О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Научно-прикладные аспекты взаимодействия кафедры педагогики и психологии ФПО СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова с медицинскими и образовательными учреждениями при создании программ
по психолого-педагогическому сопровождению

Тельнюк И.В., Родионова В.А. (Санкт-Петербург)

 

 

Тельнюк Ирина Владимировна

Тельнюк Ирина Владимировна

–  кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФПО; Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Льва Толстого, 6-8, Санкт-Петербург, 197022, Россия.
Тел.: 8 (812) 338 6660.

E-mail: itelnuk@mail.ru

Родионова Виктория Анатольевна

Родионова Виктория Анатольевна

–  кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФПО; Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Льва Толстого, 6-8, Санкт-Петербург, 197022, Россия.
Тел.: 8 (812) 338 6660.

E-mail: virodion@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты взаимодействия кафедры педагогики и психологии ФПО СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова с медицинскими и образовательными учреждениями при создании программ по психолого-педагогическому сопровождению. Дано описание специфики и основных этапов реализации программ, сделан вывод о необходимости продолжения сотрудничества вузовской науки и медико-педагогической практики.

Ключевые слова: социальное партнерство; взаимодействие; психолого-педагогическое сопровождение.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Социальное партнерство и эффективное сотрудничество между различными структурами профессионального медицинского образования и медицинскими и образовательными учреждениями стали знаком социокультурной ситуации современной России. Не стала исключением и научно-прикладная деятельность кафедры педагогики и психологи ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Преподаватели кафедры, организующие образовательный процесс в рамках последипломного педагогического образования в аудитории профессорско-преподавательского состава медицинского университета, успешно разрабатывают и реализуют программы по психолого-педагогическому сопровождению различных категорий слушателей. В данной статье мы опишем опыт взаимодействия кафедры педагогики и психологии ФПО СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова с такими с медицинскими и образовательными учреждениями, как кафедра госпитальной хирургии № 2 в ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, ДОУ № 93 Выборгского района, Санкт-Петербургским городским диабетологическим центром № 1.

Результаты

Сотрудничество с кафедрой госпитальной хирургии № 2 в ПСПбГМУ им. И.П. Павлова носило научно-прикладной характер и строилось в процессе работы над темой «Оптимизация учебного процесса и повышение педагогической компетентности врача-преподавателя дисциплин хирургического профиля». Целью работы являлось изучение влияния различных социальных факторов на оптимизацию профессионализации личности врача-педагога и эффективность организации образовательного процесса в обучении студентов при освоении дисциплин хирургического профиля в условиях медицинского вуза.

Для изучения педагогических условий оптимизации работы преподавателей кафедры госпитальной хирургии было проведено исследование 380 студентов 6-го курса (в возрасте 23—25 лет) лечебного факультета и факультета спортивной медицины, граждан РФ, с помощью следующих методик: а) анкеты-вопросника, содержащей информацию об учебном процессе; б) оценки педагогических навыков и умений в связи с освоением клинической дисциплины.

В процессе сотрудничества был проведен теоретический анализ и обоснование прикладной направленности исследования в области совершенствования преподавания дисциплин хирургического профиля; осуществлен выбор и обоснование методов психолого-педагогического изучения субъектов и образовательной среды на кафедре хирургии в медицинском вузе; разработаны и внедрены методы оптимизации учебного процесса и повышения педагогической компетентности личности педагога на кафедре хирургического профиля в медицинском вузе. Формирование педагогического мастерства педагогов кафедры госпитальной хирургии осуществлялось в процессе освоения программы курса повышения квалификации «Преподаватель высшей школы».

Таким образом, проведенное совместное исследование позволило получить сведения об особенностях организации образовательной среды медицинского вуза, своевременно принимать меры по корригированию образовательного пространства, учитывать мнения различных субъектов педагогического процесса, что существенно повышает рейтинг профессионально-педагогических компетенций преподавателей, способствует их педагогическому совершенствованию и самообразованию.

В основу научно-педагогической работы с ДОУ № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга была положена программа социального сопровождения и развития детей в комбинированных группах, которая включала в себя следующие, условно выделенные блоки:

I. 

Социальный блок, который предполагает реализацию индивидуально-дифференцированного подхода с учетом гендерных характеристик детей. Цель данного направления обеспечение гармоничной поло-ролевой социализации: становление рефлексивного опыта половой идентификации и формирование психологического пола, усвоение типичных для пола моделей поведения, удовлетворение поло-ролевых предпочтений в различных видах детской деятельности. Внедрение в практику воспитания технологии гендерного подхода к дошкольникам в гетерогенной группе позволят оптимизировать образовательный процесс поло-ролевой социализации детей, в том числе в свете профилактики и сохранения здоровья (И.В. Тельнюк, В.А. Худик, 2004).

II. 

Медико-профилактический блок, который включает в себя профилактику стоматологических заболеваний и проведение оздоровительной и профилактической работы средствами моторно-сенсорной коррекции с целью улучшения функционального состояния организма и общего мышечного тонуса детей. Для этого используются следующие формы моторно-сенсорной коррекции: коррегирующая гимнастика для укрепления осанки; гимнастический комплекс для нормализации пищеварительной системы; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика, игры; точечный массаж; физминутки, подвижные игры.

III. 

Психолого-педагогический блок, предполагающий использование методов арт-релаксации как средства саморегуляции организма ребенка. Целью арт-релаксационных игр и упражнений является снятие психоэмоционального напряжения, путем сознательного изменения мышечного тонуса ребенка. Арт-релаксационные методы и приемы являются наиболее корректными в работе с детьми и способствуют не только психомоторному и речевому развитию, но проявлению адаптивных способностей, улучшая коммуникативно-рефлексивные способности ребенка, что положительно сказывается на общении со сверстниками. В данном блоке работы так же предусмотрены мероприятия, связанные с профилактикой профессионального выгорания у воспитателей, конфликтных ситуаций в профессионально-педагогической деятельности педагогов и профилактикой внутренних конфликтов у детей.

Таким образом, описанная система работы с детьми позволила оптимизировать службу медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечить их позитивную социальную адаптацию к обычным условиям жизнедеятельности детского коллектива, создать условия для инклюзивного образования.

Взаимодействие кафедры педагогики с Санкт-Петербургским городским диабетологическим центром № 1 началось со специального исследования, которое показало, что обучение медика-педагога школы пациента с сахарным диабетом должно заключаться в «особой психологической подготовке» (45% респондентов), в совершенствовании умения общаться с пациентами и их родственниками (30%), в постоянном повышении уровня профессиональных знаний (25%). На основании этого была разработана программа «Психолого-педагогическая подготовка медика-педагога школы пациентов с сахарным диабетом», реализованная в Санкт-Петербургском городском диабетологическом центре № 1. Программа была построена по модульному принципу, включала в себя 4 модуля: «Психолого-педагогические знания и умения медика-педагога школы диабета», «Обучение группы пациентов в школе диабета», «Конфликты в профессиональной деятельности медика-педагога школы диабета», «Проблема профессионального выгорания медика-педагога школы диабета».

Освоение психолого-педагогического содержания этих модулей осуществлялось с помощью активных методов и приемов. Были использованы, в частности, а) мини-лекции, презентации, опросные методы (анкетирование, упражнения); б) презентация и обсуждение результатов; в) разработка, презентация и анализ памяток для медиков-педагогов. Неотъемлемой частью стал тренинговый компонент, целью которого была оптимизация взаимодействия субъектов школы пациента, гармонизация личности медика-педагога (включал тренинговые упражнения, тренинговые процедуры, психолого-диагностические, арт-педагогические техники, метод конкретных ситуаций, педагогическое моделирование).

Результатами реализации программы «Психолого-педагогическая подготовка медика-педагога школы пациентов с сахарным диабетом» стали повышение уровня психолого-педагогических знаний о специфике обучения взрослых, профессиональном самообразовании, личностном саморазвитии; совершенствование умения работать в группе коллег и с группой пациентов; углубление компетентности в прогнозировании, профилактике и решении трудных профессиональных задач (стратегии поведения в конфликте медика-педагога и пациента, профилактика и возможности коррекции синдрома профессионального выгорания в деятельности медика-педагога); осознание сложившегося профессионального стиля, понимание необходимости его коррекции; «открытие второго дыхания в профессии».

Заключение

Описание научно-прикладных аспектов взаимодействия кафедры педагогики и психологии ФПО СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова с медицинскими и образовательными учреждениями в процессе создания программ по психолого-педагогическому сопровождению различных субъектов образовательного процесса показывает эффективность и целесообразность указанной работы, изложенное дает возможность утверждать, что именно социальное партнерство станет стимулом дальнейшего развития как вузовской науки, так и психолого-педагогической практики.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9: 378.1

Тельнюк И.В., Родионова В.А. Научно-прикладные аспекты взаимодействия кафедры педагогики и психологии ФПО СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова с медицинскими и образовательными учреждениями при создании программ по психолого-педагогическому сопровождению // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player