О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Рецензия
на монографию Е.Т. Соколовой «Клиническая психология утраты Я»

Соловьева С.Л. (Санкт-Петербург)

 

 

Соловьева Светлана Леонидовна

–  доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики; ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: (812) 543-39-90.

E-mail: S-Solovieva@ya.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «Клиническая психология утраты Я»

Монография Елены Теодоровны Соколовой — необычное по жанру произведение. С одной стороны, оно опирается на строгую теоретико-методологическую основу и масштабные данные экспериментально-психологических исследований, с другой стороны — пронизано жизненным и профессиональным опытом автора, наполнено яркими образами, переживаниями и философскими размышлениями.

Современная психология основывается на построении сильного ощущения самого себя, на преимущественном характере идентичности в сфере социального, на стремлении индивида соотнести внутренний мир с внешним. Желанная устойчивая идентичность, стягивающая в один узел функциональное бытие и экзистенциальную свободу человека, становится предметом многочисленных исследований, механизмы ее порождения интерпретируются в различных психологических концепциях: психоанализе, бихевиоризме, символическом интеракционизме, когнитивной психологии, нейролингвистическом программировании. Научный труд Елены Теодоровны опирается на культурно-историческую парадигму формирования и развития психического, обогащенную глубокими психоаналитическими традициями. Разрабатываемая автором концепция сочетает в себе сложную феноменологию человеческой природы с неумолимой динамикой ее развития в конкретных социально-экономических и политических условиях.

В работе приведен анализ современной культурно-исторической ситуации, которая характеризуется глобализацией человеческой жизнедеятельности, осознанием собственной причастности к глобальным проблемам, изменениями в программе самореализации, стремлением к творческому раскрепощению, а также потерей для большинства членов общества незыблемых компонентов идентичности (богатства, обладания нужной профессией, социальными связями). В условиях кризиса традиционных ценностей и размывания авторитетов самоопределение подрастающего поколения драматически осложняется. Общество не в состоянии предложить растущему человеку ценности, ориентируясь на которые он смог бы обрести внутреннюю целостность и гармонию. Те цели и ценности, которые навязчиво пропагандируются, только усугубляют ситуацию в силу своей иллюзорности, практической недостижимости. Авторитет старших не может сыграть при этом позитивной роли, поскольку взрослые сами переживают нечто вроде кризиса идентичности, теряясь в непредсказуемых изменениях социума. Взрослый человек должен быть уверен, что выбранные им роли будут жизнеспособны в будущем, несмотря на неизбежные перемены как в самом человеке, так и в окружающем мире. В монографии Е.Т. Соколовой показано, что обретение идентичности становится в наши дни важнейшей жизненной задачей каждого человека и, безусловно, стержнем профессиональной деятельности психолога.

Общепсихологический анализ феномена идентичности конкретизируется автором в решении конкретных клинических задач. Проблематика, связанная с представлением о собственной личности, является одной из ключевых для решения теоретических и практических вопросов клинической психологии, поскольку позволяет объяснять и прогнозировать поведение людей как в ситуации здоровья и благополучия, так и перед лицом болезней, угроз и травматического стресса. Формирование концепции Я ведет за собой формирование критериев утраты Я, давая основание для дифференциации нормы и патологии, здоровья и болезни, адаптации и дезадаптации. Самоидентичность как ключевая характеристика при определении нормы, здоровья, успешности и благополучия человека влечет за собой признание ее утраты как показателя психического и психосоматического неблагополучия и социальной дезадаптации. Представления о том, что происходит с личностью при утрате ею собственной идентичности в рамках тех или иных болезненных процессов конкретизируют направления психотерапии и психологической коррекции, выбор форм и методов психологической помощи. Работа Елены Теодоровны обогащена яркими наблюдениями и клиническими примерами. Конкретные психотерапевтические сессии показывают эффективность культурно-исторического подхода при оказании психологической помощи пациентам с широким диапазоном нарушений идентичности.

В то же время разрабатываемая автором концепция открывает широкие возможности и в других отраслях практической психологии. Практически каждый исследователь человеческой природы в той или иной степени затрагивает феномен «Я-концепции», интегрированной в картину мира клиента, в субъективной и пристрастной форме отражающей окружающую его объективную реальность. В зависимости от теоретической ориентации ученого-исследователя структурно-функциональная организация Я интерпретируется с позиций биологической природы человека, его исторических и культурных корней, социального контекста, жизненного опыта, приобретенных в процессе жизни установок, ожиданий, предпочтений, способов восприятия, оценки, интерпретации происходящего, сформированных моделей поведения. При создании концепции Я используются самые разные научные конструкты, количество которых становится все больше по мере развития как отечественной, так и зарубежной психологии. Как правило, феноменология Я в большей или меньшей степени отражает личность создателя самой теории, его собственный научный и жизненный опыт. С этим связана множественность и неопределенность критериев при определении Я. Концепция Е.Т. Соколовой позволяет сформулировать четкие концептуальные позиции для определения идентичности в рамках различных психологических дисциплин.

Несмотря на то, что потребность в идентификации экзистенциальна, культурная идентичность может и не быть всегда с человеком в любых обстоятельствах его жизни. Возможна утрата индивидом идентичности, аутентичности или подлинности. Моменты ощущения своей абсолютной чуждости окружающему миру вообще и каждому его проявлению в частности переживал любой человек. Такие ситуации бывают связаны либо с возрастными психологическими кризисами, либо с быстрыми изменениями в социокультурной среде, когда индивид не успевает в полной мере воспринять, оценить и интегрировать происходящие с ним и с миром метаморфозы. Утрата идентичности может рассматриваться в рамках возрастной психологии, политической психологии, социальной психологии; она находит выражение в таких болезненных явлениях, как отчуждение, ощущение «разорванности бытия», деперсонализация, маргинализация, психологическая патология, асоциальное поведение и пр. В периоды быстрых социокультурных изменений кризис идентичности может принимать массовый характер, порождая «времена безвременья», периоды «разброда и шатания», целые «потерянные поколения». Формирование идентичности, но Эриксону, проходит в виде сменяющих друг друга психосоциальных кризисов: подростковый кризис, прощание с «иллюзиями молодости», кризис среднего возраста, разочарования в окружающих людях, в своей профессии, в себе самом. Из них самым болезненным и часто встречающимся, пожалуй, является юношеский кризис, когда молодой человек реально сталкивается с ограничительными механизмами культуры и начинает воспринимать их исключительно как репрессивные, ущемляющие его свободу. В этой связи проблематика идентичности приобретает значение в рамках педагогики, педагогической психологии.

Механизм идентичности в целом имеет огромное значение для жизни человека, для его психологического здоровья, качества жизни. Это внутреннее устойчивое ядро служит жизненной опорой на протяжении всего жизненного пути, приобретая особое значение в критические моменты. В этой связи работа Е.Т. Соколовой приобретает особое значение, позволяя через обращение к симптому получить доступ к глубинным ресурсам личности для решения самого широкого круга практических задач.

 

 

Ссылка для цитирования

Соловьева С.Л. Рецензия на монографию Е.Т. Соколовой «Клиническая психология утраты Я» // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player