О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Структурная модель качества жизни современных подростков и юношей

Журавлева А.Е. (Гомель, Белоруссия)

 

 

Журавлева Алина Евгеньевна

Журавлева Алина Евгеньевна

–  ассистент кафедры социальной и педагогической психологии; УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

E-mail: alina_sweetsmile@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема «качество жизни», при определении которого ключевыми являются жизненные ценности личности. Описана эмпирически обоснованная структура качества жизни современных белорусских подростков и юношей, проведена сравнительная характеристика структуры качества жизни личности подросткового и юношеского возрастов.

Ключевые слова: качество жизни, структура качества жизни, методика «SF-36 Health Status Survey», опросник ВОЗКЖ-100.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Проблема качества жизни изучается различными специалистами (социологами, медиками, философами, политиками, психологами и т.д.), т.к. затрагивает многие сферы жизни человека. В работах ученых качество жизни населения раскрывается через многочисленные показатели: уровень жизни, условия труда и отдыха, удовлетворенность жилищными условиями, социальная обеспеченность и гарантии, состояние окружающей среды, наличие свободного времени и возможности его продуктивного использования, субъективное ощущение покоя, комфортности, стабильности и уверенности в завтрашнем дне [1; 5; 7; 8]. Данная категория включает в себя такие аспекты жизнедеятельности личности, как качество здоровья популяции, качество образования, качество природной среды, духовность и др.

Особый интерес психологов к данной проблеме определяется тем, что большинство существующих на данный момент работ связаны с медицинской и психиатрической практикой. На сегодняшний день изучение качества жизни является одним из важнейших направлений современных исследований в области медицины, психотерапии и клинической психологии [2; 3; 9; 10; 13]. В то же время недостаточно работ, направленных на изучение качества жизни психологически здорового населения, а тем более — особенностей качества жизни учащейся молодежи [12]. Имеющиеся публикации в большинстве своем касаются качества жизни студентов-медиков [4; 11] и др.

В широком смысле «качество жизни» определяется как обобщенное свойство соответствия всех элементов и процессов жизни потребностям, ценностям, установкам и целям носителя жизни (индивида или определенного сообщества людей), проявляющееся в его переживаниях, оценках, в поведении (поступках) и в его состояниях [5]. Когда же мы рассматриваем качество жизни отдельного человека, то особое внимание следует уделять субъективной оценке человеком важных для него сторон жизни.

В своей работе под «качеством жизни» мы понимаем уровень развития и степень удовлетворения человеком всего комплекса потребностей и интересов, соответствующих его жизненным ценностям. Такое определение несколько отличается от общепринятого содержания понятия «качество жизни», прежде всего, включением в определение понятия «жизненные ценности». Вместе с тем именно ценностно-смысловая сфера личности является одним из основных критериев оценки качества жизни не только отдельного человека, но и общества в целом. Использование понятия «жизненные ценности» служит теоретическим основанием переноса акцента в решении проблемы управления и повышения качества жизни общества. Ключевым моментов в исследовании данного вопроса является определение факторов и создание условий для организации целенаправленной психолого-педагогической деятельности по формированию жизненных ценностей, оптимальных для повышения качества жизни подрастающего поколения.

Цель данной статьи — это описание структуры качества жизни современных белорусских подростков и юношей.

Методы

Для достижения поставленной цели применялись следующие психодиагностические методики:

1. Методика оценки качества жизни «SF–36 Health Status Survey».

«SF–36 Health Status Survey» относится к неспецифическим опросникам для оценки качества жизни (КЖ). SF–36 был разработан на основании крупного исследования исходов заболеваний (Medical outcomes Study), проведённого в США в 80-ых годах прошлого столетия. Автором является John E. Ware. Опросник, включённый в исследование, был составлен из вопросов Psychological General Well-Being Index, Health perception questionnaire и некоторых других. В результате был разработан 40-факторный опросник, содержащий 149 пунктов. Этот опросник получил название 149-item Functioning and well-being profile. Опросник широко распространен в США и странах Европы при проведении исследований качества жизни. Опросник SF–36 был нормирован для общей популяции США и репрезентативных выборок в Австралии, Франции, Италии. В США и странах Европы были проведены исследования отдельных популяций и получены результаты по нормам для здорового населения и для групп больных с различными хроническими заболеваниями (с выделением групп по полу и возрасту) [14; 15]. В результате исследования валидности 149-item Functioning and well-being profile были установлены 8 факторов качества жизни, наиболее часто измеряемых, и наиболее сильно изменяющихся в популяции под влиянием заболевания и лечения. Таким образом, было предположено, что данные факторы отражают наиболее общие и неспецифические параметры качества жизни, и опросник на их основе будет пригоден для самых широких медико-социологических исследований. Вопросы, относящиеся к этим факторам, составили современную версию SF–36. Дальнейшие исследования опросника подтвердили его валидность. В 1998 году опросник был валидизирован сотрудниками аналитического сектора Межнационального Центра исследования качества жизни в Санкт-Петербурге [10].

Опросник состоит из 11 разделов, результаты представляются в виде оценок в баллах по 8 шкалам, составленным таким образом, что более высокая оценка указывает на лучшее КЖ. Количественно оцениваются следующие показатели:

1)  General Health (GH) — общее состояние здоровья — оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения.

2)  Physical Functioning (PF) — физическое функционирование, отражающее степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.).

3)  Role-Physical (RP) — влияние физического состояния на ролевое функционирование (работу, выполнение будничной деятельности).

4)  Role-Emotional (RE) — влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая увеличение затрат времени, уменьшение объема выполненной работы, снижение качества ее выполнения и т.п.).

5)  Social Functioning (SF) — социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение).

6)  Bodily Pain (BP) — интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома.

7)  Vitality (VT) — жизнеспособность (подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным).

8)  Mental Health (MH) — самооценка психического здоровья, характеризует настроение (наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций).

Показатели по каждой шкале варьируют между 0 и 100, где 100 представляет полное здоровье; все шкалы формируют два показателя: душевное и физическое благополучие.

2. Опросник Всемирной Организации Здравоохранения ВОЗКЖ–100.

ВОЗКЖ–100 является результатом пятилетней работы интернационального коллектива экспертов — медиков, психологов, социологов. Он разрабатывался одновременно на основных мировых языках в 15 исследовательских центрах Европы, Австралии, Азии, Африки, Северной и Центральной Америки, в странах с различным экономическим уровнем и разными культурными традициями. Благодаря единой методологии разработки (WHOQOL Group, 1993) и координации усилий центров-разработчиков на всех этапах, инструмент является универсальным и позволяет осуществлять кросс-культуральные сравнения.

Инструмент имеет модульную структуру, где ядерный модуль (предлагаемый здесь вариант) измеряет те аспекты качества жизни, которые являются общими для всех людей, а специфические модули применяются для оценки качества жизни людей, имеющих определенные болезни или живущих в особых обстоятельствах.

Опросник ВОЗКЖ–100 — это многомерный инструмент, позволяющий получить как оценку качества жизни респондента в целом, так и частные оценки по отдельным сферам и субсферам его жизни. Он применим к широкому кругу контингентов, потому что покрывает полный спектр функций, неспособностей и дистрессов, которые относятся к качеству жизни. При этом он дает не только одну меру, но целый профиль качества жизни. Это имеет определенные преимущества, так как позволяет выявлять различные эффекты лечения для различных аспектов качества жизни с помощью одного инструмента. Благодаря этому свойству он также может быть использован для сравнения эффективности различных методов лечения различных заболеваний.

Качество жизни рассматривается авторами опросника ВОЗКЖ–100 как многомерная, сложная структура, включающая восприятие индивидом своего физического и психологического состояния, своего уровня независимости, своих взаимоотношений с другими людьми и личных убеждений, а также своего отношения к значимым характеристикам окружающей его среды.

С помощью опросника осуществляется оценка шести крупных сфер КЖ: физические функции, психологические функции, уровень независимости, социальные отношения, окружающая среда и духовная сфера, а также напрямую измеряется восприятие респондентом своего качества жизни и здоровья в целом. Выбор именно этих сфер основан на литературных данных, которые демонстрируют их универсальность с одной стороны, и достаточно четкое отличие друг от друга — с другой. Внутри каждой из сфер выделяется несколько составляющих ее субсфер — более узких и конкретных аспектов жизни, связанных с состоянием здоровья индивида и терапевтическими вмешательствами.

Состав сфер жизни, охватываемых вопросником ВОЗКЖ, валидизирован в широкомасштабном пилотажном исследовании, в котором участвовало приблизительно 4500 больных и здоровых респондентов из 15 регионов со всех континентов. Из составляющих каждую сферу субсфер в итоге оставлены только те, которые были оценены респондентами как достаточно важные для их жизни, не имели противоречивого смысла в различных культурах и статистически достоверно отличали здоровых респондентов от лиц, имеющих проблемы со здоровьем. Определение каждой субсферы, используемое при содержательной интерпретации результатов опроса с помощью ВОЗКЖ–100, включает в себя: а) концептуальное определение в повествовательной форме; б) описание различных индикаторов или измерителей, через которые можно оценить данную субсферу, и границ, в рамках которых может быть произведено измерение; в) перечисление нескольких примеров ситуаций и условий (различного уровня выраженности), которые могут существенно влиять на эту субсферу.

ВОЗКЖ–100 разработан непосредственно в соответствии с методологией ВОЗ в Санкт-Петербургском исследовательском центре ВОЗ на базе Института им. В.М. Бехтерева. Этот инструмент измеряет следующие показатели КЖ больных общего профиля: боль, активность, сон, положительные эмоции, мышление, самооценка, образ тела, отрицательные эмоции, подвижность, повседневные дела, зависимость от веществ, работоспособность, личные отношения, социальная поддержка, сексуальная активность, свобода и защищенность, окружающая среда дома, финансы, медицинская помощь, получение новой информации, развлечения, окружающая среда, транспорт, духовность, глобальная оценка качества жизни [6].

Возможность применения опросника ВОЗКЖ–100 в психологии обусловлена тем, что он является субъективной мерой благополучия респондентов и их удовлетворенности условиями своей жизни. ВОЗ определяет качество жизни как «восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами» [16]. Это определение отражает внимание, уделяемое ВОЗ той оценке жизни, самочувствия, здоровья и благополучия, которую дают сами опрашиваемые. В содержании опросника субъективная оценка респондентами их здоровья и жизненных условий подчеркнута более, чем их объективное функциональное состояние. Таким образом, данный инструмент измеряет индивидуальное восприятие респондентами своей жизни в тех ее областях, которые связаны со здоровьем, но не предполагает измерять объективное состояние здоровья.

Характеристика выборки

В эмпирическом исследовании приняли участие 217 человек в возрасте от 13 до 24 лет (средний возраст — 17,35 лет). Исследование осуществлялось на базе следующих учреждений образования: «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Гомеля», «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Гомеля».

Распределение испытуемых по гендерному признаку представлено в таблице.

 

Таблица

Распределение испытуемых по гендерному признаку (N=217)

 

По уровню образования испытуемые распределены следующим образом: незаконченное среднее образование имеют 94 участника исследования (43,3%), среднее и средне специальное образование имеют 44 респондента (20,3%), незаконченное высшее образование (не менее трех курсов) имеют 79 человек (36,4%).

Результаты и их интерпретация

Для определения структуры качества жизни подростков и юношей мы использовали метод факторного анализа. В качестве исходного набора переменных, характеризующих качество жизни, рассматривались итоговые показатели, полученные при использовании методики оценки качества жизни «SF–36 HEALTH STATUS SURVEY» и опросника ВОЗКЖ–100. Исходная матрица для проведения факторного анализа включала 40 показателей (как первичных, так и вторичных). Извлечение факторов осуществлялось методом главных компонент с последующим VARIMAX-вращением и нормализацией по Кайзеру. В результате нами была получена модель, состоящая из пяти факторов и объясняющая 57,672% общей дисперсии. В качестве значимых рассматривались нагрузки показателей качества жизни, превосходящие по абсолютной величине 0,3 (рисунок).

 

Рисунок. Структурная модель качества жизни подростков и юношей

 

На основе анализа полученных данных мы можем говорить о том, что структура качества жизни современных подростков и юношей представлена пятью факторами, каждый из которых характеризует наиболее важные аспекты жизнедеятельности личности на соответствующем возрастном этапе. Исходя из смыслового содержания, выделенные компоненты были обозначены следующим образом: «Удовлетворенность собой и условиями жизни» (22,973%), «Психическое и психологическое здоровье» (12,501%), «Психофизическое состояние» (10,538%), «Физическое здоровье» (6,557%) и «Взаимоотношения с другими» (5,102%).

Компонент «Удовлетворенность собой и условиями жизни» раскрывает удовлетворенность внешними условиями жизни и собой, которая выражается как соотношение положительных и отрицательных эмоций. При этом в качестве основных социальных критериев удовлетворенности жизнью выступают: возможность отдохнуть и развлечься, доступность и качество медицинской, социальной помощи и поддержки, качество внутрисемейных отношений (семейное окружение) и качество внешней среды, возможность развития, транспортные услуги, финансовые ресурсы и т.д. Удовлетворенность собой оценивается по следующим показателям: уровень обучаемости, уровень развития когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания), уровень и адекватность самооценки, субъективное отношение человека к своему телу и своей внешности, ощущение физической безопасности и защищенности. Важную роль в жизни подростков и юношей играют их личные верования и убеждения, которые придают существованию каждого из них смысл, ценность и перспективу, а также способность ежедневно заниматься основной деятельностью (в данном случае — учебной).

Компонент «Психическое и психологическое здоровье» характеризует доминирующее настроение подростков и юношей, наличие/отсутствие депрессивных или тревожных состояний, общее эмоциональное состояние, степень ощущения себя активным и энергичным, полным сил. Соответственно, переживание депрессии, тревоги, ухудшение эмоционального состояния, усталость, недостаток сна и отдыха негативно сказываются на качестве жизни подростков и юношей.

Компонент «Психофизическое состояние» отражает психофизическое состояние подростков и юношей, самочувствие в данный момент времени. Временное ухудшение физического и эмоционального состояния, вызванное физической болью либо физическим дискомфортом, ограничением подвижности, неспособностью выполнять повседневные дела, а также зависимость от медикаментозного лечения приводят к снижению качества жизни. Повышению качества жизни способствует независимость, то есть возможность вести автономное существование, обеспечивать и обслуживать себя самостоятельно, что определяется, в первую очередь, сохранением у индивида способности двигаться и перемещаться в соответствии с собственными желаниями и потребностями, справляться со своими повседневными делами и работой, не завися при этом от приема лекарств или иных видов лечения.

Компонент «Физическое здоровье» выражает степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.), влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей) и оценка человеком своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. Качество жизни человека снижается в том случае, если состояние физического здоровья значительно ограничивает его физическую активность и жизнедеятельность в целом.

Компонент «Взаимоотношения с другими» характеризует качество социального функционирования подростков и юношей, включают в себя качество близких отношений, возможность формировать доверительные взаимоотношения, оказывать поддержку другим людям и получать поддержку от них, а также возможность удовлетворения сексуальных потребностей.

При сопоставлении структуры качества жизни подростков и юношей (t-критерий Стьюдента) было выявлено, что значения факторов «Удовлетворенность собой и условиями жизни» и «Психическое и психологическое здоровье» у школьников выше, чем у студентов (Мп=0,191, Мю=−0,146, t(215)=2,499, р<0,05 и Мп=0,462, Мю=−0,353, t(215)=6,506, р<0,01 соответственно для первого и второго факторов), в то время как по фактору «Взаимоотношения с другими» качество жизни студентов значимо выше, чем у школьников (Мп=−0,482, Мю=0,368, t(215)=−6,846, р<0,01).

Выводы

Таким образом, структурная модель качества жизни подростков и юношей охватывает основные сферы функционирования и жизнедеятельности личности (физическое, психологическое, эмоциональное и социальное функционирование) и представлена следующими компонентами: «Удовлетворенность собой и условиями жизни», «Психическое и психологическое здоровье», «Психофизическое состояние», «Физическое здоровье» и «Взаимоотношения с другими».

В подростковом возрасте, по сравнению с юношеским, наблюдаются более высокий уровень выраженности показателей, включенных в компонент «Удовлетворенность собой и условиями жизни». Другими словами, подростки более удовлетворены собой (уровень обучаемости, уровень развития когнитивных процессов, уровень и адекватность самооценки, субъективное отношение человека к своему телу и своей внешности, наличие личных смысложизненных убеждений, ощущение физической безопасности и защищенности) и внешними условиями своей жизни (возможность отдохнуть и развлечься, доступность и качество медицинской, социальной помощи и поддержки, качество внутрисемейных отношений) и качество внешней среды, возможность развития, транспортные услуги, финансовые ресурсы, способность ежедневно заниматься основной деятельностью). В подростковом возрасте, по сравнению с юношеским, более высокие показатели, отражающие психическое и психологическое здоровье личности (эмоциональный фон, общее эмоциональное состояние, степень ощущения себя активным и энергичным, полным сил). В то же время, юноши, по сравнению с подростками, более удовлетворены качеством межличностных взаимоотношений, возможностью оказывать поддержку другим людям и получать поддержку от них, а также возможностью удовлетворения сексуальных потребностей.

При исследовании детерминант, определяющих выявленные различия, было доказано, что они обусловлены не только социальными, возрастными, но и личностными характеристиками опрошенных.

 

Литература

1.   Бойцов В.В., Кряцев Ю.Ф., Кузнецов М.А. Философия качества. Качество жизни // Стандарты и качество. – 1997. – № 8. – С. 12.

2.   Влияние реконструктивно-пластических операций на качество жизни больных раком молочной железы в отдаленном периоде / Г.А. Ткаченко, Х.С. Арсланов, И.В. Поддубная [и др.] // Вопросы онкологии. – 2008. – № 6. – С. 724–728.

3.   Григорьева И.В., Игумнов С.А. Психосоциальные аспекты качества жизни пациентов оперированных по поводу рака щитовидной железы // Укр. мед. часопис. – 2007. – № 6(62) – XI/XII. – С. 84–88.

4.   Губина О.Н. Оценка и анализ качества жизни и профессиональной адаптации студентов медицинского вуза: дис. … канд. тех. наук. – Воронеж, 2007. – 129 c.

5.   Зараковский Г.М. Качество жизни населения России. – М.: Смысл, 2009. – 320 с.

6.   Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике: пособие для врачей и психологов / авторы-сост.: Г.В. Бурковский, А.П. Коцюбинский, Е.В. Левченко [и др.]; под ред. М.М. Кабанова. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1998. – 55 с.

7.   Ковынёва O.A. Структура качества жизни и факторы его повышения // Экономика здравоохранения. – № 8. – 2006. – С. 48–51.

8.   Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография / под ред. М.В. Константинова. – М.: Гардарики, 2006. – 223 с.

9.   Масловский С.Ю. Субъективные показатели качества жизни больных шизофренией при проведении поддерживающей психофармакотерапии // Обозр. психиатрии и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. – 2004. – № 3. – С. 14–16.

10.   Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. – 2-е издание / под ред. акад. РАМН Ю.Л. Шевченко. – М.: ЗАО «Олма Медиа Групп», 2007. – 320 с.

11.   Оценка качества жизни студентов медицинского университета, проживающих в общежитии / Е.М. Тищенко, М.Ю. Сурмач, Н.Р. Харевич [и др.] // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2011. – № 1. – С. 68–70.

12.   Проскурякова Л.А. Проблемы современного общества – повышение качества жизни студентов // Альманах современной науки. – № 5. – 2007. – С. 174–176.

13.   Рычкова С.В. Качество жизни детей школьного возраста и влияние на него хронической гастродуоденальной патологии: автореф. дисс. … док. мед. наук. – СПб., 2007. – 43 с.

14.   SF–36 Health Survey. Manual and interpretation guide / J.E. Ware, K.K. Snow, M. Kosinski [et al.]. // The Health Institute, New England Medical Center. – Boston, Mass. – 1993.

15.   Ware J.E., Kosinski M., Keller S.D. SF–36 Physical and Mental Health Summary Scales: A User`s Manual // The Health Institute, New England Medical Center. – Boston, Mass. – 1994.

16.   World Health Organization. Quality of life group. What is it Quality of life? // Wid. Hth. Forum. – 1996. – Vol. 1. – P. 29.

 

 

Ссылка для цитирования

Журавлева А.Е. Структурная модель качества жизни современных подростков и юношей // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 1 (7) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player