|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Современный учебник по клинической психологии не может быть легким ни в прямом, ни в переносном значении. Объем отечественных и зарубежных исследований в этой области таков, что при составлении учебника приходится проводить жесткий отбор излагаемого материала. В противном случае учебник рискует превратиться в многотомник, изучение которого выходит за любые реалистичные временные рамки изучения курса. Противоположная крайность — «тезисное» изложение сложных научных вопросов — ничуть не больше способствует качественной подготовке профессионалов. В данном случае противоположности сходятся. Студентам просто неинтересно читать различного рода «краткие курсы», если краткость достигается декларативностью и обобщением материала до бессодержательности. Но и многотомник студенты медицинских ВУЗов не прочтут — они объективно не располагают временем, необходимым для изучения и осмысления научных текстов, полностью охватывающих предметную область клинической психологии. Рецензируемый учебник — удачный пример такого соответствия объема текста, излагаемого предметного содержания и стиля изложения, которые создают системный эффект, необходимый для изучения дисциплины. Достаточный для изложения, но не чрезмерный объем позволяет надеяться, что студенты прочтут текст полностью и осмыслят. А стиль изложения и содержание учебника позволяют рассчитывать, что чтение не останется механическим и материал заинтересует студентов. Как и ожидается от учебника для высшей школы, в пятом дополненном издании «Клинической психологии» под редакцией Б.Д. Карвасарского излагаются не основы, а собственно наука. В этом плане учебник функционально приближается к немногочисленным, мягко говоря, руководствам по психологии для врачей различных клинических специальностей и вполне может быть использован в данном качестве. На первый взгляд заглавие учебника кажется не вполне корректным, поскольку излагаемый в двух первых частях материал (около 25% общего объема текста) явно выходит за рамки объектного и предметного поля клинической психологии. Это кажущееся несоответствие снимается при рассмотрении учебника в контексте постнеклассического этапа развития научного знания. В.С. Стёпин в своих работах показывает, что медицина имеет дело с человекоразмерным объектом — природным комплексом, в который включен в качестве компонента сам человек. Эффекты системности таких объектов могут быть вообще не обнаружены при узкодисциплинарном подходе, а выявляются только при синтезе фундаментальных и прикладных задач в проблемно-ориентированном поиске. А если мы согласимся еще и с К. Лоренцем, назвавшим медицину королевой прикладных наук, станет понятно, что по отношению к медицине психология закономерно оказывается в двойственном положении. С одной стороны, психология по отношению к медицине является фундаментальной наукой. Соответствующий аспект психологического знания представлен в учебнике достаточно убедительно (части 1 и 2). Авторы первых 9 глав учебника излагают материал, неизменно вызывающий дискуссии внутри психологического сообщества, с определенностью и категоричностью, к которым обязывает статус фундаментальной науки. Здесь уместно заметить, что одной из главных характеристик текста учебника является чувство меры. При изложении весьма непростых вопросов общей и социальной психологии проблемные аспекты, современные научные данные очень точно уравновешены достаточно подробным описанием общепринятых подходов, достоверно установленных фактов и закономерностей. Для медиков выбранный стиль изложения, мы надеемся, будет столь же понятен, как четыре предыдущих издания учебника. Но и для психологов чёткое описание психологических закономерностей представляет значительный интерес. Конечно, психологи «знают цену» категоричности и артикулированности изложения своей науки и умеют проблематизировать. Заметим, что привычная психологам проблематизация обычно оказывается продуктивной, но нередко и создает своего рода «комплекс неполноценности», ошибочное впечатление непохожести психологии на другие, якобы беспроблемные науки. Надеемся, что первые главы учебника будут способствовать преодолению этого комплекса. Те психологи, которые захотят прочесть изложение обманчиво знакомого материала, к тому же в адаптированном «для медиков» варианте, не будут разочарованы. С другой стороны, психология по отношению к медицине, по крайней мере в нашей стране, является не только фундаментальной наукой, подобно биологии с ее разделами. Клиническая психология претендует на равноправное взаимодействие с медициной уже как прикладная наука. Однако, даже если мы сочтем клиническую психологию институционализированной настолько же, насколько институционализована медицина, психологи, как минимум, должны будут признать, что социальный институт медицины намного старше, чем институт клинической психологии. Поэтому «вполне естественными» — закономерными и неустранимыми на современном этапе — воспринимаются внутренние противоречия и внешние трудности клинической психологии (часть 3). Клиническая психология, как считают авторы, имеет собственные теоретико-методологические основы, выступая как относительно самостоятельная психологическая дисциплина — почти «на равных» с общей и социальной психологией. Такой вывод можно сделать из содержания глав 12—16 учебника, где с такой же фундаментальностью как общая и социальная описаны нейро- и патопсихология, основы психосоматики, психология аномального развития и отклоняющегося поведения. Однако затем клиническая психология вновь занимает неудобное, хотя, к сожалению, привычное положение «на двух стульях» — главы 17, 18 посвящены характеристике психологического воздействия в клинике и психологическому сопровождению диагностического и терапевтического процесса. В главе 19 описано применение клинической психологии в экспертной практике. Имеется в виду лишь экспертная практика, институционализованная в медицине: врачебно-трудовая, военно-врачебная, медико-педагогическая и судебно-психиатрическая экспертиза. Вопросы судебно-психологической экспертизы вполне обоснованно остались за рамками главы, поскольку данный вид экспертизы чаще выделяется в самостоятельный раздел психологии. Достаточно обширный психологический практикум содержит подробное описание психодиагностических методик по всем разделам. Выбор методик — всегда дискуссионная и непростая задача, для которой авторам удалось найти весьма корректное решение. Приведенные в учебнике методики несомненно способствуют выполнению главной — учебной задачи и также могут быть использованы в научно-исследовательской работе студентов. При чтении главы 20, где дано описание организационных аспектов деятельности клинического психолога, у многих психологов будет возникать неприятное впечатление, поскольку глава явно написана «с точки зрения врачей». Но по этому поводу странно было бы предъявлять претензии авторам учебника. Авторы лишь отразили ситуацию, сложившуюся отнюдь не по злой воле, а скорее вопреки доброй воле обеих взаимодействующих сторон. Из ситуации, которая, возможно, не слишком устраивает психологов, может быть найден выход. Но существует и возможность «консервации» такой ситуации на неопределенный срок. В любом случае наиболее перспективными представляются не эмоционально окрашенные рассуждения по данному поводу, а рациональные поиски выхода. Одно из наиболее серьёзных препятствий, ожидаемое при рациональном поиске выхода, описано Ю.К. Корниловым как «непонимание в квадрате» — субъекта не понимают партнеры по взаимодействию, но сам субъект не понимает, что его не понимают. При «непонимании в квадрате» субъект не может исправить ситуацию собственными действиями. Любое внешнее действие лишь усугубит непонимание. Преодоление непонимания вероятнее всего следует ожидать при терпеливом взаимном просвещении сторон. Наверняка можно было бы сформулировать ряд пожеланий авторскому коллективу по расширению и углублению излагаемого в учебнике материала. Но, вспоминая о склонности психологов к проблематизации своей науки, не хочется этого делать. Есть другие учебники и учебные пособия. Есть другие авторские коллективы. Учебное значение пятого дополненного издания «Клинической психологии» очевидно. В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что, на наш взгляд, значение книги существенно выходит за рамки «просто учебника» и способствует взаимному просвещению медиков и психологов, которое обогащает как медицину, так и психологию.
Ссылка для цитирования Солондаев В.К. Рецензия на учебник для вузов «Клиническая психология» под редакцией Б.Д. Карвасарского, 2014, 5-е издание // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – N 2 (4) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
|
|