О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Информационно-аналитический обзор диссертационных исследований, защищенных по медицинской психологии в первом квартале 2013 года

Урываев В.А. (Ярославль)

 

 

Урываев Владимир Анатольевич

Урываев Владимир Анатольевич

–  член научно-редакционного совета журнала «Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика»;

–  кандидат психологических наук, доцент по кафедре медицинской психологии, Ярославская государственная медицинская академия.

E-mail: red@mprj.ru

 

Аннотация. В информационно-аналитическом обзоре приводится статистический анализ диссертационных работ, защищенных по шифру 19.00.04 — медицинская психология в 2013 году. Представлены данные годовой статистики по активности диссертационных советов и публикационной активности научных СМИ. Приведены данные по конкретным работам, защищеным в первом квартале 2013 года. Исследованиям поверглись проблемы комплексного лечения невротических расстройств; психологические особенности детей и подростков, страдающих расстройствами шизофренического спектра; психическое здоровье работающих в экстремальных условиях сотрудников органов внутренних дел; проблемы подростков из семей с алкогольной зависимостью; отношение женщин к ситуации беременности (диагностика типа отнощения к беременности); особенности пожилых пациентов с органическими заболеваниями головного мозга и депрессивными нарушениями; отношение часто болеющих детей к дошкольному общеобразовательному учреждению.

Ключевые слова: медицинская психология, лечение невротических расстройств, больные шизофренического спектра, экстремальная психология, семьи с алкогольной зависимостью, отношение к беременности, пожилые пациенты с органическим нарушениями; часто болеющие дети.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

1.

Информационно-аналитический обзор построен на базе статистики за 2013 год (использован сайта высшей аттестационной комиссии, на котором размещены все авторефераты, представленные к защите — http://vak2.ed.gov.ru/catalogue).

По специальности 19.00.04 — медицинская психология (мы учитываем и диссертации, защищенные только по этому шифру, и диссертации, защищенные по двум шифрам, одним из которых является «медицинская психология») — как по «медицинским наукам», так и по «психологическим наукам» — за 2013 год всего защищены 41 диссертация. Из них — 1 докторская и 6 кандидатских «по медицинским наукам» и 1 докторская и 33 кандидатских — «по психологическим».

Распределение защит по диссертационным советам выглядит следующим образом (см. Табл. 1).

 

Таблица 1

Диссертационные советы, принявшие к защите научные исследования
по специальности 19.00.04 — медицинская психология

 

Как мы можем видеть, в Санкт-Петербурге защищено 34 диссертаций, в Москве — 4 диссертации, в Томске — 3.

2.

Чтобы составить общую картину состояния исследований в области медицинской психологии, специалисту желательно ознакомиться с их результатами в изданиях научных СМИ, прежде всего, имеющих статус «рекомендованных» ВАКом для публикации основных данных научных исследований. Выбор тех или иных изданий диссертантами представлен в Табл. 2.

 

Таблица 2

Рейтинг ВАКовский изданий, публиковавших работы авторов, защищавших диссертации по шифру 19.00.04 — медицинская психология

Опубликованы статьи по материалам более чем двух диссертаций (публикации, к примеру, шести статей одного автора в ОДНОМ издании учитывалось как ОДНО обращение)

 

Таблица 2

Рейтинг ВАКовский изданий, публиковавших работы авторов, защищавших диссертации по шифру 19.00.04 — медицинская психология (продолжение)

Список ВАКовских изданий, к публикациям в которых обращались один-два диссертанта

 

Из таблицы мы видим, что полную картину специалист, интересующийся современным состоянием медицинской психологии, может составить, охватив 54 ВАКоских издания. Другими словами, можно утверждать, что проблема возникновения ведущего специального издания по медицинской психологии продолжает оставаться актуальной (самое высокое место в рейтинге занимает издание, в котором опубликованы работы 8 из 41 авторов диссертационных исследований, или чуть меньше одной пятой защитившихся).

Заметим, безусловно, имеется выраженная связь между изданиями, учрежденными научными центрами, на базе которых организованы диссертационные советы и публикационной активностью авторов, представивших диссертации именно в эти советы.

3.

За первый квартал 2013 года были защищены 7 диссертаций по шифру 19.00.04 — медицинская психология. Исследованиям поверглись проблемы комплексного лечения невротических расстройств; психологические особенности детей и подростков, страдающих расстройствами шизофренического спектра; психическое здоровье работающих в экстремальных условиях сотрудников органов внутренних дел; проблемы подростков из семей с алкогольной зависимостью; отношение женщин к ситуации беременности (диагностика типа отнощения к беременности); особенности пожилых пациентов с органическими заболеваниями головного мозга и депрессивными нарушениями; отношение часто болеющих детей к дошкольному общеобразовательному учреждению.

Список работ приведен ниже. Мы полагаем, что одной из самых выразительных особенностей исследования может быть определена «научная новизна», ее мы также представим при характеристике работы. Работы приведены по хронологическому принципу.

Сидоркина Татьяна Юрьевна «Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению» (дисс. … к.псх.н.; 19.00.04. — медицинская психология) [12].

«Научная новизна исследования:

1.   Определены характерные особенности адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению (в сравнении с категорией здоровых сверстников): несформированность готовности к посещению дошкольного образовательного учреждения; длительный острый период адаптации; высокая заболеваемость; средней тяжести и тяжелое течение адаптационного периода.

2.   Выявлены и описаны взаимосвязи адаптации часто болеющих детей с особенностями их психосоматического статуса: длительность адаптационного периода имеет тесную прямую связь с частой заболеваемостью и наличием у ребенка хронической патологии; положительная динамика стабилизации показателей адаптации взаимосвязана с такими свойствами нервной системы как ритмичность, приближение, порог чувствительности, адаптивность, настроение.

3.   Получены новые данные о специфике родительского отношения к часто болеющему ребенку младшего дошкольного возраста со стороны матерей и отцов (в сравнении со здоровыми сверстниками): доминирующими типами родительского отношения к часто болеющему ребенку со стороны матерей является симбиоз (провоцирующий аффективную привязанность ребенка к матери) и инфантилизация, со стороны отцов — авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.

4.   Определена взаимосвязь родительского отношения и адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: при неэффективных типах родительского отношения: симбиоз (со стороны матери), инфантилизация (со стороны обоих родителей), наблюдается длительность адаптационного периода, аффективная привязанность к близкому взрослому, неуверенность ребенка в себе, снижение игровой и познавательной активности. При эффективном типе родительского отношения (кооперация) у часто болеющего ребенка выражена готовность к посещению дошкольного образовательного учреждения, длительность адаптации соответствующая средней и легкой степени тяжести.

5.   Обоснованы направления и содержание коррекционной работы с родителями и часто болеющими дошкольниками; разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению посредством оптимизации родительского отношения к ним и подготовки детей к посещению детского сада через совместную деятельность с родителем в новой среде.

6. Оценена динамика адаптации часто болеющих детей после реализации коррекционно-развивающей программы. Выявлено, что оптимизация взаимодействия родителей с ребенком в адаптационный период (улучшение рефлексии взаимоотношений, преодоление тревожности родителей за ребенка, поступающего в ДОУ, снижение привязанности ребенка к близкому взрослому, формирование положительной установки на преодоление болезни ребенка), а также получение опыта совместной деятельности родителя и ребенка в новой среде в адаптационный период, способствуют становлению готовности детей к посещению дошкольного образовательного учреждения, нивелированию негативных проявлений в их поведении в адаптационный период, положительной динамике в стабилизации показателей адаптации, а также снижению заболеваемости детей».

Корехова Мария Владимировна «Факторы психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности» (дисс. … к.псх.н.; 05.26.02 — безопасность в чрезвычайных ситуациях; 19.00.04 — медицинская психология) [7].

«Научная новизна исследования.

Впервые на основе результатов психологического исследования выявлен и описан комплекс признаков психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля деятельности, включающий низкий уровень работоспособности, трудности в межличностных контактах, семейные проблемы, нервно психические нарушения, поведенческие девиации, повышенную агрессивность, нарушения эмоциональной сферы, психосоматические симптомы, низкую психическую устойчивость, вегетативный дисбаланс, доминирование функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Выявлены факторы, способствующие возникновению и развитию психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля деятельности: профессиональные (подразделение оперативно-розыскной деятельности, участие в командировках в СКР, стаж работы до 5 лет и свыше 15), социальные (отсутствие семьи и детей, наличие 3 и более детей, низкий уровень образования), индивидуально-психологические (неадекватно завышенный уровень самооценки, низкие умственные способности, высокая тревожность, неадаптивные копинг-стратегии, употребление алкоголя, курение).

Определены наиболее значимые детерминанты психической дезадаптации: командировки в СКР, стаж профессиональной деятельности свыше 15 лет, социальные факторы — низкий уровень образования, индивидуально-психологические факторы — неадаптивные копинг-стратегии, высокие уровни самооценки и притязаний, аддиктивные проявления.

Установлено, что наиболее значимыми индивидуально-психологическими факторами психической дезадаптации являются: высокие уровни организационного стресса и личностной тревожности, низкий уровень образования и интеллекта, низкий коммуникативный потенциал, использование неадаптивной копинг-стратегии (конфронтации).

Выявлены особенности психической адаптации и признаков психической дезадаптации у специалистов в зависимости от степени стрессогенности и характера служебной деятельности.

Обоснована методика оценки выраженности психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля деятельности на основе экспертного опроса, позволяющая выявить группу риска по психической дезадаптации.

На основе математического моделирования разработан алгоритм прогнозирования психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности».

Москаленко Галина Владимировна «Особенности социально-психологического функционирования подростков из семей с алкогольной зависимостью» (дисс. … к.псх.н.; 19.00.04 — медицинская психология) [8].

«Научная новизна исследования заключается в следующем:

–   на основе теоретического анализа научной литературы и результатов собственного эмпирического исследования с учетом специфики подросткового возраста обоснованы психодиагностические технологии оценки социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость;

–   описана структура процесса и динамического состояния социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, показано, что социально-психологическое функционирование должно рассматриваться как четырехкомпонентное клинико-психологическое образование, имеющее сложную динамическую структуру, между компонентами которого существуют функциональные зависимости, оцениваемые по результатам квалиметрии уровней их выраженности и диагностических критериев;

–   обоснована технология оценки клинико-патопсихологических особенностей (патология семейных отношений, личностная и социальная идентичность, стрессоустойчивость, эмоционально-поведенческая активность, выраженность реактивной патологии, напряженность межличностных отношений) социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость;

–   разработана регрессионная модель социально-психологического функционирования подростков, родители которых имеют алкогольную зависимость, позволяющая учитывать различные стилевые особенности воспитательного процесса и вариативные характеристики факторов медико-демографического и психолого-педагогического риска».

Иванов Михаил Владимирович «Пространственные представления у детей и юношей с расстройствами шизофренического спектра» (дисс. … к.псх.н.; 19.00.04 — медицинская психология). [4]

«Научная новизна исследования:

–   впервые в отечественной медицинской (клинической) психологии было проведено комплексное исследование пространственных представлений в конкретном возрастном аспекте (детство и юность) при расстройствах шизофренического спектра с точки зрения психологии аномального развития;

–   выявлены и описаны своеобразные нарушения пространственных представлений в детском и юношеском возрастах при разной степени выраженности шизофренических расстройств (шизотипические расстройства и шизофрения);

–   полученные показатели особенностей пространственных представлений вносят существенное дополнение в диагностику психического дизонтогенеза на разных возрастных этапах».

Нечаева Марина Андреевна «Отношение к беременности и его психологическая диагностика у женщин с различными вариантами репродуктивного процесса» (дисс. … к.псх.н.; 19.00.04 — медицинская психология) [9].

«Научная новизна исследования

1.   Впервые определено место отношения к беременности в системе отношений личности, выполнено систематизированное описание отношения к беременности в контексте положений концепции отношений личности В.Н. Мясищева. Показано, что субъективное отношение к беременности является одним из закономерных психологических образований онтогенеза женщины, определяющимся особенностями системы отношений личности и проявляющимся в виде специфического комплекса эмоциональных (в том числе чувственных, интрацептивных), поведенческих и когнитивных психологических образований.

2.   Впервые беременность исследована как специфическое состояние организма женщины и ее психики, спроецированное на систему диагностических осей «здоровье» — «болезнь» и «норма» — «не—норма» («патология»). Изучение беременности и отношения к ней в этой системе координат позволяет содержательно объяснить наблюдаемую в практике вариативность субъективного отражения беременности в сфере самосознания женщины, определяемую, в том числе, спецификой состояния ее репродуктивной функции, особенностями личности и ее микро- и макросоциального окружения. Прикладной аспект такого психологического исследования связан с обоснованием необходимости изучения отношения к беременности в соотнесенности его с системой отношения к здоровью и болезни у женщин с различными вариантами репродуктивного статуса.

3.   Разработаны и описаны структура и содержание отношения к беременности, предложена его типология (классификация), опирающаяся на положения концепции отношений личности В.Н. Мясищева.

4.   Разработана, апробирована, стандартизована и применена в медико-психологическом исследовании психодиагностическая методика «Тип отношения к беременности» для исследования психологического переживания женщинами своего состояния, получены и объяснены новые систематизированные научные факты о психологических аспектах отношения к беременности у женщин с различными вариантами репродуктивного статуса».

Раевский Алексей Анатольевич «Структура психического состояния пожилых пациентов с органическими заболеваниями головного мозга и депрессивными нарушениями (в связи с задачами психологической коррекции)» (дисс. … к.псх.н.; 19.00.04 — медицинская психология) [10].

«Научная новизна исследования:

Установлено, что для пациентов с диагнозом рекуррентное депрессивное расстройство и органическое аффективное расстройство характерны такие общие черты, как наличие тревожно-депрессивных переживаний, неэффективная работа защитно-компенсаторной сферы, которые реализуются в повышении уровня межличностной конфликтности. Выявлено, что у пациентов с диагнозом рекуррентное депрессивное расстройство психическое состояние характеризуется депрессивными чертами с формированием необщительности, замкнутости, переживанием виновности, страхов и опасений, которые, в свою очередь, взаимосвязаны с тенденцией к ограничению контактов с социальным окружением.

Пациентам с органическим аффективным расстройством в психическом состоянии свойственно доминирование тревожных переживаний с чертами враждебности взаимосвязанные с повышенной межличностной конфликтностью в микросоциальном окружении».

Забылина Наталья Анатольевна «Сравнительная эффективность различных методов терапии больных с невротическими расстройствами с ведущим смешанным тревожным и депрессивным синдромом» (дисс. … к.м.н.; 14.01.16 — психиатрия; 19.00.04 — медицинская психология) [3].

«Научная новизна.

Новой является модификация индивидуальной когнитивно-поведенческой психотерапии, разрабатывающая специфические психотерапевтические мишени, терапевтическое содержание, стратегии вмешательства и технические приемы которой основываются на эмпирических (клинических и клинико-психологических) исследованиях больных с невротическими расстройствами.

Впервые проведено сравнение эффективности лечения больных с невротическими расстройствами с ведущим смешанным тревожным и депрессивным синдромом современными антидепрессантами группы СИОЗС (паксил, феварин, сертралин) и комплексной терапии (разработанного варианта когнитивно-поведенческой психотерапии и фармакотерапии антидепрессантами группы СИОЗС).

Полученные данные позволяют установить высокую эффективность комплексной терапии в лечении невротических расстройств с ведущим смешанным тревожным и депрессивным синдромом».

4.

В первом квартале 2013 годы были также защищены ряд диссертаций по тематике, максимально приближающейся к проблемам медицинской психологии, поэтому мы сочли возможным включить в обзор и их. Работы приведены по хронологическому принципу.

Серова Елена Валерьевна «Особенности страхов формирующейся личности в условиях замещающей семьи» (дисс. … к.псх.н.; 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии) [11].

«Научная новизна исследования заключается в том, что:

–   Проанализированы и теоретически обоснованы социально — психологические детерминанты формирования страхов у детей, воспитывающихся в условиях замещения родителей.

–   Выявлены структура, объекты и характер страхов у детей, воспитывающихся в замещающих семьях.

–   Получены данные сравнительного анализа страхов у детей из замещающих семей, родных семей и детских домов, выявлены их сходства и различия.

–   Выявлены объекты страхов, присущие только детям, воспитывающимся в замещающих семьях.

–   Выделены показания и противопоказания к психокоррекции детских страхов.

–   Разработан и апробирован комплекс коррекционно-профилактических мероприятий: схема индивидуальной коррекции страхов, программа групповой коррекции для детей, тренинг для замещающих родителей.

–   Предложены рекомендации по профилактике и коррекции страхов у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в замещающих семьях».

Краснова Виктория Валерьевна «Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности студентов» (дисс. … к.псх.н.; 19.00.13 — психология развития, акмеология) [11].

«Теоретическая значимость и научная новизна настоящего исследования заключается в расширении и конкретизации представлений о роли социальной тревожности в возникновении социальной и эмоциональной дезадаптации в молодом возрасте. Впервые в отечественной психологии исследована, проанализирована и доказана связь социальной тревожности с трудностями в учебе и интерперсональных отношениях.

Практическая значимость исследования: разработан методический комплекс для диагностики уровня социальной тревожности, обоснована важность учета социальной тревожности как мишени психологической помощи студентам, направленной на улучшение качества их интерперсональных отношений и снижения общего уровня стресса в период обучения. Результаты исследования могут быть также использованы в процессе психологического консультирования родителей, у которых дети являются студентами, а также при чтении курса по психологии для педагогов. Также они могут быть включены в учебные программы по социальной психологии развития, возрастной психологии и клинической психологии».

Добровидова Наталья Александровна «Особенности эмоционально-волевой сферы старшеклассников и студентов с различным уровнем компьютерной игровой активности» (дисс. … к.псх.н.; 19.00.07 — педагогическая психология) [2].

«Научная новизна исследования:

–   конкретизировано научное представление о содержании понятий «эмоциональные состояния» и «волевые свойства» (Эмоциональные состояния — это переживания различной интенсивности и длительности, характеризующиеся положительными, нейтральными и отрицательными эмоциями, стимулирующими либо тормозящими удовлетворение потребностей. Волевые свойства проявляются в способности к преобразованию непроизвольных психических процессов в произвольные и обеспечивают человеку возможность целенаправленно принимать решения в условиях преодоления трудностей за счёт волевых усилий и саморегуляции произвольной активности, реализующейся в планировании деятельности, моделировании условий, программировании действий, оценивании результатов и их коррекции);

–   определены психологические факторы, способствующие активному включению учащихся в компьютерную игровую деятельность (внутреннее напряжение, вызванное конфликтом потребностей, ценностей; неумение строить конструктивные жизненные стратегии; уход от социальной ответственности; эскапизм; потребность в релаксации; интернальный локус контроля; желание дать практический выход вытесненным агрессивным импульсам; трудности в установлении контактов со сверстниками);

–   определена специфика игровой компьютерной деятельности старшеклассников и студентов (в мотивах обращения к компьютерным играм: при наличии таких общих мотивов, как желание развлечься, получить эмоциональную разгрузку и достичь высокого результата в игре, студенты чаще, чем старшеклассники, используют игру с целью эмоциональной разгрузки, в большей степени нацелены на получение высокого результата в игре и на приобретение новых знаний. Юноши-старшеклассники, по сравнению с девушками, в большей степени используют компьютерные игры с целью получения высокого результата; юноши-студенты — с целью победить соперника, получить новые знания и эмоциональную разгрузку; в жанровых предпочтениях: при общем для старшеклассников и студентов предпочтении игр-стратегий и ролевых игр старшеклассники чаще выбирают игры агрессивного характера, студенты — игры, требующие решения интеллектуальных задач и достижения высокого результата, а также приключенческие, обучающие и настольные игры; сравнительно с девушками-старшеклассницами и студентками, которым свойственно выбирать игры приключенческого характера и интеллектуальной направленности, юноши чаще играют в «спортивные» игры и игры агрессивного характера; в уровне компьютерной игровой активности: у старшеклассников и студентов компьютерная игровая активность представлена на низком, среднем, высоком и предельном уровне, однако старшеклассников с высоким уровнем активности достоверно больше, чем студентов. Игровая активность у юношей-старшеклассников и юношей-студентов выше, чем у девушек);

–   выявлены особенности эмоциональных состояний старшеклассников и студентов во время компьютерной игровой деятельности и при невозможности играть (Старшеклассники и студенты испытывают желание играть в эмоционально напряжённых, критических ситуациях, но студенты чаще, чем старшеклассники, обращаются к компьютерной игре как к средству снятия напряжения; при этом в ситуации вмешательства в игровую деятельность постороннего лица студенты, в отличие от старшеклассников, склонны прекратить игру; во время компьютерной игровой деятельности и старшеклассники, и студенты испытывают положительные эмоциональные состояния (азарт, радость, чувство превосходства над соперником));

–   определены особенности эмоционально-волевой сферы старшеклассников с разным уровнем компьютерной игровой активности (Старшеклассникам с низким уровнем компьютерной игровой активности свойствен более высокий уровень выраженности доминирующего эмоционального состояния «радость», чем старшеклассникам, имеющим средний и высокий уровень компьютерной игровой активности (у студентов подобной особенности не выявлено); старшеклассникам и студентам с низким уровнем компьютерной игровой активности свойствен более высокий уровень сформированности саморегуляции произвольной активности, чем старшеклассникам и студентам, имеющим средний и высокий уровень компьютерной игровой активности);

–   установлены взаимосвязи эмоциональных состояний и волевых свойств с компьютерной игровой активностью и выбором жанра игры (Общие: компьютерная игровая активность старшеклассников и студентов связана с такими игровыми предпочтениями, как игры-стратегии, ролевые игры и игры агрессивно-состязательного характера; отличительные: 1) у старшеклассников: а) эмоциональное состояние «радость» имеет обратную взаимосвязь с компьютерной игровой активностью; б) эмоциональное состояние «страх» имеет обратную взаимосвязь с выбором ролевых игр; в) уровень саморегуляции произвольной активности и такие её свойства, как «моделирование внешних и внутренних условий деятельности» и «планирование предстоящих исполнительских действий, необходимых для достижения цели», имеют обратные взаимосвязи с выбором развлекательных и приключенческих игр; г) свойство саморегуляции «моделирование внешних и внутренних условий деятельности» связано с выбором ролевых игр; д) волевой показатель (сила воли) связан с выбором ролевых игр и игр интеллектуальной направленности; е) экстравертированная направленность личности имеет обратную взаимосвязь с выбором ролевых игр; 2) у студентов: а) негативные эмоциональные состояния (страх, гнев, тревожность, фрустрация) имеют обратные взаимосвязи с выбором игр агрессивно-состязательного характера; б) самооценка волевых качеств связана с выбором игр агрессивно-состязательного характера и игр-стратегий; в) «программирование предстоящих исполнительских действий» как свойство саморегуляции связано с играми-стратегиями; г) «гибкость» как регуляторно-личностное свойство связана с выбором игр развлекательного характера и игр, требующих быстроты реакций)».

Ван Шилу «Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры» (дисс. … к.псх.н.; 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии) [1].

«Научная новизна исследования.

Впервые изучены особенности переживания опыта потока у онлайновых игроков в китайской культуре. Раскрыто соотношение опыта потока с интернет-зависимостью (ИЗ) в контексте факторов, связанных с национально-культурными особенностями. Выявлено влияние характерного для жителей Китая коллективизма на оптимальное переживание в ходе компьютерных игр, его роль в становлении ИЗ. Выявлено влияние онлайн-общения на переживание опыта потока в ходе компьютерной игры и на развитие ИЗ в контексте присущих Китаю культурных особенностей.

Адаптирована и применена на практике методика измерения опыта потока у китайских игроков в онлайновые компьютерные игры».

Квасова Ольга Григорьевна «Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации» (дисс. … к.псх.н.; 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии) [5].

«Научная новизна исследования.

Разработана неклассическая модель временной перспективы, в которой за основополагающее понятие принимается смысловая интенциональность личности, позволяющая рассматривать временную перспективу как единство реконструирования прошлого, актуализации настоящего и конструирования будущего. В работе впервые показано специфическое влияние смысловой интенциональности на оценку временной длительности, что позволяет трактовать временную перспективу не как застывшую, стабильную форму, а как динамическое образование, трансформирующееся в процессе изменения смысловой структуры жизненного мира. Полученные результаты обосновывают нелинейное строение временной перспективы. В экстремальной ситуации временная перспектива конституируется в двух планах — как континуальная перспектива (связана с L-смыслами) и как дискретная перспектива (связана с D-смыслами). Выявлены закономерности трансформации временной перспективы: во-первых, ключевая характеристика временной перспективы — переживание длительности, опосредствуется скорее не пространственными, а смысловыми параметрами жизненной ситуации; во-вторых, полнота структуры времени задаётся не столько конкретными предметными характеристиками — целями, мотивационными объектами, предметным содержанием ситуации, сколько базисными смысловыми образующими; в-третьих, посттравматический рост личности характеризуется сбалансированностью временной перспективы по её модусам, структуре и содержанию».

 

Литература

1.   Ван Ш.Л. Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры): автореф. дис. … к. псх. н. – М., 2013.

2.   Добровидова Н.А. Особенности эмоционально-волевой сферы старшеклассников и студентов с различным уровнем компьютерной игровой активности: автореф. дис. … к. псх. н. – Самара, 2013.

3.   Забылина Н.А. Сравнительная эффективность различных методов терапии больных с невротическими расстройствами с ведущим смешанным тревожным и депрессивным синдромом: автореф. дис. … к. м. н. – СПб., 2013.

4.   Иванов М.В. Пространственные представления у детей и юношей с расстройствами шизофренического спектра: автореф. дис. … к. псх. н. – СПб., 2013.

5.   Квасова О.Г. Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации: автореф. дис. … к. псх. н. – М., 2013.

6.   Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности студентов: автореф. дис. … к. псх. н. – СПб., 2013.

7.   Корехова М.В. Факторы психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности: автореф. дис. … к. псх. н. – СПб., 2013.

8.   Москаленко Г.В. Особенности социально-психологического функционирования подростков из семей с алкогольной зависимостью: автореф. дис. … к. псх. н. – СПб., 2013.

9.   Нечаева М.А. Отношение к беременности и его психологическая диагностика у женщин с различными вариантами репродуктивного процесса: автореф. дис. … к. псх. н. – СПб., 2013.

10.   Раевский А.А. Структура психического состояния пожилых пациентов с органическими заболеваниями головного мозга и депрессивными нарушениями (в связи с задачами психологической коррекции): автореф. дис. … к. псх. н. – СПб., 2013.

11.   Серова Е.В. Особенности страхов формирующейся личности в условиях замещающей семьи: автореф. дис. … к. псх. н. – СПб., 2012.

12.   Сидоркина Т.Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: автореф. дис. … к. псх. н. – СПб., 2013.

 

 

Ссылка для цитирования

Урываев В.А. Информационно-аналитический обзор диссертационных исследований, защищенных по медицинской психологии в первом квартале 2013 года // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – N 2 (4) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player