|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
У рецензируемой книги обманчивое название — «Неврозы у детей». На самом деле ее тематика шире — в книге рассматриваются вопросы изучения и лечения не только неврозов, но также пограничных психических расстройств в целом.
Первый автор книги — кандидат медицинских наук Виленин Исаакович Гарбузов (1930—2013), известный детский психиатр и психотерапевт, основатель первого в СССР городского отделения по лечению неврозов у детей, который более полувека занимался лечением детских неврозов, прежде всего, невроза навязчивых состояний. Специалисты знают В.И. Гарбузова по таким работам, как «Неврозы у детей и их лечение» (в соавторстве с А.И. Захаровым и Д.Н. Исаевым, 1977); «Воспитание ребенка» (1997); «Концепция инстинктов и психосоматическая патология» (1999); «Неврозы и психотерапия» (2001); «Нервные и трудные дети» (2006) и др. Рецензируемая книга, последняя работа Виленина Исааковича, написана им совместно с его учеником, доктором медицинских наук Юрием Анатольевичем Фесенко. Ю.А. Фесенко — заместитель главного врача по медицинской части СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина», профессор факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического университета и кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Юрий Анатольевич специализируется в области исследований и лечения детей, больных широким спектром монополярных пограничных психических расстройств (заикания и других речевых расстройств, синдрома дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ, тиков, энуреза, неврозов и др.). Он является автором и соавтором таких работ, как: «Монополярные пограничные психические расстройства у детей» (2007), «Пограничные нервно-психические расстройства у детей» (2010), «Энурез и энкопрез у детей» (2010), «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» (2010). В первой главе книги рассматривается история изучения пограничных психических расстройств, в том числе неврозов, в историческом аспекте. Анализируя труды зарубежных ученых, авторы более подробно останавливаются на идеях З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Г. Салливана, К. Роджерса. Однако большая часть главы посвящена обзору работ отечественных авторов — А.Я. Кожевникова, И.П. Павлова, Бирмана, В.А. Горового-Шалтана, В.К. Хорошко, И.В. Давыдовского, В.Н. Мясищева, А.М. Свядоща, В.В. Ковалева, В.Д. Менделевича, Ю.А. Александровского и др. Согласно представлением В.И. Гарбузова невроз — это ярко выраженное, мучительное чувство неудовлетворенности, возникающее в ситуации невозможности удовлетворить свои доминирующие инстинкты и осуществить адаптацию к реальности. Инстинкты самосохранения и продолжения рода — базовые, обеспечивающие физическое выживание. Исследовательский инстинкт и инстинкт свободы обеспечивают первичную специализацию человека. Инстинкты доминирования и сохранения достоинства обеспечивают самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном плане. По мнению Гарбузова, индивид часто стремится к удовлетворению личных притязаний без учета уровня своей адаптивности, ведь люди различны по своим психофизическим данным. Если добровольный и сознательный выбор индивида соответствует «замыслу природы» (особенностям его темперамента), то он способен радоваться жизни и добиваться успеха; если противоречит, — то неизменно приведет к кризису и состоянию неудовлетворенности. Таким образом, концепция В.И. Гарбузова о роли врожденной натуры в происхождении невроза во многом согласуется с концепцией В.Н. Мясищева о важности «истории личности в развитии невроза» и показывает, почему человек часто не удовлетворен собой, своей жизнью и как ему вернуться к «своей природе» и своему истинному призванию. В конце обзора авторы подчеркивают, что в последние годы доминировавшее представления о неврозах как функциональных психогенных заболеваниях, при которых в мозговых структурах отсутствуют какие-то морфологические изменения, подверглось существенному пересмотру. Выделены определенные церебральные изменения, сопутствующие изменениям нервной деятельности при неврозах и учет этого фактора особенно важен, когда речь идет о понимании возникновения, течения и лечения пограничных психических расстройств в детском возрасте. Во второй главе обсуждается концепция стресса Г. Селье в контексте современного понятия о пограничных психических расстройствах. Стресс необходим организму для того, чтобы приспособиться к сложным и меняющимся условиям внешней среды. Однако сильный и хронический стресс часто приводит к появлению хронических заболеваний. При этом большое значение имеют сенсибилизирующие (подготавливающие) факторы в развитии стресса. Авторы считают, что в роли сенсибилизатора при развитии наиболее распространенных в детском возрасте монополярных пограничных психических расстройств может выступать минимальная мозговая дисфункция (ММД), а внешне различные проявления этих заболеваний связаны с разной комбинацией запускающих процесс патогенных факторов. Проведенные Ю.А. Фесенко и его коллегами исследования более чем 2000 детей в возрасте 3—11 лет показали, что главным сенсибилизирующим фактором в возникновении монополярных пограничных психических расстройств детского возраста служит ММД, полученная в перинатальном периоде развития. Ее основной источник — неудовлетворительное здоровье матери. Избирательным сенсибилизирующим фактором служит нарушение взаимодействия теменно-затылочной зоны правого полушария коры головного мозга с другими структурами. Таким образом, по мнению авторов, все пограничные психические расстройства, в том числе неврозы, можно охарактеризовать как своеобразную задержку созревания взаимоотношений между анализаторными зонами коры и другими структурами головного мозга. Важен вывод о том, что внешние патологические реакции (навязчивые движения и действия, астенизация, гиперактивность, энурез и др.) в ряде случаев являются полезными защитными реакциями организма, предохраняющими ребенка от разрушительных последствий ММД. В связи с этим клиническая тактика при лечении пограничных расстройств должна быть направлена не столько на борьбу с их внешними проявлениями, сколько на восстановление нормального взаимодействия между структурами головного мозга благодаря психотерапии, фармакотерапии и другим методам лечения. И здесь большое значение имеет формирование стрессоустойчивости — совокупности личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные нагрузки и перегрузки. В третьей главе рассматривается понятие психической травмы и ее роли в возникновении болезненных состояний. В.И. Гарбузов систематизировал психотравматизирующие факторы, приводящие детей к неврозу: нарушение взаимоотношений в системе «мать — дитя»; отрыв от матери; госпитализация ребенка без матери; переживание острой боли при острых соматических и инфекционных заболеваниях; медицинские обследования и лечение; переживание испуга и попадания в угрожающую ситуацию; неожиданные потрясения при встрече с животными; блокада ребенка в активности и, конечно же, дефицит любви, неприятие родственниками, конфликты между родителями и пр. Подчеркивается, что результатом психической травматизации является включение психологической защиты, ограждающей психику от потрясений и болезненных переживаний. Ее актуализация завершает картину формирования невроза, переход из состояния предневроза в невроз. В четвертой главе подробно описываются сами неврозы как пограничные психические расстройства. Приводятся результаты, полученные Ю.А. Фесенко и его коллегами при ЭЭГ-исследованиях детей с монополярными психическими расстройствами, в том числе, неврозами. Дается описание клинических случаев. Рассматривается концепция неврозов В.И. Гарбузова, считавшего центральным звеном в этиоптогенезе неврозов у детей изменение врожденных целесообразных типов реагирования на реагирование невротического типа в ситуации патогенного воздействия биосоциальных факторов. Поскольку в отношении детей главным биосоциальным фактором выступает неправильное воспитание, подробно анализируются типы аномального воспитания (неприятие, гиперсоциализирующее и эгоцентрическое воспитание), приводящие к возникновению невротических радикалов у детей. Показано, как комбинация тех или иных свойств темперамента (холерического, сангвинического или флегматического) с тем или иным типом неправильного воспитания отражается в формировании преневротического характерологического радикала, который затем становится важной составной частью в структуре невроза. Далее детально рассматриваются три основных формы невроза (неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний) и их особенности у детей. Пятая, заключительная глава книги, которая составляет больше половины ее объема, посвящена лечению неврозов и содержит описание различных методов психотерапии и психофармакотерапии. Подробно представлен собственный авторский комплексный метод лечения детей с пограничными психическими расстройствами, включающий психофармакотерапию, адаптивное биоуправление, рефлексотерапию, физиотерапевтическое лечение, различные виды психотерапии. У меня, как рецензента, основную сложность при знакомстве с материалом книги вызвала ее недостаточная структурированность, прежде всего, отсутствие в главах подразделов с заголовками и резюме. Помимо этого, уже как для медицинского психолога, неясным остался вопрос о том, существуют ли в детском возрасте у неврозов не только общие характеристики с другими пограничными психическими расстройствами, но также отличительные характеристики. Я согласна с мнением авторов, адресующим свою работу, прежде всего, врачам практикам — психиатрам, психотерапевтам и неврологам. В то же время книга, несомненно, будет интересна и полезна психологам, а также родителям больных неврозами и другими пограничными психическими расстройствами детей.
Ссылка для цитирования Никольская И.М. Рецензия на книгу В.И.Гарбузова и Ю.А. Фесенко «Неврозы у детей» (СПб.: КАРО, 2013. – 336 с.) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – N 3 (5). – C. 13 [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
|
|