О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Лечебная среда и лечебный процесс в современных исследованиях (обзор литературы)

Городнова М.Ю. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Городнова Марина Юрьевна

Городнова Марина Юрьевна

–  кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии; ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: (812) 567-94-17.

E-mail: mgorodnova@yandex.ru

 

Аннотация. Сделан обзор современной литературы, посвященный психологическим аспектам лечебного процесса и лечебной среды. Отмечен рост интереса специалистов к этой области за последнее десятилетие. Выделены основные направления исследований психологии лечебной среды текущего века: факторы лечебной среды, факторы коммуникации в диаде «пациент — специалист», диалоговая модель отношений в лечебном процессе, психосоматическое здоровье специалистов, модели коммуникации в лечебной среде. Преобладающее число исследований лечебной среды посвящено вопросам взаимодействия между участниками лечебного процесса, преимущественно взаимодействия «врач — пациент». За пределами внимания авторов остаются исследования, посвященные взаимодействию внутри лечебного коллектива — как между специалистами, так и между пациентами. Мало представлены работы, посвященные внешнему контексту лечебной среды. В изученных стилях коммуникации отмечено преобладание патерналистического, доминирующего стиля в отношениях с пациентами, при этом подчеркивается важность и необходимость диалогической, эмпатической настройки в отношениях «пациент — специалист», обеспечивающей эффективность лечебного процесса и здоровье специалистов. Подчеркивается необходимость развития коммуникативных навыков участников лечебного процесса в ходе их становления и дальнейшей профессиональной деятельности, развития гуманистической концепции пациента у врача, обеспечивающей субъект-субъектные отношения.

Ключевые слова: лечебная среда; лечебный процесс; диалоговая модель; коммуникация; специалист — пациент.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

В последнее десятилетие наметился интерес к исследованию психологии лечебного процесса и лечебной среды. По данным анализа диссертационных исследований за 1980—2011 гг. по специальности 19.00.04 — «Медицинская психология» — лишь 3,3% материала от общего числа посвящено изучению психологических аспектов лечебного процесса, при этом 18 работ из 31 приведенных появились после 2000 года, что составило 58% от их числа [9].

Исследование лечебной среды конца XX века в главной степени определялось интересом к взаимодействию ее участников и личностных факторов, влияющих на него. Деонтологический подход отражен в работах Н.Н. Петрова, С.С. Вайля, Д.И. Писарева, И.А. Кассирского, Г.И. Царегородова, Н.И. Погибко, влияние личности врача и его квалификации на процесс лечения изучали Р. Конечный и М. Боухал, В.Н. Мясищев, М.С. Лебединский, М.М. Кабанов. Как особое психотерапевтическое средство для повышения эффективности лечения рассматривали регулируемые отношения врача с больным Б.Д. Карвасарский и С.С. Либих, что нашло отражение в исследованиях В.А. Ташлыкова, И.Н. Гурвича, В.П. Андронова, В.Ю. Меновщикова, Н.И. Коршунова, посвященных взаимоотношениям врача и больного и их влиянию на процесс психотерапии [11; 12; 14; 29; 30]. Данные направления продолжают оставаться в центре внимания и современных авторов.

Проведенный нами анализ исследований текущего века, посвященных аспектам лечебной среды и лечебного процесса, позволил выделить следующие направления в их изучении:

1.   исследование факторов лечебного процесса и лечебной среды;

2.   исследование факторов коммуникации в диаде «пациент — специалист»;

3.   исследование диалоговой модели отношений в лечебном процессе;

4.   исследование здоровья участников лечебного процесса — специалистов;

5.   выделение и исследование моделей коммуникации в лечебной среде.

Исследование факторов лечебного процесса и лечебной среды

Рассмотрению лечебной среды как совокупности факторов в текущем веке посвящено незначительное число работ. Поэтому свой обзор мы начинаем с обращения к не теряющей своей актуальности фундаментальной работе по психологии лечебного процесса венгерского психолога И. Харди, книга которого «Врач, сестра, больной. Психология работы с больным» (1988) выдержала 5 изданий. Психология обращения с больными рассматривается автором как умение специалистов (сестры, врача) найти путь к созданию нужного контакта с пациентом. Помимо этого, автор подчеркивает важность физической среды, взаимоотношений, коллектива и ухода. Личность сестры и врача, методы работы, стиль, умение обращаться с больными, владение техникой психологической работы, по мнению автора, сами по себе могут способствовать исцеляющему действию. Лечащий коллектив на высшем уровне своего развития становится коллективом лечебным, непосредственно оказывающим терапевтическое воздействие на больных. Вся среда, окружающая больных в лечебном учреждении, непосредственно и эффективно способствует их выздоровлению. И. Харди особо подчеркивает значение психотерапевтически воздействующей среды [31]. Подобные взгляды представлены и в учебнике для студентов вузов отечественного автора В.В. Соложенкина «Психологические основы врачебной деятельности» (2003), в котором автор указывает на значение дистанции, территории, межличностного взаимодействия пациентов между собой и с медицинским персоналом, родственников в построении «медицинской среды» [26].

Значимой для нашего научного интереса стала работа И.В. Миндубаева (2007). На примере оказания наркологической помощи в республике Татарстан автор провел медико-социологическое исследование мнений участников лечебного процесса, на основании которого разработал рекомендации по совершенствованию профилактики наркотизации и организации стационарной наркологической помощи. По мнению автора, организация лечения в наркологическом стационаре не удовлетворяет многие потребности больных и их родственников, не соответствует иерархической структуре материальных, социальных и духовных потребностей большинства врачей и медицинских сестер. Более 67% пациентов не удовлетворены качеством лечения. К недостаткам организации лечебного процесса по мере убывания они отнесли недостаточное взаимодействие звеньев лечебного процесса (59,9%), недостаточное внимание и эмпатию со стороны медицинского персонала и дефицит численности его для создания индивидуального подхода в лечении (37,6%), низкую эффективность лечения (31,4%), отсутствие порядка и дисциплины в отделении, низкое качество питания. Абсолютное большинство пациентов (85,0%) признало неудовлетворительными бытовые условия стационара. Родственники больных отметили дефицит времени у медицинского персонала для работы с больными (44,4%), неудовлетворительную организацию труда (22,2%), недостатки профессионализма и личной организованности специалистов (18,5%). Большинство специалистов негативно оценивает условия труда и отмечает несоответствие труда специалистов формам его организации: высокие нагрузки на персонал, нехватку времени, низкую зарплату, плохую материально-техническую базу стационара, недостаток лекарственных препаратов, отсутствие надежной законодательной базы, недостаточное внимание со стороны администрации, постоянное пребывание в стрессовом состоянии, приводящем к «профессиональному выгоранию». Фактором дезинтеграции лечебного процесса являются статистически достоверные различия в структуре мотивационно-потребностных составляющих профессиональной деятельности врачей и медсестер.

По мнению пациентов и их родственников, основные перспективы улучшения деятельности наркологической службы возможны в результате внедрения современных методов лечения, улучшения материальной базы, бытовых условий стационара, расширения больничных площадей, улучшения взаимодействия «врач — пациент — родственник», что должно сопровождаться большим вниманием и эмпатией со стороны врачей (на это указали 69,3% больных), медсестер и психологов. Важными моментами в улучшении оказания наркологической помощи, по мнению респондентов, являются индивидуальная работа с пациентом, государственная поддержка наркологической службы, организация реабилитационных центров и активизация профилактических мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни. Улучшение условий труда, повышение зарплаты, расширение платных услуг; повышение профессионализма, оптимизация взаимодействия служб и звеньев лечебного процесса, увеличение числа среднего и младшего персонала для достижения индивидуального подхода в лечении; изолированное лечение наркоманов и алкоголиков, создание отделений закрытого типа; необходимость совершенствования законодательной базы; расширение наркологической службы и улучшение ее финансирования являются приоритетными мерами для повышения эффективности стационарной наркологической помощи, по мнению врачей и медицинских сестер [20].

Таким образом, наряду с внешними контекстуальными факторами автор подчеркивает важность средовых факторов: эмпатии, внимания, взаимодействия всех участников лечебного процесса.

Исследование факторов коммуникации в диаде «пациент — специалист»

Рост научного интереса в конце прошлого века к изучению копинг-стратегий и копинг-поведения отмечался и в области изучения аспектов психологии лечебного процесса. Исследуя копинг-поведение в диаде «врач — соматический больной», А.А. Чазова (1998) показала, что недостаток развития переменных копинг-поведения врача не позволяет компенсировать ресурсные возможности больного ресурсными возможностями врача, это усиливает степень рассогласованности между требованиями терапевтической ситуации и психологическими возможностями ее преодоления, увеличивая риск развития дезадаптации в связи с заболеванием [32].

Сохраняется интерес к исследованию коммуникации, отношениям, личностным особенностям и способностям медицинского персонала, имеющим место в диаде «врач — пациент». Так, работа Л.А. Алексеевой (2002) посвящена изучению коммуникативного потенциала и личностных особенностей медицинского персонала [1]. С.В. Монакова (2004), исследуя коммуникативные установки врача во взаимодействии с пациентами для построения конструктивного общения с ними и развития доверительного отношения пациента к врачу, показала необходимость оптимизации коммуникативных взаимодействий в диаде «врач — больной» для обеспечения эффективности лечения больных различных нозологических групп. Основываясь на аксиологическом подходе, автор исследовала социально-психологический феномен доверия в межличностных отношениях врача и пациента, источником которого выступает авторитет врача. Выявлены и обоснованы ценностно-ориентационные, ценностно-профессиональные, деятельностно-поведенческие и профессионально-деятельностные условия его развития в межличностных отношениях врача и пациента [21].

Проведенные Е.В. Криченко (2006) в акмеологической перспективе исследования смысложизненных стратегий врачей-урологов показали, что, являясь динамической характеристикой интегральной системы саморегуляции личности, данные стратегии оказывают существенное влияние на профессиональные особенности, что проявляется в самоотношении, коммуникативности, отношении к жизни и профессии. Автор указывает на такую коммуникативную особенность врачей-урологов, как высокий уровень склонности переделывать и перевоспитывать партнера [16].

А.И. Кипиани (2006) подчеркивает необходимость развития коммуникативной компетентности врача-стоматолога как условие профессиональной успешности, а С.Б. Селезнев (2011) дает рекомендации по взаимодействию с пациентами разного нозологического профиля и возраста, также указывая на необходимость приобретения коммуникативных компетенций для врачей различного профиля [13; 24].

Изучая этико-правовые основы взаимоотношений врача и больного в процессе психотерапии невротических расстройств, Т.С. Вьюнова (2011) показала, что отношения между пациентами с невротическими расстройствами и врачами-психотерапевтами в настоящее время носят преимущественно патерналистский характер. Наиболее частыми причинами этических конфликтов между пациентами с невротическими расстройствами и врачами-психотерапевтами со стороны пациентов являются недовольство недостаточной информированностью о заболевании, особенностях его лечения и прогнозе, опасения в отношении нарушения конфиденциальности, сомнения в достаточной компетентности и профессионализме врача, ощущение давления во время психотерапии, зависимость от советов врача. Врачи-психотерапевты отмечают вторжение пациентов в их личную жизнь, конфликты и напряженные отношения с родственниками, манипулятивное или агрессивное поведение пациентов [8].

Согласно исследованию В.В. Болучевской и А.И. Павлюковой (2011), проведенному среди 30 врачей различных специальностей, респондентам свойственен низкий коммуникативный контроль, который препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтов. Авторы указывают на слабое развитие рационального, интуитивного, эмоционального каналов эмпатии, а также низкую способность к идентификации у респондентов. Это, по их мнению, снижает уровень самоконтроля личности в общении, не позволяет гибко реагировать на изменение ситуации и предвидеть впечатление, которое специалист производит на окружающих, препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтных ситуаций, ведет к неспособности устанавливать отношения сотрудничества. Все это в совокупности определяет коммуникативные барьеры на пути к эффективному межличностному взаимодействию врачей различных специальностей с пациентами и коллегами. По мнению авторов, в определенных ситуациях деструктивные стратегии разрешения конфликтов, а также слабое развитие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности могут и способствовать, и препятствовать установлению эффективного контакта с коллегами и пациентами, что определяется конкретной ситуацией взаимодействия [7].

Представления врачей о качествах, обеспечивающих эффективное взаимодействие с пациентом, рассмотрены в работе Н. В. Курылевой (2011). Автор делает вывод о существующем значимом разногласии между тем, насколько значимыми свои профессиональные качества считают сами врачи, и тем, насколько, согласно представлениям пациентов, эти свойства у них выражены, что, по мнению автора, требует большего внимания в психологической подготовке врачей. Согласно исследованию, по мере становления в профессиональной деятельности утрачивает свою значимость то, что связано с отношением к больным, а именно эмоциональная направленность. В целом, как отмечает автор, у врачей есть желание устанавливать позитивные и эффективные контакты с больными, но не хватает умения [17].

Исследование диалоговой модели отношений в лечебном процессе

Развитие гуманистического подхода в отечественной медицине обратило внимание специалистов на диалоговую модель общения в системе «врач — пациент», что нашло свое отражение в исследовании конца прошлого века А.А. Бодалева (1995), посвященного проблеме взаимоотношений врача и пациента, профессионального общения, ролевому поведению и эмпатической коммуникации в диадическом типе общения [6]. Данное направление продолжено и в работах исследователей текущего века.

Беседа как метод, относящийся к диалогическим (интерактивным) техникам, рассматривается В.В. Столиным (2004). Именно беседа предполагает вступление психолога (специалиста) в непосредственный вербально-невербальный контакт с обследуемым, что способствует достижению наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, соответствующих диагностической задаче. Похожую точку зрения демонстрируют Б.В. Иовлев и О.Ю. Щелкова (2011), рассматривающие беседу как психодиагностическую методику [10; 28].

По мнению С.М. Бабина (2004), обращающегося к среде психиатрического стационара и продолжающего тему терапевтического диалога, диалоговая позиция является единственно возможной в современной гуманистической психиатрии и является составляющей базовой установки любого лечения — комплаенс-терапии, направленной на формирование подлинного сотрудничества пациента и специалиста. Автор подчеркивает, что только лечебная среда, которая создает психотерапевтическую атмосферу, направленную на формирование качественно новых взаимоотношений с окружающими, стабильных, глубоких и достаточно эмпатичных, создает возможность для пациента отказаться от привычных патологических защит и способов поведения, свойственных больным психиатрического стационара. Автор отмечает особую важность для пациентов присутствия подобных отношений в периоды обострения психотической симптоматики, в этом случае терапевтическая среда демонстрирует пациенту, что его понимают и принимают разным, в том числе и глубоко регрессивным. Восстановлению границ «Я» способствует терапевтическая обстановка, четко структурирующая окружающую пациента реальность. Лечебные мероприятия восполняют те психологические функции, которые отсутствуют при регрессии, до тех пор, пока они самостоятельно не разовьются или не восстановятся пациентом. Автор подчеркивает особую значимость психотерапевтических программ, с помощью которых возможно приобрести или вернуть более зрелые способы защиты. Интеграция их в терапию средой, как подчеркивает автор, возможна лишь при условии, если терапевтический коллектив является единой и непротиворечивой структурой, осознающей и принимающей подобные аспекты терапии [3].

Продолжая тему значимости диалогического общения в диаде «врач — пациент», Т.В. Константинова (2006) исследовала особенности коммуникативных установок врачей различных медицинских специализаций (хирургов, неврологов, терапевтов) во взаимодействии с больными. Автор показала, что преобладает авторитарная, манипулятивная и индифферентная направленность, а диалогическая направленность не свойственна профессиональной деятельности исследованных респондентов. Проведенный автором социально-психологический тренинг, ориентированный на развитие навыков конструктивного взаимодействия в диаде «врач — больной», способствовал формированию диалогической направленности в коммуникации [15].

Изучая психолого-акмеологические условия развития гуманистической концепции пациента у врача, О.А. Аленинская (2008) показала, что одной из причин, вызывающих трудности в процессе взаимодействия врача и пациента, может выступать недостаточный уровень ее развития, что не обеспечивает субъект-субъектного типа взаимодействия с пациентом. Условиями развития данной концепции у врачей, по мнению автора, являются формирование у него системы гуманистических ценностей и взаимодействие с пациентом на их основе, а также реализация принципов центрирования на пациенте: активизации субъекта выздоровления, лидирования пациента, фасилитации выздоровления, автономии и объединения пациентов, самоактуализации личностных ресурсов, личностного роста пациента, перспективы самодостаточности и созидательной экзистенциальности [2].

В работе И.Ю. Маргошиной (2008), посвященной изучению взаимоотношений с клиентом врачей и психологов, показана разница во взаимодействии психотерапевтов, врачей (интернистов) и психологов с клиентами. Если в отношениях с клиентом психологи демонстрируют наличие контакта, то у врачей и психотерапевтов имеется сложность в этом аспекте. Отмечена разница в акценте взаимоотношений: профессиональный акцент свойственен врачам и психотерапевтам, а личностный — психологам. Доминирующая позиция в отношениях свойственна всем специалистам. Для врачей, в отличие от других специалистов, характерно снижение эмоционального фона в оценке себя и клиента; для психотерапевтов — позитивный настрой в отношении себя и снижение эмоционального фона в отношении к клиенту; для психологов позитивное отношение к себе и клиенту. Позитивное отношение к себе и клиенту у всех специалистов положительно взаимосвязано с партнерской позицией и наличием контакта и отрицательно — с доминирующей позицией и негативным фоном во взаимодействии [18].

Исходя из научного понимания деятельности, Н.В. Баракат (2011) определяет врачебную деятельность как системное институциональное, структурированное образование, воплощаемое в действиях, совершаемых на макро-, мезо- и микроуровнях для получения результата в соответствии с ее целью и средствами, реализуемое в диалоговой форме на условиях равноправия и ценностного обмена. Факторами, оптимизирующими отношения в диаде «врач — больной», по мнению автора, являются психологическая совместимость, установление доверительных отношений, способность к эмпатии, ассертивность, ценностное отношение к жизни пациента. Особенно важно наличие у врача качеств, которые больной считает присущими идеальному врачу: милосердия, сочувствия, компетентности, коммуникабельности, ответственности. Только в этом случае «личностные смыслы», управляющие поведением и действиями врача, осознанно согласуются с чувствами и стремлениями пациента и являются действенными факторами лечения [4].

Исследование здоровья участников лечебного процесса — специалистов

Ряд современных исследований раскрывает вопросы психического и соматического здоровья самих специалистов. Так, в работах И.Ю. Маргошиной и И.М. Никольской (2009), посвященных изучению показателей психосоматического здоровья специалистов, обнаружено, что выраженность физических жалоб и симптоматики синдрома эмоционального выгорания у врачей-психотерапевтов и психологов достоверно выше, чем у врачей других специальностей, при этом у психологов в наибольшей степени. Психотерапевты чаще предъявляют жалобы на проблемы с сердцем психологи — жалобы на истощение, врачи — ревматические жалобы [19; 22].

Продолжая эту тему, О.В. Башмакова (2009) исследовала клинико-социальные особенности невротических расстройств врачей и педагогов, работающих с психически больными. Автор показала наибольшую представленность невротических нарушений как в форме отдельных симптомов невротического регистра, так и синдромально очерченных (в том числе и в форме истерического реагирования) у коррекционных педагогов. Преобладание отдельных симптомов невротического регистра (повышенной утомляемости, раздражительности, нарушений сна, вегетативных дисфункций), оформленных в астенический синдром и не обнаруживших связи со стажем, выявлено у психиатров. У врачей и педагогов, не связанных с оказанием помощи психически больным, выявлено преобладание примитивных истерических форм нервно-психического реагирования. Показано, что с увеличением стажа профессиональной деятельности у психиатров легче формируется контакт с больными олигофрениями, деменциями, хроническим алкоголизмом, с наркоманами, что, по мнению автора, обусловлено меньшими эмоциональными затратами в общении [5].

Исследование моделей коммуникации лечебного процесса

Построению и изучению моделей взаимоотношений пациента и медицинского персонала посвящены следующие три работы. Исследуя особенности построения взаимоотношений в лечебном процессе в онкологической практике, Е.В. Шпаковская (2009) подчеркивает два полюса изучения: ориентацию на личность и ориентацию на среду [23]. Изучая модели взаимоотношений пациента и медицинского персонала онкологического диспансера, В.В. Рындина (2008) выявила основные переменные, определяющие отношения пациентов и медицинского персонала. Построена дискриминантная модель комфортности пребывания в стационаре онкологического диспансера. При оптимальных параметрах переменных этой модели человек, позитивно оценивающий психологический климат в стационаре, дающий положительную оценку медицинской помощи, ориентированный на общение с другими пациентами и не конфликтующий с родными и близкими, в 96,6% будет чувствовать себя комфортно вследствие прекрасного отношения медицинского персонала [33].

Выделив патерналистскую, техницистскую, коллегиальную и контрактную модели взаимоотношений врача и пациента, О.Л. Скотенко (2010) изучила данные модели на материале офтальмологической практики. Автор показала, что коллегиальная модель как наиболее эффективная не находит поддержки ни у врачей, ни у пациентов. Установки пациентов в отношении модели взаимоотношений с врачом зависят от типа их внутренней картины болезни [25].

Заключение

Исследования лечебной среды в последние десятилетия в большей степени посвящены изучению взаимодействия между участниками лечебного процесса, преимущественно взаимодействия «врач — пациент».

Коллектив, взаимодействие «пациент — пациент» остаются за пределами внимания исследователей.

Отмечено преобладание патерналистического, доминирующего стиля коммуникации в отношениях с пациентами, при этом подчеркивается важность и необходимость диалогической, эмпатической настройки в отношениях «пациент — специалист», обеспечивающей эффективность лечебного процесса.

Подчеркивается необходимость развития коммуникативных навыков участников лечебного процесса, развития гуманистической концепции пациента у врача, что возможно осуществить посредством проведения соответствующих тренингов.

Теоретические подходы в исследовании лечебной среды и лечебного процесса представлены структурной парадигмой изучения среды и взаимодействия в ней, отсутствуют исследования с позиции теории поля в современной психологии, базирующейся на процессуальной парадигме.

 

Литература

1.   Алексеева Л.А. Личностные особенности и коммуникативный потенциал медицинского персонала в амбулаторной педиатрии: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2002. – 22 с.

2.   Аленинская О.А. Психолого-акмеологические условия развития гуманистической концепции пациента у врача: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Тамбов, 2008. – 26 c.

3.   Бабин С.М. Психотерапия и биологические методы лечения в клинической практике (взаимодействие психотерапии и психофармакотерапии) // Обозрение психиатрии  и медицинской  психологии им. В.М. Бехтерева. – 2004. – Том 1. – № 2. – С. 17–18.

4.   Баракат Н.В. Аксиологический аспект медицинской деятельности // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. – 2011. – № 3(15). – С. 165–168.

5.   Башмакова О.В. Клинико-социальные особенности невротических расстройств врачей и педагогов, работающих с психически больными: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2009. – 24 с.

6.   Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.

7.   Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Исследование особенностей коммуникативных барьеров у специалистов профессий социономического типа (на примере врачей) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 4(9) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения 12.03.2015).

8.   Вьюнова Т.С. Этико-правовые основы взаимоотношений врача и больного в процессе психотерапии невротических расстройств: автореф. дис. … канд. мед. наук. – СПб., 2011. – 24 с.

9.   Евдокимов В.И. Анализ диссертационных исследований по специальности 19.00.04 «Медицинская психология» (1980–2011 гг.) / В.И. Евдокимов, В.Ю. Рыбников, А.В. Зотова; Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова. – СПб.: Политехника-сервис, 2012. – 168 с.

10.   Иовлев Б.В., Щелкова О.Ю. Беседа как интерактивный метод клинико-психологической диагностики // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 4(9) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 12.03.15).

11.   Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник для ВУЗов. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 960 с.

12.   Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник для ВУЗов. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 896 с.

13.   Кипиани А.И. Развитие коммуникативной компетентности врача-стоматолога как условие профессиональной успешности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. – 23 с.

14.   Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине / пер. с чешского Г. Шевченко. – Прага, 1983. – 406 с.

15.   Константинова Т.В. Особенности коммуникативных установок во взаимодействии врача с больными: дис. … канд. психол. наук. – Самара, 2006. – 26 с.

16.   Криченко Е.В. Акмеологические особенности смысложизненных стратегий врачей урологической специализации: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д: РГУ, 2006. – 22 с.

17.   Курылева Н.В. Представления врачей о качествах, обеспечивающих эффективное взаимодействие с пациентом: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Кострома, 2011. – 36 с.

18.   Маргошина И.Ю. Показатели психосоматического здоровья и взаимоотношения с клиентом у врачей и психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб.: 2008. – 28 с.

19.   Маргошина И.Ю., Никольская И.М. Показатели психосоматического здоровья врачей и психологов в контексте их взаимоотношений с клиентами // Актуальные аспекты психосоматики в общемедицинской практике: конференция IX, Санкт-Петербург, 18 ноября 2009 г. / под общ. ред. В.И. Мазурова. – СПб.: Издательство СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. – С. 50–53.

20.   Миндубаев И.В. Пути оптимизации стационарной наркологической помощи с позиции участников лечебного процесса: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Казань, 2007. – 25 с.

21.   Монакова С.В. Психологические условия развития доверительного отношения пациента к врачу: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2004. – 23 с.

22.   Никольская И.М., Маргошина И.Ю. Особенности личности и психофизического состояния врачей в контексте их взаимодействия с пациентами // Практическая медицина. – 2009. – № 6(38). – С. 51–56.

23.   Рындина В.В. Модели взаимоотношений пациента и медицинского персонала онкологического диспансера: по материалам Курской области: автреф. дис. … канд. социол. наук. – Курск, 2008. – 23 с.

24.   Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 4(9) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения 21.02.2015).

25.   Скотенко О.Л. Модели взаимоотношений врача и пациента (на материале офтальмологической практики): автореф. дис. … канд. мед. наук. – Волгоград, 2010. – 23 с.

26.   Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2003. – С. 296–302.

27.   Солондаев В.В., Сумеркина Д.В. Комплаенс в общении врач – больной // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 4(9) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 14.03.2015).

28.   Столин В.В. Психодиагностика как наука и как практическая деятельность // Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2004. – Гл. 1. – С. 13–35.

29.   Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л.: Медицина, 1984. – 263 с.

30.   Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами: пособие для врачей. – СПб., 1992. – 24 с.

31.   Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. – 5-е изд., перераб. и доп. / пер. с вен.; под ред. проф. М.В. Коркиной, проф. В.М. Шкловского. – Будапешт: изд-во АН Венгрии, 1988. – 338 с.

32.   Чазова А.А. Копинг-поведение врача и больного в процессе преодоления болезни: автореф. дис. … докт. психол. наук. – Бишкек, 1998. – 42 с.

33.   Шпаковская Е.В. Особенности построения взаимоотношений в лечебном процессе // Онкологический журнал. – 2009. – Т. 3, № 1(9). – С. 78–83.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9.07

Городнова М.Ю. Лечебная среда и лечебный процесс в современных исследованиях (обзор литературы) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player