О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Рецензия
на учебное пособие «Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях».
Бишкек, Издательство «Папирус-Print» 2013

Клюева Н.В. (Ярославль)

 

 

Клюева Надежда Владимировна

Клюева Надежда Владимировна

–  доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова (Ярославль).

E-mail: nadejda@uniyar.ac.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка учебн. пособ. Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях

Вышло в свет интересное, содержательное, очень нужное клиническим психологам, психологам-консультантам, психотерапевтам и психиатрам учебное пособие «Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях», г. Бишкек, Издательство «Папирус-Print» 2013 г.

Я назову книгу событийно насыщенной — так много в ней случаев из практики авторов, осмысления ситуаций, которые они наблюдали и участниками которых были.

С И.В. Добряковым мы знакомы лично, он провел в июне 2013 года семинар в Ярославле по кризисной психологии, участниками которого стали члены Региональной Ассоциации психологов консультантов. Интеграция глубоких знаний по теме, умение донести до участников тонкости работы мастера, личная вовлеченность и деликатность и огромный опыт И.В. Добрякова позволил нам по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность. С огромным уважением психологическое сообщество относится к разработкам всего авторского коллектива учебного пособия.

Пособие состоит из пяти разделов. В первом разделе анализируются индивидуальные факторы, влияющие на тяжесть переживания травмы. Второй раздел посвящен клинической картине расстройств, связанных с посттравматическим стрессом. В третьем части описаны принципы доклинического этапа оказания помощи. Четвертая часть включает в себя авторскую модель (Добряков И.В., Никольская И.М.) кризисной психологической помощи. Последняя часть включает в себя алгоритмы оказания помощи пострадавшим и технологии оказания помощи специалистам, работающим в зоне чрезвычайной ситуации.

Во вводной части И.В. Добряков предлагает дифференцировку таких понятий, как кризис, критическая ситуация, психологическая травма, типы психотравмирующих ситуаций, травматический стресс и его разновидности. Ценно, что автор, кроме дефиниций, предлагает маркеры, по которым можно выявить особенности реагирования личности на те или иные травматические события.

В первой части пособия дана характеристика индивидуальных факторов, влияющих на тяжесть переживания травмы. К таковым отнесены: когнитивная схема события («внутренняя картина события», индивидуально переживаемое ощущение своей способности противостоять опасности, качество эмоциональной поддержки в момент и после травматического события, состояние физического здоровья пострадавшего (конституциональные особенности, возраст, уровень физического развития). Важно то, что каждый из перечисленных факторов нашел свое отражение в описании случаев, которые были предметом наблюдения специалистов.

Особое внимание в первой части уделено типам реагирования на острый стресс. Представлено описание последовательности поведенческих («лимбических») реакций, которые автоматически запускаются в ситуациях угрозы: замирание — борьба/бегство — тоническая иммобилизация. На основе исследований зарубежных авторов и практики своей работы описана тоническая иммобилизация как прогностический признак, свидетельствующий о возможности в дальнейщем развития ПТСР. Специальный раздел посвящен описанию четырех уровней защитной системы человека: сомато-вегетативной, поведенческой, психологической защиты и копинг-поведению. Показана необходимость адекватной профессиональной помощи личности по совладанию с кризисной ситуацией. На примере детей — жертв террористического акта в Беслане — выделены этапы оказания помощи пострадавшему ребенку и семье.

В качестве отдельного травмирующего фактора выделено психологическое притеснение (харрасмент) на рабочем месте, которое имеет последствия для психического здоровья личности. Н. Агазадзе выделены четыре группы харассмента (запугивание, блокирование, изоляция, унижение) с указанием признаков. Ценными являются описание клинических случаев и характеристика направлений работы с этим достаточно распространенным в организациях явлением. При этом автор указывает на необходимость решения данной проблемы на организационном уровне, на уровне команды и на индивидуальном уровне.

Вторая часть пособия позволяет специалистам познакомиться с диагностическими критериями ПТСР. В МКБ-10 не нашли отражения острые и постравматические расстройства у детей и подростков, зато они представлены в DSM-У. Авторами затронут важный аспект — включение культурального измерения: поведенческие реакции, интерпретация происходящего, используемые копинги отличаются у представителей разных культур. Также рассмотрен феномен надуманного поведения. Несомненную ценность представляет раздел «Острые и постравамтические стрессовые расстройства в детском возрасте» (автор — И.В. Добряков). Предложено рассматривать проявление ПТСР у детей с позиций уровней защитной системы и уровней преимущественного нервно-психического реагирования: соматовегетативного, психомоторного, аффективного и эмоционально-идеаторного.

Третья часть пособия детально описывает методы оценки и мониторинга ситуации во время чрезвычайных ситуаций и кризиса, различные модели помощи пострадавшему населению, критерии эффективности используемых мероприятий. Авторы представили цели и задачи психосоциальной помощи, стратегии, методы и программы вмешательства. В чрезвычайных ситуациях важно привлечение помощников к работе профессионалов — на этом делается специальный акцент. Описаны требования и обязанности общественных помощников.

Методы оказания кризисной психологической помощи детям в рамках модели реабилитацииа «Добрякова–Никольской» детально описаны в четвертой части пособия. Авторы представили два эффективных метода: метод когнитивно-метафорической реструктуризации травматического опыта и арт-терапевтическую технологию — метод серийных рисунков и рассказов, их сопровождающих.

Итоговая часть пособия включает этапы и несколько алгоритмов оказания помощи в чрезвычайной ситуации. Первый алгоритм оказания экстренной психологической помощи основан на опыте работы ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России». Алгоритм включает в себя определения понятия «экстренная психологическая помощь», признаки, которые позволяют отнести человека к категории «пострадавший», этапы организации помощи и задачи специалистов на каждом этапе. Второй алгоритм обеспечивает работу специалистов в отдаленный период.

В качестве пожеланий: в пособии хорошо описаны задачи и методы работы психолога, психиатра и психотерапевта. Вместе с тем, важно более тщательное описание компетентностей, ответственности, обязанностей, полномочий и ресурсов, необходимых для работы специалистов, а также механизм их взаимодействия. Есть необходимость в расширении спектра методов, которые может использовать, в частности, психолог в работе c пострадавшими (методы поведенческой, телесно-ориентированной и эмоционально-образной терапии, экзистенциальный подход и др.). Также, учитывая то, что пособие адресовано, в том числе, студентам, был бы полезен раздел о цели, задачах, программах подготовки специалистов, методические задания (случаи, вопросы к разделу и т.д.), которые и позволили бы книге соответствовать статусу «учебное пособие».

Подводя итоги, отмечу, что пособие, с одной стороны, имеет обширную научно-теоретическую базу, с другой — включает в себя инструментарий профессиональной деятельности специалиста. Представленный анализ случаев и наблюдений позволяет конкретизировать положения по оказанию помощи. Книга насыщена большим количеством литературных источников и, что очень важно, многие из них иностранные. В работе изложены и собственные исследования авторов.

Учебное пособие заслуживает внимания профессионалов, а научно-исследовательский, методический и практический опыт его авторов заслуживает глубокого уважения.

 

 

Ссылка для цитирования

Клюева Н.В. Рецензия на учебное пособие «Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях». Бишкек, Издательство «Папирус-Print» 2013 // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – N 2 (4) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player