О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Рецензия на книгу И.М. Никольской
«Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков»

Солондаев В.К. (Ярославль)

 

 

Солондаев Владимир Константинович

Солондаев Владимир Константинович

–  кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, ул. Советская, 14, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (485) 279-77-94.

E-mail: solond@yandex.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «Метод серийн.рис.и расск.в психол.диагн.и консульт.дет.и подрост.»

Учебное пособие И.М. Никольской представляет интерес по многим причинам. Издание несомненно будет полезно в учебном процессе. Но наиболее интересны, на наш взгляд, именно те моменты, которые отличают небольшое по объему издание (3,5 печатных листа) от более «традиционного» по форме и объему учебного пособия. Как разъясняют письмо Минобразования РФ и справочное издание А.Э. Мильчина, учебное пособие является дополнением к учебнику. Поэтому пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть, включая не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

С такой, несколько формальной, точки зрения основной вопрос — какая дисциплина и какая именно часть этой дисциплины «охвачена» пособием И.М. Никольской. Наиболее очевидный ответ — «клинико-психологическая интервенция» в том значении, в котором этот термин используется в «Клинической психологии» под редакцией М. Перре и У. Бауманна. Определив дисциплинарную отнесенность, можно обоснованно сформулировать основания, по которым пособие рекомендуется для внимательного изучения.

Во-первых, пособие И.М. Никольской с равной обоснованностью можно считать как учебным, так и практическим. Практические пособия для психологов издаются не так часто и не в таком объеме как стоило бы, сравнивая психологическую литературу, допустим, с технической. И в этом качестве издание особенно интересно. Издательский справочник А.Э. Мильчина определяет практическое пособие как издание, помогающее овладеть профессией и повысить профессиональную квалификацию, которое не связано с учебными программами и планами. Действительно, обобщение опыта практической работы работы автора с детьми, подростками, взрослыми и семьей будет интересно многим специалистам «за рамками» клинической психологии: психологам образования, социальной защиты, агентств по делам молодежи.

В теоретические основы метода автор включает психодинамический, суггестивный, нарративный подходы и семейную психотерапию. Это не эклектическое «смешение стилей», а констатация бесспорного факта — одно и то же действие психолога может интерпретироваться, обосновываться и оцениваться в разных теоретических контекстах. Именно в практическом аспекте обоснован интерес автора не к теоретическому анализу (этот интерес реализован в других работах И.М. Никольской), а к сущностному единству реальных действий практиков, придерживающихся разных теоретических подходов. Как указывает «Новая философская энциклопедия», действенное применение теории требует опоры на непосредственное восприятие исследуемого объекта, использования практического опыта, включения эмоциональных и эстетических моментов сознания, активизации способностей творческого воображения. Если интерпретировать пособие И.М. Никольской как практическое, краткого теоретического описания метода вполне достаточно с учетом развернутого анализа клинических случаев.

Оценка степени обоснованности описания действий по созданию проективных рисунков на заданные темы с дальнейшими рассказами по рисункам и обсуждением рассказов именно как метода представляет значительный научный интерес в методологическом и теоретическом плане, но требует «уже совсем другого» издания.

Во-вторых, пособие И.М. Никольской представляет значительный интерес и в качестве именно учебного пособия, направленного на формирование практических компетентностей студентов. Всем специалистам хорошо понятны проблемы, возникающие при обучении клинико-психологической интервенции. Клинические разборы — хорошо известная и успешно применяемая форма работы. Но провести разбор клинико-психологической интервенции в учебной группе практически невозможно, даже если «оставить в стороне» этические и правовые проблемы. Само присутствие наблюдателей делает любой разбор искусственной ситуацией, не имеющей почти ничего общего с реальной интервенцией. Способы решения данной проблемы, конечно, существуют, но реализовать их сложно. Подробные описания клинических случаев Маши и Юли с детальным обсуждением технических аспектов особенно значимы для аудиторной работы. Судя по нашему опыту работы со студентами, автору удалось найти оптимальный баланс между возможностью эмпирического обобщения материала студентами и демонстрацией многообразия клинического материала.

Повторяясь, отметим, что хотелось бы, конечно, прочесть и описания большего числа клинических случаев, и обсуждение найденных автором решений теоретических проблем. Но тогда мы держали бы в руках не учебное и практическое пособие, а научную монографию, адресованную более компетентной и относительно узкой аудитории.

В заключение сформулируем «дополнительное» основание внимательно изучить пособие И.М. Никольской. Проективные рисунки широко используются в разных областях психологической практики. Однако со времени первого отечественного издания А. Анастази о проективных рисунках опубликовано совсем немного работ. Даже только по этой причине оригинальная работа И.М. Никольской заслуживает самого внимательного изучения.

 

 

Ссылка для цитирования

Солондаев В.К. Рецензия на книгу И.М. Никольской «Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков» // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player