О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Техники моделирования в поведенческой терапии социальных страхов
и нарушений в межличностных отношениях

Смирнова Е.В., Курпатов В.И. (Санкт-Петербург)

 

 

Смирнова Елизавета Владимировна

Смирнова Елизавета Владимировна

–  психолог, специалист по социальной работе, СПб ГБУЗ ГПНД № 7 (со стационаром), психотерапевтический центр, наб. реки Фонтанки, 132, Санкт-Петербург, 190005, Россия. Тел.: (812) 251-93-33.

E-mail: smirnova.@inbox.ru

Курпатов Владимир Иванович

Курпатов Владимир Иванович

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий психотерапевтическим центром; СПб ГБУЗ ГПНД № 7 (со стационаром), психотерапевтический центр, наб. реки Фонтанки, 132, Санкт-Петербург, 190005, Россия. Тел.: (812) 251-93-33.

E-mail: vikurpatov@mail.ru

 

Аннотация

В современном социуме можно отметить тенденцию к увеличению количества конфликтов, к агрессии и появлению различных социальных страхов, которые проявляются в неуверенности в себе, застенчивости. Существует немало исследований, показывающих, что застенчивость, агрессия как форма поведения возникают в процессе социализации человека и это явление основано на научении и подражании тем моделям, которые наблюдаются в семье, школе и демонстрируются на экранах телевизоров, в Интернете. Впервые понятия «моделирование» и «модель» были введены А. Бандурой в рамках социальной теории научения.

Проблема социальных страхов и конфликтов в отношениях является одной из тех, которые наиболее часто влекут за собой обращение к психологу, психотерапевту, и в данной статье мы рассматриваем возможности применения моделирующих техник в коррекции подобных проблем. Мы описываем теоретическую основу моделирующей терапии, в которой раскрывается понятие «моделирование» и предлагаются способы и методы работы в целях модификации поведения, рассматриваются возможности применения техник в коррекции социальных страхов и нарушений межличностных отношений. Также приведены клинические примеры в качестве иллюстрации особенностей применения данных техник на практике в случаях нарушения социальных взаимодействий.

Ключевые слова: научение; моделирование; репертуар поведения; модификация поведения; дефицит навыков; самоконтроль; самоэффективность; ожидания; ролевая игра; самоинструкции.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Понятия «моделирование», «модель» как регуляторы поведения человека были введены Альбертом Бандурой в рамках социальной теории научения. Под моделированием понимается процесс научения посредством наблюдения, в результате которого у человека происходит формирование модели поведенческих реакций. Согласно теории социального научения, усвоение новых форм поведения происходит в процессе подражания социальным моделям, существующим в окружении, и обусловливается наблюдением за последствиями поведения. Бандура не только подчеркивает важность внешних последствий, как в теории оперантного обучения Скиннера, но и вводит понятие самоподкрепления. Самоподкрепление — это процесс, суть которого в том, что человек может, наблюдая за последствиями поведения, определить, чего можно ожидать и насколько данные последствия будут приемлемы для него [1; 2; 7]. Например, в раннем эксперименте Бандуры было показано, как дети, наблюдавшие агрессивные реакции ребенка, которые подкреплялись похвалой, впоследствии тоже воспроизводили агрессию. Причем дети получили информацию о том, какими способами можно выражать агрессию и к каким последствиям данная реакция может приводить. Подражание характерно не только для детей, но и для взрослых, имитируются не только деструктивное поведение, но и социально полезные модели [11]. Соответственно, человек может научиться регулировать свое поведение, обучаясь новым способам поведения, оценивая, насколько желательны и приемлемы будут последствия.

На данной основе в поведенческой терапии базируются такие методы работы, как репетиция поведения, самоподкрепление, самонаказание. А. Бандура вводит новое понятие — самоэффективность, под которым понимается вера в собственную социальную компетентность и ее оценка. Низкая оценка своей компетентности, способностей, ожидание от себя худшего результата могут приводить к развитию социальных страхов. Моделирование проявляет себя, когда человек копирует поведение близких, затем учителей, одноклассников, любимых и нелюбимых персонажей, авторитетных лиц. Механизм подражания позволяет человеку адаптироваться в обществе не посредством проб и ошибок, а вследствие обучения на готовых моделях. Так же происходит и развитие общества, появляются новые социальные модели. Важную роль в механизмах моделирования играют средства массовой информации, телевидение, реклама, Интернет [7; 9].

Так образом, А. Бандура в социальной теории научения обратил внимание на процессы подражания и уверенность в собственной компетентности. Дж. Роттер вводит в психологию поведения еще ряд важных понятий, таких как потенциал поведения, ожидания и ценность подкрепителей, которые составляют в его теории формулу поведения.

Так, потенциал поведения — это степень вероятности проявления определенной модели реакций, в зависимости от того, как данные реакции подкреплялись в прошлом. Под ожиданиями понимаются предположения человека о вероятности, качестве подкрепителя и количестве подкрепителей. Например, если девушка станет выбирать между отдыхом дома или посещением друзей, то, вероятно, решение будет принято в зависимости от того, насколько в прошлом тот или другой вид отдыха был значимо для нее подкреплен. И ценность подкрепителя — это субъективно значимые последствия для человека, которые могут определять его выбор.

Данные компоненты, согласно Дж. Роттеру, составляют формулу поведения, в которой потенциал поведения зависит от ожиданий и ценности подкрепителя. Соответственно, чем выше ожидание и ценность подкрепителя модели поведения в определенной психологической ситуации, тем вероятнее, что именно этот тип реагирования и будет выбран. Данные положения Дж. Роттера очень важны на этапе поведенческой диагностики и позволяют понять причины выбранной модели поведения человека в определенных психологических ситуациях.

Таким образом, механизмы моделирования могут применяться в обучающих и терапевтических целях. На основе социальной теории научения, научных экспериментов А. Бандуры и Дж. Роттера появились методы, которые могут широко использоваться в поведенческой психотерапии [6; 9].

Описание метода и области применения

Моделирующие техники могут применяться в коррекции социальных страхов (неуверенное поведение, застенчивость, страх публичных выступлений) и при нарушениях межличностных отношений (конфликты, агрессивность, неудовлетворенность в межличностных взаимодействиях) [5; 7].

Цели моделирующих техник: модификация поведения, замена дезадаптивных форм поведения на адаптивные модели, повышение уровня самоэффективности.

Задачи, которые может решать моделирование:

1.

Диагностика имеющегося поведения, выявление адаптивных и дезадаптивных моделей поведения в целях выяснения того, какие навыки необходимо формировать, чтобы расширить поведенческий репертуар пациента.

2.

Формирование новой модели поведения, тренировка и затем постепенная реализация новых форм поведения пациентом в его жизненных ситуациях.

3.

Формирование навыков регуляции (самоподкрепление, самомониторинг).

4.

Повышение уровня самоэффективности посредством расширения поведенческого репертуара.

 

Далее опишем приемы работы, соответствующие нашим целям и задачам.

1. Самоподкрепление, саморегуляция, самоконтроль. Применяются в целях закрепления новой модели поведения. Могут использоваться и как приятные подкрепители, следующие сразу за реализацией желаемого поведения, и как негативные последствия для изменения нежелательного поведения. Пациент совместно с терапевтом составляет программу самоподкрепления для реализации новых поведенческих стратегий.

2. Обучение целевому поведению. Терапевт совместно с пациентом проводит анализ проблемной ситуаций и решает, соответствует ли выбранная модель поведения реальным намерениям и целям, является ли она адаптивной. Например, крики и оскорбления во время семейных споров, как выясняется в ходе анализа, не приводят к разрешению конфликта; специалист демонстрирует пациенту несоответствие между намерением донести информацию до партнера и выбранной им стратегией [4; 8; 9].

3. Репетиция поведения, ролевая игра. В процессе ролевой игры терапевт осуществляет диагностику нарушений в межличностных отношениях и концентрируется на дезадаптивном поведении, которое необходимо изменить. Затем также в процессе вариаций ролевой игры формируется желаемая модель и проводится тренировка, то есть отработка различных альтернативных способов реагирования, и репетиция новой стратегии поведения в условиях рабочего кабинета. Создание и проигрывание новых моделей поведения позволяют пациенту получить иной опыт социального взаимодействия, повысить уровень самоэффективности [2; 7; 9].

Репетиция желаемого поведения может проводиться в воображении, с представлением желательных последствий. Например, молодому человеку очень трудно было отказывать отцу. В данном случае пациент может посредством ролевой игры выработать умение отвечать «нет!». Затем следует провести репетицию в воображении, представляя детально свое поведение и приятные последствия (удовлетворение собой). Также можно применить техники релаксации в сочетании с десенсибилизацией, если, представляя ситуацию, пациент сильно тревожится [3].

Также на этапе формирования новой модели поведения можно применять методику фиксированных ролей Келли. Пациент формирует новую модель поведения, чтобы она способствовала достижению его целей и была адаптивной. Например, он составляет список желаемых характеристик (может быть выбран образ любимого персонажа), затем вживается в эту роль и воспроизводит определенное открытое поведение, обусловленное этими характеристиками, сначала на сеансе, затем переносит его в реальные жизненные ситуации [2; 6].

4. Изменение дисфункциональных самоинструкций. Проводится диагностика тех вербальных инструкций, которые пациент проговаривает в проблемной ситуации (его саморазговор). На первом этапе важно идентифицировать внутренние инструкции, которые пациент использует в проблемной ситуации, и переформулировать инструкции, если они дисфункциональны. Важно, чтобы формулировка соответствовала лексике пациента, была понятна, адекватна целям пациента и отражала конкретные действия. Например, пациент говорит себе: «Я должен быть активным на лекции», взамен разрабатывается альтернатива: «Я буду внимателен, чаще стану задавать интересующие меня вопросы и предлагать свои идеи» [7; 9].

Таким образом, перечисленные приемы работы, особенно репетиция поведения и ролевая игра, очень успешно могут применяться на групповых тренингах и в индивидуальной работе.

Примерное описание схемы индивидуальной работы:

1. Знакомство, установление контакта.

2. Формулирование запроса. Например, поступают жалобы на скованность, неловкость в социальных контактах, неуверенность в себе на работе, при общении в официальных ситуациях, на конфликты в семье. Проводим анализ поведения, детализируем негативные явления, уточняем, что человеку хотелось бы изменить в своем реагировании. Проясняем цель, рассматриваем возникающие ощущения (скованность, напряженность), эмоции (тревога), поведение (избегание, крик), мысли («у меня ничего не получится», «они должны уважать меня»). Затем переориентируем пациента, возвращая ему ответственность за его собственные модели реагирования, делая акцент на возможность изменения привычных способов.

3. Сообщаем пациенту о возможных методах работы, применимых к его проблемам, информируем о целях и задачах, о процессе проведения терапии.

4. Затем, исходя из запроса, выстраиваем план процедуры. Например, можно начать с освоения релаксационных техник, составить список подкрепителей, обозначить целевые поведенческие навыки, которые будем тренировать, в дальнейшем переходим к репетиции и ролевым проигрываниям.

5. Присоединяем домашнее задание в форме дневника (таблица № 1). Таким образом пациент может вести саморегистрацию своего поведения и осуществлять самоконтроль. Затем, после проведения ролевой игры на сеансах с терапевтом, у пациента появляется опыт изменения модели поведения, и в дальнейшем можно дать домашнее задание, выполняя которое он будет самостоятельно формировать альтернативу (таблица № 2).

 

Таблица № 1

 

Таблица № 2

 

Ниже приведены вопросы для регуляции поведения, которые мы анализируем с пациентом и предлагаем в качестве домашнего задания. Что я делал в этой ситуации? Что я хотел делать? Что мне не удалось и что я чувствовал при этом? Какие последствия влечет за собой мое поведение? Что я могу улучшить? [10].

 

Клинические примеры, демонстрирующие опыт применения моделирующих техник в коррекции социальных страхов, в межличностных конфликтах.

Пример № 1

Пациентка Л., 20 лет, студентка, проживает в общежитии.

Диагноз: депрессивный эпизод.

1-я сессия. Знакомство, установление контакта.

Прояснение проблемы, сбор сведений: жалобы на неловкость, скованность в теле, путаность мыслей при общении с однокурсниками и преподавателями. Склонна к избеганию общения, испытывает подавленность, неудовлетворенность собой и недостаток в социальных контактах.

Формулирование запроса. Идентификация и конкретизация ситуаций, в которых пациентка испытывает дискомфорт. Проведен анализ ситуаций.

Ситуация: обращение к сокурснице с просьбой о помощи.

Эмоции: тревога.

Мысли: «Я буду волноваться и не смогу сформулировать ни одной фразы».

Поведение: скованность, напряжение, уклонение от действия.

Запрос пациентки: снизить уровень беспокойства и скованности, помочь сформулировать просьбу и свободнее общаться.

Определение блокирующих факторов: скованность, сложности в формулировании своих просьб, желаний, тихий голос, сильная тревога, связанная с тем, что окружающие могут отказать и увидят беспокойство [Там же].

2-я сессия. Освоение техник релаксации в целях снижения напряжения, осознавания телесных ощущений; обучение самомониторингу, формирование умения снижать напряжение в стрессовой ситуации.

3-я сессия. Построение иерархии ситуаций. Начали с наименее тревожной: подойти к сокурснице с просьбой уточнить домашнее задание.

Терапевт предлагает пациентке проиграть ситуацию типичным для нее образом.

Терапевт в роли однокурсницы, пациентка в роли самой себя:

Пациентка: «Привет! Можно тебя побеспокоить на секунду?… Я вот хотела спросить кое-что… Можешь ли ты помочь разобраться с домашним заданием?…»

Терапевт (в роли однокурсницы): « Привет, сейчас не могу, давай в другой раз».

Пациентка (в роли самой себя): «Ладно, извини…» (Уходит).

Пациентка демонстрирует неуверенное поведение, говорит тихо, сбивчиво объясняет свою просьбу.

Терапевт в работе с пациенткой обеспечивает обратную связь: объясняет, как может восприниматься окружающими ее модель поведения. Затем проводится анализ, в ходе которого выясняется, насколько данная модель соответствует намерениям и желаниям пациентки, и определяются последствия такого поведения. Далее терапевт помогает пациентке прояснить конкретную цель при обращении к сокурснице: просто нужно подойти и договориться о встрече по поводу домашнего задания (цель пациентки). Конкретизация и осознание своих целей помогает пациентке концентрироваться на решении проблемы, не погружаясь в тревожные мысли о том, как она будет выглядеть в глазах окружающих.

4-я сессия. Терапевт в роли пациентки, пациентка — «однокурсница».

Терапевт (в роли пациентки): «Здравствуй, Таня! Хочу обратиться к тебе по поводу домашнего задания, есть у тебя сейчас время?»

Пациентка (в роли однокурсницы): «Привет! Сейчас нет, давай в другой раз?»

Терапевт (в роли пациентки): «Когда тебе будет удобно?» (еще раз повторяет свою просьбу).

Пациентка (в роли однокурсницы): «Давай завтра в первый перерыв?»

Терапевт (в роли пациентки): «Хорошо, спасибо, тогда до завтра!»

В данной ситуации мы также подготавливаем дополнительный вариант на тот случай, если знакомая откажет. Что тогда будет делать пациентка? Например, как в вышеприведенном примере, следует предложить альтернативу, а в случае отказа поискать других знакомых, к которым можно обратиться. Итак, определена альтернативная модель: умеренно громкий голос, контакт глаз, четкое формулирование просьбы, умение предложить собеседнику альтернативу, осознание своих намерений и прав в контакте с другими людьми. Пациентке необходимо повторить альтернативную модель 3 раза в процессе ролевой игры с терапевтом.

5-я сессия. Изменение самоинструкций пациентки.

Совместно с пациенткой проводим анализ типичных для нее самовербализаций, а именно тех фраз, которые она себе говорит в проблемной ситуации и которые могут быть дезадаптивными. Например, типичные мысли пациентки: «Подойду в другой раз, не буду докучать», «Вдруг мне откажут?». Альтернативные фразы, предложенные терапевтом «Попробую еще раз», «Даже если мне откажут, у меня будет полезный опыт общения», «Моя цель — просто подойти и озвучить свою просьбу, для меня это важно».

Аналогичным способом отрабатываем поведенческие навыки в более сложных ситуациях. На приеме пациентка уже с большим успехом демонстрирует новые модели. Затем предлагается домашнее задание в форме дневниковых записей, где пациентка фиксирует тренировочные ситуации и проводит анализ поведения.

Ниже приведены примеры выполнения домашнего задания (таблица № 3, таблица № 4).

 

Таблица № 3

 

Таблица № 4

 

Пример № 2

Пациентка А., 32 года.

Диагноз: неврастения.

1-я сессия. Знакомство, установление контакта.

Жалобы: испытывает раздражение, бывают вспышки гнева на мужа. Хотела бы спокойнее реагировать на неправильное поведение мужа, так как после скандалов ощущает внутреннее истощение, у нее появляется чувство вины, и отношения с мужем никак не налаживаются.

2-я сессия. Анализ проблемной ситуации. Выясняем, что конкретно раздражает в поведении мужа, составляем список конфликтных ситуаций. Выбираем ситуацию из списка и проводим анализ: пациентка возвращается после работы домой с покупками, муж уже дома, сидит и смотрит телевизор.

Поведение: резко кидает сумки, кричит на мужа: «Тебе всегда безразлично, насколько я устала».

Эмоции: раздражение, обида.

Мысли: «Он должен обращать на меня внимание и догадываться, что у меня очень тяжелые сумки».

Чего хотелось? Ответ пациентки: «Хотелось, чтобы муж подошел, помог с покупками и поинтересовался, как дела».

Затем была проведена ролевая игра, в ходе которой терапевт и пациентка проиграли ситуацию типичным образом и в процессе обменялись ролями, что позволило пациентке получить обратную связь от терапевта с позиции разных ролей и посмотреть на ситуацию с другой стороны. Осознание последствий своего поведения: данная модель не приводит к налаживанию отношений, а скорее углубляет взаимное непонимание.

3-я сессия. Формирование альтернативной модели. После проведения анализа проблемной ситуации были определены новые параметры поведения, начиная с осознания своих желаний и навыка формулирования просьбы и выражения пожелания.

Например, терапевт формулирует просьбу (в роли пациентки): «Мне было бы очень приятно, если бы ты встретил меня с покупками». Совместно с пациенткой оцениваются преимущества такой формы обращения, и затем в следующей ролевой игре пациентка повторяет новую модель, а терапевт исполняет роль мужа:

Пациентка: «Мне будет приятно, если ты меня встретишь с покупками».

Терапевт (в роли мужа): «Хорошо, только назови время, когда будешь возвращаться».

Таким образом, пациентке предлагалось апробировать новую модель, провести поведенческие эксперименты и сделать выводы в зависимости от их последствий. Основное, на чем следует сосредоточиться, — это осознание своих намерений и озвучивание их не в форме требований и крика, а виде предложений и пожеланий. Также дополнительно пациентка освоила техники дыхательной релаксации, которые могла использовать в качестве тормозного стимула во время вспышек гнева.

Заключение

Итак, моделирующие техники, базирующиеся на поведенческой психотерапии, в совокупности с другими приемами (релаксацией, методами психодрамы, когнитивными включениями) могут быть успешно применимы в коррекции социальных страхов и межличностных конфликтов. Посредством пересмотра своего текущего поведения, развития навыков изменения и формирования умения искать альтернативные стратегии реагирования в различных ситуациях повышается уровень самоэффективности человека и возрастают его адаптационные возможности.

Моделирующие техники предполагают четкие цели и позволяют добиться эффективного терапевтического результата в краткосрочной период. В процессе терапии пациенты настраиваются на сотрудничество, у них появляется ответственность в реализации поставленных целей. Моделирующие техники успешно используются и в работе с эндогенными больными, акцент в данном случае делается на приобретении социальных навыков. В среднем сессии продолжаются 45 минут, рекомендуемое количество — 10—15 встреч.

 

Литература

1.   Бандура А. Теория социального научения. Евразия / пер. с англ. Н.Н. Чубарь. – СПб., 2000. – 59 с.

2.   Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.

3.   Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 576 с.

4.   Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия / пер. с англ. Г.М. Самигулин. – СПб.: Речь, 2001. – 256 с.

5.   Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: дис. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1997.

6.   Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия. – СПб.: Академия, 2002. – 192 с.

7.   Ромек В.Г. Бихевиоральная психодрама // Психодрама, социометрия и прикладная психология. Материалы Второй международной научно-практической и учебной конференции (Морено-Фестиваль 2002). – Ростов н/Д: "Фолиант", 2003. – С. 55–63.

8.   Ромек В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях // Журнал практического психолога. – 2000. – № 12. – С. 74–113.

9.   Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. проф. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – 397 с.

10.   Тренинг коммуникации в парах / Р. Аннекен, А. Эхельмайэр, К. Калуца [и др.] / пер. с нем. В. Ромек. – Германия, 1993. – 35 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.romek.ru/dgvt0.htm#.Vi5XbNLhDcs (дата обращения: 10.06.2015).

11.   Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

12.   Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные понятия, исследования и применение) / пер.с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой. – 2-е изд., испр. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:316.613.4:616.89

Смирнова Е.В., Курпатов В.И. Техники моделирования в поведенческой терапии социальных страхов и нарушений в межличностных отношениях // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player