О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Метод психодрамы в подготовке аспирантов при освоении роли преподавателя

Красильникова Н.В. (Санкт-Петербург)

 

 

Красильникова Наталья Валерьевна

Красильникова Наталья Валерьевна

–  кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФПО; Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Льва Толстого, 6-8, Санкт-Петербург, 197022, Россия.
Тел.: 8 (812) 338 6660.

E-mail: nataljakrasolnikova@yandex.ru

 

Аннотация. В статье представлены возможности применения приемов психодраматического метода как одной из форм инновационного обучения при прохождении цикла «Психология и педагогика в профессиональной деятельности (на  примере профессиональной деятельности врача)». В результате проведенных исследований автор делает вывод об эффективности использования содержательных и методических инновационных ресурсов, в частности, приемов психодраматического метода при формировании ряда психолого-педагогических компетенций у аспирантов в высшей медицинской школе при прохождении ими данного цикла.

Ключевые слова: психология и педагогика в профессиональной медицинской деятельности; инновационное образование; интерактивные методы; приемы психодраматического метода; психолого-педагогические компетенции в деятельности врача.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Актуальность

Современный врач — это врач, обладающий не только медицинскими компетенциями, но и компетенциями педагога-исследователя. С этой целью аспиранты медицинского вуза имеют педагогическую и психологическую подготовку, где, в частности, в виде факультатива выделен цикл «Педагогика и психология в профессиональной деятельности (на примере профессиональной деятельности врача)». Данный курс предполагает формирование следующих компетенций: эмпатийная компетентность; творческая педагогическая активность; креативное мышление; умение оценивать субъективные условия деятельности, рационализировать и вести самостоятельный поиск информации; способность к положительному эмоциональному сопровождению пациента; способность саморегуляции профессиональных и личностных качеств.

В современной педагогической практике наблюдается обусловленная стандартами ФГОС ВО 3+ необходимость в применении инновационных форм при формировании ряда компетенций, обязательных в профессиональной деятельности врача. Данная проблема может быть решена благодаря увеличению доли инновационных ресурсов (содержательных и методических), что нами рассматривается на примере внедрения приемов психодраматического метода в курс «Психология и педагогика в профессиональной деятельности (на примере профессиональной деятельности врача)».

В контексте вышесказанного, актуальным является исследование возможностей использования приема психодраматического метода в рамках вышеуказанного курса для формирования ряда психолого-педагогических компетенций.

Целью исследования является изучение эффективности приемов психодраматического метода как инновационной формы при формировании психолого-педагогических компетенций у врачей-аспирантов в ходе обучения по курсу «Психология и педагогика в профессиональной деятельности (на примере профессиональной деятельности врача)».

Задачи исследования: определить, при формировании каких психолого-педагогических компетенций, направленных на взаимодействие «врач — пациент», профессиональную и личностную саморегуляцию могут быть использованы приемы психодраматического метода; проанализировать эффективность приемов психодраматического метода, как инновационной формы при формировании психолого-педагогических компетенций.

Методы исследования: анализ программы, анкетирование, включенное наблюдение.

Результаты

На данный момент проблемы педагогических компетенций в деятельности врача и роли высшей медицинской школы в их формировании, а также роли инновационных методов при подготовке специалистов медиков изучаются всё более активно, о чём свидетельствуют исследования в данной сфере [2; 5].

В современной научной литературе особое внимание сосредоточено на том, что инновационные подходы к обучению аспирантов должны быть системными и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих научно-педагогических кадров в сфере медицины со специализацией педагог-исследователь. Поэтому применение инновационных форм и методов в процессе подготовки необходимо грамотно соотносить с прагматическим пониманием целей и задач обучения будущих научных медицинских кадров.

Анализ ряда исследований [3; 4] позволяет отметить, что компетентностно ориентированный образовательный процесс имеет следующие отличительные черты:

– 

ориентация на усвоение целостного содержания образования, направленного на конкретные задачи профессиональной деятельности, а не отдельных дисциплин;

– 

модульное обучение;

– 

широкое использование практико-ориентированных и имитационно- моделирующих форм и методов учебной работы.

С целью определить эффективность использования приемов психодраматического подхода в формировании компетенций у аспирантов-медиков, была проанализирована учебная программа курса «Психология и педагогика в профессиональной деятельности (на примере профессиональной деятельности врача)» и определены разделы, направленные на формирование универсальных компетенций и общепрофессиональных компетенций, в нашем случае:

– 

УК-5(6) (способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития);

– 

ОПК-3 (способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;

Особое внимание было уделено профессиональным компетенциям ПК, в нашем случае — педагогическим компетенциям ПК-4 — способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и саморазвития обучающихся (на примере работы с пациентами в «Школе здоровья»). Именно эти компетенции в первую очередь отображают сформированный уровень профессиональных свойств и качеств, определяемый курсом «Педагогика и психология в профессиональной деятельности (на примере профессиональной деятельности врача)».

Анализ указанных компетенций позволил предположить, что в процессе их формирования возможно использование приемов психодраматического метода. Соответственно, были выделены разделы программы, отвечающие за формирование вышеназванных компетенций, и разработаны методические указания по внедрению приемов психодраматического метода в процесс обучения.

 

Таблица 1

Разделы программы, в которые были внедрены приемы психодраматического метода

 

В рамках этих разделов было решено содержательно дополнить лекционные темы, разработанные согласно ФГОС ВО 3+ по подготовке аспирантуры, информацией, раскрывающей возможности приемов психодраматического метода при взаимодействии «врач — пациент», направленных на саморегуляцию врача (его профессиональных и личностных ресурсов). Сюда же можно отнести инновационные формы преподнесения материала: лекция-визуализация, лекция-презентация, проблемная лекция.

В ходе семинарских занятий было решено использовать ролевые игры. Ролевые игры представляют собой адаптированный к условиям обучения в вузе вариант «психодрамы» Дж. Морено и ориентированы в большей степени на приобретение коммуникативных умений и навыков, определенного эмоционального опыта [1]. В ходе ролевых игр участникам предоставляется возможность сыграть роль, взятую из реальной жизни, например, реальные ситуации взаимодействия врача с больным [Там же].

Для анализа эффективности использования приемов психодраматического метода были выделены уровни формирования компетенций УК-5(6), ОПК-3, ПК-4, которые отображены в картах компетенций.

Для оценивания результатов обучения в виде знаний использовались:

– 

индивидуальное собеседование;

– 

письменные ответы на вопросы.

Для оценки результатов обучения в виде умений и владений применялись простые практические контрольные задания (ситуационная задача с простым ответом или коротким действием).

Были использованы следующие типы практических контрольных заданий:

– 

задания на принятие решения в нестандартной ситуации (ситуации выбора, многовариантности решений, проблемной ситуации);

– 

задания на оценку последствий принятых решений.

Направленность заданий для самостоятельной работы так же характеризовалась дополнительными изменениями, раскрывающими требования образовательного стандарта через призму прикладного компонента приемов психодрамы с ориентированностью на личностную и педагогическую рефлексию. Обучающиеся вели дневник, в котором отражали рефлексию профессиональных и личностных эпизодов с передачей своих эмоций и анализом событий из ролевого поведения.

Были сформированы группы обучающихся: экспериментальная — 12 чел. (аспиранты 2-го курса) и контрольная — 12 чел. (аспиранты 2-го курса). В ходе обучения по циклу «Педагогика и психология в профессиональной деятельности (на примере профессиональной деятельности врача)» у экспериментальной группы в процессе обучения использовались приемы психодраматического метода. В контрольной группе обучение проходило традиционным способом.

По итогам обучения слушатели экспериментальной группы показали более высокие результаты по всем показателям уровня сформированных компетенций и отраженных в картах компетенций.

 

Таблица 2

Количество обучающихся с высоким уровнем сформированности компетенций

 

В экспериментальной группе была проведено анкетирование с целью анализа самооценки обучения с помощью приемов психодраматического метода. На вопрос «Положительно ли Вы оцениваете опыт децентрации в ходе ролевых игр «Взаимодействие врача и пациента»?» 11 обучающихся ответили утвердительно. Никто из слушателей не дал негативную оценку опыту децентрации, 1 чел. затруднялся дать однозначную оценку. Можно сделать вывод о преимущественно положительном эмоциональном восприятии приема психодраматического метода.

Выводы

Таким образом, было выявлено, что введение приемов психодраматического метода повысило эффективность преподавания цикла «Педагогика и психология в профессиональной деятельности (на примере профессиональной деятельности врача)», что соответствует требованиям стандарта ФГОС ВО 3+, отображенного в картах компетенций, и позволяет усилить внедрение практико-ориентированных и имитационно-моделирующих форм и методов учебной работы в образовательный процесс. При этом использование приемов психодраматического метода положительно воспринимается врачами-аспирантами и высоко оценивается ими как средство, расширяющее их личностный и профессиональный потенциал.

 

Литература

1.   Врач-педагог в меняющемся мире / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, А.С. Молчанов [и др.]. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,  2001. – 304 с.

2.   Елина Е.Г. Компетенции и результаты обучения: логика представления в образовательных программах // Высшее образование в России. – 2015. – № 1. – С. 10–20.

3.   Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. – Минск: РИВШ. – 2009. – 336 с.

4.   Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.

5.   Караваева Е.В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования // Высшее образование в России. – 2014. – № 8–9. – С. 5–15.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 614.2.07:378.048.2:159.9

Красильникова Н.В. Метод психодрамы в подготовке аспирантов при освоении роли преподавателя // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player