О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Cодружество учеников и учителей как условие повышения
качества воспитания в Школе дистанционного обучения
ГОУ ЯО «Центр помощи детям»

Иванова Т.А., Репин Я.В., Егорова П.А., Болдина О.Г. (Ярославль)

 

 

Иванова Татьяна Александровна

Иванова Татьяна Александровна

–  директор государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр помощи детям», заслуженный учитель РФ, Ярославль.

E-mail: taivanova@cpd.yaroslavl.ru

Репин Ярослав Валерьевич

Репин Ярослав Валерьевич

–  заместитель директора ГОУ ЯО «Центр помощи детям», куратор Школы дистанционного обучения, Ярославль.

E-mail: yar@cpd.yaroslavl.ru

Егорова Полина Анатольевна

Егорова Полина Анатольевна

–  руководитель отдела организации дистанционного обучения, ГОУ ЯО «Центр помощи детям», Ярославль.

E-mail: kopoan@yaroslavl.ru

Болдина Ольга Геннадьевна

Болдина Ольга Геннадьевна

–  методист, ГОУ ЯО «Центр помощи детям», Ярославль.

E-mail: boolge@cpd.yaroslavl.ru

 

Аннотация

В статье обобщается опыт Школы дистанционного обучения Государственного образовательного учреждения Ярославской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр помощи детям», обеспечивающей полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования и социализацию детей-инвалидов.

Результаты образовательного процесса в условиях обучения на дому с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в общеобразовательной школе зависят от характера и качества взаимодействий его участников.

Обеспечение организации продуктивной деятельности учеников для овладения ключевыми компетенциями, создание условий для появления у них мотива к самоизменению и личностному росту, формирование коммуникативной и социальной компетенций, личного образовательного, профессионального и жизненного планов; создание психологического комфорта, условий реальной «ситуации успеха» каждого ребенка-инвалида в условиях замещения дефицита доступности среды достигаются с помощью институционального механизма, обеспечивающего накопление соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, — создания содружеств учеников и учителей различной длительности и направленности на результат.

Инновационный характер реализации детско-взрослых сообществ обусловлен тем, что, попав в совершенно новую ситуацию дистанционного обучения, ученик вынужден заново строить отношения со всеми участниками образовательного процесса, усиленно проявлять себя, свои личностные качества и свойства, приобретая новый социальный статус. Ребенок-инвалид обучается горизонтальным социальным взаимодействиям в разновозрастном коллективе.

В процессе со-бытийной активности в специально создаваемых организационно-педагогических условиях с особенными характеристиками информационно-образовательной среды Школы, содержанием образовательного процесса, механизмами управления коммуникациями, организационной культурой Школы реализуются гуманистический характер, принципы индивидуализации и адаптивности образовательного процесса.

Ключевые слова: социализация; дети-инвалиды; образовательное пространство; электронное обучение; дистанционные образовательные технологии; доступная среда; детско-взрослое сообщество; активные методы и технологии; педагогически организованная социальная среда.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Школа дистанционного обучения Государственного образовательного учреждения Ярославской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр помощи детям» начала работу с 2009 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», в программе «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», «Региональной модели предоставления общего образования с использованием дистанционных технологий детям-инвалидам, нуждающимся в обучении на дому»[3].

Региональная модель обеспечила удовлетворение потребностей детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в особых условиях и средствах обучения. Это — потребности в индивидуализации обучения, в особой организации образовательной среды; потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения и пр.

Образовательный процесс в Школе дистанционного обучения, использующей электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, зависит от характера и качества взаимодействий его участников, поскольку образовательные программы реализуются с учетом особенностей каждого обучающегося, включая индивидуальный объем его учебной нагрузки, объем занятий с использованием дистанционных образовательных технологий на основании рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида:

–   по индивидуальному учебному плану;

–   по индивидуальным рабочим программам учебных предметов, разработанным с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, особенностей образовательного процесса, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальных особенностей здоровья;

–   по индивидуальному расписанию уроков и занятий;

–   по заявительному принципу (родители (законные представители) имеют возможность увеличить или уменьшить учебную нагрузку обучающегося в соответствии с его возможностями и состоянием здоровья) без ущерба в выполнении требований государственных стандартов в части содержания образования.

Ограничения возможностей здоровья наших учеников формируют ограничения доступности среды социализации обучающихся. Школа как воспитывающая организация (агент социализации) восполняет дефицит доступности, включая инновационные механизмы [4], технологии, способы, методы и приемы образовательной деятельности. Основные функции Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», в отличие от массовой школы, в процессе социализации обучающихся осуществляются с дополнительной нагрузкой (замещение дефицита доступности среды) с помощью механизмов взаимодействия в ИОС:

–   в приобщении ученика к культуре общества;

–   в создании условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации;

–   в дифференциации учеников в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества;

–   в автономизации подрастающего поколения от взрослых.

Гуманистическая парадигма, ставящая в центр внимания личность ученика, обусловила особое отношение в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» к вопросам воспитания социально здоровой личности, способной реализоваться и самоутвердиться в соответствии с правилами, нормами и ценностями общества, оставаясь свободной и независимой [7].

Формируя систему воспитательной работы, описывая ее в Образовательной программе ГОУ ЯО «Центр помощи детям» в части, касающейся Школы, мы руководствовались тем, что необходима система воспитания по направлениям [5]:

–   обеспечение организации продуктивной деятельности обучающихся для овладения ключевыми компетенциями;

–   создание условий для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту;

–   создание условий реализации каждым обучающимся «Я-концепции» («Я могу» — «я хочу» — «я нравлюсь»);

–   создание условий формирования коммуникативной, социальной компетенций, формирования личного образовательного, профессионального и жизненного планов;

–   создание психологического комфорта, условий реальной «ситуации успеха» каждого обучающегося.

Высокое качество воспитательной работы достигается с помощью институционального механизма, обеспечивающего накопление соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, — создания содружеств учеников и учителей различной длительности и направленности на результат. Под содружеством мы понимаем создаваемое в виртуальной среде полифункциональное детско-взрослое сообщество, основанное на партнерстве и фасилитации или тьюторстве взрослых.

Инновационный характер институционального механизма (создание содружеств) обусловлен тем, что, попав в совершенно новую ситуацию дистанционного обучения (новое окружение, новые условия, новая иерархия, новые статусы, новые вертикальные и горизонтальные взаимодействия и т.д.), ученик вынужден заново строить отношения со всеми участниками образовательного процесса, усиленно проявлять себя, свои личностные качества и свойства, приобретая новый социальный статус; он обучается горизонтальным социальным взаимодействиям в разновозрастном коллективе.

Взаимодействия на основе содружеств с участием значимых взрослых соответствуют духу федерального закона об общественных объединениях № 82-Ф3, предусматривающего учреждение объединений детей и молодежи, их организацию и функционирование наряду со взрослыми общественными объединениями.

В таких взаимодействиях проявляется благоприятный подвижный баланс эмоциональных связей и рациональных отношений, характерный для со-бытийной общности [9]; создается пространство для позиционного открытого взаимодействия участников, творческого самовыражения в позиции, в деятельности; стимулируется индивидуальная и совместная рефлексия, актуализирующая и развивающая субъектные качества детей; позиция взрослого в детско-взрослой общности выстроена в логике содействия.

Спецификой педагогических взаимодействий является стимулирование и поддержка осознанной активности [6] учеников Школы в содружествах. Педагоги учитывают тип содружества, его возможности и препятствия для развития, индивидуальность участников, их актуальное состояние здоровья, имеющиеся ограничения в длительности и характере взаимодействий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; они стимулируют и направляют функционирование содружества, уделяя особое внимание рефлексивным процессам в общности, гуманистическим ценностям и смыслам участников; выстраивают открытое межпозиционное взаимодействие с учениками, поддерживают проявление ими своей позиции, являются активными участниками общего взаимодействия (рисунок 1).

 

Рис. 1. Взаимодействия в командах проекта, поисковых группах, в веб-квестах,
практикумах, командном участии в конкурсах, олимпиадах, викторинах,
видеоконференциях, дискуссиях, в ходе предметных недель

 

В деятельности содружеств применяются активные методы и технологии: критического мышления, проблемно-рефлексивного обучения, интерактивного обучения, сопровождения, метод «круглого стола», «мозговой атаки», «анализа конкретных ситуаций», «имитационное упражнение», «деловая учебная игра», метод проектов веб-квесты, эвристическое обучение, игровые методы.

В процессе со-бытийной активности [1] идет узнавание всех, с кем ученик вступает во взаимодействия; попутно происходит интенсивное усвоение норм и эталонов поведения. Процесс самоизменения стимулируется специально создаваемыми организационно-педагогическими условиями, особенными характеристиками информационно-образовательной среды Школы, содержанием образовательного процесса, механизмами управления коммуникациями, организационной культурой Школы (рисунок 2).

Индивидуализация реализуется через оказание содействия в решении возникающих проблем; создание специальных ситуаций жизнедеятельности, в которых ученик захочет и сможет позитивно раскрыться, реализоваться, утвердиться; стимулирование позитивных самоизменений (личностного роста).

 

Рис. 2. Взаимодействия по принципу «малых информационных миров»,
возникающие в ходе общешкольных мероприятий

 

Адаптивность процесса социализации, создание условий активного взаимодействия каждого участника образовательного процесса с социальной средой Школы, ГОУ ЯО «Центр помощи детям», его социальными партнерами и использование этого потенциала для собственного развития делает естественной для учеников «центрацию на полезной стороне жизни» (А. Адлер). Педагогически организованная социальная среда ведет к формированию в каждом из участников образовательного процесса чувства собственной ценности, переориентации отношения человека к своей судьбе, формированию определенных социальных установок на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации.

Дистанционные технологии способствуют не только гуманизации, индивидуализации, адаптивности и интенсификации процесса обучения и воспитания, повышая их качество, но и создают максимально возможные условия социализации [2] обучающихся, максимальной реализации себя в будущей жизни, соблюдения положительной социальной направленности и получения опыта самореализации с использованием новых для системы образования области механизмов и технологий [8].

Позитивные результаты взаимодействий в содружествах учеников и учителей обеспечиваются насыщенностью и привлекательностью жизни Школы, созданием возможностей для удовлетворяющего общения с любым участником образовательного процесса в традиционных тематических праздниках «Здравствуй, школа!», «Новогодние приключения», «Рождественская елка», «Праздник защитников Отечества», «Весенняя сказка», «Последний звонок»; в предметных и межпредметных декадах (конкурсы и проекты по циклам наук); в участии в региональных, всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах; в виртуальном летнем лагере «Содружество»; в издании школьной «Dist-газеты» и др.

Воспитательная работа на основе содружеств учеников и учителей создает условия для формирования и совершенствования ключевых компетентностей: когнитивной; операционально-технологической; мотивационной; социальной; этической и поведенческой:

–   создана ИОС (информационно-образовательная среда) Школы, позволяющая коммуникацию участников воспитательного процесса через электронную почту, Skype, чаты и форумы, видеоконференции (групповое общение) в Team Viewer, VideoPort Plus; используется ИОС портала дистанционного обучения Ярославской области «Знание», ИОС «е-КМ школы»;

–   при обучении по ИОП (индивидуальной образовательной программе) каждый обучающийся является членом ученического сообщества (класс), воспитательную работу в котором осуществляет классный руководитель;

–   каждый обучающийся добровольно участвует в интерактивных предметных декадах, конкурсах, олимпиадах, организуемых ежемесячно в соответствии с планом работы Школы;

–   каждый обучающийся добровольно принимает участие в кратковременных или долговременных интерактивных метапредметных индивидуальных и коллективных проектах;

–   каждый обучающийся добровольно принимает участие в веб-квестах и интерактивных играх;

–   каждый обучающийся может создавать разновозрастные временные коллективы для участия в исследовательской деятельности, творческой деятельности, просоциальных практиках, самоуправлении, взаимодействии с социумом как в учебное, так и в каникулярное время;

–   каждый обучающийся принимает участие в коллективных творческих делах в рамках форумов «Классный час» и «Наши общие дела», а также в подготовке и проведении традиционных праздников Школы («Здравствуй, Школа!», «Новогодние приключения», «Праздник для семьи», «Праздник последнего звонка», «Здравствуй, лето!».

Очень часто участниками содружеств учеников и учителей становятся родители и классные руководители (на правах партнеров, равных ученикам и учителям). Именно эти взаимодействия характерны для неформализованной социальной структуры Школы и влияют на систему управления и координации образовательного процесса в целом, педагогических взаимодействий в нем; на иерархию ролевых позиций в формальной подструктуре; на разделение и описание функциональных обязанностей по всем ролевым позициям; иерархию статусов в неформализированной подструктуре; на каналы вертикальной и горизонтальной коммуникации; на нормативную регуляцию поведения участников образовательного процесса; на систему социального контроля: надзор, позитивные и негативные санкции (стимулирование, вознаграждение, принуждение, наказание).

Взаимодействия (коммуникации) в содружествах учеников, учителей и других значимых взрослых являются стержнем процесса социализации детей-инвалидов. Коммуникативная культура, формируемая в образовательном процессе, делает каждого его участника обладателем системы знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и органично, непринужденно реализуемых в образовательном пространстве. Таким образом реализуется механизм культурно-исторической преемственности ценностных ориентации поколений или процесс социализации.

Образовательная среда Школы дистанционного обучения, формируясь на основе взаимодействий в содружествах с участием значимых взрослых, может управляемо расширяться и сужаться в зависимости от конструируемой педагогами (управляемой) образовательной ситуации за счет использования ресурсов Интернет, в особенности web 2.0-технологий. Это создает условия и средства преодоления минимума выбора из веера социализирующих практик для социального проектирования и решения актуальных проблем школьного сообщества:

–   превращения образовательного процесса в деятельность не только педагога, но и самого ученика;

–   стимулирования творческих авторских находок учителя и ученика на уроках, во внеурочной деятельности, внешкольной воспитательной работе;

–   публичного обсуждения результатов проектной деятельности;

–   максимального обращения к личному опыту учеников, создания условий для расширения и углубления личного опыта;

–   реализации проектной организации информационно-образовательных систем в целостном учебно-воспитательном процессе организации;

–   формирования единого образовательного пространства в контексте ценностей российской идентичности;

–   создания условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

–   деятельностного характера образования, т.е. включения учащихся в реализацию какой-либо деятельности — исследование, проектирование;

–   ориентации учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

–   организации продуктивной групповой работы;

–   возможных форм эффективных с точки зрения социализации педагогических взаимодействий в учебном процессе: творческих заданий, работы в малых группах, обучающих играх (ролевых, деловых, образовательных), использования общественных ресурсов (приглашение специалиста, вебинары, виртуальные экскурсии), социальных проектов: соревнований, выставок, спектаклей, представлений и т.д., разминок (различного рода), взаимообучения как формы социального партнерства учеников, форумов (публичного выражения своей позиции), проектного метода, метода «шкала мнений», дискуссии, способах разрешения проблем: мозгового штурма, дерева решений, переговоров и медиации.

Организуя образовательный процесс, администрация школы рекомендует характерное для каждого школьного возраста содержание деятельности, круг актуальных для решения задач и соответствующие им способы решения, освоение которых обеспечивает через деятельностно-компетентностный подход социализацию учеников.

Ежегодно в рамках самообследования администрация Школы организует мониторинг уровня сформированности воспитательной системы школы с использованием двух групп критериев оценок:

критерии факта — позволяют определить, есть ли в данной школе воспитательная система (упорядоченность жизнедеятельности школы; наличие сложившегося школьного коллектива; концентрация педагогических усилий);

критерии качества — дают представление об уровне ее сформированности и эффективности (степень реализации педагогической концепции воспитательной системы; психологический климат школы; уровень воспитанности учащихся).

Одним из исследований, проводимых во время мониторинга, является исследование удовлетворенности родителей (лиц, их заменяющих) и учеников образовательным процессом (Комплексная методика изучения удовлетворенности А.А. Андреева). Высокий процент обучающихся (79%) и родителей (82%) высказали позитивное отношение к школе.

Результаты мониторинга показывают, что Школа дистанционного обучения Государственного образовательного учреждения Ярославской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр помощи детям» успешно исполняет Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» (Раздел III, параграф 5 и Раздел V, параграф 1,2), обеспечивая полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования и социализацию детей-инвалидов.

 

Литература

1.   Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. науч. статей. – Пермь, 2001. – С. 77–88.

2.   Григорьев Д.В. Теория воспитательных систем: контуры развития // Воспитательная работа в школе, 2012. – № 2. – С. 21.

3.   Концепция развития системы электронного обучения, реализации дистанционных образовательных технологий в Ярославской области: приказ департамента образования Ярославской области от 29.08.2012 № 424/01-03.

4.   Лазарев В.С. Направления и задачи совершенствования инновационной деятельности // Педагогика, 2013. – Март, № 3. – C. 3–13.

5.   Носко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для студентов психологических факультетов. – Владивосток: Дальневосточный гос. университет, 2003. – 125 с.

6.   Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

7.   Степанова Г.С. Проблемы социализации современной молодежи // Педагогика, 2013. – Март, № 3. – C. 51–55.

8.   Шустова И.Ю. Фактор детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектности юношества: дисс. … докт. пед. наук. – М., 2009. – 424 с.

9.   Юдина И.А. Структурно-функциональная модель профессионального развития педагога в виртуальной педагогической со-бытийной общности // Гуманитарные и социальные науки, 2012. – № 3. – С. 229–238.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 376.112.4

Cодружество учеников и учителей как условие повышения качества воспитания в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» / Т.А. Иванова, Я.В. Репин, П.А. Егорова [и др.] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 2 (8) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player