О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Внутренняя картина здоровья детей-сирот подросткового возраста

Закревская Л.Ю. (Симферополь, Республика Крым, Россия)

 

 

Закревская Лилия Юрьевна

Закревская Лилия Юрьевна

–  магистр психологии, аспирант кафедры социальной психологии; Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, пр. Академика Вернадского, 20, Симферополь, 295007, Республика Крым, Россия. Тел.: (3652) 63-88-73.

E-mail: zakrevskayaliliya@gmail.com

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования внутренней картины здоровья детей подросткового возраста, воспитывающихся в учреждениях для сирот. Внутренняя картина здоровья может быть рассмотрена в рамках психологии телесности по аналогии с моделью внутренней картины болезни А.Ш. Тхостова. В этом случае внутренняя картина здоровья включает в себя чувственную ткань интрацептивного восприятия, означение (знаковое опосредование — по А.Ш. Тхостову) первого уровня, означение второго уровня и личностный смысл. В исследовании в период 2013—2015 гг. приняло участие 67 подростков: 35 воспитанников учебных заведений «Чернышевский детский дом», «Севастопольский детский дом № 1» и «Севастопольский детский дом № 2», а также 32 учащихся Евпаторийской общеобразовательной школы № 11 и Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса «Интеграл». Внутренняя картина здоровья детей-сирот подросткового возраста имеет специфические особенности в сравнении с контрольной группой детей, воспитывающихся в семье. Для означений первого уровня внутренней картины здоровья у детей-сирот использование метафор и словаря экстрацептивных ощущений доступно в меньшей степени. Означения второго уровня внутренней картины здоровья характеризуются на уровне предметных ситуаций и носят условно-медицинский характер. А личностный смысл внутренней картины здоровья у детей-сирот подросткового возраста недостаточно сформирован.

Ключевые слова: внутренняя картина здоровья; чувственная ткань интрацептивного восприятия; означение первого уровня; означение второго уровня; личностный смысл здоровья; дети-сироты; подростковый возраст.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Понятие «внутренняя картина здоровья» было предложено А.Б. Орловым [10] по аналогии с понятием «внутренняя картина болезни» [8] в качестве сугубо терминологического антонима. Но со сменой патоцентрической парадигмы на саноцентрическую [3] соотношение внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья представилось намного более сложным. В.Е. Каган, указывая на соподчинённость внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья, отмечает, что внутренняя картина болезни является частным случаем внутренней картины здоровья в условиях болезни [7].

В нашем исследовании внутренняя картина здоровья рассматривается в рамках психологии телесности. Поэтому, по аналогии с моделью внутренней картины болезни А.Ш. Тхостова [15], внутренняя картина здоровья может представлять собой образ сознания и включать в себя:

а) 

чувственную ткань интрацептивного восприятия;

б) 

означение первого уровня, по сути, означенное чувственное ощущение;

в) 

означение второго уровня, то есть миф, в нашем случае это мифы здоровья;

г) 

личностный смысл, ведь очевидно, что и здоровье имеет для человека вполне определенный смысл [6].

Внутренняя картина здоровья, наряду с другими феноменами телесности, такими как образ тела, внутренняя картина болезни, является продуктом социализации телесности и формируется в ходе социального взаимодействия, в первую очередь — с близкими взрослыми [9]. В детских учреждениях для сирот условия воспитания и развития детей, лишенных родительской опеки, отличаются от условий, созданных для ребенка в семье [11]. Социальная ситуация развития [4] воспитанников детских домов, связанная с изоляцией от семьи и разлукой с родителями или с фигурами, их замещающими, негативно влияет на формирование внутренней картины здоровья у подростков. Таким образом, целью исследования являлось актуальное изучение особенностей внутренней картины здоровья детей-сирот подросткового возраста.

Материалы и методы

В исследовании внутренней картины здоровья в период 2013—2015 гг. приняли участие 67 детей подросткового возраста от 11 до 14 лет. Экспериментальную группу составили 35 воспитанников учебных заведений «Чернышевский детский дом», «Севастопольский детский дом № 1» и «Севастопольский детский дом № 2». Контрольную группу составили 32 учащихся Евпаторийской общеобразовательной школы № 11 и Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса «Интеграл».

Для исследования внутренней картины здоровья подростков были использованы: проективный рисунок «Здоровье», методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, опросник многомерных шкал локуса контроля здоровья К.А. Валлстона, психосемантические методы исследования, а именно: метод определения понятия, метод ненаправленного и направленного ассоциативного эксперимента. Результаты также были обработаны с применением пакета статистических программ «Statistica 6.0».

Результаты исследования и их обсуждение

Для исследования означений первого уровня внутренней картины здоровья были использованы психосемантические методы, а именно метод направленного ассоциативного эксперимента [14] в рамках грамматического класса прилагательных (открытый вопрос: «какое здоровье?»), и метод ненаправленного ассоциативного эксперимента [Там же] по пяти модальностям ощущений (открытые вопросы: «какое здоровье на вкус, ощупь, запах, слух и взгляд?»).

Прилагательные, которые называли испытуемые, были разделены на три группы: эмоционально-оценочные, функциональные и гностические [1]. Набор и процентное соотношение прилагательных эмоционально-оценочных и функциональных категорий в группах подростков из детских домов и подростков из школ схожи. Подростки характеризовали здоровье как «хорошее, веселое, доброе» или как «полезное, спортивное, питательное» и т.д. Однако у подростков из детских домов практически отсутствовали прилагательные гностической группы, которые могли бы описывать экстрацептивные ощущения. Например, подростки из школ использовали такие прилагательные, как «зеленое», «яркое», «разноцветное» и т.д., то есть это были в основном прилагательные, которые описывали ощущения зрительного анализатора. Подростки из детских домов таких прилагательных не называли. Здоровье для них характеризовалось в контексте эмоциональной или функциональной нагрузки. Описать, «какое здоровье» в рамках ощущений, воспитанникам детских домов сложно, оно имеет для них более абстрактное значение и не поддается описанию с точки зрения ощущений и восприятия.

 

Таблица 1

Соотношение групп прилагательных используемых для описания понятия «здоровье» (в %)

 

Давая ответы по описанию экстрацептивных ощущений различных модальностей, ассоциирующихся со здоровьем, подростки из детских домов не понимали инструкцию, просили повторить вопросы, давали путаные ответы. Подростки на вопрос о вкусе могли описывать запах, или наоборот. Говорили о том, что здоровье хорошее на взгляд или слух, а ответы, действительно описывающие ощущения органов чувств, давали с трудом. Иногда воспитанники детских домов формулировали образы, но всплывшую ассоциацию в категориях ощущений означить не представлялось возможным.

Подростки из общеобразовательных школ более легко давали развернутые ответы, чаще подбирали образы различных модальностей, метафоры для описания экстрацептивных ощущений, связанных со здоровьем. Ученики школ могли подобрать по несколько ассоциаций на каждое из видов ощущений, не застревая на одном образе, были свободны и креативны в своих ответах.

Таким образом, воспитанникам детских домов было сложно описать свое здоровье в категориях интрацептивных ощущений, а также использовать метафоры и категории экстрацептивных ощущений. Описывая свои ощущения, связанные с состоянием здоровья, подростки из детских домов либо опирались на эмоциональную оценку, либо описывали функциональные возможности организма. То есть для означений первого уровня внутренней картины здоровья подростками из детских домов характерна эмоционально-оценочная и функциональная природа актуальных семантических координат.

Для исследования означения второго уровня внутренней картины здоровья, или мифа здоровья, были применены методы: проективного рисунка «Здоровье» [12], методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн [13].

По результатам анализа проективного рисунка «Здоровье» с опорой на теоретическую модель структуры образа Ф.Е. Василюка [2] в экспериментальной группе воспитанников детских домов и в контрольной группе учащихся общеобразовательных школ было выявлено, что испытуемые в большей степени в своих образах опирались на предметное содержание как на образующий элемент сознания, но воспитанники детских домов делали это достоверно значительно чаще (Uэмп = 322 при р < 0,01). Подростки из детских домов опирались на чувственную ткань предметного содержания и на значение как на образующие сознания реже, чем учащиеся общеобразовательных школ, но различия не достигли необходимых значений для подтверждения достоверности и остались на уровне тенденции. У учащихся общеобразовательных школ также были выявлены образы с опорой на чувственную ткань личностного смысла, т.е. эмоцию. Таких образов в группе воспитанников детских домов выявлено не было. Относительно количества рисунков с опорой на другие образующие сознания в обеих группах достоверных различий выявлено не было.

 

Таблица 2

Соотношение степени выраженности опоры на образующие сознания по результатам анализа проективного рисунка «Здоровье» у подростков из детских домов и у учащихся общеобразовательных школ (в %)

Примечание: Пр — предметное содержание, Пр* — чувственная ткань предметного содержания, Зн — значение, Зн* — чувственная ткань значения, См — смысл, Э — эмоция (чувственная ткань личностного смысла); а также с помощью «*» обозначены параметры, по которым была установлена достоверность различий на уровне p ≤ 0,01.

 

Таким образом, образ здоровья у воспитанников детских домов представлен в сознании на уровне предметных ситуаций. Полюсы значения и личностного смысла представлены значительно реже и не нашли своего отражения в большинстве изображений. У подростков из детских домов не актуализируются общепринятые значения и символы, связанные со здоровьем.

Для исследования самооценки по методики Дембо-Рубинтшейн [13] были выбраны следующие шкалы: «Рост», «Здоровье», «Счастье», «Характер», «Ум» и «Самочувствие». По результатам проведенного исследования, у воспитанников детских домов самооценка по всем шкалам достоверно ниже, чем у учащихся общеобразовательных школ. По шкалам счастья, характера и ума различия достоверны при р < 0,05 (Uэмп3 = 385,5; Uэмп4 = 424; Uэмп5 = 414), а по шкалам роста, здоровья и самочувствия — при р < 0,01 (Uэмп1 = 213; Uэмп2 = 367,5; Uэмп6 = 335,5).

 

Таблица 3

Соотношение средних показателей самооценки подростков (в баллах)

Примечание: 1 — «Рост», 2 — «Здоровье», 3 — «Счастье», 4 — «Характер», 5 — «Ум», 6 — «Самочувствие»; а также знаком «*» обозначены параметры, по которым была установлена достоверность различий на уровне p ≤ 0,01; знак «**» обозначает параметры, по которым была установлена достоверность различий на уровне p ≤ 0,05.

 

Испытуемые обеих групп счастье связывали с материальными ценностями и благополучными отношениями с друзьями и родственниками. Характер, по мнению подростков, проявляется в процессе общения в группе сверстников и с взрослыми и зависит от способов проявления положительных и негативных эмоций. Ум связывали с успеваемостью в школе, успешностью в жизни и лидерскими качествами.

При описании шкал «Здоровье» и «Самочувствие» объяснения в группах воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ несколько отличались. Подростки из детских домов были немногословны, с трудом вербализировали свои мысли. Подростки из школ давали развернутые ответы, старались указать на различные аспекты заданных шкал. Подростки из общеобразовательных школ, говоря о здоровье, указывали на медицинские признаки, образ жизни, наличие или отсутствие вредных привычек, эмоций и внутренних ощущений. Подростки из школ самочувствие связывали с внутренними ощущениями, эмоциями и социальными взаимоотношениями. Подростки из детских домов не выделяли таких различий в этих понятиях. Они в меньшей степени при описании здоровья указывали на образ жизни и факторы болезни, чаще опирались на эмоциональные признаки. В отличие от подростков из школ воспитанники детских домов при описании шкалы «Самочувствие» давали меньше ответов, содержащих описания интрацептивных ощущений, эмоций и социальных взаимодействий.

Таким образом, было выявлено, что воспитанники детских домов говорили об образе жизни, эмоциях и внешних признаках человека как о составляющих содержание понятия «Здоровье». В то же время подростки из общеобразовательных школ предполагали связь здоровья с медицинскими факторами, поведением, эмоциональным состоянием, взаимоотношениями с другими людьми и успешностью в жизни. Означения второго уровня внутренней картины здоровья подростков из общеобразовательных школ были разнообразнее, так как учащиеся школ в отличие от подростков из детских домов говорили о взаимовлиянии здоровья и поведения.

Для исследования личностного смысла внутренней картины здоровья были использованы метод определения отношения к понятию «здоровье» (анализировались ответы на вопрос: «С чем самым важным для тебя связано здоровье?») [14] и методики исследования локуса контроля здоровья К.А. Валлстона [5].

Личностный смысл здоровья подростки из детских домов определяли связью с корректным функционированием организма и положительным эмоциональным состоянием, то есть воспитанники опирались на значение, давая формальные ответы, например: «Если нет здоровья, то нет аппетита, теряются витамины, которые нужны для жизни». В то же время подростки из школ чаще определяли личностный смысл здоровья, например, говорили о влиянии здоровья на взаимоотношения с близкими людьми: «Здоровье связано с родителями, родными, друзьями, с теми, кто тебе дорог: ты хочешь, чтобы они были здоровы». Личностный смысл здоровья для подростков окрашен позитивно, но испытуемые из детских домов не могли охарактеризовать ценность здоровья через личный опыт, ситуации из жизни, повлиявшие на их отношение к здоровью.

 

Таблица 4

Соотношение личностных смыслов образа здоровья у подростков (в %)

Примечание: 1 — формальные ответы, содержащие опору на значение, 2 — ответы, содержащие опору на личностный смысл.

 

По результатам методики исследования локуса здоровья К.А. Валлстона в экспериментальной и контрольной группах были получены высокие баллы по шкалам внутреннего локуса контроля и контроля «могущественными другими» (22—30 баллов). По шкале контроля случая в обеих группах подростков были выявлены умеренные баллы (15—22 балла). По шкалам, определяющим локус контроля «зависимый от самого себя» или «случайных обстоятельств», в группах воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ достоверных различий выявлено не было. Но подростки из детских домов в большей степени, чем подростки из школ, предполагали, что здоровье зависит от «значимых других» — по этой шкале различия достоверны при р < 0,05 (Uэмп = 375,5).

 

Таблица 5

Соотношение средних показателей по методике исследования локуса контроля здоровья К.А. Валлстона (в баллах)

Примечание: знаком «**» обозначены параметры, по которым была установлена достоверность различий на уровне p ≤ 0,05.

 

Хотя здоровье остается формально желанным и необходимым, воспитанникам детских домов было сложно определить собственное отношение к здоровью посредством ситуаций из личного опыта, ситуаций из жизни, повлиявших на определение их отношения к здоровью. Было выявлено, что подростки из детских домов, раскрывая свое отношение к здоровью, опирались, скорее, на его значение, говорили о важности здоровья для правильного функционирования организма и положительного эмоционального состояния. Таким образом, личностный смысл здоровья для подростков из детских домов сформирован недостаточно.

Выводы

Внутренняя картина здоровья детей-сирот подросткового возраста отличается от таковой у подростков, воспитывающихся в семьях.

Для означений первого уровня внутренней картины здоровья использование метафор и словаря экстрацептивных ощущений подросткам, воспитывающимся вне семьи, доступно в меньшей степени. Означения второго уровня внутренней картины здоровья характеризуются на уровне предметных ситуаций и носят условно-медицинский характер. Личностный смысл внутренней картины здоровья недостаточно сформирован.

Необходимо дальнейшее изучение особенностей формирования и возможностей коррекции внутренней картины здоровья у подростков из детских домов.

 

Литература

1.   Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 128 c.

2.   Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 5–19.

3.   Всемирная организация здравоохранения. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения: принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 // ВОЗ, 2006 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf

4.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1986. – Т. 4.

5.   Гринберг Дж. Управление стрессом. – 7-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – 496 с.

6.   Зябкина И.В. Здоровье как ценность // Калин В.К. Психология воли: сб. науч. тр. – Симферополь, 2011. – С. 117–128.

7.   Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 86–88.

8.   Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. – М.: Мир, 1944. – 138 с.

9.   Николаева В.В. Психосоматика: телесность и культура: учебное пособие для вузов / под. ред. В.В. Николаевой. – М.: Академический проект, 2009. – 311 с.

10.   Орлов А.Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции // Вопросы психологии. – 1991. – № 5. – С. 129–130.

11.   Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.

12.   Романова Е.С., Потемкина О.Р. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1982. – 256 с.

13.   Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство. – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. – 224 с.

14.   Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство ПЧЕЛА, 2008. – 382 с.

15.   Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Мысль, 2002.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.767:616-053.6

Закревская Л.Ю. Внутренняя картина здоровья детей-сирот подросткового возраста // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 4 (10) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player