О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Отношение матерей к близорукости своих детей младшего школьного и подросткового возраста

Узлов Н.Д., Шлякова Е.В. (Березники, Пермский край, Россия)

 

 

Узлов Николай Дмитриевич

Узлов Николай Дмитриевич

–  кандидат медицинских наук, доцент, профессор кафедры естественных и гуманитарных наук; Пермский государственный национальный исследовательский университет, Березниковский филиал, ул. Ленина, 33, Березники, 618400, Пермский край, Россия. Тел.: (3424) 26-52-15.

E-mail: knots51@mail.ru

Шлякова Екатерина Викторовна

Шлякова Екатерина Викторовна

–  бакалавр психологии, медицинская сестра специализированного отделения ГБУЗ ПК «Детская городская больница г. Березники», проспект Советский,73, Березники, 618419, Пермский край, Россия. Тел: (3424) 25-09-49.

E-mail: ekaterina_shlyakova@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена изучению материнского отношения к близорукости детей двух возрастных групп — младшего школьного (7—11 лет) и подросткового (12—15 лет) возраста. В исследовании принимали участие матери 71 ребенка с впервые выявленной миопией 1 степени, которые посещали врача-офтальмолога в ГБУЗ ПК «Детская городская больница» города Березники (соответственно выделенным возрастным группам — 39 и 32 чел.). В качестве диагностического инструментария использовались: специально разработанная анкета для матерей, опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина; методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) В.Е. Кагана, И.П. Журавлевой, а также опрос 3 врачей-офтальмологов. Установлено частичное совпадение мнений матерей и врачей-окулистов относительно недостаточной информированности родителей по поводу болезни, следованию лечебным мероприятиям и профилактическим рекомендациям. Отмечены большая обеспокоенность и терапевтическая активность матерей детей младшей возрастной группы. Показано, что матери детей обеих возрастных групп близки между собой по типам родительских отношений, демонстрируя средне-низкие показатели принятия собственного ребенка, средне-высокое стремление к кооперации, умеренные симбиотические связи и уровень контроля над своим ребенком. Установлены статистически значимые различия (р < 0,05) при нормативно положительных значениях в обеих группах по шкале «Маленький неудачник». По опроснику ДОБР обнаружена сходная структура отношения матерей к близорукости своих детей: промежуточный тип родительского контроля, низко тревожное (нейтральное) отношение к болезни ребенка, гипонозогнозия, низкий контроль активности ребенка, недооценка соблюдения необходимых ограничений, низкий уровень общей напряженности к заболеванию ребенка. Показано, что локус контроля болезни как мера ответственности родителя является определяющим в отношениях матерей с близоруким ребенком. Дана целостная оценка отношения матерей к близорукости своих детей, характеризующаяся несбалансированностью, родительской неуверенностью, наличием нерезко выраженных амбивалентных и противоречивых установок.

Ключевые слова: близорукость (миопия); дети и подростки; родительское отношение; отношение матерей к болезни детей.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Постановка проблемы

Близорукость, или миопия, является широко распространенным заболеванием глаз и захватывает, главным образом, детский и подростковый возраст — время активного приобретения знаний и повышенной зрительной нагрузки. Ситуацию усугубляет активное увлечение подрастающего поколения компьютером, интернетом, телевизором и другими гаджетами, в которых используется визуальный эффект.

Самой актуальной стала проблема школьной близорукости и ее профилактика. Согласно статистических данным, в течение 10 лет обучения в общеобразовательном учреждении увеличение распространенности близорукости происходит в 6—7 раз. При этом периодами наибольшего прогрессирования близорукости являются годы обучения в начальной школе [19]. Структура миопии среди учащихся современного общеобразовательного учреждения примерно следующая: большая часть ее представлена близорукостью слабой степени (75—79 %), доля близорукости средней степени составляет 15—19 %, миопия высокой степени — 5—6 % [1].

Исследования показывают, что проблема близорукости у детей не может рассматриваться изолированно, как чисто офтальмологическая. Она тесно связана с влиянием неблагоприятных соматических, экологических, социальных и психологических факторов. Ее решение оказывается невозможным без деятельного участия в лечебно-профилактических мероприятиях родителей, перед которыми ставится множество специфических воспитательных задач по взаимодействию с ребенком с ослабленным зрением: организация режима дня, питания и активного отдыха; выполнение домашних заданий; создание необходимых гигиенических условий — организация рабочего места, освещенности, соблюдение осанки, правил и времени работы за компьютером и т.д.; профилактика зрительного переутомления; посещение врача и соблюдение необходимых лечебных и профилактических мероприятий и др. [15]. Однако, по свидетельству специалистов, родители не всегда оказывают должное внимание этим мероприятиям, считая близорукость чуть ли не повседневным явлением и не очень серьезным заболеванием, с которым надо просто смириться и не прилагать больших усилий, чтобы как-то бороться с ним.

В офтальмологической литературе и руководствах по тифлопедагогике и тифлопсихологии большое внимание уделяется роли детско-родительских отношений в семьях с детьми, страдающими нарушениями зрения. Данный аспект проблемы наиболее полно представлен в работах, имеющих отношение к незрячим и слабовидящим детям [8; 14; 20; 21; 23; 24; 25]. Однако имеется ограниченное число публикаций в разработке данной темы применительно к миопии [6; 7; 16; 26; 27] (и др.). В большинстве своем они выполнены в однообразном ключе, раскрывающем стили родительских отношений и типов воспитания в подходах, разработанных в Санкт-петербургской школе психологов и психиатров (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, Э.Г. Эйдемиллер) [4; 5; 9; 10; 28].

Среди них можно выделить группу авторов из Башкоторстана, которые выдвинули идею о том, что миопию следует рассматривать не столько как расстройство зрения, сколько как психологически сложный комплекс дезадаптации, основу которого составляют личностные особенности детей и подростков с близорукостью (черты возбудимости, тревожности, чувства вины, затруднения коммуникации) [6; 26; 27], в том числе низкая самооценка, характеристики себя как «неуверенных в себе», «стеснительных», «малопривлекательных», «негармоничных» и «слабых» [13; 22]; а также специфические особенности семейных взаимоотношений (выявленные с помощью опросника АСВ), которые в совокупности создают условия для возникновения и фиксации миопической установки зрения [27].

Авторы исследований делают вывод о том, что оценка взаимоотношений в семьях, имеющих близоруких детей, отличается от таковой в семьях, где воспитывается нормально видящий ребенок. Сам факт существования подобных различий свидетельствует о наличии микросоциального компонента в развитии близорукости. При этом в семьях, имеющих близоруких детей, выявляются выраженные тенденции к симбиотическим отношениям, которые, с одной стороны, обеспечивают формирование индивидуально-психологических особенностей детей с миопическими нарушениями рефракции и, с другой стороны, играют роль благоприятной почвы для возникновения нарушений зрения. Исследователи полагают, что ведущим стресс-фактором в таких семьях являются угроза разрыва симбиоза и/или изменение устойчивых микросоциальных взаимоотношений. С этой точки зрения детская миопия может рассматриваться как фактор, интегрирующий воспитательную неуверенность родителей, требования, предъявляемые ими к ребенку, и уровень удовлетворения его потребностей в целостную, сбалансированную и весьма устойчивую систему семейных взаимоотношений.

Необходимость расширения этих представлений с привлечением концепций родительского отношения А.Я. Варги [2; 3], отношения к болезни ребенка В.Е. Кагана [11] составляет проблему настоящего исследования. Недостаточно изученными являются и такие аспекты, как материнское отношение к близорукости ребенка в разные возрастные периоды его взросления, в частности, в отроческом и подростковом возрасте.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие матери 71 ребенка (возраст детей — от 7 до 15 лет) с впервые выявленной миопией 1 степени, которые посещали врача-офтальмолога в ГБУЗ ПК «Детская городская больница» города Березники. Испытуемые были разделены на две группы в зависимости от возраста своих детей (в соответствии с возрастной периодизацией Д.Б. Эльконина). Первую группу составили матери детей младшего школьного возраста (7—11 лет) в количестве 39 чел., вторую, в количестве 32 чел., — матери близоруких детей подросткового возраста (12—15 лет). Социально-демографические характеристики респондентов представлены в табл.1.

 

Таблица 1

Социально-демографические характеристики матерей близоруких детей

 

В качестве экспертов выступили три детских врача-офтальмолога — двое с первой и один с высшей квалификационной категорией.

В работе использовались следующие диагностические методы: 1) анкетирование матерей; 2) опрос врачей-окулистов об информированности родителей по проблеме близорукости их детей; 3) психодиагностические опросники: опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин [17]; методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР), авторы В.Е. Каган, И.П. Журавлева [11]. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента и метода ранговой корреляции Спирмена.

Анкета для матерей включала 6 вопросов с вариантами ответов на них:

1. Вы считаете, что у Вас достаточно знаний о болезни ребёнка?

а) да, конечно; б) их явно не хватает; в) не задумывалась над этим; г) нет.

2. Что является причиной близорукости Вашего ребёнка?

а) наследственность; б) сопутствующие заболевания; в) длительное пребывание перед монитором компьютера и/или телевизора; г) другое.

3. Какие способы лечения близорукости Вы предпочитаете?

а) ношение очков, контактная коррекция; б) оперативное лечение; в) лечение в кабинете охраны зрения; г) стараюсь избегать лечения.

4. Вы следуете рекомендациям врача-офтальмолога?

а) строго в соответствии с указаниями; б) в основном соблюдаю; б) принимаю к сведению; в) следую от случая к случаю; г) не считаю нужным соблюдать.

5. Испытывал ли Ваш ребёнок дискомфорт от своего заболевания?

а) никогда; б) редко, от случая к случаю; в) постоянно.

6. Как вы видите перспективу развития близорукости?

а) ухудшение; б) без перемен; в) улучшение; г) выздоровление.

Врачам были заданы следующие вопросы:

1. 

Как Вы считаете, достаточно ли знаний о близорукости детей у матерей младших и старших школьников?

2. 

Какие, по Вашему опыту, способы лечения близорукости своих детей предпочитают родители?

3. 

Испытывают ли современные дети дискомфорт от близорукости?

4. 

Кто из матерей, младших или старших школьников, чаще следует рекомендациям врача?

5. 

Могут ли матери контролировать возникновение и течение близорукости у своих детей?

6. 

Почему матери недооценивают тяжесть заболевания у своих детей?

Результаты и их обсуждение

Результаты анкетирования матерей показали, что более половины матерей близоруких детей (соответственно младшего школьного возраста — 53,8 % и подросткового — 53,1 %; здесь и далее в процентном отношении выражена данная возрастная последовательность — Н.У.) испытывают дефицит знаний о детской близорукости. Другие респонденты ответили, что подобных знаний у них вполне хватает (33,3 и 34,4 %). Остальные не задумывались над этим вопросом.

И те, и другие матери осознают, что причины близорукости кроются преимущественно в нарушениях гигиены зрения — это перенапряжение глаз при работе с компьютером или чрезмерное увлечение просмотром телевизионных программ (соответственно 56,4 и 56,3  %); в меньшей степени они уделяют внимание другим факторам — генетическим (23,1 и 28,2 %), соматическим (5,1 и 9,3 %) и иным.

Матери близоруких детей предпочитают традиционные виды лечения: ношение очков, контактную коррекцию (соответственно 38,4 и 46,9 %), лечение в кабинете охраны зрения (51,3 и 46,9 %), и лишь единицы из них надеются на оперативное вмешательство.

Установлено, что матери близоруких детей, чей возраст составляет 7—11 лет, более дисциплинированы в плане соблюдений рекомендаций врача-окулиста, в то время как у матерей старших детей в большей степени присутствует попустительский стиль. Действуют строго в соответствии с указаниями врача 66,6 % матерей младших школьников и 31,2 % матерей подростков; в основном соблюдают рекомендации соответственно 30,8 и 50 % матерей; остальные принимают к сведению, но не всегда соблюдают.

Большинство матерей (64 и 59,4 %)считает, что их дети испытывают неудобства в связи с близорукостью лишь изредка (занятия групповыми видами спорта, силовые действия, стеснительность при общении с хорошо видящими детьми и др.) либо не испытывают совсем (23,1 и 15,6 %). В то же время в старшей возрастной группе близорукие дети испытывают постоянный дискомфорт в два раза чаще (соответственно 12,9 и 25 %). Таким образом, матери обеих групп считают, что их дети мало чем отличаются от здоровых детей.

Что касается перспективы, то большинство родителей надеется на значительное улучшение зрения у своих детей, особенно в старшей возрастной группе. Надежду на полное выздоровление питают 20,5 % матерей детей младшей возрастной группы, в то время как родители старших близоруких детей в этом плане менее оптимистичны (9,3 %). И те, и другие почти в равной степени опасаются ухудшения состояния и надеются на его стабилизацию.

Таким образом, можно утверждать, основываясь на результатах анкетирования, что матери близоруких детей-подростков с меньшим вниманием и ответственностью (оставаясь в нормативных границах), относятся к болезни своего ребенка, чем родители детей младшего школьного возраста.

По результатам врачебного интервью были сделаны следующие выводы. Врачи-окулисты были единодушны во мнении о том, что матерям близоруких детей явно не хватает достоверной информации о миопии. Особенно это касается матерей младших школьников. Информированность матерей подростков более высокая благодаря сведениям, полученным из Интернета, однако эти знания в большинстве случаев остаются мертвым грузом, а не служат стимулом к действию. Доктора отвечали, что матери младших школьников в лечении близорукости предпочитают медикаментозное, аппаратное лечение и соблюдение гигиены зрения, а родители школьников постарше чаще склонны к очковой коррекции, реже — к коррекции с помощью контактных линз, при этом выбор делают сами подростки. Отмечена также такая особенность некоторых матерей, как предубеждение по поводу очков и контактных линз, иллюстрируемая множеством конкретных примеров, когда родители категорически отказывались от оптической коррекции зрения, несмотря на то, что ребенок стал больше уставать, хуже учиться и т.д. Офтальмологи указывали на более ответственное и внимательное отношение к здоровью ребенка и следование врачебным рекомендациям матерей младших школьников. Что касается матерей подростков-миопов, то здесь лечебный контроль зачастую бывает утрачен: матери способны лишь выслушать рекомендации врачей, а их выполнение остается на совести ребенка; а в силу его недостаточной сознательности бывает, что лечение либо прерывается, либо совсем не проводится. Родители вполне могут заметить симптомы начинающейся близорукости, однако ее течение и прогрессирование наблюдает специалист. Среди причин недооценки матерями тяжести заболевания у своих детей врачи-окулисты указывают, наряду с недостаточной информированностью, отсутствие последовательности в их лечебно-воспитательных воздействиях, недостаточный контроль, низкий приоритет занятий с детьми по коррекции зрения в рейтинге повседневных дел, попустительский стиль в отношениях со старшими детьми, лень, фаталистический взгляд на близорукость как на массовое явление.

В табл. 2 представлены сравнительные результаты исследования матерей по опроснику родительского отношения В.В. Столина и А.Я. Варги.

 

Таблица 2

Типы родительского отношения в семьях с детьми разных возрастных групп

Условные обозначения: * — р < 0,05; ** — р < 0,01; *** — р < 0,001.

 

Как видно из табл. 2, принятие матерями своих близоруких детей характеризуется средне-низкими значениями (низкий уровень — 11 чел. (28,2 %), средний — 28 чел. (71,8 %), высокие значения не достигнуты ни в одном случае). Исходя из полученных данных, можно утверждать, что близорукие дети обеих возрастных групп вызывают у своих родителей если не раздражение и досаду, то, как минимум, скрытое недовольство, не демонстрируемое как открытая враждебность. Вполне возможно, что родительские экспектации относительно своих детей у них не вполне оправдались, и они хотели бы на самом деле иметь более «совершенных» детей.

По параметру «Кооперация» в основном установлены баллы, соответствующие высоким тестовым нормам (низкий уровень — ни в одном случае, средний — соответственно у 14 матерей младших (35,9 %), у 10 матерей старших (31,2 %) детей; высокий уровень — соответственно у 25 (64,1 %) и 22 (68,8 %) матерей. Таким образом, несмотря на исходное разочарование, матери близоруких детей в целом заинтересованы в их делах и планах, стараются им помочь. Они способны высоко оценивать интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывать чувство гордости за него, поощрять инициативу и самостоятельность, стремятся доверять своему ребенку.

Между матерями и близорукими детьми устанавливаются в основном умеренные симбиотические связи. Высокая дистанция в отношениях установлена только в одном случае в старшей возрастной группе (3,1 %), умеренная — у 14 матерей (41 %) в младшей и у 10 матерей (31,2 %) — в старшей группе близоруких детей; соответственно, высокий уровень определялся у 23 матерей 7—11-леток (59 %) и у 9 (28,1 %) матерей детей в возрасте 12—15 лет. Очевидно, что увеличение дистанции в группе подростков связано с их взрослением и, соответственно, возрастающей автономией.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» указывает на умеренный контроль матерей над своим ребенком. При этом попустительские отношения присутствуют только у 4 матерей (10,3 %) младших и у 2 матерей старших (6,3 %) детей. Стремление к безоговорочному послушанию и дисциплинированности демонстрируют 20 матерей (51,3 %) в младшей возрастной группе близоруких и 15 матерей (46,9 %) — в старшей. Остальные родительницы (38,4 и 46,8 %) проявляют оптимальный уровень контроля над своими детьми.

Шкала «Маленький неудачник» демонстрирует в основном низкие баллы, что свидетельствует о том, что матери верят в своих детей и считают их неудачи случайными (низкие баллы зарегистрированы у 32 матерей (82 %) младших и у 20 матерей (62,5 %) старших близоруких детей; высокие не установлены ни в одном случае). Вместе с тем, это единственная шкала, по которой получены статистически значимые различия (р < 0,05) при нормативно положительных значениях в обеих группах. И все же она указывает на некоторое, едва ощутимое разочарование в ребенке, проявляемое в недостаточном его принятии (шкала «Принятие-отвержение»). В старшем возрасте это проявляется более отчетливо — как тенденция рассматривать подростка «недостаточно смышленым и самостоятельным», «недостаточно взрослым для своего возраста» [17].

Таким образом, матери близоруких детей обеих возрастных групп существенно не различаются между собой по типам родительского отношения. Слабые различия получены лишь по одному показателю — отношению к неудачам своих детей, которое ярче проявляет себя у матерей детей старшей возрастной группы.

В табл. 3 представлены результаты исследования отношения матерей к болезни (близорукости) своего ребенка.

 

Таблица 3

Результаты исследования отношения матерей к близорукости своих детей

 

Изучение отношения матерей к близорукости ребенка с помощью методики ДОБР показало амбиентный (промежуточный) тип родительского контроля, низкотревожное (нейтральное) отношение к болезни, характеризующееся гипонозогнозией (отрицательный полюс шкалы), низким контролем активности ребенка, недооценкой соблюдения необходимых ограничений, низким уровнем общей напряженности по отношению к заболеванию ребенка. Статистически значимых различий между группами матерей не выявлено.

Таким образом, можно сделать вывод, что для матерей близоруких детей нарушение зрения не является серьезной проблемой, которая бы заслуживала с их стороны пристального внимания (возможно, в связи с широкой распространенностью, повседневностью этого нарушения и отсутствием массовых серьезных осложнений в течении близорукости).

Результаты корреляционного анализа между шкалами ДОБР и ОРО указали на прямую положительную связь интернальности с кооперацией (r = 0,459; p < 0,01) в группе матерей, воспитывающих детей с миопией младшего школьного возраста, и на связь интернальности с принятием ребенка (r = 0,369;  p < 0,05) в подростковой группе. Иных статистически значимых связей не было установлено. Следовательно, можно предположить, что локус контроля болезни как мера ответственности является определяющим в отношениях матерей с близоруким ребенком. В контексте данного исследования промежуточный тип родительского контроля («от меня кое-что зависит, но далеко не все: близорукость — она от природы и, скорее всего, на всю жизнь») сочетается с высокой кооперацией в младшем школьном возрасте, искренним стремлением к сотрудничеству, желанием помочь («но я постараюсь сделать все возможное, что в моих силах»); в подростковом возрасте сочетается с амбивалентным отношением к ребенку, характеризующимся неполным принятием («ты какой-то не такой, каким бы я хотела тебя видеть, лучше, чтобы у тебя было хорошее зрение, но, раз так случилось, придется смириться с этим, и ты сам должен о себе позаботиться»).

Полученные нами данные косвенно подтверждают мнения цитируемых выше авторов [26; 27] о своеобразии взаимоотношений в семьях, имеющих детей-миопов. Сам факт наличия близорукости у ребенка выступает как фактор, указывающий на воспитательную неуверенность матерей: с одной стороны, в младшем школьном возрасте это устойчивые симбиотические отношения с ребенком и стремление к кооперации с ним, с другой — недостаточное принятие, скрытое недовольство. В старшем школьном возрасте это сопровождается наделением ребенка чертами инфантильности, недостаточной зрелости, однако при этом происходит передача ответственности ему самому за состояние зрительной функции при снижении требований, контроля либо при попустительстве со стороны матерей. Все это способствует фиксации миопической установки зрения.

Результаты нашей работы позволяют сделать следующие выводы:

1. 

Детско-родительские отношения играют существенную роль в генезе и развитии миопии. Эти отношения наиболее изучены в проявлениях типов и стилей родительского воспитания, но мало исследованы с точки зрения материнского отношения к близорукости своего ребенка.

2. 

Мнения матерей, чьи дети страдают близорукостью, и врачей-окулистов относительно информированности родителей по поводу болезни, следованию лечебным мероприятиям и профилактическим рекомендациям частично совпадают. И те, и другие указывают на недостаточную информированность о болезни, влияние электронных средств и приборов на зрение, большую обеспокоенность и терапевтическую активность матерей детей младшей возрастной группы. В отличие от врачей, высказывающих категорические суждения, матери близоруких детей более склонны к либеральной точке зрения.

3. 

Матери детей обеих возрастных групп близки между собой по типам родительских отношений, демонстрируя средне-низкие показатели принятия собственного ребенка; при этом матери подростков, страдающих близорукостью, проявляют тенденцию к рассмотрению успехов и неудач своего ребенка критически.

4. 

Матери детей младшего школьного и подросткового возраста, страдающих миопией, обнаруживают сходную структуру отношения к болезни (близорукости) своих детей: амбиентный (промежуточный) тип родительского контроля, низкотревожное (нейтральное) отношение к болезни ребенка, характеризующееся гипонозогнозией, низким контролем активности ребенка, недооценкой соблюдения необходимых ограничений, низким уровнем общей напряженности в отношении заболевания ребенка. Все вышесказанное дает основание утверждать, что для матерей близоруких детей нарушение зрения не является серьезной проблемой, которая бы заслуживала с их стороны самого пристального внимания.

5. 

Локус контроля болезни как мера ответственности родителя является определяющим в отношениях матерей с близоруким ребенком; он обнаруживает прямые положительные связи с такими параметрами родительского отношения, как кооперация и принятие.

6. 

В целом материнское отношение к близорукости своих детей характеризуется несбалансированностью, родительской неуверенностью, наличием нерезко выраженных амбивалентных и противоречивых установок, что отнюдь не способствует проведению последовательного курса, направленного на эффективную коррекцию миопических нарушений.

 

Литература

1.   Варвашеня М.В. Особенности возникновения школьной близорукости [Электронный ресурс]. – URL: http://nesvizh-hospital.by/rus/dni/316/ (дата обращения: 24.04.2015).

2.   Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1985. – № 4. – С. 32–38.

3.   Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. … канд. психол. наук. – [МГУ им. М.В. Ломоносова]. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1986. – 25 с.

4.   Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье: советы психотерапевта. – СПб.: КАРО, 2006. – 295 с.

5.   Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977. – 272 с.

6.   Гафурова 3.Ф. Психофизиологическая диагностика и психологическая коррекция функционального состояния зрительной перцептивной системы школьников с миопическими нарушениями рефракции: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1999. – 21 с.

7.   Гафурова З.Ф., Шарипов А.Р., Гареев Е.М. Психологические особенности пациентов с миопией // Актуальные вопросы офтальмологии. – М., 2009. – Ч. 1. – С. 52–54.

8.   Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

9.   Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. – СПб.: Каро, 2006. – 672 с.

10.   Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб.: Питер, 2000. – С. 153–155.

11.   Каган В.Е., Журавлева И.П. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: методическое пособие / под ред. Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана. – СПб., 1991. – С. 30–34.

12.   Каминская Я.Н. Некоторые особенности личности близоруких в контексте психосоматики // Ломоносов-2006: матер. междунар. научной конфер. студентов и аспирантов. Секция «Психология». – М.: Изд. МГУ, 2006. – С. 473–474.

13.   Кенжебаева К.С. Психологические и эмоциональные особенности детей с миопией // Невские горизонты-2012: матер. междунар. научной конфер. по офтальмологии. – СПб, 2012. – С. 207–208.

14.   Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

15.   Обрубов С.А. Прогрессирующая близорукость у детей: педиатрические и педагогические аспекты // Лекции по педиатрии [Электронный ресурс]. – URL: http://medvuz.com/med 1808/t6/6.php (дата обращения: 16.04.2015).

16.   Ольхина Е.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения // Специальное образование. – 2006. – № 7. – С. 34–39.

17.   Опросник родительских отношений // Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. –  М.,  1999. –  Т. 2  [Электронный ресурс]. –  URL:  http://www.booksite.ru/
fulltext/tes/ty2/psy/hol/ogy/4.htm#30 (дата обращения: 16.04.2015).

18.   Особенности возникновения и прогрессирования школьной близорукости / В.Г. Ермолаев, В.Ю. Тегза, В.Н. Алексеев [и др.] // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 2. – С. 32–33.

19.   Петухов В.М., Медведев П.В. Особенности возникновения и прогрессирования школьной близорукости в условиях современного учебного процесса и их профилактика // Современные подходы к диагностике и лечению миопии у детей: сб. материалов конференции, Москва, 2006 г. – М., 2006. – С. 4–21.

20.   Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие: хрестоматия / сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 400 с.

21.   Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 126 с.

22.   Социальные вопросы близорукости и эффективность радиальной кератотомии / А.И. Ивашина, Т.Ю. Клюева, Е.А. Форафонтова [и др.] // Офтальмохирургия. – 1991. – № 3. – С. 37–40.

23.   Сумарокова И.Г. Оптимизация родительского отношения в процессе психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с глубокими нарушениями зрения: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2009. – 28 с.

24.   Тараканова В.В. Коблова С.А., Лысенко Н.А. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 3. – С. 57–60.

25.   Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. – 1991. – № 3. – С. 88–92.

26.   Шарипов А.Р., Гафурова 3.Ф. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании // Дефектология. – 1998. – № 3. – С. 23–28.

27.   Шарипов А.Р., Гафурова 3.Ф., Гареев Е.М. Роль социально-психологических факторов в возникновении близорукости // Экология и охрана окружающей среды: тезисы докладов 2-й Международной научно-практической конференции. – Пермь, 1995. – С. 83–84.

28.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 4-е изд. – Питер, 2008. – 672 с.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923:617.753.2-053.5

Узлов Н.Д., Шлякова Е.В. Отношение матерей к близорукости своих детей младшего школьного и подросткового возраста // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 4 (10) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player