О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Аффективные основания гелозоического механизма юмора как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания

Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. (Магнитогорск)

 

 

Мусийчук Мария Владимировна

Мусийчук Мария Владимировна

–  доктор философских наук, профессор кафедры психологии, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

E-mail: mv-mus@mail.ru

Мусийчук Сергей Васильевич

Мусийчук Сергей Васильевич

–  кандидат философских наук, доцент каферы менеджмента, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

E-mail: sv-mus@mail.ru

 

Аннотация. Анализируются основания профилактики синдрома эмоционального выгорания на основе гелозоического механизма юмора. Группу оснований изменения модально-оценочной направленности, преимущественно аффективной природы, составляют такие, как: возникновение эмоционального отстранения; установочная регуляция поведения, основанная на способности юмора производить подъем эмоций, ослабление напряжения через придание юмористической формы содержанию.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, юмор, гелозоический механизма юмора, прикладной и терапевтический юмор, оптимизация психофизиологического состояния организма.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) был впервые применён 1974 г. американским психиатром Фрейденбергером (H. Fredenberger) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. СЭВ в настоящее время имеет статус диагноза в рубрике МКБ — Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений (Маслач и Джексон, 1993, 1996).

Эффективной профилактикой синдрома эмоционального выгорания является профилактика на основе гелозоического механизма юмора. Гелозоический (греч. смех) механизм юмора реализуется на основе изменения модально-оценочной направленности личности, опосредованной тождеством противоположностей в игровом контексте комического, что приводит к оптимизации психофизиологического состояния. Переживание в процессе порождения и восприятия комического онтологически связано с представлением о гибели и возрождении определенных ценностей. Когнитивные и аффективные основания юмора определяет его катарсическое воздействие на человека. Под эффективным средством оптимизации психофизиологического состояния личности мы понимаем получение планируемых результатов оптимизации состояния при минимальных временных затратах. Под результатом понимаются устойчивые процессуальные свойства личности, проявляющиеся в максимально возможной эффективности жизнедеятельности, достигаемые посредством юмора. Изменение модально-оценочной направленности в значительной степени может быть осмыслено как воздействие геологического механизма юмора. Юмор оказывает прямое биохимическое воздействие на общее состояние организма, способствуя оптимизации психофизиологического состояния человека. Группу оснований изменения модально-оценочной направленности, преимущественно аффективной природы, составляют такие как: возникновение эмоционального отстранения; установочная регуляция поведения, основанная на способности юмора производить подъем эмоций, ослабление напряжения через придание юмористической формы содержанию [5; 6; 7; 8; 9].

Рассмотрим выделенные основания. О проблеме возникновения эмоционального напряжения писал Сенека в «Исследованиях о природе»: «Быть рабом самого себя — тяжелейшее рабство. Его легко, впрочем, стряхнуть, если держать перед глазами свою природу и помнить, как мало остается тебе времени» [10]. «Грамматику» Палладу (IV в.) принадлежит изречение «Жизнь вся — лишь сцена и шутка. Так, или шутить научишься, скинув невзгоды с себя, или невзгоды терпи!» Впрочем, Л. Зигель совершенно справедливо подметил, что для индийской культуры не свойственно наличие оппозиции комическое — трагическое. Данное противопоставление зародилось в античной философии под влиянием греческих театральных традиций. Что может, по мнению исследователя, красноречиво свидетельствовать об искусственности данного противопоставления. Так, например, для индийской культуры более естественным является противопоставление понятий «смех» — «ужас». Страх компенсируется смехом, например, в творчестве поэта XI в. Гададхары: «Пусть ужасный владыка Шива избавит тебя от страха; он танцует великий апокалипсис и громко смеется. И тогда блеск его сверкающих зубов рассеивает тьму». «Итак, искусство юмора в том, чтобы заставить себя улыбаться в своих страданиях, — пишет И.А. Ильин. — О, эта драгоценная улыбка отступающей боли, этот первый шаг к победе над тварью! Существует ли душевная боль, которая может противостоять тебе?» [2, c. 180].

Биологизаторское направление изучает юмор как физиологическую реакцию организма на внешнюю среду. Физиологическая реакция организма рассматривается на основе адаптивной функции организма к изменениям, происходящим во внешней среде, что существенно для выживания индивида. Так, Ч. Дарвин, проследив за реакцией смеха в филогенезе, пришел к выводу, что юмор играет значительную роль в эволюционном процессе. В основе древних форм смеха лежит противоречие между жизнью и смертью. В наше время это противоречие трансформировалось в форму «черного юмора». Черный юмор возникает как жанр в XIX веке в виде стишков с говорящим названием «гадости». Впоследствии черный юмор проникает и в серьезную литературу. Так, например, в настоящее время выпускается серия под название «Английский черный юмор». Классиком жанра считается Р. Даль (1916 — 1990), выдающийся мастер черного юмора, один из лучших рассказчиков нашего времени. Озлобленный эстетизм, воинствующая чистоплотность, нежная мизантропия превращают рассказы Даля в замечательное пособие «Как не надо себя вести», в исчерпывающее собрание полезных советов человека, не лишенного некоторой вредности.

Заканчивая наше отступление — комментарий и возвращаясь к основной теме, отметим, что черный юмор является способом реагирования на зло и абсурдность жизни. В этом плане представляется обоснованной точка зрения исследователей о том, что черный юмор обладает психотерапевтическим эффектом и вызывает смех там, где всякий другой способ описания пробудит лишь плач (Бутенко И.А., Жельвис В.И., Цветков А, Дубин С.Б., Лаврентьев А.И., Масленкова Н.А. и др.). Смеясь над пугающим, человек принижает значимость последнего и смотрит на страшное сверху вниз. Будем помнить, что использовать юмор в такого рода обстоятельствах способны далеко не все. Перед лицом опасности, реальной или мнимой угрозы люди могут впадать в отчаяние, ярость, апатию и лишь немногие способны отнестись с юмором. Такое отношение свойственно личностям с сильным характером. Юмор таких личностей часто принимает форму самоиронии. Примером, подтверждающим правомерность нашей точки зрения, являются рассуждения Ю.Д. Воробей и Т.Н. Арутюнян, о том, что «смех над собой — высшая ступень комической оценки — доступен лишь тому, кто способен встать над собой, сделать еще один нравственный и интеллектуальный рывок — взглянуть на себя со стороны и увидеть как другого» [1, c. 42].

Рассмотрим основания установочной регуляции поведения, основанной на способности юмора производить подъем эмоций, ослабление напряжения, через придание юмористической формы содержанию. По выражению П. Флоренского «чувства наклоняют волю» [12, c. 169]. М. Фуко в курсе лекций в Колледж де Франс в 1982 году, опубликованных позже под названием «Герменевтика субъекта» пишет, что [13, c. 298–308] в «направленности на самоцель Я», на обращение к себе в ходе реализации такой формы духовного опыта, которая заключается в разотождествлении взгляда на самого себя, на свое «Я» как «точку во всеобщей системе Вселенной, и «Я как разума», в установлении и поддержании максимального напряжения между ними. Подобное обращение взгляда есть инструмент освобождения своего «Я». Мир, доступ к которому индивид получает благодаря этому внутреннему духовному движению, — это мир, где существует и сам человек. Ибо просто существовать и иметь доступ к бытию мира — разные ступени субъективной зрелости. Отстраняясь, человек видит, как расширяется контекст, в который он помещен, и он вновь овладевает таким миром. И нет никакого основного очага сопротивления политической власти, как и любой другой системы власти, блокирующей свободную разумную волю человека, например, стереотипов, привычек, пороков, страстей, кроме отношения своего «Я» к самому себе».

Воздействие юмора на организм изучается медициной. Активно работает международная организация «Ассоциация прикладного и терапевтического юмора (Association for Applied and Therapeutic Humor (AATH)). R. Berk на основе анализа многочисленных экспериментов выделяет факторы оптимизации психического состояния личности [14, p. 326–327], такие как: снижение психического напряжения, уменьшение уровня стресса, снижение степени депрессивного состояния, снижение уровня беспокойства, уменьшение чувства одиночества и повышение самооценки. Среди факторов преимущественно психофизиологического характера R. Berk отмечает такие как: улучшение процесса функционирования мозга и дыхания, стимуляция кровообращения, расслабление мышц, снижение уровня гормонов стресса, улучшение работы иммунной системы, увеличение количества эндорфинов (гормонов «счастья»). Впрочем, следует отметить, что ряд исследователей отмечает наличие аналогичного набора факторов, возникающих после процесса просмотра релаксационных программ. Развитие биологического направления изучения комического в значительной степени могло бы продвинуться вперед, если бы были разработаны соответствующие методы исследования. В настоящее время данные исследования производятся по стандартной схеме «стимул — реакция».

Юмор как способ разрядки психического напряжения основывается на том, что в возбужденном состоянии люди смеются больше и считают юмористические стимулы более смешными. Юмор увеличивает энергию при решении задач, способствует более позитивной оценке задачи, генерирует большее желание к решению сложных задач, хотя не всегда с бóльшим успехом.

Юмор рассматривался З. Фрейдом как высшая защитная функция. При этом, определяя место шутки, каламбура в логике неврозов, он писал, что следующий за ними смех разряжает напряженность, созданную социальными нормами. Более детальное описание сфер применения юмора при кризисных состояниях личности убедительно апробировано на практике М. Эриксоном. При этом составленный им перечень сфер применения юмора достаточно обширен. 1. Предложение решений проблем. 2. Помощь в познании себя. 3. Посев идей и повышение мотивации. 4. Контролирование терапевтических отношений. 5. Встроенные указания. 6. Снижение сопротивления. 7. Построение Эго. 8. Моделирование способа общения. 9. Напоминание субъектам об их собственных ресурсах. 10. Снятие у людей чувствительности к страхам.

Имеется целый комплекс специальных исследований, посвященных «Использованию юмора в систематической десенсибилизации с целью уменьшения страха» [17, c. 241–253], в которых показана эффективность юмора для решения подобного рода проблем. При этом важно понимание комического как символического целого, развивающегося по внутренним законам [3]. Благодаря своей независимости юмор может выступать в качестве особого регулятора поведения человека и его самооценки. Глубинное понимание действия механизма комического в этом плане демонстрирует З. Фрейд, подчеркивая, что «шутка не главное, что создает юмор, она имеет ценность, только как репетиция, главное — это намерение, которое осуществляет юмор, занимающийся то ли собственной особой, то ли другим человеком».

Мы считаем, что главное — это понимание философской перспективы, которую дает юмор, являясь ценным освобождающим опытом на различных уровнях личности. И полностью разделяем точку зрения Э. Берна, что ценность комического с точки зрения выживания состоит в том, чтобы доставить человеку шанс прожить свою жизнь с максимально возможной при данных обстоятельствах эффективностью. Таким образом, в качестве генетических свойств юмора, являющихся эффективными средством преодоления кризисных состояний личности, выступают: эмоциональное отстранение, ослабление напряжения, объективное восприятие ситуации.

Юмор некоторые исследователи рассматривают как инструмент психогигиены. Специалисты относят юмор к средствам временной передышки от напряжения, проблем и конфликтов. Юмор не избавляет от них, но позволяет видеть их отвлеченно, отстраненно. Юмор особенно действенен, если направлен на самого себя. В книге «О чувстве юмора и остроумии» А.Н. Лук пишет: «Развитое чувство юмора бывает у душевно стойких людей. Но, с другой стороны, это чувство само становится источником душевной стойкости, помогает переносить удары судьбы, смягчает падение и неудачи» [4].

Функция юмора: обеспечить удовлетворительное самочувствие в неудовлетворительной ситуации: взглянуть на ситуацию и самого себя как бы со стороны; умение увидеть смешное в том, что смешным не назовешь. Это — средство поддержания психики в равновесном состоянии, независимо от трудностей, которые приходится переживать человеку. Функции дурака нашли яркое воплощение в ореоле многочисленных юмористических историй, связанных с психотерапевтической деятельностью М. Эриксона. Выдающегося клинициста отличало творческое, нестандартное восприятие проблем клиента. М. Эриксон дал основания думать о психотерапевте как о «мудром дураке», поскольку, как подчеркивают Гомез и О`Коннел, дураки обладают внутренней свободой потому, что «способны примирять противоречия и несут в себе живое ощущение чуда».

Следует отметить и такой важный факт, как то, что, по мнению известных психотерапевтов Ф. Фарелли и Д. Брандсмы, комическое, например, в провокационной психотерапии, играет центральную, решающую роль, оно необходимо и не является дополнением к настоящей работе [11, с. 212]. Авторами выделяются различные функции комического. Считаем важным остановится на упоминании таких, как способность юмора смягчать и уравновешивать жесткие психологические уроки, которые необходимо пережить в процессе лечения; привлекать внимание пациента для того, чтобы внушение врача скорее было им усвоено в работе [Там же. С. 135–136]. Анализ показывает, что также одной из важнейших функций изменения модально-оценочной направленности средствами юмора, по справедливому замечанию Ф. Фарелли и Д. Брандсмы, является способность юмора поддерживать уровень собственного внимания к проблемам клиента, а также сделать процесс лечения более переносимым и приятным.

Основания гелозоического механизма юмора представлены в значительном количестве фактов бытия. Когнитивно-аффективное основание комического, реализуемое в гелозоическом механизме комического, представлено в значительном количестве печатных изданий, имеющих весьма «говорящие» названия. Так, например, это работа Н.Г. Курганова «Письмовник, содержащий в себе Науку Российского языка со многим присовокуплением разного учебного и полезнозабавного чтения» (1809, 8-е изд.; первое изд. в 1769). Аффективное основание гелозоического механизма юмора ярко представлено, например, в «Шуте-забавнике: Карманном сборнике карикатур, юмористических сцен, интересных куплетов, веселых рассказов и уморительных шуток» Д.А. Казарова (1905). Об аффективной направленности данного сборника свидетельствуют такие определения как: интересные, веселые и уморительные шутки.

Выделенные нами в процессе теоретического осмысления проблемы группы понятий, описывающих изменение модально-оценочной направленности на основе когнитивно-аффективных оснований юмора как механизма оптимизации психофизиологического состояния личности, нашли отражение и в экспериментальном исследовании. Так, для изучения проблемы репрезентации основных механизмов юмора на уровне обыденного сознания нами использовалась методика «Завершение предложения» в варианте «Юмор — это ...». В инструкции предлагалось испытуемым дать пять вариантов завершения данного предложения. В качестве дополнительного, для уточнения имевшейся в виду функции в том или ином варианте завершенного предложения, использовался метод беседы. В качестве типичных вариантов выделения функции юмора, реализуемой на основе механизма оптимизации психофизиологического состояния организма, испытуемыми выделяются такие, как: надежда на выживание; новый взгляд на повседневную озабоченность; способ ухода от забот; средство изменения настроения; лекарство против страха; средство продления жизни; легкий путь к здоровой и долгой жизни; громоотвод, который никогда не поздно поставить на свою крышу.

Таким образом, отметим, что аффективные основания гелозоического механизма юмора — эффективное средство профилактики синдрома эмоционального выгорания.

 

Литература

1.   Воробей Ю.Д., Арутюнян Т.Н. Смех как социокультурная характеристика человека // Роль государства в формировании современного общества. –  М., 1998. – С. 42.

2.   Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. – М., 1994. – Т. 3. – 180 с.

3.   Карасев Л.В. Смех и будущее // Человек. – 1994. – № 1. – С. 54–62.

4.   Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. – М., 1968. – 191 с.

5.   Мусийчук М.В. Когнитивные механизмы юмора как основание эффективного средства оптимизации психического здоровья // Философия – детям. Мышление и здоровье. Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции, Москва, 7–10 ноября 2010 г. – Изд-во ООО «Мэйлер», 2010. – С. 207–210.

6.   Мусийчук М.В. Профилактика суицидального поведения на основе изменения модально-оценочной направленности средствами черного юмора // Тюменский медицинский журнал. Материалы III научно-практической конференции с международным участием: «Суицидальное поведение: современный взгляд». – 2013. – № 3. – С. 55–61.

7.   Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Юмор как средство повышения эффективности деятельности психотерапевта // Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии. Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. / отв. ред. Л.А. Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – С. 582–583.

8.   Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Когнитивно-аффективные механизмы юмора как средство оптимизации психического здоровья // Ананьевские чтения – 2013. Психология в здравоохранении. Материалы научной конференции, 22–24 октября 2013 г. / отв. ред. О.Ю. Щелкова. – Скифия-принт, 2013. – С. 357–359.

9.   Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания медицинских работников на основе гелозоического механизма юмора // Академический журнал Западной Сибири. – 2014. – № 2(51). – Т. 10. Материалы IV научно-практической конференции с международным участием «Медицина: новое в теории и клинической практике» 5–7 апреля. – 2014, Дубаи (ОАЭ). – С. 100–101.

10.   Сенека Л.А. Исследование о природе. – Кн. III (VII), 17 // Л.А. Сенека. Философские трактаты / пер. с лат. – СПб.: Изд-во Алетейа, 2001.

11.   Фарелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия / пер. с англ. – Екатеринбург, 1996. – 216 с.

12.   Флоренский П.А. Анализ пространства и времени в художественно-изобразительных произведениях. – М.: Прогресс, 1993. – С. 169.

13.   Фуко М. Герменевтика субъекта (выдержки из лекций в Коллеж де Франс 1981 – 1982 гг.) // Социо-Логос. Вып. 1. – М.: Прогресс, 1991. – С. 298–308.

14.   Berk R. The active ingridiets in humor: psychophysiological benefits and risks for older adults // Educational Gerontology. – 2001. – Vol. 27. – Issue 3/4 – P. 326–327.

15.   Forabosco G. Cognitive Aspects of the Humor Process: The Concept of Incongruity // Humor: International Journal of Humor Research. – Berlin. – New York: Mouton De Gruyter, 1992. – № 1/2. – P. 45–68.

16.   Relationship among Affective and Cognitive Factors in Humor / F. Wiker, I.M. Thorelli, W.L. Barron [at al.] // Journal of Research in Personality. – 1981. – Vol. 15. – New York / London / Toronto / Sydney / sf; Academic Press. – P. 359–370.

17.   Ventis W.L., Higbee G., Murdock S.A. Using Humor in systematic desensitization to reduce fear // J. Gen. Psychology. – 2001. –  № 2. – C. 241–253.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923.375:616.89-008.19-084

Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Аффективные основания гелозоического механизма юмора как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – N 4 (6) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player