О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Преемственность профессионально-педагогического образования врачей в условиях медицинского вуза

Ванчакова Н.П., Худик В.А. (Санкт-Петербург)

 

 

Ванчакова Нина Павловна

Ванчакова Нина Павловна

–  доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ФПО; Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Льва Толстого, 6-8, Санкт-Петербург, 197022, Россия.
Тел.: 8 (812) 338 6660.

E-mail: nvanchakova@gmail.com

Худик Владимир Александрович

Худик Владимир Александрович

–  доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ФПО; Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Льва Толстого, 6-8, Санкт-Петербург, 197022, Россия.
Тел.: 8 (812) 338 6660.

E-mail: vkhudik@mail.ru

 

Аннотация. Приведены результаты создания программ преемственной подготовки врачей по педагогике на додипломном и последипломном этапах.

Ключевые слова: педагогика в медицине; педагогическое образование в медицинском вузе.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

К текущему моменту сформировалось представление о педагогике в медицине как области педагогики, изучающей объективные процессы обучения, воспитания в медицине, воспитательно-обучающую практику и процесс формирования участников медицины, особенности и условия организации педагогического процесса в медицине. При этом методологически обосновывается необходимость адаптации знаний из области педагогики и психологии для подготовки специалистов — врачей, преподавателей медицинских образовательных учреждений — в контексте гуманитарных аспектов междисциплинарной взаимосвязи педагогики, психологии и медицины, что значительно повышает уровень профессиональной компетентности специалистов медицинского профиля [1; 2]. В этой связи актуальной становится задача профессиональной подготовки и переподготовки врачей-педагогов, занятых как педагогической работой в условия медицинских образовательных учреждений, так и практикующих в лечебных учреждениях здравоохранения. Причем программы по курсу педагогики объективно должны отличаться и разрабатываться с учетом преемственности в поэтапном формировании профессиональных компетенций на этапе обучения в интернатуре, ординатуре, в процессе повышения квалификации врачей-педагогов. Эти программы должны включать совокупность теоретических и прикладных наук в области педагогики и психологии — воспитание и обучение, формирование и развитие — что отражает особенности становления личности будущего специалиста в медицинской сфере. Самостоятельной областью являются знания о воспитательных отношениях, возникающих в медицинских ситуациях, о воздействии медицинской среды на воспитание и формирование личности всех участников сферы медицины и формирования у них необходимых навыков. Важной задачей с точки зрения педагогической практики в медицине стала разработка системы мероприятий по оптимизации поведения врачей, медицинского персонала, пациентов, родственников пациентов в реальной медицинской, социальной, экономической среде.

В качестве объектов педагогической деятельности в медицине выделяют: врача (студента — будущего врача), средний медицинский персонал (учащегося медицинского колледжа, училища), пациента и сообщество пациентов, родственников пациентов и сообщество родственников пациентов, смешанные группы из пациентов и их родственников, здоровые и группы здоровых.

Однако в программах довузовской и послевузовской подготовки специалистов в области медицины на педагогические знания времени отводится немного, так как в целом программы насыщены и ориентированы на формирование клинических знаний, навыков и умений, без которых осуществлять современную медицинскую помощь не возможно. В связи с этим возникла необходимость создания новых программ обучения по педагогике на разных ступенях обучения в медицинском вузе и последипломной подготовке.

Цель исследования: создание преемственных программ по педагогике для специалистов в области медицины на разных этапах их обучения в медицинском вузе.

Методы исследования и группы обследованных лиц

В исследования применялся констатирующий эксперимент для определения уровня знаний по педагогике у врачей интернов и клинических ординаторов. Для этого использовали метод семантического анализа слов-понятий (тезаурус по педагогике и педагогической психологии), их толкование на различных этапах усвоения прикладных аспектов педагогики в преподавательской и лечебной деятельности врача. Также при обследовании больных поликлиники клинической больницы № 122 использовалась анкета, включавшая вопросы, касающиеся работы «школ здоровья» и «школ пациентов», а также «ожиданий пациентов» при общении с врачом. Результаты анкетирования подвергались обработке с помощью метода контент-анализа. На втором этапе исследования — после создания и реализации программ обучения — были применены те же методы, позволяющие сравнить результаты до и после проведения эксперимента по формированию профессионально-педагогических компетенций врачей-педагогов. На разных этапах исследования были обследованы 123 интерна, 84 клинических ординатора, 61 аспирант, 256 пациентов поликлиники, проходивших профилактический осмотр, 236 преподавателей медицинского вуза.

Результаты исследования

С целью создания преемственных программ обучения по педагогике был проведён первый этап констатирующего педагогического эксперимента и изучен уровень базовых знаний у врачей интернов. Для этого использовался тезаурус по педагогике и педагогической психологии, который в последующем был проанализирован с использованием психолингвистического подхода и контент-анализа. В результате получили срез, который установил, что уровень знаний по педагогике и педагогической психологии был очень низким. Эти данные сопоставили с результатами исследований, посвящённых изучению ожиданий пациентов (контент-анализ анкет и их фрагментов, в которых они раскрывали свои интересы и видение предмета), полученными при анкетировании пациентов поликлиники клинической больницы № 122 г. Санкт-Петербурга. Также эти данные сравнили с ожиданиями пациентов, отражёнными в публикациях, посвящённых анализу содержания конфликтов между врачами и пациентами, и данными опроса во время работы «школ пациентов» (собственные исследования 2006—2014 гг.). При сопоставлении полученных данных были сформулированы основные компетенции, которые интерны и ординаторы должны были получить и сформировать в процессе обучения. В связи с ограниченными временными возможностями разработка программы была ориентирована на преемственность программ и последовательное их усложнение и расширение содержания компетенций на каждом последующем уровне. На следующем этапе была разработана программа по педагогике и психологии для аспирантов. Курс для интернов имел продолжительность 36 учебных часов, курс для клинических ординаторов — 36 учебных часов, курс для аспирантов — 120 учебных часов. В дальнейшем в связи с введением нового поколения образовательного стандарта подготовки в интернатуре и клинической ординатуре эти курсы были переведены в элективы. И была продолжена работа по созданию программ следующего уровня — для преподавателей медицинского вуза.

В 2014 году вступили в силу новые стандарты додипломной и последипломной подготовки в медицинском вузе специалистов в области медицины, включающие в числе обязательных дисциплин педагогику и педагогическую психологию при подготовке врачей, клинических ординаторов и аспирантов всех специальностей, и преподавателей медицинских вузов. Общая продолжительность обучения по педагогике врача по специальности «лечебное дело» составляет 36 учебных часов, клинического ординатора всех направлений подготовки, как обязательная часть программы — 36 учебных часов, аспиранта любого направления подготовки — не менее 252 учебных часов, преподавателя медицинского вуза по специальности «преподаватель высшей школы — 1080 учебных часов. Каждые пять лет преподаватель медицинского вуза должен изучать педагогику на циклах повышения квалификации по специальности «Преподаватель высшей школы» в объёме 144 учебных часов. Подготовку в интернатуре планируется прекратить в 2016 году. А подготовка по педагогике ординаторов была переведена из электива в обязательный цикл обучения. Изменение ГОСов для обучения педагогике потребовало коррекции разработанных программ.

Обучение в перечисленных группах имеет разные цели и задачи. Так, додипломная подготовка врача ориентирована на обучение и воспитание врача, обладающего всеми необходимыми компетенциями для осуществления лечебной и профилактической работы, в том числе психолого-педагогическими. Последипломное обучение ориентировано на формирование дополнительных компетенций для участия в педагогической деятельности и подготовке медицинских кадров и/или психолого-педагогической деятельности, ориентированной на популяции пациентов, их ближайшее окружение. Обучение здоровых ориентировано на формирование внутренней картины здоровья, соблюдение здорового образа жизни, участие в профилактике заболеваний, свойственных определённым популяциям и регионам проживания.

Приведённые выше цифры по количеству учебных часов, которое отводилось и отводится на изучение педагогики в соответствии с ГОСами, указывают на правильность ранее поставленных задач, и на то, что решить проблему подготовки кадров в этом направлении можно только создавая преемственные программы, базирующиеся на предыдущем курсе подготовки. Используя такой подход, была разработана общая концепция последовательной подготовки по педагогике на последипломном этапе обучения.

Для каждого этапа последипломного обучения по педагогике были сформулированы свои дидактические и воспитательные цели. Подготовка по педагогике врача в клинической ординатуре была разработана как начальный этап подготовки врача-педагога, ориентированного на реализацию психолого-педагогических компетенций в клинической и реабилитационной деятельности и подготовке медицинского персонала. Общая характеристика курса включает: а) приобретение знаний об особенностях личности среднего медицинского персонала как объекта обучения и повышения квалификации; б) подготовку к участию в обучении и воспитании студентов (как куратора академической группы и как помощника преподавателя медицинского вуза); в) приобретение навыков организации учебного процесса в профессиональной деятельности врача; г) приобретение знаний об особенностях личности пациента как объекта обучения знаниям о болезни, лечении и адекватных моделях поведения в лечебном процессе. Обучение пациентов в рамках психолого-педагогических программ ориентировано на обучение навыку лечиться, формирование нового образа жизни, учитывающего наличие заболевания, повышение качества жизни. Обучение представителей ближайшего окружения больных ориентировано на формирование навыка «жить рядом» с больным, участия в его лечении и реабилитации. Важными целями обучения врачей в клинической ординатуре является приобретение навыка работы в «школах здоровья» (старое название — «школы пациентов»).

Общая характеристика подготовки по педагогике аспирантов медицинского вуза включает дидактические задачи, нацеленные на углубление знаний по педагогике, полученных в клинической ординатуре, и новые дидактические задачи. Первоочередная задача — подготовка аспирантов как преподавателей медицинского вуза, так как по завершении обучения они получают диплом «исследователя, педагога-исследователя». Этот раздел включает: а) обучение педагогическим навыкам и технологии формирования у студентов системного профессионального мышления в связи с профессионально-педагогической деятельностью на основе тенденций развития отечественного высшего медицинского образования; б) изучение основ дидактики, форм организации учебного процесса, психологии обучения, методологии и методики преподавания в вузе, педагогических технологий. Самостоятельным направлением является обучение навыкам проведения научных педагогических и психолого-педагогических исследований. Продолжается cовершенствование знаний и навыков врача-педагога, ориентированного на реализацию педагогических аспектов медицинской деятельности. Важным направлением стало совершенствование знаний в области психолого-педагогического взаимодействия с пациентами и создание программ 2-го уровня реабилитации, в которых содержится много психолого-педагогических принципов.

Общая концепция подготовки по педагогике преподавателей медицинского вуза ориентирована на приобретение дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» и/или её подтверждение. Эта программа включает: а) овладение высоким уровнем педагогического мастерства; б) приобретение педагогических и психологических знаний об обучающихся и методах учебно-воспитательной работы в медицинском вузе; в) освоение современных технологий высшего медицинского образования (симуляционные технологии, дистанционное обучение, ведение вебинаров, создание электронных учебников и другое). Самостоятельным разделом программы стало развитие/дальнейшее совершенствование навыка проведения научных исследований в области педагогики высшей школы.

Процесс создания преемственных программ занял в общей сложности 9 лет. В результате была построена модель, включающая последовательность целей и задач при обучении педагогике будущих врачей и педагогов медицинского вуза. Сформированы преемственные программы по педагогике для всех групп обучающихся, в которых реализован принцип последовательного усложнения программы и повышения уровня компетенций. Для каждой группы обучающихся сформулированы общеобразовательные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, в которых отражён принцип преемственности программ по педагогике. Также были определены общие концепции и цели для каждой ступени педагогического образования в условиях медицинского вуза.

Все программы прошли этапы констатирующего и результирующего эксперимента и были внедрены в педагогическую практику ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. В результате реализации созданной модели и программ преемственной подготовки возникла группа педагогов, которые прошли обучение по всем перечисленным программам и которые обнаружили хороший уровень подготовки по педагогике высшей школы и педагогике, используемой в медицине. Группами сравнения были аспиранты, прошедшие все ступени педагогической подготовки в ПСПбГМУ, и аспиранты, не обучавшиеся в ПСПбГМУ до поступления в аспирантуру.

Заключение

Содержание медицинского образования основано на требованиях, предъявляемых обществом к содержанию медицинской помощи и квалификации медицинских работников, и ориентировано на подготовку компетентных, ответственных специалистов, которые должны обладать не только специальными медицинскими знаниями, но и психолого-педагогическими компетенциями. В условиях интенсификации образования достичь таких результатов позволило создание преемственных программ обучения педагогике на разных этапах подготовки врачей и преподавателей.

 

Литература

1.   Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине. – 2-е изд. – М.: Медицина, 2012. – 320 с.

2.   Новгородцева И.В. Педагогика в медицине: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. – 70 с.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 614.2.07:378

Ванчакова Н.П., Худик В.А. Преемственность профессионально-педагогического образования врачей в условиях медицинского вуза // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player