О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

IV областная научно-практическая конференция
«Реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья» (Ярославль, 11.12.2014)

Иванова Т.А., Конева Е.В., Разина Т.В. (Ярославль)

 

 

Иванова Татьяна Александровна

Иванова Татьяна Александровна

–  директор государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр помощи детям», заслуженный учитель РФ, Ярославль.

E-mail: pmpk@ inbox.ru

Конева Елена Витальевна

Конева Елена Витальевна

–  доктор психологических наук, руководитель отдела методического сопровождения работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр помощи детям»; Ярославль.

E-mail: ev-kon@yandex.ru

Разина Татьяна Валерьевна

Разина Татьяна Валерьевна

–  кандидат психологических наук, старший методист отдела методического сопровождения работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр помощи детям»; Ярославль.

E-mail: razinat@mail.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Конференция, состоявшаяся в Ярославле 11 декабря 2014 г., была организована Департаментом образования Ярославской области и Государственным образовательным учреждением Ярославской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр помощи детям». Подобные конференции, ставшие традиционными, хорошо известны специалистам Ярославской области, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, являются своего рода площадкой, где все заинтересованные лица могут встретиться с коллегами, представить и обсудить свой опыт, получить квалифицированную консультацию. Именно благодаря оптимальному сочетанию теории и практики данная конференция стала столь популярна у ярославских специалистов.

В этом году, по сведениям регистрационной комиссии, на конференцию собрались 187 человек — представители областных органов образования (10 человек), руководители учреждений — директора и заместители директоров (46 человек), специалисты в различных областях (психологи, учителя, врачи, дефектологи, логопеды, методисты, воспитатели и др.) — 131 человек. Участники представляли как областной центр, так и все муниципальные районы области.

Данная конференция особая по сравнению с аналогичными научно-практическими мероприятиями, проводимыми ранее, что выражается в ее тематике и структуре секционных заседаний. Традиционно секции конференции строились в соответствии с видами нарушений в развитии детей. Практика потребовала иного подхода. Тематика секций соответствовала актуальным запросам специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, то есть отражала наиболее проблемные области их деятельности: проектирование в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также профилактика кризисных ситуаций и медико-психологическая помощь при работе с данной категорией детей.

Тематика конференции определялась не только запросами и интересами участников, но и обновлением нормативно-правовой базы общего образования, в связи с чем возникла необходимость вновь обсудить и проанализировать основные принципы и сложившиеся методы организации помощи детям. Это во многом определило работу секций «Воспитание и обучение: компетентностный подход», «Диагностические и консультационные задачи в работе психолого-медико-педагогических комиссий», «Профессиональная ориентация и профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Лобода Ирина Валентиновна,
директор департамента образования
Ярославской области

Конференция, как и все предыдущие, открыла новое направление в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. На секции «Развитие службы ранней помощи» впервые были затронуты направления и аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья начиная с рождения, что в последние годы стало популярным предметом для дискуссий в медицинских и научных кругах.

Пленарное заседание открыло выступление директора департамента образования Ярославской области И.В. Лободы, в котором она отметила, что перспективные цели и задачи, отраженные в резолюции предыдущей конференции «Обучение детей с ограниченными возможностями», состоявшейся в апреле 2009 года, успешно выполнены: открыта кафедра специального образования в Институте развития образования, создана единая региональная база данных детей с ограниченными возможностями здоровья, образован ресурсный центр в ГОУ ЯО «Центр помощи детям». А главное — сохранена и развивается система специального (коррекционного) образования.

Начальник отдела охраны прав детства, специального образования и реабилитационной работы департамента образования Ярославской области И.Н. Пахомова посвятила свой пленарный доклад актуальному состоянию образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославской области, где таких детей более 15 тысяч, это 6,9% от детского населения Ярославской области. Около 7 тысяч из общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья — дети школьного возраста, 8019 — дошкольного. Образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья организован в соответствии с адаптированными образовательными программами, а для детей-инвалидов также с учетом медицинских показаний в рамках выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, которые включают в себя медицинскую, педагогическую, психологическую и социальную реабилитацию, логопедическую помощь. Созданы условия для обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, со сложными нарушениями умственного и физического развития. Право на образование этим детям представлено в 16 образовательных учреждениях. Современная, активно развивающаяся форма обучения на дому — дистанционное обучение. С 2010 года в Ярославской области работает Школа дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям». Ее главная цель — дать каждому выпускнику все необходимое, чтобы он мог максимально реализовать себя в будущей жизни, обладать значительной системой знаний и умений, быть компетентным в принятии эффективных решений, вырос активным и социально-адаптированным членом общества.

На пленарном заседании конференции выступила начальник отдела охраны прав детства, специального образования и реабилитационной работы департамента образования
Ярославской области И.Н. Пахомова

 

За период с 2010 по 2014 год в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» проходило обучение 632 учащихся из всех муниципальных районов области. В настоящее время с использованием информационной образовательной среды получают полноценное образование 110 детей-инвалидов.

Опыту использования муниципальных ресурсов в обеспечении прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование был посвящен доклад директора департамента образования Администрации Тутаевского муниципального района О.Н. Ивановой. Особый интерес участников конференции вызвал доклад доктора медицинских наук заведующей кафедрой поликлинической педиатрии ЯГМА главного педиатра Ярославской области Н.Л. Черной и кандидата медицинских наук доцента кафедры поликлинической педиатрии ЯГМА Г.С. Масковой о взаимодействии медицины и образования в обеспечении здоровья детей.

Вклад педагогической и психологической науки в обеспечение права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование был представлен в пленарном докладе заведующего кафедрой специальной (коррекционной) педагогики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского доктора педагогических наук доцента А.Э. Симановского, а также в докладе доцента кафедры коррекционной педагогики Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва) кандидата педагогических наук А.Р. Малера.

В рамках работы первой секции «Развитие службы ранней помощи» (руководители О.А. Автухова — врач-психиатр, невролог высшей категории, специалист по раннему детству и А.А. Семенова — педагог-психолог высшей категории ГОУ ЯО «Центр помощи детям» совместно с участниками заслушали 8 докладов, которые касались ранней диагностики, направлений ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3 лет и др. Была использована не очень привычная для ярославских конференций форма выступления: онлайн-доклад С.В. Трушкиной, кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук (г. Москва). Благодаря использованию современных технологий связи, участники конференции могли слушать доклад в режиме реального времени, задавать вопросы и получать ответы.

Объявляется онлайн доклад С.В. Трушкиной
(Москва, Научный Центр Психического Здоровья РАМН)

 

На секции № 2 «Проектная деятельность в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья», руководителями которой были О.Н. Посысоев, заведующий кафедрой специальной коррекционной педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО, кандидат психологических наук и Е.Р. Макарова, доцент кафедры специальной коррекционной педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО, кандидат педагогических наук, были обсуждены актуальные вопросы организации проектной деятельности с детьми, имеющими ограничения здоровья, рассмотрены различные локусы приложения проектной деятельности (изготовление тактильных книг, организация уроков химии и биологии и т.п.). Большинство участников секции отметили в качестве ценного и интересного доклад Н.А. Климовой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя биологии СОШ № 25 Кировского района города Ярославля «Организация работы над межпредметными проектами с учащимися СКК VII вида».

В работе секции «Воспитание и обучение: компетентный подход»
принял участие А.Р. Малер (Москва) — в первом ряду, крайний справа

 

В работе секции № 3 «Воспитание и обучение: компетентностный подход» (руководители А.Л. Саватеева — директор государственного образовательного учреждения Ярославской области специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 8 и Л.Ф. Тихомирова — заведующая кафедрой олигофренопедагогики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, доктор педагогических наук) приняло участие максимальное число специалистов. Рассматривались вопросы содержания и возможностей реализации компетентностного подхода. Новаторским звучанием отличались доклады методиста школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» О.Г. Болдиной «Технология виртуального летнего лагеря для развития и социальной интеграции детей-инвалидов», а также учителя начальных классов ГОУ ЯО СКОШИ № 8 Л.А. Ржевской «Опыт использования элементов технологии развития критического мышления на уроках чтения и развития речи в младших классах специальной (коррекционной) школы».

Секцией № 4 «Профилактика кризисных, трудных ситуаций и медико-психологическая помощь при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» руководили Резниченко М.Ю., врач-психиатр ГОУ ЯО «Центр помощи детям» и Крупенникова И.В., педагог-психолог, кандидат психологических наук, ГОУ ЯО «Центр помощи детям». Актуальность проблематики, рассматриваемой на данной секции, показывает тот факт, что три доклада были отмечены участниками секции как лучшие. Содержательно насыщенными и практически ценными были доклады «Профилактика кризисных ситуаций у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГБУЗ ЯОКПБ» Т.Н. Соколовой, врача-психиатра, заведующей детским отделением ГБУЗ ЯОКПБ, «Формирование посттравматического стрессового расстройства у детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности психотерапевтического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» Л.И. Беловой, врача-психиатра, психотерапевта ГОУ ЯО «Центр помощи детям», а также доклад «Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, находящимся в кризисных ситуациях», сделанный В.А. Шелковой, директором центра «Доверие», кандидатом психологических наук, и И.Г. Ширяевой, педагогом-психологом МОУ Центр «Доверие».

На пятой секции «Диагностические и консультационные задачи в работе психолого-медико-педагогических комиссий», которой руководили Е.П  Анучина, консультант отдела охраны прав детства, специального образования и реабилитационной работы департамента образования Ярославской области и Л.С. Русанова, заместитель директора ГОУ ЯО «Центр помощи детям», были рассмотрены проблемы дифференциальной диагностики детей, взаимодействия специалистов и родителей детей, роли ПМПК в современном образовательном пространстве.

Заседание секции «Профессиональная ориентация и профессиональная подготовка лиц
с ограниченными возможностями здоровья»

На секции № 6 «Профессиональная ориентация и профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья», которой руководила Е.В. Конева, руководитель отдела методического сопровождения работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ГОУ ЯО «Центр помощи детям», доктор психологических наук, было заслушано 7 докладов, наибольший интерес из которых вызвал доклад О.П. Рысиной, главного специалиста отдела начального и среднего профессионального образования департамента образования Ярославской области «Организационно-правовые основы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», а также доклад «Особенности профессиональной подготовки лиц с умственной отсталостью», сделанный Т.Ю. Фардзиновой, заместителем директора по УВР ГОУ ЯО Багряниковская специальная (коррекционная) школа-интернат.

Анкетирование участников показало, что они высоко оценили содержательную часть конференции и ее организацию.

Итогом конференции явилась резолюция, составленная по материалам пленарного заседания и результатам работы секций. Участники конференции согласовали общую научную и практикоориентированную позицию в понимании основных направлений практической деятельности по реализации права на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Конференция отметила, что работа департамента образования, образовательных учреждений, других заинтересованных ведомств дает основания говорить о положительных тенденциях и достижениях в этой сфере:

–  В Ярославской области существует единая региональная база данных о детях с ограниченными возможностями здоровья как информационный ресурс по оптимизации сбора, хранения и использования информации о детях с отклонениями в развитии, позволяющий прогнозировать потребности в предоставлении им образовательных услуг.

–  В Ярославской области работают учреждения различной ведомственной подчиненности, осуществляющие профилактику кризисных ситуаций, возникающих при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

–  В Ярославской области создана и функционирует система профессиональной переподготовки и профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающая разные формы и соответственно предоставляющая возможность выбора сроков, характера и уровня профессионального обучения. Однако спектр профессий, доступных людям с ограниченными возможностями здоровья, остается узким, а связь системы профессиональной подготовки с реалиями рынка труда недостаточной.

–  Возрастает роль психолого-медико-педагогической комиссии в связи с изменениями в обеспечении права на образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработана и принята новая единая система рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

–  Развиваются инклюзивные (интегрированные) формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья путем планомерного комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности.

Приоритетными направлениями в совершенствовании системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, по мнению участников конференции, являются

–  Раннее выявление недостатков в развитии детей и оснащение соответствующих организаций необходимым диагностическим инструментарием, методическими материалами, а также квалифицированными кадрами.

–  Создание условий для предоставления качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития, в том числе в формате инклюзии.

–  Развитие форм и направлений взаимодействия ведомств, заинтересованных в повышении качества жизни и обеспечении социальной адаптации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (служб трудоустройства, социальной защиты, здравоохранения, образования).

–  Расширение возможностей для получения молодыми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования как средства повышения их конкурентноспособности на рынке труда.

–  Обеспечение получения педагогами и другими специалистами образовательных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья профессиональной подготовки в соответствии с современными стандартами.

Вместе с тем Ярославская область располагает значительными ресурсами активации и повышения качества работы по обеспечению права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для их использования необходимо:

–  Скоординировать усилия департамента образования и департамента труда и социальной защиты в области профессиональной подготовки и профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью определения потребностей рынка труда и возможности отражения этих потребностей в системе профессионального обучения.

–  Методическому отделу ГОУ ЯО Центр помощи детям разработать практические пособия по профессиональной ориентации школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также по профессиональной мотивации обучающихся в технических училищах и лицеях.

–  Департаменту образования рассмотреть возможности привлечения спонсорских средств для организации мероприятий по социально-психологической адаптации и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

–  Ускорить принятие специальных образовательных стандартов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и установить специальные требования в федеральных государственных образовательных стандартах образования для указанной категории лиц с учетом нарушения развития.

–  Способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в обществе.

–  Рассматривать как особое направление работы психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирование позитивной и конструктивной родительской позиции, обеспечивающей успешную социализацию и психологическую адаптацию ребенка.

–  Активизировать использование учителями новых подходов и педагогических технологий (в том числе проектного подхода) при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, для создания условий для их успешной социализации.

–  Создать систему постшкольного (патронатного) сопровождения выпускников Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», включающую сохранение права выпускников Школы на пользование выделенным им компьютерным оборудованием.

–  Провести встречи-семинары, посвященные организации межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики кризисных ситуаций у детей с ограниченными возможностями здоровья.

–  Организовать взаимодействие и сотрудничество с медицинскими организациями, учреждениями социальной защиты при оказании помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, попавшему в кризисную ситуацию.

–  Создать условия для консультаций и обучения специалистов по раннему детству на базе областного методического центра.

–  Организовать обучение специалистов, работающих с детьми раннего возраста, диагностике психо-речевого развития детей от 0 до 3-х лет, обеспечить их необходимым диагностическим и стимульным материалом, пособиями для диагностики детей данной возрастной категории.

–  Организовать на базе лечебных и образовательных учреждений школы матерей при участии специалистов по раннему детству с целью формирования у матерей адекватных представлений о нормах психического развития детей и способах взаимодействия с ребенком.

–  Организовать взаимодействие и сотрудничество психолого-медико-педагогической комиссии с государственными учреждениями медико-социальной экспертизы с целью содействия в разработке оптимальной индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

–  Продолжить работу по созданию ресурсных центров в ведущих учреждениях системы психолого-медико-педагогического обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо отметить, что успешная работа и продуктивные итоги конференции подготовлены систематической повседневной деятельностью системы образования Ярославской области по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья, в которой участвует департамент образования области и подчиненные ему структуры и которая заключается в функционировании системы обучения кадров, в их организационной, финансовой, консультационной и методической поддержке.

 

 

Ссылка для цитирования

Иванова Т.А., Конева Е.В., Разина Т.В. IV областная научно-практическая конференция «Реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья» (Ярославль, 11.12.2014) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 1 (7) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player