О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Психологические особенности супружеских отношений у женщин
с различным течением беременности

Ушакова В.Р. (Симферополь)

 

 

Ушакова Владислава Романовна

Ушакова Владислава Романовна

–  соискатель ученой степени кандидата психологических наук на кафедре сексологии и медицинской психологии Харьковской медицинской академии последипломного образования.

–  практический психолог Симферопольского городского клинического родильного дома № 2 (Крым).

E-mail: vladislava-r@i.ua

 

Аннотация. В статье исследовано состояние супружеских отношений у женщин в зависимости от течения беременности. Обращается внимание на распределение обязанностей, ролей и функций внутри семьи. Целью данного исследования является изучение особенностей супружеских отношений и внутрисемейных ролей у женщин в зависимости от течения беременности. Основными показателями в исследовании служили мера удовлетворенности браком и течение беременности. Научный анализ построен на сравнении уровня удовлетворенности браком и отношением женщин к различным сторонам семейной жизни у беременных с осложнениями и с физиологическим течением. Акцент сделан на функционировании семейных факторов как системы и определении многокомпонентной структуры семейного взаимодействия. Результаты научного экспериментального исследования состояния супружеских отношений и распределение внутрисемейных ролей дают основание для определения основных факторов влияния удовлетворенности браком на изменения психоэмоционального состояния в виде тревоги и страха, и структуры личностной сферы в зависимости от течения беременности.

Ключевые слова: осложненная беременность, супружеские отношения, внутрисемейные отношения, удовлетворенность браком.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение.

Н.И. Олиферович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента указывают, что ожидания ребенка переживается многими женщинами как стресс, эмоциональный кризис, поворотный пункт жизни или болезнь [36]. Изучение супружеских отношений на этапе беременности представляется важным, так как именно от благоприятного морально-психологического климата в семье зависит протекание беременности и психологическое состояние матери.

До сих пор в психологической литературе разрабатывались вопросы психологического климата в семье такими исследователями, как О.А. Добрынина, А.М. Евсеева, А.П. Ощепока, О.С. Сермягин, Е. Тийт, А.И. Кравченко, В.И. Добреньков, Е.В. Рощевская и др. [17; 18; 20; 26; 37; 39; 41; 45].

Под психологическим климатом семьи понимают обобщенную, интегративную характеристику семьи, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем отношений. Внутри группы как результат взаимодействия людей возникает это специфическое образование. Контакт между супругами, личностное общение и порождают качественно новые явления, которые встречаются в психологии отдельных индивидов, такие как совместимость, подражания, авторитет, групповые ценности [39]. Наряду с понятием «психологический климат» встречаются другие термины, которыми обозначают это явление: «эмоциональная (психологическая) атмосфера», «семейная атмосфера», «семейный климат», «социологический микроклимат».

Психологический климат семьи включает в себя две составляющие: эмоциональный контакт и психологическую совместимость. Характер эмоционального взаимодействия между супругами, детьми, родителями и детьми, а также уровень психологической совместимости ее членов определяют собой и климат в семье, поскольку являются его основными качественными характеристиками. Показателем же характера климата, его направленности и благополучия является общение в семье как социальной группе [46].

В качестве критериев благополучия обычно рассматривают:

–  наличие установленных супружеских чувств (любви, симпатии, уважения друг к другу);

–  наличие взаимопонимания, эмоционального и духовного единства;

–  субъективное ощущение счастья, супружескую совместимость характеров, вкусов, интересов, ценностных ориентаций;

–  ролевую согласованность супругов в реализации брачно-семейных функций;

–  физическое и психическое здоровье обоих партнеров;

–  удовлетворенность сексуальными отношениями;

–  отсутствие конфликтов и ссор;

–  устойчивость брака во времени, сохранение отношений в трудные времена;

–  определенный уровень материального благополучия [32].

Часть этих критериев касается взаимоотношений между супругами (включая психофизиологический и духовный компоненты), часть ориентирована на аспекты их взаимодействия, часть опирается на объективную оценку выполнения семьей ее социальных функций, часть является субъективной оценкой супругами семейной жизни. По мнению Е. Тийта, основными являются ценности супругов и личностный уровень их взаимопонимания. Знание специалистами этих факторов позволяет прогнозировать успешность совместной жизни для супружеской пары на каждом этапе ее жизненного пути, а также ориентировать супругов в социально желаемом направлении [4].

Такие исследователи, как Д. Кутсар, N. Ackerman и R. Levinger, уделяли большое внимание вопросу о стабильности супружеских пар [1; 28; 56].

Стабильность семьи, по мнению Н. Аккермана, предусматривает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию [2].

Р. Левингер рассматривал стабильность брака как результат баланса трех видов сил и предложил схему стабильности брака:

–  внутреннее притяжение, связанное с привлекательностью индивидов друг для друга (любовь, дружеские отношения, финансовая поддержка, высокий социальный статус мужчины, престижность положения семейного человека, его большие возможности в различных сферах);

–  внешняя поддержка брака (моральные обязанности в браке, опасения повредить карьере разводом, обязанности в отношении детей, трудности, связанные с социальной ролью одинокого человека, правовые барьеры, позор развода) — «социальные барьеры», которые противодействуют разводу;

–  силы, противодействующие стабильности (другой партнер, конфликт карьеры и брачных обязанностей, противоречия между привязанностью к родителям и партнеру, привлекательность свободы от семейных обязанностей, стремление жить на свои средства и т.д.) [56].

Важнейшими параметрами супружеских отношений является удовлетворенность браком и особенности межсупружеского общения. При рассмотрении удовлетворенности браком мы придерживались точки зрения В.В. Столина, Т.Л. Романовой и Г.П. Бутенко, которые понимают удовлетворенность как некоторую обобщенную эмоцию, генерализованное переживание [42].

Проблема удовлетворенности браком и ее факторов занимает важное место в психологии семейных отношений. Значительный вклад в ее изучение внесли зарубежные (М. Аргайл, Р. Уинч, Р. Левис, Дж. Спаниер, Д. Олсон, П. Босс, Ф. Уолш) [8; 53; 57; 58; 60; 62] и отечественные (Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, М.Ю. Арутюнян, А.Г. Лидерс, И.Н. Хмарук, А.Н. Волкова, Т.О. Гурко, М.М. Обозов, Т.В. Сенько, В.В. Столин, Е.М. Тийт и др.) [3; 5; 9; 12; 13; 16; 29; 35; 40; 43; 49] исследователи.

Относительно определения удовлетворенности браком существует два подхода: 1) соответствие между имеющимся и желаемым, то есть имеющегося с возможными альтернативами, если существующие отношения прекратились [59], и 2) отождествление удовлетворенности браком с субъективным чувством удовлетворения — неудовлетворения при оценке супругами всех аспектов брака [55].

Удовлетворенность браком рассматривается также как обобщенная эмоция, генерализованное переживание и отмечается, что данное устойчивое эмоциональное ощущение может проявляться как в эмоциях, так и в различных мнениях, оценках, сравнениях [42].

Выделяют общую удовлетворенность браком и удовлетворенность отдельными аспектами брака, состоящую из отдельных оценок его различных сторон в зависимости от требований, предъявляемых к личности партнера и к обстоятельствам семейной жизни [42].

На удовлетворенность браком влияет качество межличностных отношений, причем особо отмечается важность восприятия и оценки ролевой согласованности и ролевой адекватности партнера, т.е. ролевого соответствия тому, насколько успешным воспринимают свой брак сами партнеры. Что касается распределения ролей в семье, то оно прямо не связано с удовлетворенностью браком.

Существуют данные о том, что ролевая удовлетворенность партнеров тем выше, чем больше соответствие между оценками выполнения ролей партнером и ожиданиями в отношении него, а также чем выше оценка качества своего ролевого поведения и ролевого поведения партнера [25].

Исследователями особо отмечается тот факт, что для удовлетворенности браком важна успешная адаптация партнеров в субъект—субъектных отношениях, отмечается необходимость наличия между партнерами самораскрытия, глубокого взаимопонимания и принятия взглядов и поведения партнера, общих символов в процессе общения [38].

Исследования B.A. Chadwick, S.L. Albrecht и P.R. Kunz [52; 55] указывают на тесные связи между общим удовлетворением браком с оценкой ролевой адекватности супругов (или качеством исполнения ролей партнером), а также частотой разногласий с партнером по выполнению ролей. Ролевая удовлетворенность тем выше, чем больше соответствие между оценкой выполнения ролей партнером и ожиданиями в отношении него, чем выше оценка качества своего ролевого поведения и ролевого поведения партнера. Исследуемые отмечали, что распределение ролей в их семьях само по себе не связано с их удовлетворенностью браком и семейными ролями.

В частности, оценки супругами разных сторон своих отношений значимо связанны с подобием ролевых требований партнеров, ролевых соответствий супругов, т.е. сходством эталона с тем, как оценивается партнер, с пониманием требований партнера. Сходство ролевых ожиданий оказалась особенно важным для того, чтобы партнеры воспринимали изменения своих отношений после рождения ребенка как благоприятные [44].

В. Харли обнаружил следующие различия удовлетворенности браком. Для мужчин — это половое удовлетворение, совместный отдых, внешняя привлекательность жены, ведение женой домашнего хозяйства, моральная поддержка, восхищение жены мужем. Для женщин важнейшими оказались: романтическая атмосфера в семье, нежность в отношениях с мужем, финансовая поддержка и преданность мужа семье [48].

В психологической науке существует мнение, что супружеская неудовлетворенность является следствием неудовлетворенности потребностей, среди которых основные — это неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов именно в эмоциональном плане, т.е. в положительных эмоциях. Эта неудовлетворенность сопровождается чувством отчуждения, эмоциональной холодности, отвращением, гневом и даже презрением [31].

В частности, Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис в совместной работе [51] утверждают, что характер травмирующего влияния неудовлетворенности браком в значительной степени проявляется через эмоциональные взрывы, встречающиеся в семьях такого типа, и нередко приводят к разрушению семьи. Он также зависит от степени осознанности данного состояния.

Алешина Ю.Е. в своей работе приводит данные Дж. Медлинг и М. Мак-Кэрри, которые утверждают, что экспериментально обнаружено сходство ценностей у супругов, что, в свою очередь, положительно связано с удовлетворенностью браком [3].

Т.В. Андреева, Шмотченко Ю.А. в исследовании удовлетворенности браком мужчин обнаружили, что удовлетворенность тем выше, чем более значима для них ценность эффективности в делах [6].

В исследованиях А.М. Шишкиной, проведенных под руководством Т.В. Андреевой, сопоставлены представления респонденток о соответствии своего мужа идеальному образу брачного партнера по степени их удовлетворенности браком. У женщин, которые в высокой степени удовлетворены браком, реальный партнер в целом соответствует идеалу, а в группе с низкой степенью удовлетворенности реальный партнер существенно отличается от идеала. У мужчин разрыв между реальным и идеальным представлением о жене выражен в меньшей степени как среди удовлетворенных, так и среди недовольных браком. Женщины более ориентированы на семью, но менее удовлетворены ею, мужчины же наоборот. Также прослеживается неудовлетворенность браком, характерная для женщин, чьи мужья в иерархии ценностей предпочли позицию «развлечения» позиции «счастье других» [5].

По мнению А.Н. Безруковой, на самочувствие беременной женщины влияют многие социально-психологические факторы, а именно: устойчивость семейного и социального положения, материальные и жилищные условия семьи, образование, эмоционально-этическая мотивация брака, ровные отношения с мужем и родителями, другими членами семьи [10].

Согласно Васильевой Е.В., меняется место беременной женщины в семейной системе, ее социальная идентичность, необходим переход от старых, хорошо знакомых ей ролей, к новым, неосвоенным [11].

Физическое недомогание беременных сочетается с раздражительностью, срывами, тревожностью. Адаптивное значение подобного самочувствия заключается в снижении активности и ограничении контактов с внешней средой, в том числе, и с семейным и социальным окружением.

Шнейдер Л.Б. утверждает, что поддержка семьи, которая обеспечивает так называемый «буферный эффект», и является важнейшим фактором профилактики дистресса у беременной женщины. Главная роль такой поддержки — укрепление веры в себя, в свои силы [14]. Как отметили Захарова А.И. и Булушева Е.А. эмоциональная пустота, чувство одиночества и непонимания со стороны других членов семьи способствуют усилению страхов, связанных с переживанием внутрисемейной ситуации, и приводят к потере уверенности в том, что в случае неблагоприятного исхода беременности женщина не останется одна со своей бедой [22].

В условиях отсутствия поддержки семьи у беременной женщины возможен ролевой конфликт. Беременность для женщины может выступать как сильный стрессор, как преграда, фрустрируя значимые для нее потребности (профессиональные, карьерные, привычного досуга, сексуальной привлекательности, др.). Беременность требует адаптации, времени, и результат ее зависит от готовности женщины к материнству и немало важным является готовность партнера к отцовству [23].

В работе Минухина С. и Фишмана Ч. указывается, что известие о появлении ребенка означает возникновение в семье новой структуры, что влечет за собой сложную реорганизацию супружеского холона системы «муж—жена» и в ряде случаев может ставить под угрозу существование всей системы семьи. Резкие физиологические, психологические и медико-психологические изменения в организме и личности женщины вызваны возникновением системы «мать—ребенок» (в зарубежной литературе — системы «беременная—пренейт») [34].

Менделевич В.Д. отмечает выраженную зависимость депрессии у беременной женщины от наличия психотравмирующих семейных факторов и серьезных опасений, связанных с рождением ребенка, и статистически достоверную зависимость депрессии беременной от таких психогенных факторов, как: высокий уровень нейротизма, психиатрически отягощенный анамнез, супружеские конфликты во время беременности, страхи в отношении плода, мысли об аборте в период беременности, страх потери во втором и третьем триместрах, курение во время беременности [33].

Удовлетворенность супружескими взаимоотношениями зависит от того, насколько и в какой степени каждый из супругов испытывает чувство радости, удовольствия от совместной жизни. В случае, если те или иные потребности личности не удовлетворяются или удовлетворяются в минимальной степени, могут происходить различные нарушения в системе жизнедеятельности личности [21].

Также на удовлетворенность браком в большей степени влияют и особенности межличностного восприятия партнера, их характерологические и личностные черты, а также согласованность ценностей супругов. Установлено, что с психологической удовлетворенностью супругов в браке положительно коррелирует высокое сходство характеров партнеров. В стабильных браках наблюдается тесная связь между ценностями партнеров. С увеличением стажа супружеской жизни ценности, не затрагивающие смысловых образований партнеров, изменяются, отражая, тем самым, степень их личной удовлетворенности браком и жизнью в целом [30]. Не менее важными факторами, которые влияют на степень удовлетворенности супругов браком, являются социально-экономические и статусные факторы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что существуют прямые положительные связи между удовлетворенностью браком и уровнем образования, прибылью супругов, наличием детей в семье, положительной оценкой своего здоровья, удовлетворенностью работой; и отрицательные связи — между удовлетворенностью браком и злоупотреблением алкоголем одним из партнеров, ощущением депрессии и одиночества [7; 19].

Гурко Т.А. в своих исследованиях обнаружила, что в тех случаях, когда женщины довольны участием мужа в домашних делах, они чаще удовлетворены браком (50%, не удовлетворены — 19%). Напротив, недовольство отношением человека к хозяйственным делам четко коррелирует с неудовлетворенностью семейной жизнью (12% и 58% соответственно). По характеру распределения обязанностей все семьи распределены на 3 группы: со значительным, умеренным и слабым участием мужа в домашней работе. Оказалось, что число недовольных браком женщин существенно увеличивается при переходе от первой ко второй и третьей групп семей, а число довольных, наоборот, сокращается. Интересно, что в том же направлении, хотя и не так существенно, изменяется уровень удовлетворенности браком у мужчин. Видимо, если человек отстраняется от работы по хозяйству, жена постоянно выражает недовольство по этому поводу [15; 50].

Содержанием семейно-ролевой области супружеских отношений является сотрудничество брачных партнеров при реализации семейных функций. Функции семьи исторически изменчивы, что сопровождается изменением роли мужчины и женщины в семье, всего уклада семьи. Полнота и благополучие семейной жизни зависит от того, как партнеры могут обеспечить выполнение всех семейных функций. Неповторимость семейного уклада конкретной семьи определяется тем, какое место занимают и какое значение имеют те или иные виды семейной деятельности и как распределяются обязанности супругов при осуществлении конкретных видов семейной деятельности [47].

Реализация семейных функций требует согласия в представлениях о функции супругов в семье. Реализация семейных функций требует согласия в представлениях, кто и за какие стороны семейной жизни должен брать на себя инициативу и ответственность. Ролевые установки личности проявляются в том, какие из видов семейной деятельности она берет под свою ответственность и какие адресует партнеру. Ролевое несоответствие выражается в недовольстве мерой и активностью участия мужчины в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей, инициативности при организации досуга и т.д. Проблема распределения семейной нагрузки между супругами — наиболее явный признак ролевого несоответствия [27].

Цель работы — выявить особенности супружеских отношений и внутрисемейных ролей у женщин в зависимости от течения беременности.

Контингент испытуемых и методы исследования

Исследование проводилось на базе перинатальной женской консультации Городского клинического родильного дома № 2 г. Симферополя. К исследованию были привлечены 250 беременных в возрасте от 20 до 37 лет на II триместре беременности. Из них основную группу составили 150 женщин с осложненным течением беременности. Возраст исследуемых в основной группе составлял от 20 до 37 лет (M=27,7±0,34). Группу сравнения составили 100 женщин с физиологическим течением беременности в возрасте от 22 до 32 лет (М=27,02±0,49).

При изучении анамнестических сведений и амбулаторных карт нами были определены основные осложнения течения беременности в основной группе:

1.   Преэклампсия легкой степени (32%)
2.   Компенсированные формы хронической экстрагенитальной патологии (25%)
3.   Патология амниотической жидкости (10%)
4.   Хронические воспалительные заболевания гениталий (20%)
5.   Эндометриоз (13%).

Группы были согласованы с точки зрения возраста, срока беременности, образования, социальных и материально-бытовых условий. Все женщины готовились родить впервые.

Женщины, принявшие участие в исследовании, находились на дневном стационаре в женской консультации.

В рамках нашей медико-психологической поддержки семьи в период беременности с различным течением беременности осуществлялось многокомпонентное научное исследование женщин в несколько этапов. Целью экспериментального исследования беременных служило определение влияния удовлетворенности супружескими отношениями на состояние психоэмоциональной и личностной сферы и внутрисемейное взаимодействие в аспекте различного течения беременности женщин.

Акцент научного исследования сделан на определение взаимосвязи психологических факторов с физиологическим состоянием беременных и влияние психологических факторов на течение беременности.

Первым этапом работы была психообразовательная лекция для супружеских пар. Срок беременности женщин составлял 15—16 недель.

Вторым этапом было многокомпонентное научное исследование женщин с различным течением беременности, которое состояло из четырех частей.

Первое исследование в период ожидания ребенка осуществлялось после проведения психообразовательной работы и комплектования групп на 19—20 неделе беременности. Женщины с осложнением беременности находились на дневном стационаре на базе перинатальной женской консультации.

Учитывая цель исследования, на первом этапе диагностической работы женщины были разделены на две группы в зависимости от течения беременности: группа 1 — женщины с осложненным течением беременности (ОБ), группа 2 — женщины с физиологическим протеканием беременности (ФБ). Затем каждую группу разделили на 3 подгруппы в зависимости от отношения к беременности.

В основную группу вошли 3 группы женщин с осложненным течением беременности:

–   с оптимальным типом психологического компонента гестационной доминанты (группа 1 ОТ ПКГД) составили 30 женщин,

–   с эйфорийным и гипонозогнозтическим типами ПКГД (группа 2 ЭГ ПКГД) — 47 женщин,

–   с тревожным типом ПКГД (группа 3 ТТ ПКГД) — 77 женщин.

В группу сравнения вошли 3 группы женщин с физиологическим течением беременности:

–   с оптимальным типом психологического компонента гестационной доминанты (группа 1.1 ОТ ПКГД) составили 52 женщины,

–   с эйфорийным и гипонозогнозтическим типами ПКГД (группа 1.2 ЭГ ПКГД) — 30 женщин,

–   с тревожным типом ПКГД (группа 1.3 ТТ ПКГД) — 18 женщин.

Полученные на первом этапе работы результаты дали основание выявить особенности психоэмоционального состояния беременных, что, в свою очередь, в рамках проведенного исследования наталкивает на диагностику структуры многокомпонентной личностной сферы.

Следующим шагом было выявление особенностей супружеских отношений и внутрисемейных ролей женщин в зависимости от течения беременности. Это дало возможность исследовать влияние супружеских отношений на изменения психоэмоционального состояния и структуры личностной сферы в зависимости от течения беременности. Полученные результаты дали основание осуществить стратификацию испытуемых на группы в зависимости от удовлетворенности браком. Таким образом, мы получили 4 группы:

–   группу 1 — не удовлетворены браком — с осложненным течением беременности (НБ ОБ) составили 96 женщин,

–   группу 2 — удовлетворены браком — с осложненным течением беременности
(УБ ОБ) — 54 женщины,

–   группу 3 — не удовлетворены браком — с физиологическим течением беременности (НБ ФБ) — 38 женщин,

–   группу 4 — удовлетворены браком — с физиологическим течением беременности (УБ ФБ) — 62 женщины.

На третьем этапе работы осуществлялись мероприятия медико-психологической поддержки семьи в период ожидания ребенка, направленные на улучшение внутрисемейных отношений, гармонизацию супружеских отношений, улучшение эмоционального и психофизиологического состояния, корректировки компонентов личностной сферы, подготовки семьи к родам, осознание материнства и отцовства в супружеских парах.

Среди беременных НБ ОБ и НБ ФБ 70 женщин, которые изъявили желание принять участие в разработанной нами психокоррекционной программе, составили терапевтическую подгруппу (НБТ). Остальные 64, которые отказались от участия в психокоррекционной работе, составили контрольную подгруппу (НБК).

Четвертый этап работы (пятое исследование) был направлен на оценку эффективности предложенных мероприятий медико-психологической поддержки семьи в период ожидания ребенка. Результаты исследования позволили определить изменения в супружеских отношениях, отношении к беременности, психоэмоциональной и личностной сферах женщин с различным течением беременности после медико-психологического воздействия как отдельно на женщин, так и на супружеские пары.

Таким образом, исследование женщин в период ожидания ребенка происходило с 19 до 23 недели беременности и в 37 недель.

Дизайн исследования представлен на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Дизайн исследования

 

На данном этапе исследования для определения особенностей супружеских отношений и внутрисемейных ролей беременных использовали такой психодиагностических инструментарий:

–   опросник удовлетворенности браком [24, c. 316–318];

–   методика изучения родительских установок PARI (отношение к семейной роли) (Parental Attitude Research Instrument) [24, с. 298–306].

Математическая обработка результатов проводилась с помощью ряда методов математической статистики (для вычисления которых использовался программный пакет IBM SPSS Statistics 21): методы описательной статистики (среднее арифметическое, медиана, мода, дисперсия, стандартное отклонение, размах); методы проверки значимости различий несвязанных выборок хи-квадрат, двухфакторной многомерный дисперсионный анализ; методы многомерной статистики: корреляционный анализ (с использованием коэффициента корреляции Спирмена, вычисления линейного коэффициента корреляции Пирсона). Независимыми переменными являются течение беременности (осложненное — физиологическое) и уровень удовлетворенности браком (высокий или низкий). При проверке статистических гипотез уровня значимости принимали p<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ предварительных результатов научного исследования позволил определить психоэмоциональное состояние и особенности структуры личностного компонента женщин в зависимости от течения беременности.

На данном этапе научного исследования считается целесообразным применение методик, способных решить задачу диагностики, с одной стороны, структуру внутрисемейных отношений и распределение ролей внутри семьи, с другой стороны, влияние брачных взаимодействий на течение беременности. Поэтому были использованы два опросника, вопросы и интерпретация ответов которых были логически связаны с главной проблемой исследования и позволяли осуществить ее многокомпонентное изучение.

Выявлены статистически значимые различия между основной группой женщин с осложненным течением беременности и контрольной группой по показателям удовлетворенности браком (F=5,3; p<0,05).

 

 

Рис. 2. Оценка удовлетворенности браком у женщин с различным
течением беременности

 

Оценка удовлетворенности браком в группе женщин с физиологическим течением беременности составляла 41,6±3,2, что статистически превышало такую оценку у беременных с осложнением — 28,3±4,8 (р<0,05).

Наглядно изучим табл.1, в которой указано распределение оценок удовлетворенности браком беременных женщин с различным течением беременности.

 

Таблица 1

Оценка удовлетворенности браком беременных женщин с различным
течением беременности

 

Отличаются статистически значимые связи между течением беременности и оценкой удовлетворенности браком (F=6,8; р<0,05). Большинство женщин с осложненным течением беременности оценивают свои супружеские отношения по уровню удовлетворенности как неблагополучные, то есть эти женщины не довольны своими брачными отношениями. Таким образом, удовлетворенность браком у женщин с физиологическим течением беременности выше, то есть они представляют свой брак как более счастливый, супружеские отношения как более гармоничные. Беременность, желательная для обоих супругов, переживается благоприятно, что в дальнейшем способствует формированию гармоничного типа семейного воспитания ребенка и укреплению супружеских отношений.

Анализ ранговой корреляции Спирмена в пределах данного опросника показал, что у женщин с осложненным течением беременности высокие интегральные оценки удовлетворенности браком были связаны, прежде всего, с твердым отрицанием таких положений: «Недостатки мужчины превышают его преимущества» (rs=−0,76; p<0,001); «Если бы смогли, то многое изменили в характере супруга» (rs=−0,67; p<0,001); «Как правило, общение с мужем не вызывает удовольствия» (rs=−0,64; p<0,001). В основной группе высокие корреляционные связи получили по пункту «Жизнь в семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли» — чем большую солидарность с данным тезисом проявляли женщины, тем большую удовлетворенность браком они демонстрировали (rs=0,76; p<0,001).

В контрольной группе высокие корреляционные отношения были связаны с утверждением следующих положений: «Как правило, общение с мужем вызывает удовольствие» (rs=0,77; p<0,001); «Супружеские отношения приносят радость и удовольствие» (rs=0,82; p<0,001); «Родственники оценивают брак как удачный» (rs=0,71; p<0,001); «Горжусь, что такой человек рядом со мной» (rs=0,84; p<0,001). Прослеживаются высокие интегральные оценки удовлетворенности браком, связанные с отрицанием таких утверждений: «Основные препятствия счастливой семейной жизни прячутся в характере мужчины» (rs=−0,68; p<0,001), «Не все хорошо с эмоциональной поддержкой друг друга» (rs=−0,74; p<0,001).

Беременность является важным периодом для развития внутрисемейных отношений, проявляет скрытые конфликты в супружеской паре и их близком окружении, родительские установки и представления, предоставляет возможность осознать и развить эти отношения, ролевую структуру семьи и выхода на другой уровень семейной интеграции. Анализ отношения беременной к разным сторонам семейной жизни определили с помощью методики PARI (таб. 2).

 

Таблица 2

Показатели внутрисемейных отношений беременных с различным
течением беременности

 

Прослеживаются значимые различия внутрисемейных отношений у женщин с различным течением беременности (p<0,05). У женщин с осложненным течением беременности в семье имеют место супружеские конфликты (17,0±3,3), что может быть связано с наличием чувства самопожертвования в роли матери и жены (16,2±3,6), несамостоятельностью женщины (14,1±2,2) и равнодушием мужа (16±3,2). В то же время мы наблюдаем, что такие параметры, как «неудовлетворенность ролью хозяйки дома» (12,2±2,7), «ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье» (12,5±2,9 ) и «поощрение зависимости от родителей» (12,2±2,3) не выражены. Также мало выражен параметр «доминирование жены» (12,1±2,3).

У женщин с физиологическим течением беременности по сравнению с беременными основной группы наблюдается незначительная зависимость от семьи (14,1±2,8) и от родителей (14±2,6), что может способствовать несамостоятельности женщины (15,9±3,1) и неудовлетворенности ролью хозяйки по дому (13,4±2,9).

«Хозяйственно-бытовой» аспект отношений в основной группе выше, чем в контрольной, что свидетельствует о том, что жена руководит домом и мужем, организует быт семьи посредством установления своей власти, боится остаться одна в первые годы воспитания ребенка. Низкие показатели у женщин в «межсупружеских отношениях» в основной группе, в противовес контрольной группе, указывают на нестабильность среды для развития личности жены и мужа, отсутствие эмоциональной и моральной поддержки. В основной группе выше показатели «педагогических отношений», обеспечивающих воспитание детей, что свидетельствует о стремлении женщины убедить мужа в том, что она делает очень много для будущего ребенка, и таким образом укрепить свой авторитет в глазах мужчины.

Отличаются статистически значимые связи между течением беременности и следующими компонентами внутрисемейных отношений: «ощущение самопожертвова-ния» (F=4,9; p<0,05), «семейные конфликты» (F=17,3; p<0,001), «неудовлетворенность ролью хозяйки» (F=10,5; p<0,001), «доминирование жены» (F=6,3; p<0,05), «несамостоя-тельность жены» (F=57,3; p<0,001), «хозяйственно-бытовые отношения» (F=42,2; р<0,001), «межсупружеские отношения» (F=11,5; p<0,001) и «педагогические отношения» (F=24; p<0,001).

Анализ внутрисемейных отношений у женщин с различным течением беременности подтверждается статистическими данными, полученными с использованием метода корреляционного анализа.

При безразличии мужчины, его малой включенности в дела семьи, женщины с осложненным течением беременности чувствуют себя жертвой обстоятельств, что усиливает чувство самопожертвования (r=0,72; p<0,05) и, как следствие, провоцирует семейные конфликты (r=0,86; p<0,05).

Ограниченность интересов женщин с физиологическим течением беременности рамками семьи, заботой исключительно о семье приводит к ощущению зависимости и несамостоятельности женщины (r=0,56; p<0,05) и, как следствие, вызывает семейные конфликты (r=0,69; p<0,05).

Выводы

Таким образом, основными характеристиками семейных отношений женщин с осложнением беременности по сравнению с женщинами с физиологическим течением беременности являются неудовлетворенность супружескими отношениями и проявление семейных конфликтов.

Женщины с физиологическим течением беременности представляют свой брак как более счастливый, супружеские отношения как более гармоничные, что в дальнейшем способствует формированию гармоничного типа семейного воспитания ребенка и укреплению супружеских отношений .

Женщины с осложнением беременности, что счастливы в браке, довольны характером своего мужа, отмечают его преимущества и наслаждаются общением с ним. На фоне этого беременные перекладывают ответственность за комфорт и дружеские, гармоничные отношения в семье на мужа.

Удовлетворенность браком у женщин с физиологическим течением беременности обусловлена эмоциональной поддержкой со стороны мужчины, общением и отношениями, приносящими счастье и радость. Женщины гордятся своими мужьями.

Семейные конфликты женщин с осложнением беременности обусловлены равнодушием мужа и, как следствие, чувством самопожертвования беременной женщины, что приводит к нестабильности среды для развития личности жены и мужа, отсутствию эмоциональной и моральной поддержки. Также женщины стремятся убедить мужчин в том, что они делают очень много для будущего ребенка, и таким образом укрепить свой авторитет в глазах мужчины.

Ограниченность интересов рамками семьи, управления домом, организацией быта в семье приводит женщин с физиологическим течением беременности к ощущению зависимости и несамостоятельности, и, как следствие, возникают семейные конфликты.

Результаты научного экспериментального исследования состояния супружеских отношений и распределения внутрисемейных ролей позволяют определить основные факторы влияния удовлетворенности браком на изменения психоэмоционального состояния, в виде тревоги и страха, и структуры личностной сферы женщины в зависимости от течения беременности.

 

Литература

1.   Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица // Семейная хрестоматия / сост. Э. Эйдемиллер, Н. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – С. 17–26.

2.   Аккерман Н. Теория семейной динамики // Семейная хрестоматия / сост. Э. Эйдемиллер, Н. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – С. 70–76.

3.   Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. –  2-е изд. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.

4.   Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

5.   Андреева Т.В. Образы партнера по общению и супруга у студентов университета // Ананьевские чтения. Юбилей кафедры специальной психологии: матер. науч.-практ. конф., 25—27 окт. 2005 г. / под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. — СПб.: СПбГУ, 2005. – Вып. 1. – С. 168–170.

6.   Андреева Т.В., Шмотченко Ю.А. Мужской взгляд на брак: исследование сотрудников охранных структур // Ананьевские чтения: матер. научн.-практ. конф. 23–25 октября 2007 г. / под ред. Л.А. Цветковой. – СПб.: СПбГУ, 2007. – С. 14–15.

7.   Аргайл М. Влияние взаимоотношений на счастье и удовлетворенность // Психология семьи: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2002. – С. 384–401.

8.   Аргайл М. Психология счастья: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.

9.   Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой Российской летней  школы  по  женским  и  гендерным  исследованиям  «Валдай – 96». – М., 1997. – С. 56–57.

10.   Безрукова О.Н. Материнство в контексте социальных и психологических проблем репродуктивного здоровья // Биосоциальная природа материнства и раннего детства / под ред. А.С. Батуева. – СПб.: СПбГУ, 2007. – С. 41–119.

11.   Васильева Е.В. исследование специфики структуры социальной идентичности беременных женщин с различным материнским отношением // Перинатальная психология и психология родительства. – 2009. – № 3. – С. 3–15.

12.   Волкова А.Н. Психологическое консультирование семейных конфликтов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. – № 1. – С. 12–21.

13.   Вопросы функционирования семьи: Проблемы семьи / под ред. Э. Тийта. – Тарту: ТГУ, 1988. – 120 с.

14.   Герасимова Н.Ю., Шнейдер Л.Б. Социально-психологическая готовность к материнству как личностное образование // Медико-психологические аспекты современной перинатологии. – М.: Институт психотерапии, 2003. – С. 17–21.

15.   Гурко Т.А. Институт семьи в постиндустриальных обществах // Ценности и смыслы. – М., 2011. – № 4(13). – С. 26–45.

16.   Гурко Т.А., Петрова О.Ю. Трансформация института брака в России // Проблемы брака и супружества в условиях полиэтничного общества: теоретико-эмпирический анализ: сборник статей Всероссйской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 15 мая 2012 г. / сост. и науч. ред. док. социол. наук, проф. Л.В. Карцева. – Казань: МОиН РТ, 2012. – С. 248–252.

17.   Добрынина О.А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1993. – 38 с.

18.   Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.

19.   Дубоссарская З.М. Проблемы репродуктивного здоровья с позиций перинатальной психологии // Медицинские аспекты здоровья женщины. – 2010. – № 1(28) [Электронный ресурс]. URL: http://woman.health-ua.com/article/304.html

20.   Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения  как фактор  развития Я-концепции ребенка: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Н. Новгород, 2000. – 21 с.

21.   Жмурин И.Е. Влияние психоаналитически ориентированного просвещения супругов на профилактику конфликта между ними // Психология и Психотехника. – 2011. – С. 47–58.

22.   Захарова Е.И., Булушева Е.А. Особенности страхов беременных женщин, связанных с переживанием внутрисемейной ситуации // Перинатальная психология и психология родительства. – 2009. – № 3. – С. 15–35.

23.   Земзюлина И.Н. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности женщины как фактор принятия новой социальной роли – роли матери: автореф. дис. … канд. психол. наук. – К.: КГУ, 2009. – 26 с.

24.   Карелин А.М. Большая энциклопедия психологических тестов. – М: Эксмо, 2007. – 416 с.

25.   Клапiшевська С.А. Теоретико-методологiчнi засади дослiдження проблеми задоволеностi шлюбом // Актуальнi проблеми соцiологiї, психологiї, педагогiки: збiрник наукових праць. – 2012. – № 17. – С. 114–120.

26.   Кравченко А.И. Глава 16: Семья и брак // Социология. – М.: Проспект, 2010. – С. 272–352.

27.   Кравченко А.И., Добреньков В.И. Социология. – М.: Инфра, 2010. – 624 с. – Серия: Высшее образование.

28.   Куртсар Д.О неформальной стабильности брака // Человек после развода. – Вильнюс, 1985. – С. 67–71.

29.   Лидерс А.Г. Семья как психологическая система. – М.; Обнинск: Социальные науки, 2004. – 215 с.

30.   Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.

31.   Лисевич М.С. Теоретико-методологiчнi засади дослiдження дезадаптивної поведiнки подружнiх пар // Актуальнi проблеми соцiологiї, психологiї, педагогiки: збiрник наукових праць. – 2012. – № 17. – С. 120–127.

32.   Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Эксмо,2006. – 992 с.

33.   Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.

34.   Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной психотерапии / пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 304 с.

35.   Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология семьи. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2002.  – С. 274–286.

36.   Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

37.   Ощепкова А.П., Рыкун P.O. Социально-психологический анализ семьи как малой группы // Вопросы социальной психологии. (Теоретические очерки). – Томск: Томск. ун-та, 1981. – С. 101–126.

38.   Радчук В.М. Органiзацiйно-методичнi засади емпiричного дослiдження психологiчної готовностi до шлюбно-сiмейних взаємин // Актуальнi проблеми соцiологiї, психологiї, педагогiки: збiрник наукових праць. – 2012. – № 17. – С. 140–146.

39.   Рощевская Е.В. Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка // Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 20–21 января 2012 года. – Пенза – Витебск – Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – С. 14–17.

40.   Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Личность в семейном социуме: учебное пособие. – в 5 ч. – Минск: Карандашев, 2000. – Ч. 3 – 288 с.

41.   Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. – Кишинев: Штиинца, 1991. – 86 с.

42.   Столин В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 104–115.

43.   Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

44.   Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Варги – М.: Когито-Центр, 2005. – 496 с.

45.   Тийт Э.М. Факторы личности и удачность брака // Актуальные вопросы семьи и воспитания. – Вильнюс, 1983. – С. 170–182.

46.   Федяева М.В., Волчкова Н.И. Исследование психологического климата в современной семье // Психология, социология и педагогика. – Июнь 2012. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/774 (дата обращения: 29.04.2014)

47.   Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей: учебное пособие. – Ярославль: Институт «Открытое Общество», 2003. – 103 с.

48.   Харли У. Законы семейной жизни / пер. с англ. Ю.А. Цыганкова. – М.: Протестант, 1992. – 207 с.

49.   Хмарук И.Н. Социально-психологические корреляты выбора способа реагирования в ситуации измены супруга: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д., 2000. – 23 с.

50.   Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – 768 с.

51.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.Э. Психология и психотерапия семьи. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.

52.   Bahr H.M., Chadwick B.A. Religion and Family in Middletown // Journal of Marriage and the Family, 1985. – № 7. – Р. 407–414.

53.   Boss P. Family Stress Management. – SAGE Publications, 2002. – Р. 217.

54.   Burr W.R. Contemporary theories about the family // General Theories. – N.Y.: Free Press, 1970. – Vol. 2. – Р. 14–21.

55.   Kunz P.R., Albrecht S.L. Religion, Marital Happiness, and Divorce // International Journal of Sociology of the Family, 1977. – № 7. – Р. 227–232.

56.   Levinger R. Marital cohesiveness and dissolution: an integrative review // Journal of Marriage and the Family. – 1965. – Vol. 27. – № 1. – Р. 19–28.

57.   Levis R.A., Spanier G.B. Theorizing about the quality and stability of marriage // Contemporary theories about the family / W.R. Burr, R. Hill, F.I. Nye, I.L. Reiss (Eds.). – New York: Free Press, 1979. – Vol. 1. – Р. 23–34.

58.   Olson D.H. Family Inventories: Inventories Used in a National Survey of Families Across the Family Life Cycle. St. Paul, MN: Family Social Science. – University of Minnesota. 1982. – Р. 43–50.

59.   Rollins B.C., Feldman H. Marital Statasfaction over the Family Life Cycle // Journal of Marriage and the Family. – 1970 – Vol. 32, № 1. – Р. 20–28.

60.   Walsh F. Family resilience: A framework for clinical practice // Family Process. – 2003. – Vol. 42, № 1. – Р. 1–18.

61.   Winch R.F. The Theory of Complementary Needs in Mate-Selection: An Analytic and Descriptive Study / R.F. Winch, T. Ktsanes, V. Ktsanes. – American Sociological Review, 1954. – № 19. – Р. 241–249.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 618.2:159.9

Ушакова В.Р. Психологические особенности супружеских отношений у женщин с различным течением беременности // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – N 2 (4) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player