О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Супервизия и интервизия в практической деятельности клинического психолога

Маргошина И.Ю. (Санкт-Петербург)

 

 

Маргошина Инна Юрьевна

Маргошина Инна Юрьевна

–  кандидат психологических наук, ассистент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии; ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: (812) 303-50-00.

E-mail: inna_che@rambler.ru

 

Аннотация

В статье представлены вопросы применения супервизии и интервизии в деятельности клинического психолога. Описаны черты супервизии и интервизии, которые идентичны. Указаны основные трудности профессиональной деятельности клинического психолога, которые и могут быть преодолены при помощи таких видов профессиональной поддержки, как супервизия и интервизия. К этим трудностям относятся: влияние личностных и эмоциональных особенностей специалиста на процесс в взаимодействия с клиентом; сложности использования адекватного ситуации и проблеме клиента психологического коррекционного инструментария.

Охарактеризованы базовые различия в процедурах и формах применения супервизии и интервизии. Были указаны такие области различий, как: уровни проработки проблематики, система общения специалистов, личностные границы и конфиденциальность. Представлены этапы развития профессиональной идентичности клинического психолога, которые должны также учитываться в фокусах применения супервизии и интервизии. Определен приоритет супервизии на этапе обучения по специальности «Клиническая психология». Охарактеризованы факторы, связанные со сложностью активной реализации практики супервизии в работе клинического психолога: организационный, материальный, культурно-профессиональный. Указаны преимущества применения интервизии в условиях организации, где осуществляет профессиональную деятельность клинический психолог. Сделано заключение о комплексном применении супервизии и интервизии.

Ключевые слова: супервизия; интервизия; клинический психолог; этика; профессиональная идентичность; профессиональная поддержка.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Проблема обеспечения профессиональной эффективности, а в целом — проблема профессионального здоровья и «долгожительства» клинического психолога как одного из представителей помогающих профессий — определена прежде всего важными этическими аспектами [6; 7; 13; 16]. Клинический психолог работает с людьми, чьё психическое здоровье настолько хрупкое, что требует ювелирной работы по своему сохранению.

На сегодняшний день большую роль в обеспечении качественной профессиональной деятельности клинического психолога играют методы профессиональной поддержки, а именно супервизия и интервизия. Хронологически концептуализация супервизии более ранняя (30-е годы прошлого столетия [10]). Интервизия на сегодняшний момент выделяется как форма супервизии [9; 14]. Интервизия — это один из наиболее популярных и эффективных интерактивных методов профессиональной поддержки.

Мы кратко остановимся на общей характеристике данных видов помощи клиническому психологу в отношении целевого их применения для этого специалиста.

Классическая супервизия и интервизия во многом схожи. Обе эти формы направлены на расширение специалистом своих профессиональных знаний, умений и навыков, включающих фокусировку на углублении понимания особенностей своего взаимоотношения с клиентом. Таким образом, у них одна общая профессиональная гигиеническая цель — обеспечить специалистам максимальную возможность справиться с трудностями профессиональной деятельности.

К таким трудностям, прежде всего, относится дискурс профессионального взаимодействия психолога и клиента [2; 11; 16]. Здесь психолог сталкивается с проблемой баланса между проявлением эмпатии, умением понимать состояние клиента, поддерживать его позитивное изменение; с другой стороны, психологу важно соблюдать в отношении клиента дистанцию, удерживая свои личностные границы.

Другая сложность определяет важность обязательной ауторефлексии клинического психолога, куда включен учет индивидуальных особенностей своей личности, сильных и слабых сторон характера, способов компенсации собственных недостатков.

На соблюдение подобных гигиенических профессиональных норм, как правило, уходит большое количество энергетических затрат, что создает риск эмоционального выгорания и профессиональной деформации в целом.

Эти трудности дополнены недочетами в технике психологической работы. В своей деятельности клинический психолог решает группу важных профессиональных задач в сфере диагностики, консультирования и психологической коррекции. Большой объем и разноплановость задач предполагают постоянную активизацию внимания клинического психолога на всех элементах своей трудоемкой работы, ошибок в которой избежать сложно. От них не застрахован ни один клинический психолог; но их исправление может быть улучшено за счет супервизорской и интервизорской практик, так как они — индикатор профессиональной культуры клинического психолога.

Для клинического психолога эти методы создают презентации собственной профессиональной идентичности. По определению Л.Б. Шнейдер, идентичность — это «многомерный психологический феномен, обеспечивающий человеку тождественность, целостность, определенность» [15; 12].

Структуру профидентичности составляют смыслы и хронотопы (основа самоопределения и самоорганизации), прототипы (основа персонализации), ценности (основа образа «Я»). Содержательный аспект структуры профидентичности выражается в тождественности, определенности и целостности личности [2; 15].

Общие условия формирования профессиональной идентичности клинического психолога, доступные в практике классической супервизии и интервизии [15]:

– 

высокая готовность смысловых и регуляторных основ поведения в ситуациях неопределенности приближающегося будущего;

– 

личностное включение в освоение профессиональной деятельности;

– 

приобретение опыта: личностного, парадигмального (школа/направление), инструментального (психотехнического) и ситуативного (в рамках клиент—проблема—консультирующий специалист);

– 

формирование представления о себе в личностном и профессиональном плане (интеграция в профессиональное сообщество, актуализация этических аспектов профессиональной деятельности клинического психолога);

– 

использование диалогического подхода во взаимодействиях (диалоги в системах «клинический психолог (супервизор)—клинический психолог (супервизируемый)» и «клинический психолог—клиент»);

– 

профессиональный опыт самостоятельной деятельности специалиста в процессе обучения и работы.

Теперь обратимся к важным различиям между классической супервизией и интервизией.

Первое: уровни проработки проблематики.

Супервизия акцентирует внимание на личных проблемах специалиста, возникших в ходе его взаимодействия с клиентом. То есть супервизия работает на так называемом глубинном личностном уровне, где профессиональное и личное сливаются в единый канон Я-идентичности [3; 8; 11].

Основу поддержки интервизии составляет помощь в подборе адекватных технических инструментов для работы специалиста без углубления в его личную и эмоциональную сферы. А интервизия ближе к поверхности идентичности. Она шлифует только методику работы клинического психолога.

Второе: система общения специалистов.

В супервизии принят вертикальный показатель общения. Здесь существует иерархия отношений «супервизор» и «супервизируемый» (один специалист или группа) [8]. Вне зависимости от супервизионных парадигм функциональная характеристика супервизора остается неизменной. Именно он организует пространство супервизии и обеспечивает структуру супервизионной поддержки специалисту.

Интервизия — это, прежде всего, метод работы равных по уровню взаимодействия специалистов, где каждый член такой интервизионной команды помогает другому интевизируемому специалисту решить технические проблемы в области профессиональной деятельности. При этом роль ведущего, то есть организатора процесса интервизии, в такой команде выборочная. И сам ведущий не принимает участия в работе интервизии, а только следит за регламентом, правильностью проведения процедуры интервизии [5; 12].

Третье: личностные границы и конфиденциальность.

Участие в супервизии позволяет супервизируемому поделиться своими чувствами, выявить и обозначить затруднения, возникшие в работе с клиентом, получить обратную связь, проанализировать причины своих затруднений, наметить стратегию и пути дальнейшей работы [7; 8; 9; 13]. То есть классическая супервизия требует оптимального самораскрытия специалиста. Супервизируемый терапевт должен иметь возможность доверять супервизору личную информацию и в то же время обязан знать об исключениях из правила приватности. В рамках, например, одной организации это довольно сложно осуществить, так как кодекс супервизии требует от специалистов, чтобы личные или социальные контакты между ними не препятствовали эффективности супервизии.

Интервизия не предполагает стимулирования специалиста в активное погружение исследования своих личностных, эмоциональных характеристик как факторов, связанных с отношением к клиенту [5]. Практика интервизии предполагает решение специалистами только технических вопросов, тем самым сохраняя для участников «статус кво» границ своего «Я».

Учет различий позволяет заявить о разных пространствах функционирования супервизии и интервизии в плане профессиональной поддержки, что предполагает сформулировать возможные области использования этих методов для клинического психолога.

Сначала рассмотрим «пространство обучения». Безусловно, хороший профессионал обучается постоянно [11]. Здесь акцент ставится на периоде додипломного обучения будущих клинических психологов. Тут в рамках квалификационной практики интервизия не применяется, а приоритетным методом будет являться супервизия (индивидуального и группового характера).

Как правило, будущий клинический психолог в рамках супервизионной подготовки проходит следующие стадии профессиональной идентичности. В их обозначении мы воспользовались классификационной характеристикой стадий развития специалиста, оказывающего психокоррекционную помощь клиенту (психологи, психотеарпевты), М. Барната (М. Barnat, [17]), где на период обучения будущего специалиста отметили две первые из 6 предложенных автором стадий.

Стадия 1. Возбуждение и тревога от предвкушения начала обучения вплоть до первой встречи с клиентом. Длительность её строго индивидуальна и может продолжаться как несколько часов, так и достаточно длительный период времени. С одной стороны, это захватывающее чувство новизны, ожидание чего-то неведомого. С другой стороны, это пугающее, неуютное чувство, так как у студента ещё нет специфической профессиональной цели, на которой он мог бы сфокусироваться. Эта «прелюдия становления специалиста» длится, пока он не получит клиента.

Стадия 2. Зависимость и идентификация.

Вторая стадия начинается, как только студент получает первого пациента. И заканчивается, когда студент начинает осознавать, что оказывает значительное воздействие на него. Студент находится в состоянии постоянного ожидания катастрофы, боится сказать фразу, которая, якобы, может мобилизовать психоз у пациента, очень сильная зависимость от супервизора, которая может принимать различные формы — от доверительной зависимости и прямого подчинения и до временных отказов от помощи супервизора. Студенты, как правило, подражают своим супервизорам, их стилям, отношениям с пациентами и даже имитируют телесную осанку и привычки [Там же]. На этой стадии обучающийся занят поиском инструкций по управлению специфическим поведением на сессии. На все эти вопросы студент требует конкретных рекомендаций супервизора. На этой стадии развития профессионального становления очень силён «голод подтверждения». Кроме того, студент переполнен неадекватными требованиями к себе. На этом этапе очень важно, чтобы пациенты были адекватны его силам.

Далее, когда начинающий клинический психолог уже делает первые шаги в работе как дипломированный специалист, потенциал супервизии может использоваться, но уже за пределами той организации, в которой работает специалист. При этом к дидактической функции супервизии, обеспечивающей потребности будущих клинических психологов, присоединяются развивающая функция, осознавание личностных проблем и ограничений, затрудняющих профессиональную деятельность терапевта, экспертиза терапевтических действий или квалификации терапевта в целом, осознавание профессиональных трудностей, процессуальное осознавание. При учете того, что клинический психолог мотивирован и активно получает супервизионную поддержку за пределами своей организации, он имеет возможность далее двигаться по этапам профессиональной идентичности, проходя следующие 4 последних стадии (по М. Барнату [Там же]).

Стадия 3. Деятельность и продолжающаяся зависимость.

Третья стадия обычно начинается после нескольких месяцев или лет практической работы. Как правило, эта стадия инициируется первым осознанием того, что терапевтический процесс воспринимается пациентом серьёзно. Получается, что доверие пациента к терапевтической силе начинающего специалиста возникает задолго до того, как он сам поверит в свои возможности. Именно реакция пациента убеждает практикующего специалистаа, что «он — не жулик, не мошенник» (Kaslow, 1986). Здесь усиливаются колебания начинающего клинического психолога — от завышенной самоуверенности до полного самоуничижения, от глубокой приверженности психотерапии до сомнений в выборе профессии. На этой стадии для начинающего специалиста требуется признание сложности, ответственности и весомости своей работы со стороны супервизора и участников группы ( в случае, если это групповая форма супервизии).

Стадия 4. Насыщение и принятие самостоятельности.

Эта стадия начинается, когда бывший студент осознает, что является специалистом. До этого он наблюдал улучшение у пациентов и даже чувствовал свою причастность к этому, но не воспринимал себя как профессионала. Эффективность начинающего специалиста будет зависеть от ряда факторов, прежде всего от опыта, то есть от количества пациентов, прохождения личной психотерапии, то есть «вбирания в себя феноменологии того, что значит быть пациентом», а также от чтения и обсуждения профессиональной литературы. В результате интеграции всех этих опытов возникает связь между теорией и практикой терапии. Именно теперь специалист по-настоящему идентифицируется со своим супервизором, что является предвестием интернализации. Сам процесс супервизии уже не сфокусирован исключительно на пациенте, ибо студент вполне в состоянии справиться с тревогой, порождаемой исследованием контрпереноса. Слишком сильная, по мнению студента, опека супервизора будет вызывать протест у супервизируемого, а выдаваемые «без запроса» советы могут восприниматься с обидой или игнорироваться в силу назревшей потребности прочертить границу между процессом супервизии и психотерапии. Чрезмерный контроль супервизора на этой стадии вызовет протест и будет восприниматься как нечто лишающее удовольствия и открытия.

Стадия 5. Идентичность и независимость.

Пятая стадия развития профессиональной идентичности может длиться как несколько лет, так и всю профессиональную жизнь. Это та стадия, застревание на которой наиболее вероятно. Основная задача стадии — отказ от существующего на предыдущей фазе обесценивания супервизора — процесс, аналогичный сепарации от родителей. Обесценивание, подобное подростковому низвержению авторитетных родительских фигур, — глубинная сущность предыдущей стадии. Борьба за независимость может выливаться в такие формы, как создание «тайных» супервизорских групп — групп равных, членами которых становятся психотерапевты, находящиеся на этой же стадии развития. Начинающий психотерапевт обычно вполне осознаёт те области, в которых он превосходит своего супервизора. Например, он может лучше выносить ярость или паузы пациента, чем его супервизор. Но лишь с переходом на следующий этап профессионального развития появится принятие и признание старших коллег и супервизоров, несмотря на какие-то их недостатки.

Стадия 6. Спокойствие и коллегиальность.

Основные чувства на этой стадии — спокойствие, стабильность и отношения коллегиальности со старшими, равными и младшими товарищами. Чувство профессиональной идентичности становится особенностью профессионального стиля. Теперь психотерапевт — полностью автономный профессионал. На этой стадии специалист пересматривает терапевтические истины и бросает вызов им. Он не старается подражать старым моделям, а все больше персонализирует свой психотерапевтический стиль. На этой стадии специалисты все больше интересуются исследованиями в психотерапии. К своей работе с пациентами они подходят творчески и с большей склонностью экспериментировать.

Таким образом, супервизия — это самый надежный метод профессионального роста и профилактики его нарушений как на этапе обучения клинического психолога, так и на этапах его профессиональной деятельности.

Вновь подчеркнем, что супервизия, по возможности, должна использоваться специалистом за пределами своей организации. В ситуации российской действительности наблюдаются различные сложности в обеспечении клинического психолога супервизорской поддержкой [16]. На это влияют, например, такие факторы, как:

1.

Организационный. Не везде у нас есть профессионально организованная супервизорская практика; организация супервизорской практики порой носит спонтанный характер; невозможность посещать регулярные супервизии в связи с графиком работы специалистов.

2.

Материальный. Связан с некоторыми материальными затратами, на которые клинический психолог иногда не может пойти (в связи с низкой заработной платой).

3.

Культурно-профессиональный. К сожалению, приходится отмечать факт низкой профессиональной культуры некоторых специалистов в области клинической психологии, которая может быть интроецирована в специфическое профессиональное сопротивление по типу «я готов оказывать профессиональную поддержку, но не готов получать ее сам». Кроме того, в профессии клинический психолог никак не регламентированы обязательное супервизионное обучение и поддержка. Это создает риск профессионального выгорания, изоляции клинических психологов от коллег, снижение профессиональной эффективности в целом.

Для преодоления данных проблем хорошим подспорьем, на наш взгляд, является интервизия. Здесь укажем, что интервизия может быть наиболее эффективным методом профессиональной поддержки именно в организации, где работает клинический психолог [5].

Отметим преимущество интервизии как формы поддержки клинического психолога в организации.

1.

Для клинического психолога важно обменяться информацией о возможностях своей работы с клиентом, что особенно важно в условиях специфики отделения, где клиент взаимодействует с несколькими специалистами.

2.

Участники интервизии могут ознакомиться с методами и техниками работы, взглядами и подходами друг друга, что позволяет более эффективно взаимодействовать друг с другом и решать профессиональные задачи в оказании помощи клиенту.

3.

Коллегиальность и равноправие участников интервизии позволяют решать и проблемы психологического климата в коллективе. Это, например, может быть особенно важным для клинического психолога, который сотрудничает с разными специалистами: врачами, медицинскими сестрами, специалистами по социальной работе.

4.

Практика проведения интервизии, исключающая анализ личностных характеристик специалиста и их влияние на взаимодействие с клиентом, создает для участников возможность устанавливать и поддерживать с коллегами эффективные деловые отношения горизонтального плана, что всегда является преимуществом для решения вопросов именно технического характера [4]. В данном случае, это вопросы улучшения качества профессиональной деятельности.

Относительно этих видов профессиональной помощи клиническим психологам самым эффективным, конечно же, будет комплексное использование как формы «классической» супервизии, так и интервизии. Все это поможет клиническому психологу активизировать исследования по отношению к процессу терапии, стилю своей работы и профессиональному мышлению, что в целом поможет ему сохранить «профессиональное долгожительство».

 

Литература

1.   Дунаева О.В., Васильева О.Б. Оказание поддержки начинающему психологу [Электронный ресурс]. – URL: http://vasileva-psy.ru/publ/11-1-0-21 (дата обращения: 10.04.2015).

2.   Евтешина Н.В. Профессиональная идентичность психологов. – Рязань: Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2012. – 106 с.

3.   Залевский Г.В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 30. – С. 7–13.

4.   Занковский А.Н. Психология деловых отношений. – М.: Изд-во ЕОАИ, 2008. – 384 с.

5.   Интервизия – интерактивная форма работы с кадрами [Электронный ресурс]. – URL:  http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/interviziya-interaktivnaya-forma-raboty-
s-kadrami.html (дата обращения: 10.04.2015).

6.   Кочюнас Р. Процесс супервизии: экзистенциальный взгляд // Экзистенциальные вопросы психотерапии / под ред. Ю. Абакумова-Кочюнене: Вильнюс: ВЕЭАТ, Бирштонас-Вильнюс, 2005 [Электронный ресурс]. – URL:  http://hpsy.ru/public/x2271.htm (дата обращения: 7.04.2015).

7.   Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – СПб.: Академический проект, 2008. – 464 с.

8.   Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. – СПб.: Речь, 2002. – 236 с.

9.   Курисанки Дж., Минкович С. Супервизия и обучение психотерапевта в Америке: принципы  и  практика  [Электронный  ресурс].  –  URL:  http://www.supervis.ru/content/
1730585669-kurianski-dzh-minkovich-s-superviziya-i-obuchenie-v-psihoterapii-v-amerike (дата обращения: 10.04.2015).

10.   Маргошина И.Ю. Модели супервизии. – СПб.: Издательство ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. – 25 с.

11.   Орлов А.Б., Орлова Н.А. Включенная супервизия как супервизия par excellence // Консультативная психология и психотерапия. – 2011. – № 4. – C. 5–24.

12.   Руководство по проведению интервизии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unodc.org/documents/balticstates/Library/PharmacologicalTreatment/Intervision
Guidelines/IntervisionGuidelines_RU.pdf (дата обращения: 10.04.2015).

13.   Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. – СПб.: Речь, 2002. – 352 с.

14.   Чеховская О.С. Размышление о процессе интервизии, или путь к супервизорству [Электронный ресурс] URL: http://www.supervis.ru/content/699085538-chehovskaya-os- razmyshlenie-o-processe-intervizii-ili-put-k-supervizorstvu (дата обращения: 10.04.2015).

15.    Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность. – М.: МПСИ, 2007. – 128 с.

16.   Щукина Ю.В. Актуальные проблемы супервизорской практики // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ: cборник статей. – Из-во МГППУ, 2011 [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/cepp/issue/45364.shtml (дата обращения: 10.04.2015).

17.   Barnat M. Student reactions to supervision: Quests for contract // Professional Psychology. – 1973. – № 4. – Р. 17–22.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923.2:615.851

Маргошина И.Ю. Супервизия и интервизия в практической деятельности клинического психолога// Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player