Особенности психического развития детей дошкольного возраста с
различными профилями латеральной организации*
Султанова А.С. (Москва, Россия)
|
Султанова Альфия Сергеевна
– кандидат психологических наук, доцент, ведущий
научный сотрудник; Лаборатория психолого-педагогических основ
развивающего образования и эмоционально-личностного развития, ФГБНУ
«Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской
академии образования», ул. Макаренко, 5/16, Москва, 105062,
Россия. Тел.: 8 (495) 625-29-35.
E-mail: alfiya_sultanova@mail.ru
|
Аннотация.
В нейропсихологии индивидуальных различий межполушарная асимметрия
рассматривается как фактор, во многом определяющий индивидуальные
особенности в онтогенезе ряда психических функций. В представляемом
исследовании приняли участие 120 здоровых детей 5—7 лет,
посещающие детские сады г. Москвы. Основным методом исследования
являлась батарея нейропсихологических тестов; перед началом
исследования у каждого ребенка определялся индивидуальный профиль
латеральной организации (ПЛО) по схеме «рука-ухо-глаз».
Исследование позволило выявить и описать особенности развития
психических функций, характерные для детей с различными профилями
латеральной организации. Литературные данные о трудностях психического
развития детей с тотальным и парциальным левшеством подтверждаются
частично. В большей степени в «группу риска» входят дети,
у которых ведущий анализатор (в частности, зрительный) не совпадает по
латеральности с ведущей рукой; в особенности это дети с профилем ПЛЛ.
Дети со скрытой леворукостью, в том числе переученные левши,
продемонстрировали довольно высокие результаты, что ставит вопрос о
пересмотре представлений об однозначной вредности переучивания на
правую руку.
Ключевые слова:
нейропсихология; психическое развитие; индивидуальные различия;
левшество; дети.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
_______________________
* Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания
↑
Введение
Одной из наиболее перспективных задач нейропсихологии индивидуальных
различий, или дифференциальной нейропсихологии, является исследование
индивидуальных различий в формировании психических функций на разных
этапах онтогенеза [9]. В работах Е.Д. Хомской и ее сотрудников
([10; 11; 19; 20; 21] и др.) в качестве центральной задачи
нейропсихологии индивидуальных различий рассматривается вопрос о связи
типа межполушарной организации мозга с индивидуальными особенностями
психических процессов и состояний. Ведущее направление в решении этой
задачи занимает исследование связи индивидуальных профилей латеральной
организации (ПЛО) как объективного показателя особенностей структурной
организации мозга человека с характеристиками психических процессов и
состояний. В рамках данного направления при исследовании детей, как
правило, рассматриваются особенности психического развития леворуких
детей, анализируется связь типа ПЛО со школьной успеваемостью, с
успешностью адаптации к учебному процессу, с выбором профессии и пр.
[1; 4; 5; 7; 12; 13; 15; 17].
В настоящее время среди разных видов левшества у детей в наибольшей
степени исследована леворукость, в наименьшей — сенсорное
левшество. Кроме того, большинство исследований в данной области
проведено на детях школьного возраста. Это связано с тем, что дети-левши
намного чаще демонстрируют трудности усвоения школьной программы и
правил поведения в ситуации школьного обучения [1; 7]. Действительно,
в последнее время отмечается рост школьников с трудностями обучения и
социальной адаптации. Но большинство этих трудностей появляется не
«вдруг» в начальной школе, а переходит из дошкольного
детства, выступая налицо только при начале школьного обучения. Таким
образом, с практической точки зрения, исследование особенностей развития
детей дошкольного возраста с различными ПЛО необходимо для определения
«групп риска» и разработки индивидуальной образовательной
траектории каждого ребенка.
Материалы и методы
В представляемом исследовании приняли участие 120 нормально развивающихся
здоровых детей: 75 детей 5—6 лет и 45 детей 6—7 лет, посещающих
детские сады г. Москвы. Основным методом исследования являлась батарея
нейропсихологических тестов А.Р. Лурии, модифицированная для детского
возраста [3; 14; 16; 22]. Оценка проб проводилась по стандартной для
нейропсихологического исследования схеме — от 0 до 3 баллов, где 0
баллов — безукоризненно, 3 балла — полная невозможность
выполнения пробы даже с помощью специалиста. Перед началом исследования
у каждого ребенка определялся индивидуальный профиль латеральной организации
(ПЛО) по схеме «рука-ухо-глаз». Для определения ПЛО
использовались: 1. Пробы на определение ведущей руки: переплетение
пальцев рук; «поза Наполеона»; аплодирование; разрезание
ножницами бумаги; нанизывание бусин на нитку. Если ребенок в деятельности
предпочитает правую руку, однако две первые пробы выполняются с
доминированием левой руки, это говорит о наличии у ребенка скрытой
леворукости (обозначается Л′). Если ребенок и в деятельности
преимущественно использует левую руку, говорится о явной леворукости
(обозначается Л). 2. Пробы на определение ведущего уха:
«шёпот»; прислушивание к часам; телефон. 3. Пробы на
определение ведущего глаза: подзорная труба (или калейдоскоп); посмотреть
в отверстие; прицеливание.
Результаты исследования, обсуждение результатов
В зависимости от профиля латеральной организации (схема
«рука-ухо-глаз») испытуемые распределились следующим
образом (см. табл. 1).
Таблица 1
Распределение испытуемых по группам в зависимости от типа ПЛО
Наиболее часто встречаются тотальные правши и дети-правши со
скрытой леворукостью, но доминирующими правым ухом и глазом. Наименее
распространенный тип ПЛО — Л′ЛЛ, это дети со скрытым
левшеством по руке и полным сенсорным левшеством. Так же редко
встречаются профили ЛПП, ЛЛЛ (тотальное левшество) и ПЛЛ.
Можно заметить, что доминантность в сенсорной сфере чаще совпадает с
моторной доминантностью. Вероятно, большинство детей в процессе
становления предметной деятельности «подстраивает»
руку под ведущий глаз и ухо, или наоборот — в зависимости от
степени доминирования правого или левого полушария в сенсорной и
моторной сфере; однако это лишь предположение.
Рассмотрим результаты исследования особенностей развития психических
функций у детей с различными ПЛО. Поскольку основным функциональным
отличием левого и правого полушарий является обеспечение речевых
процессов, начнем именно с их анализа. Для исследования речевых
факторов использовались следующие пробы: беседа, различение парных
фонем и близких по звучанию слов (фонематический слух), называние
предметов и действий, пробы на артикуляцию (оральный праксис),
составление связного рассказа по картинке.
При исследовании фонематического слуха во всех трех группах был
получен довольно большой процент средних и плохих ответов (см. табл. 2).
Самые высокие результаты по речевому звукоразличению были получены у
праворуких детей, самые низкие — у детей со скрытой леворукостью,
у них же — самое большое значение стандартного отклонения.
Различия между 1 и 3 группами статистически значимы (критерий
Манна — Уитни, р ≤ 0,5). Высокий разброс
результатов может говорить о большей вариативности созревания зоны
Вернике у детей со скрытой леворукостью.
Таблица 2
Средние значения выполнения проб на фонематический слух
Интересно, что ни одна из групп не показала высоких результатов по
данному фактору. Это может быть связано как с возрастной незрелостью
данной функции, так и с внешними факторами, в частности, со снижением
уровня внимания, уделяемого речевому развитию в дошкольных учреждениях;
оно проявляется на фоне социальных изменений (дети часто слышат
искаженную речь в компьютерных играх, переводных мультфильмах и пр.).
Возможным объяснением более слабых результатов леворуких детей является
«синестезическая нерасчлененность восприятия правым
полушарием, которая затрудняет обработку звуковых сигналов на различных
функциональных уровнях» [2, с. 173].
Номинативный фактор можно условно разделить на два аспекта
— называние предметов и называние действий. В данном исследовании
задания на номинацию вызвали у детей всех групп наименьшие трудности
(см. табл. 3).
Таблица 3
Средние значения результатов выполнения проб на номинацию предметов и
действий
Пробы на называние предметов наиболее успешно выполнили дети с явной
леворукостью, самый низкий показатель был получен у праворуких детей;
при этом наибольший разброс значений опять зарегистрирован в группе
правшей со скрытой леворукостью. Задания на называние действий хуже
остальных выполнили дети с явной леворукостью; лучший результат был
получен в группе праворуких детей за исключением группы ПЛЛ. Достаточно
высокий уровень развития номинативной функции у детей с явной
леворукостью может быть обусловлен особенностями работы правого
полушария, которое ориентировано на восприятие целостных образов. При
математической обработке рассматривалась номинативная функция в целом;
обработка результатов с помощью критерия Манна — Уитни
показала значимость различий между праворукими и леворукими детьми
(р ≤ 0,05). Таким образом, у детей с ведущей правой рукой,
по сравнению с явными леворукими детьми, несколько отстает развитие
задне-нижних отделов височной области левого полушария.
В пробах на кинестетическую речевую афферентацию лучшие
результаты показали дети со скрытой леворукостью, худшие — с
явной леворукостью (см. табл. 4). Это может быть связано с особенностями
развития нижнетеменных отделов левого полушария.
Таблица 4
Средние значения результатов выполнения проб на оральный праксис
Фактор симультанности в речевых процессах исследовался с
помощью заданий на понимание и употребление предлогов и падежных
логико-грамматических конструкций (сравнительных, пространственных,
притяжательных и пр.). Результаты выполнения этих проб представлены
в табл. 5. Данный фактор обеспечивается зоной ТРО левого
полушария; его сложная морфофункциональная организация предполагает
более длительное созревание фактора, т.е. в 5—7 лет пробы на
этот фактор не должны выполняться безукоризненно. Наилучшие результаты
по этим пробам были получены в группе праворуких детей, наихудшие
— в группе детей с явной леворукостью (различия достоверны,
р ≤ 0,05). Пространственный фактор, в том числе в речи,
традиционно считается «слабым местом» у детей-левшей,
что подтверждается данными исследования. Необходимо отметить, что
несостоятельность леворуких детей сглаживалась при введении опоры
на наглядный материал (картинки).
Таблица 5
Средние значения выполнения проб на понимание и употребление
предлогов и падежных логико-грамматических конструкций
Способность к построению самостоятельного высказывания
оценивалась при анализе спонтанной речи, ответов на вопросы,
составления рассказа по сюжетной картинке. Этот фактор обеспечивается
премоторными и фронтальными областями коры левого полушария. К
5—7 годам нельзя говорить о полной их зрелости: целеполагание
и контроль над речевыми процессами только формируются; это во многом
предопределило результативность при выполнении данных проб (см. табл. 6).
Таблица 6
Средние значения выполнения проб на оценку способности к
построению развернутого речевого высказывания
Самые низкие результаты характерны для группы детей с явной
леворукостью и для детей с профилем ПЛЛ; различия с другими группами
достоверны при р ≤ 0,05. Наибольшие трудности возникали
тогда, когда дети должны были самостоятельно составить схему высказывания
и развернуть ее в спонтанной речи, например, при составлении рассказа
по картинке. С этим заданием дети с явной леворукостью справлялись
хуже всех; при ответе на вспомогательные вопросы они часто прибегали
к эхолалическому повтору или к кратким пассивным формам ответа.
Таким образом, литературные данные подтверждаются частично: у детей
с явной леворукостью действительно хуже развит ряд речевых факторов, но
не все из них. У детей со скрытой леворукостью отмечается самый большой
разброс результатов выполнения речевых проб. В группе праворуких
выделяется подгруппа детей, стабильно демонстрирующих самые низкие в
группе результаты, — дети с профилем ПЛЛ.
Слухоречевая память исследовалась с помощью двух заданий:
заучивание семи не связанных по смыслу слов и пересказ текста;
полученные результаты представлены в табл. 7.
Таблица 7
Средние значения по выполнению проб на слухоречевую память
При выполнении обеих проб самый высокий показатель был получен в
группе детей со скрытой леворукостью, самый низкий — в группе
детей с явной леворукостью. Эти результаты согласуются с литературными
данными [9]. При сравнении трех групп с помощью критерия
Крускала — Уоллеса была показана статистическая
значимость выявленных различий, р ≤ 0,05. Задание на
запоминание слов вошло в число самых трудных во всех группах: дети
часто испытывали трудности включения в задание, не могли сохранить
последовательность воспроизведения, часто вплетали семантические
замены. А.Р. Лурия отмечал, что «запоминание является
всегда в большей или меньшей степени усвоением избирательных систем
словесных связей, а воспроизведение — процессом анализа этих
систем с выделением требуемых связей и одновременным торможением
побочных» [6, с. 124]. Как объем слухоречевой памяти, так
и произвольная регуляция запоминания и воспроизведения речевого
материала обеспечиваются левым полушарием, функциональную слабость
которого часто демонстрируют дети с явной леворукостью. Исследование
зрительной памяти проводилось с применением методик
«5 фигур» (копирование и последующее воспроизведение)
и «9 изображений» (запоминание и последующее
воспроизведение изображений и их местоположения). Наибольшее
количество предъявлений, необходимых для полного воспроизведения
фигур и изображений, требуется испытуемым группы ЛЛП и ПЛЛ (около
трех предъявлений, остальным группам — около двух). Интересно,
что у испытуемых групп ЛПЛ и ППП количество воспроизведенных
изображений существенно зависит от времени рассматривания этих
изображений, у испытуемых группы ЛЛП — не зависит.
Развитие моторной сферы исследовалось с помощью стандартных
нейропсихологических проб на праксис позы (по зрительному и тактильному
образцу), динамический и пространственный праксис. Полученные
результаты представлены в табл. 8.
Таблица 8
Средние результаты выполнения моторных проб
Интересно, что дети со скрытой леворукостью неплохо справлялись с
заданиями, хотя разброс значений в этой группе довольно велик. Самые
плохие результаты показали дети с профилями ПЛЛ, ЛЛП, ППЛ, т.е. дети, у
которых не совпадают ведущие глаз и рука. У этих детей отмечается
недостаточность динамической организации двигательного акта, тенденция
к упрощению программы, инертность. У детей с профилями ЛПЛ, ППЛ и ПЛЛ
были выявлены наибольшие трудности реципрокной координации (при
выполнении пробы Озерецкого — инертное воспроизведение позы
левой рукой, выдвигающие движения, сбои на одноименные движения).
Для исследования пространственного воображения и конструктивного
мышления применялся тест «Кубики Кооса». Предлагались
5 узоров (с нарастающей сложностью); результаты представлены в табл. 9.
Таблица 9
Средние результаты выполнения теста «кубики Кооса»
Самый высокий результат продемонстрировали дети со скрытым левшеством;
самый низкий — дети с явной леворукостью, но у них отмечается
сильный разброс результатов. Анализ результатов по подгруппам показал,
что хуже всех с этим заданием справляются дети с ведущим правым глазом
и левой рукой, и наоборот (ведущим левым глазом и правой рукой). Кроме
того, во 2-й группе отмечено разнообразие ошибок: фигуры располагались
под углом 90˚ относительно образца, дети реверсивно располагали
кубики и узор на них, самовольно переходили на более простое задание и
пр.
Вербально-логическое мышление исследовалось с помощью теста
«Четвёртый лишний» (см. табл. 10) и составления рассказа
по сюжетной картинке. Интересно, что праворукие дети редко отказывались
обосновывать свой выбор и очень часто давали ситуативные обоснования
(например, «весы лишние, потому что они в магазине»). Чем
больше левшества в ПЛО, тем более дети склонны к ориентации на латентные
признаки (например, лишняя трубка, потому что «из неё идёт
дым», арбуз лишний, потому что «по нему стучат», и
пр.), т.е. обнаруживают тенденцию к искажению обобщения; особенно это
характерно для подгруппы ПЛЛ.
Таблица 10
Результаты выполнения методики «Четвёртый лишний»
При составлении рассказа по картинке наибольшие трудности испытывали
дети с профилями ПЛЛ, ЛЛЛ, ЛПЛ, Л′ПЛ. У этих детей очень часто
было затруднено понимание смысла сюжета, и составленный рассказ не
отражал в достаточной степени изображенных на картинке событий. Во
многих случаях у «правополушарных» детей рассказ
сопровождался большим количеством диалогов, жестов, был эмоционально
насыщен; дети привносили фантазийные элементы. Другой часто
встречающийся вариант у леворуких детей и детей с профилем ПЛЛ —
фрагментарность восприятия сюжета картинки, сочетающаяся с трудностями
построения речевого высказывания (например: «Дядя провалился в
яму. Дядя катается на коньках. Идёт дядя по дороге. Дядя стоит. Дядя
бежит. Это в городе. — Почему? — Потому… Это в
деревне…»). Интересно, что дети с ведущим левым ухом
справились с этим заданием лучше других испытуемых.
Выводы, заключение
Для детей с различными профилями латеральной организации характерны
определенные особенности развития психических функций. Литературные
данные о трудностях психического развития детей с некоторыми ПЛО
(тотальным и парциальным левшеством) подтверждаются частично. Дети со
скрытой леворукостью, в том числе переученные левши, продемонстрировали
довольно высокие результаты, что ставит вопрос о пересмотре представлений
об однозначной вредности переучивания на правую руку. В большей
степени в «группу риска» входят дети, у которых ведущий
анализатор (в частности, зрительный) не совпадает по латеральности
с ведущей рукой; в особенности это дети с профилем ПЛЛ. Фактически, на
данном этапе исследования можно сделать вывод о том, что само по себе
левшество не несет риска возникновения проблем в обучении ребенка,
если не сочетается с функциональной недостаточностью каких-либо зон
головного мозга. К сожалению, дети с функциональной недостаточностью
различных мозговых структур (в частности, вследствие перинатального
поражения ЦНС) составляют довольно большую группу [18]. Как отмечалось
выше, проблема индивидуальных различий в развитии детей является
значимой не только в теоретическом, но и в практическом аспектах, так
как она связана с запросами педагогической практики. Перед участниками
образовательного процесса стоит актуальная задача дифференциации подходов
в обучении и воспитании детей в зависимости от их индивидуальных
особенностей, в том числе — индивидуальных особенностей
морфофункционального развития мозговых структур.
Литература
1. Безруких М.М. Проблемные дети. – М.: Изд-во
УРАО, 2000.
2. Глезерман Т.Б. Психофизиологические основы нарушения
мышления при афазии (Афазия и интеллект). – М.: Наука, 1986.
3. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.
Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.:
Питер, 2006.
4. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. –
М.: Книга, 1994.
5. Жаворонкова Л.А. Правши-левши: межполушарная
асимметрия электрической активности мозга человека. – М.:
Наука, 2006.
6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и
их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.:
Академический Проект, 2000.
7. Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша.
– СПб.: «Лань», 2003.
8. Микадзе Ю.В. Нейропсихология индивидуальных различий
в детском возрасте: автореф. дис. … док. психол. наук. –
М., 1999.
9. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста:
учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
10. Москвин В.А. Межполушарные отношения и проблема
индивидуальных различий. – М.: Изд. МГУ, 2002.
11. Нейропсихология индивидуальных различий: учебное
пособие / Е.Д. Хомская, Н.В. Ефимова, Е.В. Будыка [и др.]. – М.:
Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.
12. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика. – М.:
Лабиринт, 2007.
13. Семенович А.В. Межполушарная организация психических
процессов у левшей. – М.: Изд-во МГУ, 1991.
14. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика
и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
15. Семенович А.В., Цыганок А.А. Нейропсихологический
подход к типологии онтогенеза // Нейропсихология сегодня. –
М.: Изд-во МГУ, 1996. – С. 170–183.
16. Симерницкая Э.Г. Методика экспресс-диагностики
"Лурия-90". – М.: Общество "Знание", 1991.
17. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика
и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня. –
М.: Изд-во МГУ, 1996. – С. 154–160.
18. Султанова А.С., Иванова И.А. Особенности развития
психических функций детей дошкольного возраста с негрубым перинатальным
поражением нервной системы // Теоретические и прикладные проблемы
клинической психологии. Всероссийская научно-практическая конференция
(24–25 ноября 2011 г.). – СПб.: Ленинградский
государственный университет им. А.С. Пушкина, 2011. –
С. 144–147.
19. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных
различий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1996.
– № 2. – С. 24–32.
20. Хомская Е.Д. Латеральная организация мозга как
нейропсихологическая основа типологии нормы // I Международная
конференция памяти А.Р. Лурия: сборник докладов / под ред.
Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: Изд-во "Российское
педагогическое общество", 1998. – С. 138–145.
21. Хомская Е.Д., Ефимова И.В. К проблеме типологии
индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга // Вестн. Моск.
ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – № 4.
– С. 42–47.
22. Цветкова Л.С. Методика диагностического
нейропсихологического обследования детей. – М., 2002.
Ссылка для цитирования
УДК 159.92-053.4
Султанова А.С. Особенности психического развития детей дошкольного
возраста с различными профилями латеральной организации // Клиническая
и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон.
науч. журн. – 2016. – N 1 (11) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|