О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Особенности выполнения методики «Рисунок себя» детьми и подростками с ранним началом нарушений психического развития

Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. (Москва, Россия)

 

 

Зверева Наталья Владимировна

Зверева Наталья Владимировна

–  кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела медицинской психологии, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: 8 (499) 617-81-47;

–  профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия. Тел.: +7 (495) 632-91-99.

E-mail: nwzvereva@gmail.com

Коваль-Зайцев Алексей Анатольевич

Коваль-Зайцев Алексей Анатольевич

–  кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Отдела детской психиатрии; ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия;

–  доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития, ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия. Тел.: +7 (495) 632-91-99.

E-mail: koval-zaytsev@yandex.ru

Хромов Антон Игоревич

Хромов Антон Игоревич

–  кандидат психологических наук, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии; ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия. Тел.: +7 (495) 632-91-99;

–  старший научный сотрудник Отдела медицинской психологии; ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия.
Тел.: 8 (499) 617-81-47.

E-mail: hromovai@mgppu.ru

 

Аннотация. В статье представлены результаты анализа графических особенностей рисунков детей и подростков, имеющих раннее начало (до полутора лет жизни) нарушений психического развития. Использована методика «Рисунок себя», проанализировано 160 рисунков больных с психической патологией в возрасте от 5 до 17 лет. Диагностические группы включают расстройства шизофренического круга (F20, F21), эмоционально-личностные нарушения (F3x, F60), резидуально-органические расстройства (F07), умственную отсталость (F70) и аутизм (F84). Показано, что раннее начало, по-видимому, связано с ухудшением качества рисунков при эндогенной патологии (детский тип шизофрении), недоразвитие рисунка имеется и при умственной отсталости. Дети с ранним началом психического заболевания, но с разными конкретными видами патологии имеют свои варианты искажения графической деятельности и ее возрастной динамики.

Ключевые слова: графические особенности; «Рисунок себя»; качественный анализ; дети и подростки; раннее начало нарушений развития.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

В развитии детского рисунка имеются характерные возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности (В.М. Бехтерев, В.С. Мухина, Е.С. Романова, Й. Шванцара и др. [1; 9; 12; 13]). При нарушениях в умственном развитии ребенка наблюдается изменение и в развитии рисунка, это может быть выражено запаздыванием в переходе рисунка от одной возрастной стадии к другой стадии; встречаются и своего рода остановки на более ранних этапах, а также и другие патологические особенности рисунка — недоразвитие, своеобразие графики, сюжета и т.п. (С.А. Болдырева, А.Л. Венгер, К. Маховер и др. [2; 3; 8]).

Графические пробы (рисунки) имеют определенные ограничения в их применении в психологической диагностике. Очевидно, что можно использовать рисуночные пробы для анализа проявлений дизонтогенеза в моторной и графической сферах, а не только в эмоционально-личностной. В своем сообщении мы не касаемся вопроса о проективной стороне рисунка, но намерены проследить своеобразие развития, изменения и даже нарушения в рисунке у детей, имеющих диагностированную с раннего возраста психическую патологию. До настоящего времени подобной работы практически не проводилось. Большинство исследователей и практиков сосредоточены на значении рисунка для личностной диагностики и психотерапевтической, коррекционной работы. Проблема оценки графической деятельности детей и подростков с различными психическими расстройствами всегда привлекала внимание специалистов разного профиля (педиатров, неврологов, психиатров, психологов). Патопсихологические и даже дефектологические исследования графической деятельности больных часто фокусировались на проективном анализе рисунков (А.Л. Венгер, 2005; К. Маховер 2000; С.А. Болдырева, 1974; И.М. Никольская, С.С. Носов и др. [2; 3; 8; 10; 11]). Анализу собственно графической составляющей посвящены всего несколько исследований (А.А. Коваль-Зайцев, Н.В. Зверева, 2009, 2010 [4; 5; 6; 7]).

Цель — анализ графических особенностей рисунка детей и подростков с ранним началом нарушений психического развития разного генеза.

Материал и методы

Характеристика клинического материала, критерии включения: наличие верифицированного врачом-психиатром диагноза психического расстройства (нарушения развития) с ранним (до 18 мес.) началом; лечение в стационаре; возраст от 5 до 17 лет.

Проанализированы 160 рисунков детей и подростков 5—17 лет, проходивших стационарное лечение в 7-м детском клиническом отделении НЦПЗ РАМН (1997—2011); возраст начала заболевания, обозначенный в истории болезни, определялся врачами до полутора лет жизни. Выборка была представлена следующими диагнозами: F07 — резидуально-органические расстройства; F20.8 — детский тип шизофрении, F21 — шизотипическое расстройство, F3x, F60 — аффективно-личностная патология, F70 — умственная отсталость и F84 — расстройства аутистического спектра. Подробная характеристика материала представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Половозрастные характеристики выборки больных

Примечание: а Количество больных, в скобках приведено количество мальчиков.
б Возраст больных, среднее и стандартное отклонение.
в Возраст, минимум и максимум.

 

Множественное сравнение (по Бонферрони) выявило, что дети группы F84 достоверно младше всех остальных групп, за исключением группы F07. Остальные группы значимо не различаются между собой по возрасту. Методика: тест «Рисунок себя» (автопортрет), использован простой карандаш, лист бумаги формата А4. Параметры анализа рисунков: экспертная оценка качества рисунка (1—10 баллов), тип изображения (схема, смешанный, пластичный), размер рисунка, отклонение от вертикали. Экспертная оценка проводилась 5 специалистами по 10-балльной шкале. Экспертами выступали психологи, все рисунки оценивались в случайном порядке, в течение одной рабочей сессии. Распределение по баллам (основные точки): 1 балл — отсутствие целостной фигуры человека, отсутствуют основные детали, несформированность графики, тип изображения преимущественно схематичный; 5 баллов — относительно полное изображение человеческой фигуры (головы), тип изображения преимущественно смешанный, графическая сторона рисунка близка к нижней границе нормы; 10 баллов — пластический тип изображения, наличие всех необходимых деталей, соответствие графики высокой возрастной норме.

Результаты

Детский рисунок дает информацию о развитии высших психических функций ребенка по разным параметрам; раннее начало заболевания по-разному изменяет становление графической деятельности (рисунка) у детей и подростков с разными вариантами патологии. В этом контексте отмечается и роль развития движения, интеллекта, эмоций [6; 9].

Полученные в нашем исследовании результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Качество рисунка в сопоставляемых клинических группах

 

Были получены данные о более низком качестве рисунка больных детской шизофренией и детей с умственной отсталостью среди всех прочих видов нарушений развития. В рамках других расстройств качество рисунка при раннем начале заболевания было изменено не так грубо (шизотипическое расстройство, аффективно-личностная патология, резидуально-органические расстройства и даже расстройства аутистического спектра). Однако следует учитывать большой индивидуальный разброс в разных клинических группах (показатели минимума и максимума по каждой группе представлены в табл. 2).

В силу широкого возрастного диапазона испытуемых (табл. 1) представлялось целесообразным оценить связь качества рисунков с возрастом (возможность оценить темп развития качества рисунков методов возрастных срезов). Такая оценка проводилась путем регрессионного анализа с возрастом в качестве предиктора и общей оценки как зависимой переменной. Результаты представлены в табл. 3.

 

Таблица 3

Регрессионный анализ связи качества рисунка с возрастом

 

Значимые модели были получены в группах больных с резидуально-органическими расстройствами (F07) и с шизотипическим расстройством (F21). Стоит отметить, что в этих группах с возрастом оценки имеют тенденцию увеличиваться (коэффициент b1 в табл. 3 положителен). Причем довольно высокие значения коэффициента детерминации (R² = 0,367) в группе F07 говорят о том, что около 37% изменчивости качества рисунка в этой группе обусловлено возрастом. Обращает на себя внимание и результат анализа умственно отсталых, для которых регрессионная модель оказалась значимой на уровне тенденции. У этих детей отмечается улучшение качества рисунка с возрастом.

Рассмотрим распределение испытуемых по способу изображения в зависимости от диагноза. На рисунке 1 показано соотношение различных типов рисунков у детей и подростков при разных вариантах рано наступивших нарушений психического развития. Различия между клиническими группами статистически значимы (p ≤ 0,05). При детской шизофрении максимально часто встречаются схематичные изображения, также нередки они и при умственной отсталости. Укажем, что при аффективно-личностной патологии, как и при шизотипическом расстройстве личности, раннее начало заболевания не приводит к грубому снижению уровня рисунков.

 

 

Рисунок 1. Распределение испытуемых по типу изображения.

 

Очевидно, что раннее начало нарушения психического развития может оказывать негативное влияние на формирование моторно-графической деятельности и рисунка у детей при нервно-психической патологии детского возраста.

Если разделить уровень выполнения рисунков на низкий (1—2,5 балла), невысокий (3—5 баллов), средний (5,5—8 баллов) и высокий (8,5—10 баллов), то общая оценка всех больных показывает, что низкий уровень встречается в 37% случаев, невысокий — в 31% случаев, средний — в 30%, высокий — в 2%.

Общая оценка всех рисунков по размеру показала, что крайне маленький размер был у 6 испытуемых (4%); маленький — у 44 чел. (28%), средний — у 66 чел. (42%), большой — у 42 испытуемых (26%). Отклонение от вертикали (вправо и влево) встречалось у 59 детей (37%).

Полученные нами данные во многом совпадают с описанными ранее вариантами развития графической деятельности при эндогенной патологии. [2; 3; 6; 7; 8; 12]. Следующим шагом в работе должен быть анализ графической составляющей рисунков при отдельных вариантах патологии с учетом других клинических факторов (синдром, прогредиентность, время начала и длительность заболевания).

Выводы

1. 

Показано, что раннее начало нарушений психического развития детей и подростков приводит к изменению темпов развития и к изменению уровня выполнения рисунков на заданную тему.

2. 

Среди рисунков детей с ранним началом нарушений развития до 40% имеют крайне низкий уровень выполнения (овладения техникой изображения).

3. 

У этой категории детей (раннее начало нарушений развития) примерно в 37% отмечается нарушение пространственного расположения на листе.

4. 

Анализ возрастной динамики уровня выполнения рисунков детей с ранним началом психической патологии показывает, что улучшение качества рисунков характерно для больных с органическим расстройством, шизотипическим расстройством личности, тогда как больные с детским типом шизофрении практически не изменяют качество рисунка с возрастом.

5. 

Анализ выполнения рисуночных методик с точки зрения графических особенностей может применяться при проведении дифференциальной психологической и нозологической диагностики.

 

Литература

1.   Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении // Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды / под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой. – Москва-Воронеж, 2010. – С. 167–224.

2.   Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. – М., 1974.

3.   Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с.

4.   Зверева Н.В., Огородникова А.М. К вопросу о средствах диагностики эмоционально-личностной сферы подростков с эпилепсией // Актуальные вопросы психологии и педагогики: к 10-летию кафедры педагогики и психологии Гуманитарного факультета Саратовского государственного социально-экономического университета. – Саратов, 2011.

5.   Коваль-Зайцев А.А. Особенности графической деятельности в рисуночных пробах у подростков, больных шизофренией // Клиническая психология в здравоохранении и образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 24–25 ноября 2011. – М., 2011. – С. 209–219.

6.   Коваль-Зайцев А.А., Зверева Н.В. Уровень выполнения рисунков и состояние моторики у детей, больных шизофренией // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 3. – С. 39–45.

7.   Коваль-Зайцев А.А., Копнина О.Н. К особенностям графической деятельности в рисуночных пробах у подростков, больных шизофренией // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения. Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции. Москва, 23 сентября 2011 г. / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – М., 2011. – С. 82–85.

8.   Маховер К. Проективный рисунок человека. – М., 1996.

9.   Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

10.   Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов – новая арт-терапевтическая технология // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2011. – № 1. – С. 11–24.

11.   Носов С.С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. – М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2010. –104 с.

12.   Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1991. – 164 с.

13.   Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 615.851.82:616.89-053.7

Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Особенности выполнения методики «Рисунок себя» детьми и подростками с ранним началом нарушений психического развития // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2016. – N 1 (11) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player