О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Психосоматический статус часто болеющих детей как фактор их успешной адаптации к дошкольному образовательному учреждению

Тихонович Т.Ю. (Красноярск)

 

 

Тихонович Татьяна Юрьевна

Тихонович Татьяна Юрьевна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии детства; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, 660049, Россия. Тел.: 8 (391) 258-12-62.

E-mail: sidorkina@kspu.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности психосоматического статуса часто болеющих детей как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению; выявлены компоненты психосоматического статуса, представлены результаты проведенного исследования.

Ключевые слова: психосоматический статус; часто болеющие дети; адаптация; факторы адаптации; свойства нервной системы.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Одной из ведущих и актуальных проблем современной медицинской психологии является сохранение и укрепление психического и соматического здоровья детей. В связи с этим актуализируются вопросы адаптации и дезадаптации как явлений, связанных с субъективно неразрешимым для ребенка конфликтом между требованиями среды и психофизическими возможностями его организма, которые определяются качеством соматического и психического здоровья ребенка [2; 6].

Период адаптации к дошкольному учреждению, несомненно, является стрессовым, поскольку происходит перестройка всей системы социальных отношений, режима дня и привычного распорядка; адаптация к новым условиям требует мобилизации внутренних ресурсов детского организма, и он вынужден выдерживать колоссальные психоэмоциональные, физические, функциональные нагрузки, что служит основой для развития психосоматических расстройств [3; 4; 5; 7; 12].

Согласно исследованиям Д.Н. Исаева (2004), психосоматический статус определяется рядом факторов: отягощенной заболеваниями наследственностью, нарушением функций вегетативной нервной системы, особенностями личности ребенка, своеобразием семейного окружения, последствиями повреждений головного мозга, приводящими к нарушениям нейродинамики, психотравмирующими обстоятельствами [6].

Особенности психосоматического статуса проявляются в виде реакций на перегрузки, повышенные требования, нарушения внутреннего равновесия, которые понимают как проявления общего неспецифического синдрома адаптации (Selye H., 1953).

В этой связи правомерно говорить о взаимозависимости психосоматического статуса и адаптации. Важно определить, какие составляющие психосоматического статуса изменяются в процессе адаптации, а также какие из них являются определяющими в адаптации детей младшего дошкольного возраста в связи с переходом их в новые социальные условия.

В рамках нашего исследования психосоматический статус понимался как функциональное состояние организма ребенка, отражающее физиологические и психические проявления и определяющееся совокупностью свойств нервной системы (активностью, ритмичностью, адаптивностью нервных процессов, эмоциональным состоянием, порогом чувствительности), уровнем нервно-психического развития, отсутствием отклонений в раннем онтогенезе, нормальным функционированием физиологических систем, отсутствием хронических патологий и частой заболеваемости [6; 8; 10].

При оценке психосоматического статуса детей младшего дошкольного возраста мы руководствовались следующими критериями медицинского здоровья детей, выделенными Дороновой Т.Н., Голубевой Л.Г., Галигузовой Л.Н. (2005): особенности раннего онтогенеза, физическое развитие и степень его гармоничности, нервно-психическое развитие, степень резистентности организма, функциональное состояние организма, наличие хронических заболеваний, свойства нервной системы.

Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска. В исследовании приняло участие 120 детей в возрасте 2,3—3,5 лет и 120 семей.

Основную группу составили 60 часто болеющих детей младшего дошкольного возраста. Из них у 70% детей отмечен статус «часто болеющий ребенок» (обращение к врачу с заболеваниями органов дыхания, ОРВИ, ОРЗ 4—6 раз в год), 30% часто болеющих детей относились к категории «истинно часто болеющий ребенок» (обращение к врачу более 6 раз в год).

Все часто болеющие дети на момент обследования находились в стадии ремиссии. Контрольную группу составили 60 относительно здоровых детей младшего дошкольного возраста (с первой и второй группой здоровья). В исследовании принимали участие матери (120 человек) и отцы (120 человек) детей исследуемых групп.

Сравнительный анализ результатов клинико-биографического психосоматического статуса часто болеющих и здоровых детей младшего дошкольного возраста представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов клинико-биографического исследования психосоматического статуса часто болеющих и здоровых детей
младшего дошкольного возраста на момент поступления в ДОУ

 

Для выявления свойств нервной системы как составляющей психосоматического статуса мы опирались на теоретическую концепцию темперамента и инструменты его количественной оценки (родительские опросники), разработанные американскими учеными А. Томасом и С. Чесс (A. Thomas, S. Chess, 1963, 1968, 1970, 1977).

С помощью опросника А. Томаса и С. Чесс (1977) для определения специфики проявления свойств нервной системы мы провели опрос родителей дошкольников исследуемых групп. Результаты исследования представлены на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Статистическое сравнение средних показателей свойств нервной системы
как структурной составляющей психосоматического статуса часто болеющих
и здоровых детей младшего дошкольного возраста
(методика родительского опросника А. Томаса и С. Чесс (1977))

 

Таким образом, при оценке средних показателей свойств нервной системы как составляющей психосоматического статуса выявлено, что часто болеющих детей (по сравнению со здоровыми сверстниками) отличает низкая активность поведения, неритмичность нервных процессов (р ≤ 0,01), низкая адаптивность (р ≤ 0,05), но более высокая интенсивность реакций (р ≤ 0,01) и внимание (р ≤ 0,05).

По мнению Д.Н. Исаева (2004), низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций делают часто болеющего ребенка очень чувствительным к стрессам, одним из которых является адаптация к дошкольному образовательному учреждению.

Мы также определили корреляционные связи между показателями адаптации и свойствами нервной системы часто болеющих и здоровых детей.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что ритмичность, приближение, порог чувствительности, адаптивность являются определяющими свойствами нервной системы, от которых напрямую зависит динамика адаптации как часто болеющих дошкольников, так и их здоровых сверстников. Кроме этого, адаптация часто болеющих детей зависит от настроения (общего эмоционального состояния), обусловленного особенностями ВНД.

Многочисленные научные исследования доказали, что в неблагоприятных стрессовых ситуациях наиболее чувствительным оказывается эмоциональный аппарат, который первым включается в стрессовую реакцию (П.К. Анохин (1973); К.В. Судаков (1981)). J. Reikowski (1979) утверждал, что чем выше уровень эмоционального возбуждения, тем более вероятны нарушения адаптации, при этом комплекс физиологических реакций зависит от качества и знака эмоций [10; 15].

Таким образом, анализ структурных составляющих психосоматического статуса указывает на обусловленность адаптации особенностями психосоматического статуса, с одной стороны, и на влияние успешной адаптации на психосоматический статус ребенка — с другой.

В целом же можно сделать вывод о необходимости оценки психосоматического статуса детей младшего дошкольного возраста для прогноза и благоприятного течения адаптации. При этом важно учитывать не только медицинские критерии здоровья, но и свойства нервной системы, которые определяют характер и специфику протекания процесса адаптации у часто болеющих и здоровых детей младшего дошкольного возраста. Существенную роль при этом в успешной адаптации может сыграть оптимизация условий воспитания в семье и детском учреждении при возможном учете состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы и основных факторов адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

 

Литература

1.   Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.

2.   Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. – 1995. – Т. 2. – № 3. – С. 116–125.

3.   Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. – М.: Генезис, 2007. – 152 с.

4.   Горячева Т.Г. Нейропсихологический статус детей, часто болеющих респираторными заболеваниями // Клиническая и специальная психология. – Москва, 2013. – № 3. – С. 45–451.

5.   Дунай В.И., Чепик Ю.И. Психология больного ребенка: курс лекций. – Минск: БГУ, 2006. – 60 с.

6.   Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.

7.   Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. – Красноярск, 1997. – 122 с.

8.   Макарова Г.А. Роль темперамента в адаптации детей // Педагогика развития и перемены в Российском образовании: материалы 2-й научно-практич. конф. – Красноярск, 1995. – С. 97–103.

9.   Сидоркина Т.Ю. Влияние родительского отношения на особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению часто болеющего ребенка младшего дошкольного возраста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2010, № 3. – С. 133–139.

10.   Сидоркина Т.Ю. Влияние индивидуально-типологических особенностей часто болеющих детей младшего дошкольного возраста на процесс адаптации к ДОУ // Сибирский вестник специального образования: электронный научный журнал. – 2011. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sibsedu.kspu.ru

11.   Сидоркина Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – 2013. – 92 с.

12.   Сидоркина Т.Ю. Факторы адаптации часто болеющего ребенка к ДОУ // Проблемы и перспективы дифференцированного, интегрированного, инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный опыт: материалы Всероссийской научно-практической межведомственной конференции с международным участием. – Красноярск, 2009. – С. 352–355.

13.   Сидоркина Т.Ю., Доманецкая Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации часто болеющих детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2011. – Т. 1. Психолого-педагогические науки. – № 3(17). – С. 263–267.

14.   Солдатова О.Г., Юденко О.Н., Лысенко В.Н. Темперамент, психосоматическая конституция и резервы здоровья: пособие для педагогов. – Красноярск: Универс, 2007. – 44 с.

15.   Тихонович Т.Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: монография. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – 2014. – 252 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Тихонович Т.Ю. Психосоматический статус часто болеющих детей как фактор их успешной адаптации к дошкольному образовательному учреждению // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player