О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Рецензия на книгу Л.А. Китаева-Смыка
«Сознание и стресс: Творчество. Совладание. Выгорание. Невроз»
(М.: Смысл, 2015. 768 с.)

Леньков С.Л. (Москва, Россия)

 

 

Леньков Сергей Леонидович

Леньков Сергей Леонидович

–  доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», ул. Макаренко, 5/16, Москва, 105062, Россия. Тел.: (495) 625-29-35.

E-mail: new_psy@mail.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «Сознание и стресс: Творчество. Совладание. Выгорание. Невроз»

Публикация рецензируемой книги стала значимым событием для всего профессионального психологического сообщества уже даже потому, что ее автор, Леонид Александрович Китаев-Смык является одним из признанных лидеров, флагманов, столпов, патриархов отечественной медицинской, клинической, космической психологии, работы которого к тому же имеют широкую международную известность.

С другой стороны, именно в силу этих обстоятельств предложение редакции написать рецензию на эту работу стало для меня несколько неожиданным, поскольку область моих научных интересов сосредоточена, в первую очередь, на психологии труда. Вместе с тем, такое «перекрестное», а не узко специализированное рецензирование в данном конкретном случае является, по-видимому, оправданным, и причины этого лежат в специфике стиля, содержания, целевой обусловленности и адресной читательской аудитории данной книги.

В итоге в своей рецензии я не претендую на глубокие и ответственные оценки в рамках собственно медицинской и клинической психологии — подобные оценки, несомненно, будут еще даны соответствующими специалистами. Однако мне показалось интересным проанализировать и оценить предложенный материал именно с точки зрения определенной части целевой читательской аудитории — может быть, и не совсем «массового» читателя, но при этом и не самого специализированного. Подобная неявная субъективно-объективная спецификация оценок рецензента является, по-видимому, системной, неустранимой «погрешностью» любого научного рецензирования, даже в большинстве тех случаев, когда автор и рецензент по своей специализации формально вполне идентичны.

Таким образом, данная рецензия вполне могла бы иметь подзаголовок «взгляд со стороны», и сторона эта в данном случае — сфера психологии труда, профессиональной деятельности, профессионального развития, профессионального самоопределения и т.п. Вместе с тем, очевидно, что такая сфера профессиональных интересов вовсе не чужда проблематике книги, а, напротив, является по отношению к ней весьма «сензитивной» и «мотивированной», особенно в плане прикладных, практико-ориентированных аспектов совладания со стрессом, его профилактики, учета и прогнозирования.

Жанр данной книги определить довольно сложно.

С одной стороны, по своей концептуальной насыщенности это — полноценная научная монография, посвященная глубокому и систематическому анализу важной научной проблемы когнитивных оснований и проявлений стресса. Эта глобальная проблема рассматривается автором в ряде своих ключевых аспектов, некоторые из которых выделены уже в подзаголовке названия книги и могут быть переформулированы в виде взаимосвязей следующих категорий (имеющих, очевидно, «метапсихологический» характер, т.е. выходящих за дисциплинарные рамки собственно психологии):

–   творчество и стресс,

–   совладание со стрессом,

–   «выгорание» и стресс,

–   стресс и невроз.

Подтверждениями научного характера книги являются: четкая логическая выверенность многих выдвигаемых положений, их концептуальная и эмпирическая обоснованность, осуществляемый автором методологический анализ соотношения ряда ключевых понятий, используемых в работе (например, понятий «совладание» и «копинг»), наличие научного цитирования и большого списка цитируемых источников, включающего работы как отечественных, так и зарубежных авторов.

С другой стороны, это все-таки в значительной мере научно-популярное издание, и такой характер книги программно определен самим автором, который, например, пишет: «… в этой книге рассказано о психических болезнях стресса (выделено автором — С.Л.) словами, понятными для людей даже без медицинского образования» (с. 15) *.

С третьей стороны, книга содержит описание самых разных аспектов и проявлений стресса и его влияния на когнитивные процессы и функционирование сознания в целом. Об этом свидетельствует, в частности, весьма насыщенная структура книги, включающая 15 глав, каждая из которых содержит определенное количество параграфов и их более частных подразделов, иногда — довольно большое: например, глава 2 «Четыре вида «страха смерти» включает 14 параграфов (с. 264–324), а один только параграф 1.3 «Стресс творчества. Стресс вдохновения» разделен на 13 «подпараграфов» (с. 109–151).

При этом многие разделы книги содержат определенные практические «выходы», рекомендации, описания методов и приемов психологической помощи при профилактике и преодолении стрессовых проявлений. В этом плане книга напоминает, скорее, справочник клинического, медицинского или практического психолога, правда, несколько упрощенный и лишенный в ряде случаев конкретных «рецептов» — например, по применению для профилактики и купирования стресса конкретных фармакологических средств. В этом проявляется неизбежная «плата» за выход в широкую читательскую аудиторию, за преодоление служебных рамок специализированного профессионального сообщества.

Помимо всего этого, в книге представлены и глубокие философские размышления (оцените, например, одно только название завершающего параграфа книги 15.3 «О необходимости смерти от старости на планете Земля»), и многочисленные публицистические «экскурсы», пронизывающие все разделы книги и придающие ей страстность, живость, непосредственную включенность в самые современные проблемы, вызовы, реальные жизненные ситуации нашего сложного мира и исторического времени.

В силу отмеченной многоплановости, жанр книги можно попытаться обобщенно обозначить терминами «практическая научно-популярная энциклопедия», хотя условность такой категоризации также очевидна — книга упорно «сопротивляется» втискиванию ее в какие угодно жанровые рамки, являясь оригинальным, самобытным уникальным произведением.

При этом данная «энциклопедия» специфицирована на причинах, характеристиках и проявлениях стресса, рассматриваемых в связи с функционированием именно сознания (а не, например, аффективной сферы). Это обстоятельство является важным, поскольку в значительной степени определяет новизну представленного в книге авторского дискурса проблемы стресса, а также обеспечивает вполне естественную, органическую преемственность данной работы со многими предыдущими публикациями автора, в которых, в частности, глубоко раскрыта аффективная сторона стресса. Автор справедливо подчеркивает неизбежное, имманентное наличие эмоциональной «подоплеки» стрессовых трансформаций мышления (см.: с. 14–15) и резонно отмечает несколько вынужденный, объективно оправданный характер представленного в книге «когнитивного» дискурса, поскольку «… введение в схему когнитивного субсиндрома стресса всего многооразия эмоциональных проявлений создало бы столь громоздкую концептуальную модель, что исчезла бы ее прагматическая ценность» (с. 15).

Композиция книги сложна, но логически выверена и «драматургически оправдана». Сам автор несколько иронично определяет центральную сюжетную линию книги следующим образом: «Вслед за Гансом Селье, основателем учения о стрессе, я попытаюсь уложить динамику нарастания стресса на «прокрустово ложе» стадиальности (этапности, фазности), удлиняя это «ложе» вплоть до такой стадии, как «стресс умирания» (с. 15).

Уже в предисловии автор дает читателю общее, обзорное представление о таких ключевых для данной работы понятиях, как стресс, его кратковременные и долговременные разновидности, а также совладающее поведение (с. 17–45). Далее к этим понятиям автор будет многократно обращаться на протяжении всей книги, уточняя и расширяя их содержание, рассматривая различные теоретические подходы к их концептуализации, «наполняя» их конкретной феноменологией, фактологией и эмпирикой, выполняя методологический, по сути, анализ, позволяющий определить их соотношение со многими другими, родственными или связанными понятиями, такими как «стрессор», «дистресс», «эустресс», «стресс творчества», «стресс псевдотворчества», «боевая психическая травма», «невроз», «алекситимия», «посттравматические стрессовые расстройства», «выгорание личности», «стресс власти», «стресс старости» и мн. др.

Первая глава работы весьма объемна и занимает почти треть всей книги (с. 46–263), но такое ее доминирование вполне оправдано: она содержит обзорное изложение наиболее общих, генеральных закономерностей изменения сознания при стрессе и совладании с ним, выявленных к настоящему моменту времени в мировой и отечественной науке. Подчеркнем еще раз: при всем своем объеме, в силу глобальности проблемы стресса, — лишь обзорное! При этом еще и, в интересах «массового» читателя, специально адаптированное — в чем в полной мере проявляется методическое, просветительское, популяризаторское, педагогическое мастерство автора.

Здесь последовательно рассмотрены закономерности мышления и совладания со стрессом сначала при кратковременном стрессе (п. 1.1), затем для разных фаз и уровней длительного стресса (п. 1.2). Далее рассмотрены закономерности стресса и совладания с ним при творческой деятельности (включая ее мнимые, «эрзац-», псевдоформы) (п. 1.3). Проанализированы вызываемые стрессом психические отклонения и болезни, такие как невротические реакции, реактивные психозы, проявления «боевого стресса» и т.д. (п. 1.4), неврастения, истерия и др. (п. 1.5). Весьма интересным представляются приведенные автором оценки распространенности психических болезней стресса (п. 1.6), в том числе и в первую очередь — в нашей стране (в сравнении с другими странами), выявленные на основе анализа и обобщения новейших опубликованных эмпирических данных и аналитических оценок других авторов (включая работы, например, 2009, 2011, 2013 гг.).

Весьма необычным и интересным выглядит также подраздел работы, посвященный «дистрессовому самоубийству» психики и соматики (п. 1.7), где автор выделяет острый лихорадочный (фебрильный) психоз и (как альтернативу к нему, правда, не менее деструктивную) «пассивную гибель» — летаргию. При этом, если вторая разновидность «дистрессового самоубийства» рассмотрена лишь кратко, на основе ряда известных в истории психиатрии примеров, то первой — «фебрильной» уделено значительно больше внимания. Выделены этапы развития данного вида дистресса, показаны его возможные причины, отмечены трудности и перспективные методы его лечения. Особенно интересна новая, авторская интерпретация «почти классического» для отечественной медицины и психиатрии случая — болезни и смерти И.В. Сталина. Автор рассматривает данный случай в контексте реконструктивно диагностируемого «смертельного дистресса», опираясь при этом не только на многочисленные опубликованные оценки и данные (как широко, так и не очень известные), но и на личные данные автора о встрече его отца со Сталиным в конце 1920-х гг. (с. 259–260).

Вторая глава работы имеет интригующее название «Четыре вида «страха смерти» и содержит массу интересного: от сравнения этимологии различных слов, используемых для обозначения страхов (страх, боязнь, испуг, ужас) (п. 2.1) до систематического изложения философских и концептуально-психологических оснований понимания каждого из выделенных автором «страхов смерти»: «индивидуального» (п. 2.2), «гибели престижа» (п. 2.3), «за близких людей» (п. 2.4) и «страха у бессловесного тела при умирании его от дистресса» (п. 2.5). Далее автор рассматривает «конкуренцию и синергизм» этих четырех страхов (п. 2.6) (и это является, в частности, одним из многочисленных примеров отчетливого проявления системности авторской концепции, к чему мы еще вернемся далее), а также уже такие более специальные, но от этого не менее интересные вопросы, как «память тела» при стрессе (п. 2.7), дистресс как механизм популяционной селекции (п. 2.8) и др.

Дальнейший подробный последовательный анализ содержания книги представляется вряд ли оправданным и целесообразным — как мы надеемся, читатель уже получил некое общее, начальное представление о тех богатствах мысли, чувства, духа, разума, исторических фактов, социокультурных традиций, цивилизационных и внутричеловеческих драм и коллизий, которые таит в себе данная книга (а ведь «неохваченными» остались еще целых 13 из 15 глав!).

Вместо такого, линейно-последовательного и несколько менторского анализа предоставим, наконец, читателю свободу (тем более, что «справочно-энциклопедическая» структура книги позволяет обращаться к ее разделам избирательно — в соответствии с личными потребностями, интересами, пристрастиями читателя) и выделим лишь некоторые, рассматриваемые далее особенности книги. Какие-то из них в определенной мере взаимообусловлены и взаимосвязаны с уже отмеченными выше (например, с «полижанровостью»), однако в данном случае такая «семантическая избыточность» нашего изложения представляется вполне оправданной — книга ее заслуживает.

Итак, в книге приведено полное, энциклопедическое и при этом — не побоимся этого слова — системное изложение проблемной области, сфокусированной на «перекрестье» проблем стресса и сознания. Системность здесь проявляется не в образно-метафорическом, «здраво-житейском» или коньюнктурно-декларативном своих модусах, которые, к сожалению, стали в последние годы доминирующими в отечественной психологии, а в своем исконном, истинном смысле, заложенном в это понятие основателями общенаучного системного подхода (Л. фон Берталанфи, У. Эшби, В.П. Кузьмин, Э.Г. Юдин и др.) и авторами его содержательной спецификации в отечественной психологии (Б.Ф. Ломов, Д.Н. Завалишина, Г.М. Зараковский, В.Д. Шадриков, В.А. Барабанщиков, Б.Н. Рыжов, А.В. Карпов, Ю.Я. Голиков, А.Н. Костин и др.). Вместе с тем, Л.А. Китаев-Смык представляет свое, авторское изложение, которое можно назвать «неканоническим» с точки зрения привычной формы современных «системных» психологических работ, но которое вполне вписывается в общую идеологию общенаучного системного подхода и имеет множество аналогов (в плане своей «неканоничности»), представленных, например, в трудах таких авторов, как К. Линней, А.А. Богданов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн.

Книга написана живым, ярким, образным языком, не оставляющим читателя равнодушным, а постоянно вовлекающим его, заставляющим сопереживать, «сопроживать», осознанно соглашаться или, наоборот, спорить с автором. Этому, в свою очередь, способствует следующая важная особенность книги — наличие четко определенной авторской позиции, которая проявляется в прямых, недвусмысленных авторских оценках тех или иных идей, фактов, концепций, методов, событий, феноменов и т.д., а также в конструктивной научной полемике, встречающейся в ряде разделов книги.

В качестве особенности, редкой для нашего времени и современной отечественной психологической литературы (и такая редкость вызывает, естественно, лишь сожаление), можно отметить глубокую социокультурную «погруженность» книги: значительная, доминирующая часть использованных в ней эмпирических и фактологических данных взята именно из нашей, российской действительности — «постсоветской» или предшествующей, советской, включая такие все еще во многом «белые пятна» нашей истории, как «перестройка», «афганская» и «чеченские» войны, наиболее резонансные современные теракты, захваты заложников и техногенные катастрофы.

Вместе с тем, материалы книги ни в коей мере не являются «местническими», локальными: они очевидным образом интегрированы в мировую науку, поскольку рассматриваются в контексте ее развития, включающем идеи и работы многих зарубежных авторов — от классиков до современников.

С другой стороны, многие представленные в книге материалы являются по отношению к общей когорте исследований стресса уникальными или, по крайней мере, достаточно редкими: это — и описания «внутренней» (прежде глубоко засекреченной) истории антистрессовой подготовки и сопровождения космических полетов, и фактические данные, а также их типологические обобщения о стрессогенных факторах, стрессовых проявлениях и способах совладания со стрессом при боевых действиях и жизнедеятельности в условиях «локальных войн», и т.д. Но именно такая историческая, социокультурная и фактологическая редкость и/или уникальность, в дополнение к собственно глубоко авторским концептуальным положениям, придает книге очевидную, безусловную новизну и значимость в общем контексте развития мировой науки и культуры.

Важное отличие данной книги, также выделяющее ее в ряду многочисленных работ, посвященных стрессу, состоит в том, что в ней, наряду с более традиционными негативными когнитивными проявлениями стресса, рассматриваются и некоторые его позитивные проявления, связанные, в первую очередь, с эустрессом счастья, «творчества, любви и вдохновения» (п. 1.3 «Стресс творчества. Стресс вдохновения», с. 109–151).

Книга производит сильное положительное впечатление и, в этом плане, «обезоруживает» рецензента: пренебрегая нормативными требованиями жанра рецензии, абсолютно не хочется ее «ругать» или «под микроскопом» выискивать в ней хотя бы какие-то недостатки. Тем не менее, один дискуссионный момент все же отметим: некоторые (но отнюдь не многие, а лишь отдельные) авторские оценки конкретно-культурно-исторических проявлений «многоликого» феномена стресса представляются спорными, а приводимые при этом факты и данные — несколько «однобокими». В качестве примера упомянем оценку автором последствий печально знаменитого «сухого закона» в нашей стране (1985 г.) как исключительно положительных (см.: п. 14.2 «Чем плох «сухой закон», с. 518–520), не имеющих никаких «побочных эффектов», про которые в книге не упоминается, но которые хорошо известны из работ других авторов. Тем не менее, даже такие авторские «резкости» (говоря, конечно, условно и намеренно утрированно) являются вполне логичным продолжением и выражением уже упоминавшейся четкой, твердой авторской позиции — научной, философской, мировоззренческой, гражданской, почти неизбежной «платой» за нее. Поэтому, даже не соглашаясь с автором, начинаешь относиться к отстаиваемой им позиции с уважением, а это, в свою очередь, позволяет уберечь и предостеречь читателя от другой, противоположной «однобокости» — например, от той же однозначно негативной оценки последствий упомянутого «сухого закона».

Таким образом, даже подобные «шероховатости» книги задают, на наш взгляд, ее креативную и рефлексивную направленность, имея, в значительной степени, полемический, «диспутный», провокативный характер. Несогласие с ними будит мысль читателя, активизирует его собственную позицию, инициирует самостоятельный, критический и рефлексивный анализ различных аспектов нашей действительности, столь непростой, неоднозначной и, в силу этого, неизбежно существенно стрессогенной.

Подводя итоги проведенного анализа, отметим, что разноуровневый и многопластовый характер изложения обеспечивает релевантность данной книги для весьма широкого круга читателей, в число которых, по нашему мнению, вполне естественно могут и должны быть включены:

– 

разнородные специалисты — как теоретики, так и практики: психологи, психотерапевты, психиатры, медики, педагоги, управленцы, социальные работники, эргономисты, представители различных «силовых» и «экстремальных» областей (военные, спасатели, «переговорщики» и т.д.) и др.; в силу тотальности и универсальности проблемы стресса каждый из них наверняка найдет в книге материалы, соответствующие именно его интересам — например для меня как специалиста по психологии труда особенно интересной и важной была глава 8, посвященная «выгоранию» (персонала, личности, души) (с. 486–535);

– 

студенты, изучающие психологию или обозначенные выше смежные области науки и практики;

– 

все люди, в своей жизни и/или работе так или иначе сталкивающиеся со значащими, ощутимыми, «заметными» для них (пусть и не всегда осознаваемыми или правильно понимаемыми) стрессовыми ситуациями;

– 

все просто любознательные читатели, интересующиеся проблемами психологии, стресса, сознания, человека в целом, ибо, как справедливо пишет автор: «Душа и сознание до конца не постижимы, но самое увлекательное — постигать их» (с. 13).

Еще один важный момент, который нельзя не отметить. Перу данного автора принадлежит уже множество книг, посвященных тем или иным аспектам стресса. При этом рецензируемая книга ни в коем случае не является «повторением пройденного», некой собранной вместе и систематизированной коллекцией прошлых авторских достижений. В книге нередко встречаются ссылки на предыдущие работы автора (что вполне естественно), приводятся и фрагменты из них (в каждом таком случае снабженные корректными ссылками на первоисточники). Но все эти результаты рассматриваются в новом исследовательском и рефлексивном контексте — контексте выявления и учета взаимосвязей процессов стресса и сознания. Такой подход, помимо собственно новых интерпретаций и объяснений автора, вызывает и своеобразный «синергетический эффект», в рамках которого автору удается пробиться к более полному и отчетливому пониманию многих сложных, запутанных, «сопротивляющихся» своему познанию и однозначному истолкованию проблемных вопросов психологии стресса, сознания, творчества, совладания, невротических нарушений, психического выгорания и т.д.

В заключение хочется поздравить Л.А. Китаева-Смыка с появлением его новой работы, глубокой по содержанию и блестящей по форме, предоставляющей широкой читательской аудитории прекрасную возможность не только знакомства, но и определенного «совладания» с такой глобальной проблемой века, цивилизации, развития человека и человечества, как многоуровневая и многоаспектная проблема стресса.

 

_______________________

* Здесь приведена ссылка на соответствующую страницу рецензируемой книги, и подобные ссылки на ее разделы и/или страницы будут, по мере необходимости, приводиться и далее.

 

 

Ссылка для цитирования

Леньков С.Л. Рецензия на книгу Л.А. Китаева-Смыка «Сознание и стресс: Творчество. Совладание. Выгорание. Невроз» (М.: Смысл, 2015. 768 с.) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 4 (10) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player