему модусу бытия приходит другой, меняется «системообразующий фактор», формирующий личность. Человек «перерастает» себя прежнего, подвергает принципиальной ревизии взгляды на жизнь, начинает руководствоваться новыми, более совершенными.

Заметим, что одна из последних публикаций Д.А. Леонтьева дает превосходную оценку теории личности А.Ф. Лазурского, «… которая при пристальном анализе оказывается не только первой полноценной теорией личности в отечественной психологии, но и практически первой в мире» [7, c. 13].

2.

Философия и психология в исследованиях А.Ф. Лазурского

Замечательной особенностью исследований А.Ф. Лазурского является тот факт, что он — один из немногих психологов, строивших свою концепцию в тесном диалоге (вплоть до совместных публикаций) с известнейшими российскими философами.

Уже в монографии, посвященной проблеме характера (1906 год) А.Ф. Лазурский пишет (ссылаясь на диссертацию Н.О. Лосского «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма»): «В некоторой связи к делению Полана стоит классификация Лосского, находящаяся в зависимости от его волюнтаристического взгляда на психическую жизнь. Это воззрение сводится к тому, что основным первичным свойством душевной деятельности Лосский считает волю, характеризующуюся особым чувством активности, благодаря которому все переживаемое нами окрашивается в большей или меньшей степени чувством нашего «я»… Эта-то различная роль «я» в психической деятельности человека и лежит в основе тройного деления характеров, устанавливаемого Лосским. Он делит все всех людей на типы: чувственный, эгоцентрический и сверхличностный». (Вводится «сверх-личностный» уровень анализа личности, соседствующий, как это становится ясным к концу ХХ века, с пониманием личности различными духовными практиками).

Сопоставим эту ссылку на философа с психологической трактовой личностей, отнесенных А.Ф. Лазурским к различным «уровням»: «Если, таким образом, низший психический уровень дает нам, по преимуществу, индивидуумов недостаточно приспособленных, средний уровень — приспособившихся, то представителей высшего уровня можно назвать, в отличие от предыдущих — приспособляющими (выделено А.Л.)».

Заметим, что столь решительное введение (признание, акцентирование) воли как системообразующего фактора в формировании личности представляет исключительный интерес и в наше время.

Во введении к публикации монографии А.Ф. Лазурского [6] М.Я. Басов и В.Н. Мясищев дают еще один крайне важный комментарий: «Творчество и высшая степень активности, отличающая людей высокой одаренности, совершенно так же, как и деятельность всех остальных людей, в условиях окружающей их жизни, в исторической среде, в широком значении этого слова, имеют единственный питающий их источник. Когда эта среда, в силу своего собственного развития, созревает для некоторого обновления, тогда только и наступает момент для творчества. Услышать этот голос жизни, требующий обновления, увидеть и понять смысл развертывающегося жизненного процесса, сделать отсюда должные выводы иногда наперекор укоренившимся традициям, не всякая личность может в одинаковой степени, в этом и скажется уровень одаренности ….

Работа «Исследование личности в ее отношениях к среде» [5] написана совместно с другим российским философом — Семеном Людвиговичем Франком — и, соответственно, также несет на себе «печать» философской глубины, «не замечаемой» многими современными исследователями.

Мы убеждены в том, что концепция психологии личности, развиваемая А.Ф. Лазурским в русле отечественной философской традиции, требует нового и более глубокого прочтения.

Три программы изучения личности А.Ф. Лазурского

Предварительно рассмотрим вопрос о том — сколько же было программ изучения личности в исследованиях А.Ф. Лазурского? Мы полагаем, что их не менее 3-х.

В «Очерке науки о характерах» мы видим первую программу, самым тщательным образом проработанную с позиций индивидуальной психологии. Заметим, что для оценки отдельных сторон личности используются 85 характеристик. А.Ф. Лазурский, имея медицинское образование (со свойственным ему «индуктивным» способом презентации действительности), первый шаг делает в направлении тщательного описания разнообразных проявлений личности в ее поведении. Все выбранные для описания характеристики не потеряли своей диагностической силы и по сегодняшний день. (Программа исследования личности включает следующие блоки: Ощущения. Восприятия. — Память. — Ассоциации. — Внимание. — Мышление. — Речь. — Воображение. — Общие особенности умственной сферы. — Настроение и аффекты. — Чувства, зависящие от контраста. — Чувства, относящиеся к собственной личности. — Чувства по отношению к другим людям. — Высшие идейные чувства. — Общие особенности эмоциональной сферы. — Движение. — Принятие решений. Процесс выбора. — Сознательное волевое усилие.)

«Вторая» программа написана совместно с С.Л. Франком (мы приводим план исследования личности по публикации 1912 года). Заметим, что всего подвергаются оценке 23 показателя и каждый — по четырем основным параметрам. Интерес А.Ф. Лазурского, как мы видим переключается на описание социального бытия личности, черты личности описываются через преломление отношений к социальной действительности. (Во вторую программу включены блоки: Отношение к вещам — Отношение к природе и животным: * отношение к природе; * отношение к животным. — Отношение к отдельным людям: * отношение к равным; * отношение к высшим и низшим. — Половая любовь: * чувственная любовь; * романтическая любовь. — Общее отношение к социальной группе: * общественное сознание; * корпоративное сознание. — Отношение к семье. — Отношение к государству. — Отношение к труду. — Отношение к материальному обеспечению и собственности: * отношение к материальному обеспечению (доходу); * отношение к собственности и ее расходованию. — Отношение к внешним нормам жизни: * отношение к праву; * отношение к правилам вежливости и приличий («конвенциональным нормам»). — Отношение к нравственности. — Отношение к миросозерцанию и религии: * общее отношение к миру и жизни; * отношение к религии. — Отношение к науке и знанию. — Отношение к искусству (эстетический интерес). — Отношение к себе самому: * отношение к своей физической и психической жизни; * отношение к своей личности.)

В работе «Классификация личностей» приведена уже третья, наиболее сложная программа изучения личностей. Отличительная особенность — попытка дать классификацию личностей самого высокого уровня. Мы видим, что «третье» основание для классификации личностей (на «высшем уровне») вновь изменилось, это — общечеловеческие ценности — надличностные цели и виды деятельности. Поскольку в последнем издании монографии собственно таблица отсутствует, мы отсылаем интересующихся в изданию 1924 года. Именно представленность всей картины в «табличной» форме, на наш взгляд, (наглядно) отражает ту работу, которую А.Ф. Лазурский проделал в последние годы своей жизни, развивая проблему классификации личностей.

 

Рис. 1. Классификация личностей А.Ф. Лазурского (1924), стр. 290

 

Резюмируя, можем констатировать, что именно в работе «Классификация личностей» А.Ф. Лазурского мы видим в высшей степени оригинальную концепцию, которая априори не предполагает единой типологии личностей для всех. Представляется, что данное решение — принципиальный отказ от построения единой для всех теории личности — является революционной идеей для психологической науки. Идеей, к сожалению не замеченной, незаслуженно забытой, не обсуждаемой до сих пор.

Здесь же, нужно подчеркнуть, заявлена еще одна не менее революционная идея — смена системообразующего фактора на каждом из уровней. Вместо «абстрактной» личности мы видим, сообразно «уровню» обще адаптационных способностей, три ряда личностей.

Во-первых, это ряд личностей плохо приспосабливающихся. Основа для классификации на этом уровне — по сути, асоциальна, «изнутри» детерминирована. Ведущим является конституционально-типологический подход, с его проблемами темпераментов, дисгармоничных характеров и акцентуаций.

Для второго ряда — хорошо приспособляющихся — вводится уже социально-психологическое основание типологии. Здесь же находят себе место и проблемы адаптации личности к производительному труду и «невротические» коллизии дезадаптации (к этому уровню смело можно отнести «характерологию» З. Фрейда, Э. Фромма и др.). Подчеркнем, как раз на данном «уровне» А.Ф. Лазурским и описано наибольшее число различных типов личности.

Для высшего уровня (личности — «деятели») основа типологии — классификация «деяний». Мы видим людей, опережающих свое время и «взваливающих на себя» колоссальное бремя ответственности, просто недоступное предыдущим «уровням». Предыдущие основания для типологии личностей на этом уровне — «не работают». По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер: «… можно сказать, что переходя от низшего уровня к высшему, А.Ф. Лазурский исключает из описания индивидуальности черты характера, заменяя их свойствами личности» [3].

Если попытаться понять причину, по которой концепции личности А.Ф. Лазурского уделялось столь незначительное внимание, то мы полагаем, ответ содержится в постановке одной из самых острых психологических проблем — проблемы «психологического» неравенства людей. При этом, в конечном итоге, темой исследования ученого стали не профессиональные способности, затрагивающие одну какую-то сферу, а интегрированная активность личности, на высшем уровне «перестраивающая общество». Обсуждение идеи того, что эволюция движется меньшинством, не являлось приоритетом прошлого века. Напротив, значительное внимание уделялось психологии масс.

Интересные параллели можно провести между взглядами А.Ф. Лазурского и монографией Сальвадоре Мадди «Теории личности: сравнительный анализ» [9].

В этой работе автор рассматривает в широком методологическом плане проблему, которую можно обозначить как «ядро и периферия» в типологии личностей. Первичным признается ядро и строятся три основные личностные мета-модели, создающие основное противоречие развития: собственно конфликтные отношения, согласованность — уравновешивание; третья модель — самореализации. Обращаясь к истории психологии, С. Мадди иллюстрирует свои рассуждения примерами из различных теорий личности. По нашему мнению, в концепции А.Ф. Лазурского заложена основа для сопоставления этих мета-моделей в рамках одной теории — на каждом из уровней действует свой «основной конфликт».

Следуя логике А.Ф. Лазурского, мы на первом уровне в виде системообразующего фактора видим «конфликтные» (по С. Мадди) отношения «человек-организм», при повышении психического уровня можно переходить с модели «согласованности» в диалоге «человек-общество», наконец, на третьем уровне — эффективна модель «самореализации» развития личности в оппозиции «человек и мир».

Можно сказать, в конечном счете, задача человека — пройти через все эти конфликты — «огонь, воду и медные трубы».

«Священный огонь» как стержневая характеристика личности

В послесловии А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой и Ю.Н. Олейника [5] к избранным работам А.Ф. Лазурского подчеркивается еще одна важная особенность теории личности А.Ф. Лазурского — ее нефаталистический характер и постулирование примата духовного над всем остальным. Человек не предопределен наследственной конституцией (или общественными условиями) жить на том или ином «уровне». По А.Ф. Лазурскому, человеку присуще стремление к повышению своего уровня (это пятая важнейшая характеристика личности: «… в качестве критерия моральной оценки необходимо выставить совсем иной признак, а именно — большую или меньшую тенденцию к повышению психического уровня (выделено А.Л.), большее или меньшее стремление к совершенствованию. Если ни один человек не может дать в своих психических проявлениях больше того, что в него вложено от природы (прирожденные особенности нервно-психической организации), то зато имеющиеся от природы духовные силы могут или остаться неразвитыми, в зачаточном состоянии, или, наоборот, развернуться ad maximum как в количественном, так и в качественном отношении. И этот именно «священный огонь», это стремление к возможно более полному и всестороннему развитию и проявлению своих духовных сил мы считаем одинаково ценным, будет ли оно проявляться в яркой и разнообразной психике богато одаренного человека, или же в бедной примитивной душе индивидуума, принадлежащего к низшему психическому уровню» [6].

Еще одна тема (из важнейших для психологии, но незаслуженной обойденных вниманием на сегодняшний день) волнует А.Ф. Лазурского. Значительная часть его размышлений посвящена проблеме «извращенных» личностей. «Возникает, естественно, проблема разделения понятий и признаков невроза и извращения. Не входя в специальное обсуждение этого вопроса, отметим тот факт, что, если то и другое в биологической перспективе является известной формой приспособления и уравновешения, то в неврозе и психозе, в согласии с воззрениями новейшего времени, усматривается отказ от внешней реальности (бегство в болезнь — Freud, аутизм — Bleuler), пренебрежение к ее требованиям, а также поиски равновесия в сфере субъективных переживаний и субъективной реальности; в извращении же контакт с внешней средой сохраняется в приспособлении к ней, личность руководится логикой реальности, только способ и направление приспособления обычно имеет в этом случае характер антисоциальный».

Три эффекта подчеркивает А.Ф.Лазурский в вопросе об извращенных личностях. Во-первых, «… извращение, идя далеко вглубь, расщепляет личность, уничтожает координированность ее проявлений, влечет за собой оскудение». Во-вторых, «… на высшем уровне извращение сказывается уже тогда, когда, не отразившись на формальной структуре личности, оно коснется динамики соотношений ее со средою, направления и способов ее деятельности». В-третьих, «Извращение эгоцентрирует личность. Высший тип характеризуется направленностью на сверхличные цели, что справедливо отмечает Лосский». (При извращении же — вплоть до идей сверхценной личности).

И еще, существенный для обсуждения момент: «Знание в своем основном комплексе чуждо извращению, так как не содержит источников конфликта со средой, но вместе с тем не содержит активных элементов, смягчающих влияние неблагоприятных, угрожающих извращением фактов; слабые места личности в добавочных комплексах здесь становятся источником искажения личности. Примером может служить Бэкон» [5].

А.Ф. Лазурский не дает простого ответа на вопрос об извращенных личностях, он рассматривает целый ряд причин, направляющих формирование личности в это русло. Вместе с тем мы считает принципиально важным еще раз привлечь внимание не только в проблемам воспитания подрастающего поколения (включая высоко-одаренных по тестам IQ), но и возвращение в психологию проблемы «страстей», «порока», «извращения», — достаточно широко рассматривавшихся в отечественной психологии еще XIX века.

Понятие «священный огонь», использованное А.Ф. Лазурским и вынесенное нами в подзаголовок, имеет несколько прочтений, небезынтересных для современного профессионального психолога.

В заключение публикации хотелось бы высказать убеждение в том, что дискуссия об отечественной психологии начала XX века, переиздание книг, созданных в то время, представляется нам одним из ресурсов, помогающих движению вперед психологии XXI века.

Несколько позже проблемы трансформации личности в терапевтической практике вплотную стал изучать К.Г. Юнг, введя понятие «индивидуации». «Индивидуация — естественный, органический процесс. В ней раскрывается наша сокровенная природа и главный путь каждого из нас. Как писал Юнг, «это то, что дерево делает деревом». Индивидуация — процесс постижения целостности и, таким образом, стремление к большей свободе. Процесс включает развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного. Каждый принципиальный шаг на пути индивидуации — это шаг к новому уровню регуляции своего поведения, отношения к окружающему.

«Насколько больше мы осознаем себя через самопознание и действуем соответственно этому, настолько уменьшается пласт личного бессознательного, накладываемый на коллективное бессознательное. При этом возрастает сознание, которое больше не заточенó в ограниченный, сверхчувствительный личный мир интересов цели. Это расширенное сознание больше не будет ранимым, эгоистичным набором личных желаний, страхов, надежд, амбиций… Напротив, оно принимает на себя функцию связи с миром объектов, приводящих человека к абсолютной, связующей и неразрывной общности с миром в целом» [15].

Важно отметить, что в традициях отечественных святоотеческих размышлений идеи трансформации личности не вызывают никаких сомнений. Врач (доктор наук, лауреат Сталинской премии за монографию «Очерки гнойной хирургии») и архиепископ В.Ф. Войно-Ясенецкий пишет: «Жизнь тела и души можно сравнить с полной красоты и прелести жизнью виноградной грозди. Прекращается питание ее соками лозы, росой небесной, окропляющей нежный пушок сочных ягод, и остаются лишь выжимки, обреченные на гниение; но жизнь виноградных гроздьев продолжается в полученном из них вине. В него переходит все то ценное, прекрасное и благоуханное, что было выработано в живых ягодах под благотворным действием света и солнечного тепла. И подобно тому, как вино не портится, а продолжает жить своей собственной жизнью после смерти винограда, становясь тем лучше, чем больше оно живет, и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие в направлении добра или зла после смерти тела, мозга и сердца и прекращения деятельности души».

3.

Трансформации личности (по М.Ш. Магомед-Эминову)

В этимологическом плане слово «трансформация» образовано из двух латинских слов — «trans» и «forma». Само слово «трансформация» несет в себе следующий смысл: превращать, преобразовать («transformis» — превращенный, преображенный, измененный). Термин «форма» — это латинский синоним греческого эйдоса, Логоса, сущности, который понимался Платоном в качестве праформы всяких вещей, а Аристотелем — как оппозиция материи, вместе с которой он составляет неразрывное структурное единство.

Второе слово «trans» в латинском языке означает: 1) через, пере (перехожу); 2) сквозь (пронзаю насквозь); 3) за, за пределами. Все три значения этого слова предоставляют в наше распоряжение возможность объективировать существенные стороны, или отношения, трансформации.

В работах М.Ш. Магомет-Эминова [8] дана развернутая классификация трансформационных процессов, происходящих с личностью (перевоплощение, индукционная трансформация личности, базисная трансформация, нормативная трансформация, потенциирующая трансформация, индивидуационная трансформация, самореализующая трансформация, трансцендентная трансформация, возрождающая трансформация, травмотрансформация, искусственная трансформация, экзистенциальная трансформация, трансформация в переходе индивидуации и приобщения, конструктивная трансформация).

Признавая важность многостороннего анализа проблемы, мы выделяем ряд из них, прямо касающихся развития потенциала личности.

Индукционная трансформация личности. Трансформация, вызванная участием людей в ритуалах, массовых мероприятиях. Примером могут служить описанные К. Юнгом трансформации человека в форме переживания им трансцендентного опыта. Будучи участником священной драмы, индивид трансформируется посредством выполнения определенных ритуальных действий; процесс превращений субъекта, происходящий в таких случаях, обычно объясняется тем, что он якобы удостаивается божественной милости, дара благодати на основании своего участия или присутствия в таинстве, мистерии. Это возможно по той причине, что сама мистерия, священное таинство, месса — это ритуал трансформации, в котором осуществляется смысловая работа личности из определенного горизонта трансформационного круга.

Нормативная трансформация. Нормативная трансформация происходит как последовательное движение развития личности по определенной психосоциальной матрице или по сменяющимся трансформационным этапам. Одну из разновидностей такой трансформации наиболее убедительно описал Э. Эриксон в своей эпигенетической теории развития личности [14].

Потенциирующая трансформация представляет собой трансформацию личности, в ходе которой актуализируется соответствующая мотивациия и в определенных формах реализуется рост личности, происходит самоактуализация [10].

Для понимания потенциирующей трансформации как одной из форм самоактуализации, или самореализации, необходимо идентифицировать наличную психическую организацию актуальной личности, т.е. такой личности, какова она есть «здесь и теперь», личности, соответствующей данному уровню своего развития и бытия. Призыв гуманистической психологии к человеку «быть таким, какой есть» [11], в чем-то перекликающийся с психоаналитической установкой на полноту сознавания себя, указывает именно на необходимость ухватывания наличного бытия личности как исходной точки трансформации. После того, как человек выявляет данное актуальное состояние своей личности, принимает себя целиком и в своей целостности, он оказывается в начале роста личности. «Быть таким, какой есть» — то не самоцель, а условие роста, поддерживающее мотивацию самоактуализации. Условная цель этого роста — «быть таким, каким можешь быть» — дает возможность человеку реализовывать глубинные потенциалы. Таким образом, два состояния бытия личности: «быть таким, какой есть» и «быть таким, каким можешь быть» создают два полюса трансформационного процесса роста личности. Данный тип личностных изменений детерминируется мотивацией самоактуализации и релевантными окружающими условиям. В качестве условий, трансформирующих личность, по К. Роджерсу, выступают, например: конгруэнтность (открытость, подлинность), безусловное позитивное отношение (дружелюбие, доброта, принятие) и глубокое слушание (или эмпатия) [Там же]. При наличии таких условий, с его точки зрения, с неизбежностью наступают конструктивные личностные изменения. Следует еще раз подчеркнуть, что потенциирующая трансформация личности не привязана к нормативным кризисам или онтогенетическим стадиям развития, ибо касается самоактуализации личности, становлению самости в личности, происходящей в благоприятных условиях.

Индивидуационная трансформация. Становление индивидуальности, развитие индивидуальной личности может происходить не только путем разворачивания самости в личности, но и как движение личности к самости. В процессе этого движения к самости личность обретает подлинность. Особую разновидность индивидуационной трансформации личности, в процессе которой происходит самоактуализация и индивидуация личности, описал К. Юнг.

Ученые отмечают особый интерес, который он питал к идее трансформации, охватывающей, по его представлениям, мистические переживания, психопатологические феномены, а также обычные психологические проявления.

Индивидуация — это процесс развития личности, в результате которого человек становится единством, отличным от других, обретает целостность, развивается в индивидуальную личность. Индивидуация, считает К. Юнг, происходит как циркумамбуляция: личность вращается вокруг самости как центра личности, в результате чего она обретает целостность. Своеобразие этого кругового вращения личности вокруг самости состоит в том, что оно происходит по спирали, сходящейся к центру. Непрерывное схождение личности во вращательном движении к самости мыслится К. Юнгом как процесс самоактуализации. В своем представлении об индивидуации К. Юнг реализовал синтетический подход, связывающий и каузальный, и целевой подходы, обычно противопоставляемые в психологии. Таким образом, его концепция соединяет три аспекта: архетипическую индивидуацию личности, становление самости (соответственно, становление личности), реализацию трансформационного образа — имаго.

К этому направлению можно отнести В. Франкла [12], который строит свою концепцию на основе идеи восхождения к смыслу, экзистенциальная фрустрация которой приводит к ноогенным смыслам, к потере смысла как основания существования и даже выживания, экзистенциальному вакууму, конформизму, тоталитаризму дезорганизации жизни и др. В более узком значении индивидуация как феномен, который связан с трансформацией личности ребенка предложенной в рамках теории объектных отношений в психоанализе в теории привязанности, в теории самости.

Самореализующая трансформация. Самореализация имеет две стороны — движение «от» и движение «к». Она сочетает в себе саморазворачивание потенций личности, т.е. потенциирующую трансформацию, и движение личности к самости, бытию, смыслу, обретение самости — индивидуационную трансформацию. Сюда относятся концепции, которые построены на самосовершенствовании, стремлении к идеалу.

В концепции З. Фрейда это отражается в Эго-идеале, входе в Супер-Эго. Отдельные аспекты концепции ученика А. Адлера В. Франкла также относятся к самореализации идеализирующего типа — бытие, считает В. Франкл, направлено на смысл. Но так как В. Франкл вводит также духовную потребность (волю к смыслу), то его концепция является синтетической самореализацией, в которой учитываются и потенцирующая, и индивидуационная, и самоидеализирующая трансформация. Поэтому потенциирующую и индивидуационную трансформацию можно объединить в самореализующую трансформацию. В ней происходит соединение саморазворачивания целостности в личности и обретение личностью целостности. Соединение двух аспектов развития–личности позволяет нам говорить о самости и как о предпосылке, и как о результате развития. В действительности, эти два движения процессов развития находятся во внутреннем единстве.

Трансцендентная трансформация. В поздней концепции Юнга в трансформации архетипического воплощения учитывается значение Другого. Трансформация личности у А. Маслоу смещает акцент на реализации высших ценностей бытия (в пиковых переживаниях, плато-состояниях). Р. Асаджиоли (в метапсихологических терминах) пытается учесть значение синтетической функции самости. Сюда же можно отнести концепцию трансперсональной психологии С. Грофа, в которой представлен пренатальный и трансцендентальный опыт [4].

Возрождающая трансформация. Еще одну форму трансформации, которая осуществляется в плоскости обновления, возрождения, при которой человек открывает для себя подлинную ценность жизни, вводит в действие глубинное измерение своего существования, а именно, возрождающую трансформацию. Один из важнейших видов возрождающей трансформации есть трансформация личности в условиях предельного существования, бытия в условиях угрозы небытия. Таким образом, бытие личности в ситуации угрозы небытия создает не только травмотрансформацию, но и вызывает возрождающие преобразования личности. Прикоснувшись к небытию, человек может не только психологически «омертвиться», но, напротив, найти в себе новые силы для преобразований. Тогда он обнаруживает в себе мощные (нередко не задействованные в его личности до этого) потенциалы, разворачивающиеся теперь в конструктивном направлении.

Возрождающая трансформация позволяет человеку выйти за пределы повседневности, рутины жизни, автоматизированного, стереотипного существования. Какую бы благополучную, счастливую жизнь человек ни вел, как бы он ни цеплялся за свои достижения, существование его потускнеет, жизнь будет стагнироваться, если его личность не будет обновляться. Возрождающая трансформация преодолевает «застой» жизни, неважно по какой причине он возникает: из-за экстремальных коллизий или «неподвижности» существования. «Новые русские» превратятся в «старых», если не будут систематически «обновляться».

Искусственная трансформация. Типология трансформаций не исчерпывается, рассмотренными и включает в себя еще и другие разновидности, для вычленения которых необходимо произвести для начала противоположное действие — укрупнить, обобщить выделенные категории «естественных трансформаций». Им можно противопоставить искусственную трансформацию — психические превращения, преобразования личности в целом или отдельных ее составляющих, возникающие под влиянием специально организованного воздействия.

Можно выделить следующие основные цели искусственной трансформации личности:

1)   сужение личности — устранение нечто неприемлемого, например, симптома, комплекса, болезни;

2)   расширение личности — присвоение нечто отсутствующего, например, обретение новых качеств, ценностей, навыков и др.;

3)   развитие потенции;

4)   преодоление задержки — ингибиторного процесса;

5)   становление бытия.

Методы трансформации распадаются на две крайние формы: 1) вторгающаяся, трансформация — в личность пытаются внести, вторгнуть нечто постороннее, нередко для нее чуждое, личностно неприемлемое, хотя быть, может, привлекательное для сознания человека; 2) саморазворачивающаяся трансформация — в личность ничего не «вносят», ей не делают никаких «психических инъекций», кодирований или программировании, а пытаются актуализировать, развернуть, инициировать ее собственные ресурсы для преодоления задержки развития. Между этими двумя полюсами трансформации располагается множество промежуточных вариантов. Исповедь, консультация, психотерапия, воспитание, обучение, научение — это далеко не полный список видов искусственной трансформации личности. Один из наиболее воинствующих, вторгающихся методов трансформации — кодирование. В сознание «психологически девственного» индивида «встраивают» «суггестивный императив», преобразовывая его в символическое психотехническое устройство. «Компьютерная» метафора создает подходящую символическую платформу для насаждения в личность разнообразных психотехнических алгоритмов. Подлинность психотерапии определяется тем, обеспечивает ли она условия для разворачивания работы личности пациента или остается в пределах формирования субъекта путем вращивания в его сознание искусственных схем и стимулов. Этот аргумент сохраняет свою силу независимо от того, трактуют ли искусственную деятельность как самодеятельность, творческую деятельность или как диалог.

Экзистенциальная трансформация — это трансформация способов существования (может быть аутентичной и неаутентичной), к которой можно отнести Л. Бинсвангера, М. Босса [1; 13]. Европейское крыло больше акцентируется на самотворении, самопроизводстве Я как выборе. Напротив, американские экзистенциалисты пытаются учитывать как экзистенциальные проблемы, так и психодинамические факторы.

Трансформация индивидуации — приобщения. В эту группу можно отнести концепции, которые строятся на основе развития индивидуальности в со-бытии с Другими. Эта линия разрабатывается в отечественной психологии в большей мере на основе идеи реализации культурно-исторических общественных отношений в жизнедеятельности. Имеется вариант, когда делают акцент на полюсе субъекта (жизни, организации, ответственности, выбора) или учитывается инобытие, целостность с точки зрения феномена субъектности, становлении индивидуальности и т.д.

4.

Краткий анализ места проблем трансформации в понимании развития личности обнаруживает:

–   чрезвычайную актуальность темы трансформации личности в эпоху стремительного изменения общественных отношений (эти задачи требуют от профессиональных психологов поиска адекватного ответа);

–   близость решений в современных трактовках трансформации личности к методологии интегративной психологии (В.В. Козлов);

–   возможность реализации найденных решений в практике психотехнической подготовки как широкого круга участников, так и в рамках бизнес-сообщества (в частности, на примере центра развития личности — Новосибирск см. «Начало «Открытому пути» положено в Новосибирске» — в данном номере).

 

Литература

1.   Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999. – 330 с.

2.   Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Том. 1 (А–О) / пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – С. 411–412.

3.   Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: МГУ, 1988. – 320 с.

4.   Гроф К. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. – М., 2003. – 377 с.

5.   Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. – М.: Наука, 1997. – 446 с.

6.   Лазурский А.Ф. Классификация личностей. – Л., 1923. – 192 с.

7.   Леонтьев Д.А. Теория личности А.Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям // Методология и история психологии. – 2008. – Том 3. – Вып. 4. – С. 7–20.

8.   Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности. Кн. 1–2: дисс. … д. псх. н. – М., 2009. – 680 с. (Кн. 1–2).

9.   Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. – СПб.: Речь, 2002. – 539 с.

10.   Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: «Евразия», 1997. – 272 с.

11.   Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека / пер. с англ. – М.: Издат. группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.

12.   Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб.: Речь, 2000. – 286 с.

13.   Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.

14.   Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

15.   Юнг К.Г. Символы трансформации. – М.: Penta-Graphic, 2000. – 496 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Урываев В.А., Бойчук Б.В. Трансформации личности как многоаспектная проблема [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (2). – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player