О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Перинатальная психология и медицина: поиск путей взаимодействия

Завгородняя И.В. (Воронеж, Россия)

 

 

Завгородняя Ирина Владимировна

Завгородняя Ирина Владимировна

–  доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет», Университетская пл., 1, Воронеж, 394036, Россия.
Тел.: 8 (473) 220-85-93.

E-mail: zavgorodnyai@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия перинатальной психологии и перинатальной медицины. Проводится их сопоставительный анализ, свидетельствующий о наличии существенных различий по основным аспектам, что затрудняет реализацию комплексного подхода в обеспечении репродуктивного здоровья современного общества. Рассматриваются основные запросы к перинатальным психологам со стороны медиков. Затрагивается вопрос профессиональной подготовки перинатальных психологов.

Ключевые слова: перинатальная психология; перинатальная медицина; комплексный подход; клиническая (медицинская) психология.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обеспечение репродуктивного здоровья нации и улучшения демографической ситуации в стране требует в современных условиях реализации междисциплинарного подхода. Это подчеркивает необходимость тесного сотрудничества специалистов в области перинатальной медицины и психологии, приоритетом которого является гуманизация процессов вынашивания, рождения и воспитания ребенка.

На сегодняшний день ситуация взаимодействия перинатальной медицины и перинатальной психологии неоднозначна. Наряду с примерами эффективного сотрудничества медиков и психологов в решении проблем зачатия, сопровождения беременности и родов [1; 2] (и др.) существуют и обратные явления. Медики настороженно относятся к психологам, не понимают задач их деятельности, игнорируют психологические разработки и не вполне доверяют объяснительным моделям периода беременности и предлагаемым психологами подходам к нему, ведению родов и установлению психологического контакта матери и ребенка. В то же время в среде психологов встречаются попытки безосновательного расширения профессиональных полномочий, когда психолог берется решать медицинские задачи, а в крайних случаях безответственно настраивает беременных против употребления медикаментов, назначенных врачом, или убеждает отказаться от медицинского сопровождения беременности и родов, настаивая на том, что это естественные процессы, не требующие стороннего вмешательства. Это создает необходимость грамотной профессиональной подготовки специалистов, а также регламентации их деятельности.

Важным шагом в этом направлении можно считать Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 № 808н «Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи», который регламентирует деятельность женских консультаций, родильных домов и перинатальных центров. Следует отметить, что в структуре женской консультации предполагаются кабинеты врача-психотерапевта (медицинского психолога) и психопрофилактической подготовки беременных к родам, а также 1 должность врача-психотерапевта (медицинского психолога) из расчета на 10 должностей врачей-специалистов и 1 должность медицинского психолога (психолога). В родильном доме допускается 1 должность медицинского психолога на 80 коек и более. В структуру перинатального центра включены кабинеты медико-психологической и социально-правовой помощи женщинам, а также она предполагает 1 должность медицинского психолога на 8 должностей врачей-специалистов, ведущих консультативный прием, и 1 должность медицинского психолога для консультативного приема детей раннего возраста (при наличии детского отделения).

Количество штатных единиц медицинских психологов рассчитывается относительно должностей врачей или мест пациентов в лечебном учреждении. В области перинатологии нагрузка на психолога предполагается значительная, т.к. 1 психолог должен сопровождать деятельность 8—10 врачей, что создает трудности во временной и содержательной организации работы психолога.

Существование законодательной базы, регламентирующей деятельность перинатального психолога в учреждениях здравоохранения, а также реальное включение психологов в штат можно рассматривать как наличие перспектив развития комплексного подхода к сопровождению беременности и рождению ребенка.

Однако следует учитывать, что психология и медицина — две самостоятельные области знания, опирающиеся на собственные научно-методологические основы, и это создает ряд существенных отличий и трудностей в нахождении взаимопонимания специалистов. Анализ исследовательских работ [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9] позволяет сопоставить перинатальную медицину и перинатальную психологию по ряду основных параметров (таблица 1).

 

Таблица 1

Сопоставительный анализ перинатальной медицины и перинатальной психологии

 

В силу обозначенных профессиональных и общих мировоззренческих расхождений иногда медикам и психологам достаточно трудно находить взаимопонимание, что приводит к неудовлетворенности ожиданий и препятствует конструктивному сотрудничеству.

Параметр ответственности выступает в качестве основного камня преткновения в вопросах взаимодействия психолога и медика. Психолог не может назначать лекарства, программу лечения, он не несет законодательной ответственности за пациента, следовательно, психолог находится в зависимости от врача и без него работать в условиях учреждения здравоохранения не может. Бесспорно, врачу гораздо спокойнее, когда он направляет пациента к коллеге, а не к психологу, т.к. в трудном случае именно врач будет нести юридическую ответственность за свое решение.

Это приводит к тому, что в сознании врачей и в сознании пациентов психолог представляется в лучшем случае как вспомогательный персонал, а в худшем — как лишний. Необходимость работы психолога в лечебно-профилактическом учреждении подвергается сомнениям. Отсюда возникает устойчивый тезис: «Психолог в клинике нужен настолько, насколько он нужен главному врачу».

Психология в медицинских учреждениях носит прикладной характер, т.е. занимает подчиненное положение, поскольку клиника для психологии не является самостоятельной практической площадкой. Однако следует отметить наблюдающееся в последнее время расширение спектра деятельности перинатальных психологов в женских консультациях, перинатальных центрах, роддомах. Несмотря на то что по-прежнему существует настороженное отношение к психологам как со стороны медиков, так и со стороны беременных, представление о деятельности психолога становится более четким, осмысленным. Основные запросы к перинатальным (медицинским) психологам со стороны медиков сводятся к следующему:

1)

мотивирование беременных на выполнение всех рекомендаций в рамках курса лечения, предложенного врачом;

2)

осуществление просветительской работы с беременными по проведению занятий для будущих мам;

3)

осуществление психодиагностики, направленной на выявление женщин групп риска, развития психосоматической патологии беременности, родов и особенностей взаимодействия с ребенком раннего возраста;

4)

проведение предабортного и постабортного консультирования;

5)

осуществление психологического консультирования беременных женщин по индивидуальным запросам;

6)

реализация просветительской работы с врачами акушерами-гинекологами по вопросам общей психологии, психологии личности, перинатальной и клинической психологии.

К сожалению, отсутствуют нормативные документы, регламентирующие деятельность перинатального (медицинского) психолога в рамках женской консультации и родильного дома. Отдельную трудность представляет отсутствие единой программы подготовки специалистов в области перинатальной психологии и открытый вопрос об учреждениях, которые могут осуществлять эту подготовку. Согласно одной точке зрения [3], базовым образованием перинатальных психологов должна выступать исключительно медицинская (клиническая) психология, которая преимущественно преподается на базе медицинских вузов. В то же время разработаны программы спецкурсов и специализаций по перинатальной психологии на психологических факультетах других вузов, реализуются авторские образовательные программы [9]. Причем география немедицинских вузов, в которых преподаются перинатальная психология или ее разделы, достаточно широка (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Воронеж, Новосибирск, Самара и др.).

На наш взгляд, ограничение профессиональной подготовки перинатальных психологов исключительно медицинскими образовательными учреждениями приведет к сужению сферы деятельности перинатальной психологии, поскольку подготовка будет осуществляться на основе мировоззрения перинатальной медицины. Сопоставительный анализ перинатальной психологии и перинатальной медицины показал наличие существенных расхождений этих двух областей знания по основополагающим аспектам. Однако следует признать, что перинатальному психологу необходимы глубокие знания по клинической (медицинской) психологии, поскольку сфера его деятельности находится на территории медицинских учреждений и требует соблюдения принятых правил.

Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость реализации комплексного похода в обеспечении репродуктивного здоровья современного общества. Перинатальная психология и перинатальная медицина, являясь смежными областями науки и практики, обладают значительными различиями в трактовке и определении приоритетов профессиональной деятельности, что затрудняет взаимодействие специалистов — медиков и психологов — в решении по существу общих задач. Совершенствование образовательного процесса за счет включения смежных дисциплин, осуществление междисциплинарных исследований, подготовка и проведение междисциплинарных конференций, семинаров, круглых столов, позволяющих не только обмениваться опытом, но и развивать профессиональное мышление специалистов, создание и поддержка научных и научно-популярных журналов, включающих публикации медиков и психологов, а также другие мероприятия могут выступать факторами повышения эффективности взаимодействия перинатальной психологии и медицины.

 

Литература

1.   Блох М.Е., Печникова Е.Ю. Вульводиния: психологические аспекты и психотерапия (клинический случай) // Перинатальная психология и психология родительства. – 2008. – № 2. – С. 71–83.

2.   Блох М.Е., Печникова Е.Ю., Филиппова Г.Г. Применение психотерапии в комплексном лечении женщин с нарушениями плодово-плацентарного кровотока. Клиническое наблюдение // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – № 4. – С. 11–14.

3.   Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 272 с.

4.   Гармашева Н.Л., Константинова Н.Н. Введение в перинатальную медицину. – М.: Медицина, 1978. – 296 с.

5.   Коваленко Н.П. Перинатальная психология и психотерапия. Опыт РАППМ // Перинатальная психология и психология родительства. – 2009. – № 1. – С. 3–15.

6.   Могилевская Е.В. Перинатальная психология: психология материнства и родительства. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 278 с.

7.   Основы перинатологии / под ред. Н.П. Шабалова, Ю.В. Цвелева. М.: МЕДпресс-Информ, 2002. – 576 с.

8.   Психосоматика: телесность и культура / под ред. В.В. Николаевой. – М.: Академический проект, 2009. – 311 с.

9.   Филиппова Г.Г. Материалы к утверждению перинатальной психологии и перинатальной психотерапии в качестве модальности на Комитет модальности ОППЛ (16 декабря 2006 г., г. Москва). IX съезд ОППЛ и четвертый Паназиатский конгресс «Психотерапия и консультирование в эпоху перемен» (17–20 мая 2007 г., г. Екатеринбург) // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – № 2. – С. 5–42.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.7:61

Завгородняя И.В. Перинатальная психология и медицина: поиск путей взаимодействия // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 4 (10) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player