О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Результаты диагностики психологических особенностей личности,
предикторов зависимого поведения

Фадеева Е.В., Григорьева А.А., Цветкова О.В. (Москва)

 

 

Фадеева Евгения Владимировна

Фадеева Евгения Владимировна

–  кандидат психологических наук, заведующая отделением профилактики употребления ПАВ среди лиц молодого возраста; ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России (Москва).

E-mail: nscnfadeeva@mail.ru

Григорьева Александрина Андреевна

Григорьева Александрина Андреевна

–  кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отделения профилактики употребления ПАВ среди лиц молодого возраста ФГБУ «Национальный научный центр наркологии» Министерства здравоохранения России (Москва).

E-mail: alexandrina_gr@mail.ru

Цветкова Ольга Владиславовна

Цветкова Ольга Владиславовна

–  лаборант-исследователь; отделение профилактики употребления ПАВ среди лиц молодого возраста; ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России (Москва).

E-mail: tsvetolga@mail.ru

 

Аннотация. В статье приведены результаты психологической диагностики личностных особенностей студентов высшего образовательного учреждения. Особый акцент делается на психологических предикторах аддиктивного поведения и анализе защитных личностных образований, способствующих ориентации личности на отказ от употребления психоактивных веществ и выбор здорового образа жизни. Рассматриваются следующие психологические особенности и как следствие — риски зависимого поведения у респондентов, принявших участие в исследовании: склонность к употреблению алкогольных напитков и психоактивных веществ (ПАВ), склонность к поиску острых ощущений, наличие социальной поддержки, способы совладающего поведения в условиях стресса (копинг-стратегии), смысло-жизненные ориентации (СЖО).

Ключевые слова: профилактика аддиктивного поведения; личностные особенности; анонимное анкетирование; студенты высшего профессионального образовательного учреждения; совладающее поведение; смысло-жизненные ориентации личности.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант 13-06-00683 А)

 

В ракурсе повышения эффективности превентивных программ и решения проблем первичной профилактики аддиктивного поведения особое внимание уделяется изучению психологических особенностей личности подростков и лиц молодого возраста. Определенные личностные образования — предикторы — могут либо способствовать, либо препятствовать началу употребления психоактивных веществ (ПАВ). Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы человека стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно снижающие эти шансы, называются протективными факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ [2; 7]. Факторы риска нередко специфичны для определенных дифференцированных групп населения. Среди психологических факторов риска, достоверно увеличивающих склонность к потреблению психоактивных веществ, выделяются стойкие изменения поведения и эмоционально-волевой сферы личности: склонность к зависимому поведению; импульсивность и склонность к риску; нарушения социального взаимодействия, подверженность фрустрационным расстройствам; отсутствие устойчивых ценностных ориентаций, а также другие качества [5; 6].

Целью исследования, проведенного в 2013 году, являлась диагностика личностных образований — предикторов зависимого поведения — у студентов высшего профессионального учебного заведения г. Москвы. В исследовании приняли участие 157 студентов (119 девушек и 38 юношей). Возраст испытуемых был от 18 до 27 лет (средний возраст — 23,2 ± 1,6 года). Всем участникам исследования была гарантирована анонимность. Изучение личностных особенностей проводилось с помощью стандартизированных психодиагностических опросников — теста «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич), опросника «Изучение стремления к острым ощущениям (импульсивности)» (М. Цукерман), шкалы социальной поддержки (многомерная шкала восприятия социальной поддержки — MSPSS; Д. Зимет; адаптация В.М. Ялтонского, Н.А. Сироты), копинг-теста (WCQ; Р. Лазарус, С. Фолкман; адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) и методики «Смысло-жизненные ориентации» (PIL; Д. Крамбо, Л. Махолик; адаптация Д.А. Леонтьева). Обработка результатов проводилась с использованием методов статистического анализа в пакете прикладных программ SPSS 20.

Результаты

По результатам использования методики, направленной на изучение склонности к зависимому поведению [Там же], у большинства студентов (73,8%) диагностируются признаки тенденции, то есть низкой вероятности, к употреблению ПАВ (из них 7,6% составляют юноши, 65,6% — девушки). Данная группа студентов нуждается в универсальной (общей) профилактике, поскольку наркотизация этих респондентов возможна при стечении определенных, неблагоприятных жизненных обстоятельств.

У 20,3% студентов выявляются признаки повышенной тенденции к формированию зависимости от ПАВ (из них 12% составляют юноши, 8,2% — девушки). У 5,7% респондентов диагностированы признаки высокой вероятности зависимого поведения (из них 4,5% составляют юноши, а 1,3% — девушки). Полученные результаты косвенно позволяют предположить, что 26% студентов уже имеют единичный опыт употребления наркотических и психоактивных веществ либо потенциально готовы его получить. У 5,7% студентов отмечаются личностные и поведенческие особенности, способствующие формированию тенденции к неоднократному приему ПАВ, что является достаточно высоким показателем для данной группы обучающейся молодежи. Четвертая часть студентов из числа лиц, прошедших анкетирование, нуждается в целевой (селективной) профилактике потребления ПАВ.

Несколько иная ситуация складывается с рисками формирования алкогольной зависимости у респондентов. У большей части студентов — 52,2% (среди них 2,5% составляют юноши, а 49,6% — девушки) — тенденция к формированию признаков рискованного поведения не выражена. Признаки повышенной тенденции к формированию рисков развития алкогольной зависимости отмечаются у 35,6% студентов, принявших участие в анкетировании, среди них 12% составляют юноши, а 23,5% — девушки. Признаки высокой вероятности формирования зависимости от алкогольных напитков отмечаются у 12% студентов, среди них 9,5% составляют юноши, а 2,5% — девушки.

Основываясь на результатах методики, свидетельствующей о том, что значительная часть студентов, принявших участие в исследовании, находится в зоне высокого риска личностной и поведенческой готовности к потреблению ПАВ, указанному контингенту необходимо пересмотреть свое отношение к употреблению психоактивных веществ, уменьшить количество потребляемых алкогольных напитков и полностью исключить возможность первых проб наркотических веществ, поскольку даже единичная проба наркотика может привести к формированию зависимости.

Изучение стремления респондентов к острым ощущениям [8] позволило получить следующие результаты: у 29,8% студентов (среди них 11,4% составляют юноши, а 18,4% — девушки) диагностирована повышенная склонность к получению новых впечатлений, у 24,1% студентов (среди них 16,5% составляют юноши, а 7,6% — девушки) диагностирован высокий уровень потребности в острых ощущениях. Эти студенты являются группой потенциального риска в отношении личностной склонности к опасным видам деятельности, экстремальным видам спорта и возможным пробам ПАВ с целью удовлетворения любопытства и желания получить новые впечатления.

На склонность к рискованному поведению влияют не только личностные особенности человека, но и его ближайшее социальное окружение, круг его родственников, друзей, коллег. Измерение восприятия респондентом социальной поддержки [1] проводилось по трем критериям: поддержка семьи, поддержка друзей и поддержка «значимых других». Полученные результаты свидетельствуют о том, что для наибольшего числа испытуемых (48,4%, из них 19,5% составляют юноши, а 28,9% — девушки) социальная поддержка «значимых других» превышает значение социальной поддержки семьи и друзей. Для 29,9% опрошенных студентов наибольшее значение имеет эмоциональная поддержка друзей (из них 16,3% составляют юноши, а 13,6% — девушки), а для 21,7% (из них 9,3% составляют юноши, а 12,4% — девушки) — семьи. То есть наибольшую эмпатическую поддержку респонденты получают вне ближайшего круга своего общения — друзей и родственников. По результатам опроса, проведенного после анкетирования, студенты сообщили, что под «значимыми другими» они понимали более широкий круг социального общения, который включал коллег, однокурсников в институте, а также неформальные молодежные группы, объединенные по общности интересов и форме проведения досуга, к которым студенты принадлежали. Таким образом, наибольшую социальную поддержку студенты получают не от родственников и даже не от друзей, а от более широкой социальной группы, которая может иметь как положительное воздействие на личность, так и отрицательное.

С помощью методики определения копинг-механизмов изучались способы преодоления фрустраций в различных сферах деятельности респондентов [3]. Среди наиболее популярных способов совладания с жизненными трудностями диагностированы следующие продуктивные стратегии: планирование решения выхода из возникшей проблемной ситуации (среднее значение по группе — 18 баллов), положительная переоценка — усилия по извлечению положительного смысла (жизненного урока) с фокусированием на росте собственной личности (среднее значение по группе — 14 баллов), принятие своей роли и ответственности в возникшей ситуации (среднее значение по группе — 13 баллов). Помимо положительных копинг-стратегий студентам свойственна и отрицательная — самоконтроль — усилия личности по регулированию своих чувств и действий (среднее значение по группе — 14 баллов). Стратегия самоконтроля не признается конструктивной в связи с тем, что личность не всегда может влиять на внешнюю ситуацию, а попытки контролировать свои чувства приводят к усилению фрустрации. Среднее значение по методике определения выраженности копинг-стратегий, полученное у исследуемой группы студентов, составляет 12 баллов, что является нижним адаптационным потенциалом личности в пограничном состоянии.

При помощи методики изучения смысло-жизненных ориентаций исследовались представления респондентов о будущей жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь [4]. Респондентами был набран достаточно высокий балл по шкале «Цели в жизни» — 34,7 баллов, что характеризует их как молодых людей, имеющих определенные цели в будущем. В последующей беседе студенты пояснили, что смыслообразующей целью их жизни является достижение профессионального роста и личностного благополучия. Из целей ближайшего будущего преобладали получение высшего профессионального образования и рентабельной заработной платы. Средний балл, набранный студентами по шкале «Процесс жизни» (30,6 баллов), свидетельствует о том, что студенты в целом воспринимают актуальный процесс собственной жизни как интересный, наполненный смыслом и эмо¬ционально насыщенный отрезок жизни. В беседе студенты подчеркивали эмоциональную значимость текущего этапа своей жизни и отвечали, что стараются получать от жизни максимум приятных впечатлений в жизненной активности, общении с друзьями. Значения, набранные по шкале «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией», составляют 26 баллов, что является верхним нормативным результатом для используемой методики. Полученные результаты отражают высокую степень удовлетворенности респондентов пройденным отрезком жизни. Большинство студентов подчеркивали, что в целом удовлетворены текущими отношениями с партнерами и друзьями, имеющейся работой, но мечтают о большем. Высокие нормативные баллы, полученные студентами в категории «Локус контроль — Я» (23,3 балла), соответствуют представлению респондентов о себе как о сильных личностях, обладающих достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Еще более высокий балл (36,9) по шкале «Локус контроль-жизнь», или управляемость жизнью, отражает возможность студентов, принявших участие в исследовании, контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Крайне высокий суммарный показатель — 151,5 баллов — свидетельствует о высокой степени осмысленности жизни респондентами, ее наполненности, что может быть объяснимо профессиональными и личностными особенностями студентов данной специальности.

Выводы

Анализ результатов диагностики психологических особенностей личности студентов высшего учебного заведения г. Москвы показал, что исследуемая группа находится в зоне высокого риска в связи со склонностью к аддиктивному и рискованному поведению, а также с недостаточной эмпатической поддержкой со стороны родных и близких. При этом у испытуемых диагностированы такие протективные факторы, как продуктивные способы совладания с жизненными трудностями и ценностно-смысловые жизненные ориентации, определяющие векторное развитие личности в пользу отказа от употребления психоактивных веществ и выбор здорового образа жизни. Резюмируя, следует отметить, что изучаемые психологические особенности необходимо учитывать при реализации дифференцированных программ профилактики потребления ПАВ в студенческой среде.

 

Литература

1.   Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник. – М., 2004.

2.   Клинические и организационные вопросы наркологии / под ред. Е.А. Кошкиной. – М.: Гениус Медиа, 2011. – 580 с.

3.   Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93–112.

4.   Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). – 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.

5.   Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.

6.   Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.

7.   Наркология: национальное руководство / под ред. Н.Н. Иванца, И.П. Анохиной, М.И. Винниковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 720 с. – (Серия «Национальные руководства»).

8.   Zuckerman M. Behavioral expressions and biosocial bases of sensation seeking. – Cambridge university press, 1994.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923–052.63

Фадеева Е.В., Григорьева А.А., Цветкова О.В. Результаты диагностики психологических особенностей личности, предикторов зависимого поведения // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 2 (8) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player