О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

РЕЦЕНЗИЯ
на книгу Можгинского Ю.Б. «Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика»,
изданную Когито-Центром, 2008

Рогачева Т.В. (Екатеринбург, Россия)

 

 

Рогачева Татьяна Владимировна

Рогачева Татьяна Владимировна

–  доктор психологических наук, ректор, заведующая кафедрой медицинской психологии; Частное образовательное учреждение высшего образования «Уральский медико-социальный институт», ул. 8 Марта, 194, Екатеринбург, 620144, Российская Федерация.

E-mail: TVRog@yandex.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика»

В книге Ю.Б. Можгинского «Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика» анализируются основные проявления и симптоматика агрессии, раскрываются психологические механизмы феномена агрессивности. Автор диалектически подходит к такой широкой проблеме как агрессия, развертывая перед читателем весь спектр проявлений этого феномена. Уже при определении агрессивности Ю.Б. Можгинский ссылается на дословный перевод данного понятия с греческого языка, на котором «aggredy» означает «идти вперед, приближаться», что позволяет рассматривать агрессию как сложное и неоднозначное явление. Приводя примеры из биологии, автор указывает, что даже в самом разрушительном потенциале агрессии есть созидательное начало. Обращение к психоаналитическим теориям позволяет автору продемонстрировать интерес к данной проблеме в психологической среде, подчеркивая включение в агрессивное поведение позитивных компонентов с позиции экзистенциально ориентированных психологов (Р. Мэя и др.).

Задавшись вопросом «Агрессия это норма или болезнь»? автор детально отвечает на этот непростой вопрос, четко определяя функции и возможности, а также ограничения психологов и психиатров при работе с агрессивными пациентами. Автор последовательно раскрывает основные предпосылки агрессивного поведения: внешние факторы, внутренние факторы, эмоциональные компоненты, приводящие к агрессивному поведению, онтогенетические и гендерные особенности такого поведения.

Описывая основные внешние факторы, Ю.Б. Можгинский выделяет неполную семью, гипоопеку, конфликтную обстановку в семье. Среди внутренних факторов агрессивного поведения рассмотрены в первую очередь аффективные нарушения и кризисы личности. Если аффективные проявления, такие как депрессивные состояния, тревожность, злобность могут сопровождать пубертатный период подростка и проявляться на небольшом отрезке онтогенеза, то выделяемые автором продуктивные психопатологические расстройства — это «звонки» патологического личностного развития, требующие психиатрического вмешательства. Автор указывает на необходимость обязательного обращения к специалисту-психиатру при выявлении таких маркеров агрессивного поведения как регулярность раздражительности, злости без стимуляции из внешней среды, элементы немотивированного садизма, стремление причинить боль, расстройства настроения (подавленность, нервозность, страхи, нарушение сна и аппетита).

В Главе «Эмоциональные основы агрессии» Ю.Б. Можгинский детально описывает, как агрессивные модели поведения встраиваются в различные расстройства настроения. Автор подчеркивает, что при патопсихологическом развитии личности формирование агрессивных проявлений прямо связано с динамикой аффективных симптомов, что может быть четким диагностическим признаком будущих проблем личности. Автор предлагает схему динамики взаимодействия аффекта и агрессии, в которой четко выделяется механизм формирования, структурирования и проявлений агрессии.

Описывая особенности личностного кризиса и возможности возникновения агрессивных тенденций на фоне этого кризиса, автор, опираясь на собственную клиническую практику, обращает внимание читателя на упрощенную трактовку агрессии только как генетическую предрасположенность к такой модели поведения. Продолжая логику многофакторности и противоречивости анализа агрессивного поведения, автор, приводя многочисленные примеры анализа как классиков психологии и психиатрии, так и своих коллег, подчеркивает необходимость исследования всех уровней и видов психической деятельности при личностном кризисе.

Ю.Б. Можгинский в своей монографии, приводя многочисленные примеры агрессивного поведения ранее спокойных подростков из благополучных семей, бьет тревогу по поводу, с одной стороны, обыденных представлений населения о психиатрической помощи как только карательной, с другой — о невежестве большинства людей относительно психопатологического развития личности. Многие люди, родственники подростков в описанных примерах, не могли понять, почему эти казалось бы нормальные дети решились на убийство.

Далее автор детально описывает признаки психического расстройства, выделяя варианты нормы и патологический уровень личностных проявлений подростка. Общими показателями неблагополучия в психической сфере, с позиции автора, являются: повторяемость признака, невозможность его коррекции с помощью психологических методов, неадекватность поступков, наличие расстройства настроения, психотические расстройства (измененные состояния сознания, галлюцинации), нарушение связи с социумом. Далее выделены симптомы патологической агрессивности детей и подростков, которые разделены на обязательные и вероятностные. К обязательным признакам относятся: повторяемость агрессивных действий, наличие депрессивных расстройств, суицидальные высказывания и действия, жестокие акты в отношении родственников и домашних животных, безмотивность жестокости. Вероятностные признаки описаны как аддиктивные формы поведения (алкоголизация и прием наркотиков), склонность к уходам из дома, аффективные проявления как резкое изменение характера на фоне гормонального криза и замкнутость, повышенная возбудимость, увлеченность компьютерными играми, особенно агрессивного содержания, и вовлеченность в различные агрессивные молодежные группировки. Автор не отрицает и наследственной отягощенности агрессивного поведения, относя этот фактор к вероятностному.

Описанная симптоматика и богатый клинический опыт позволяют автору предложить читателю развернутые, детальные описания патологической агрессии. Автора интересует и мотивация патологического агрессивного поведения, когда он на клинических примерах анализирует этиопатогенез агрессии. В качестве основных причин патологической агрессивности указываются отягощенный семейный анамнез (алкоголизм в семье с физическим насилием), глубинный личностный кризис на фоне хронического стресса, дестабилизация сознания в подростковый период, пубертатные гормональные «бури», патологическая компенсация комплекса ущербности, защита.

Интересна глава о гендерных различиях агрессивного поведения, среди которых автором выделены патологическая мстительность и обидчивость девочек, внезапность и маломотивированность агрессии у мальчиков, разные семейные ситуации (у девочек статистически чаще отсутствовал отец, у мальчиков — наоборот, чаще в семье «царил» жестокий отец), у девочек чаще выявлялись нарушения физиологического процесса полового созревания, что приводило к расторможенному поведению, гиперсексуальности и аддиктивным моделям поведения. Такая гормональная «революция» приводит девочек к внезапному, неожиданному для близких эмансипационному взрыву.

Постоянно опираясь на многофакторную модель агрессивного поведения, Ю.Б. Можгинский предлагает правила поведения с агрессивным подростком, смысл которых в диалоге с таким подростком и тщательном анализе ситуации с привлечением специалистов.

Глава, посвященная медикаментозной терапии агрессивного поведения, очень важна для клинических психологов, т.к. понимание психофармакологических особенностей позволит специалисту глубже понять и осознать ограничения только психологического воздействия на агрессивного подростка с патопсихологическими особенностями личности, а также отдавать себе отчет в том, что патологические проявления, особенно в остром периоде, требуют обязательного вмешательства врача.

В целом считаю, что монография Ю.Б. Можгинского «Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика» будет очень полезна как для студентов, обучающихся на медицинских и психологических специальностях, так и для профессиональных специалистов, которые имеют дело с детьми и подростками. Данная монография будет необходима и для педагогов, т.к. зачастую именно они, сталкиваясь с агрессивным поведением детей и подростков, не знают, что предпринять и не умеют адекватно относиться к этой проблеме. Монография «Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика» заинтересует и родителей, которые в доступной форме смогут получить ответы на многие вопросы относительно агрессивного и непонятного для них поведения своих детей.

 

 

Ссылка для цитирования

Рогачева Т.В. Рецензия на книгу Можгинского Ю.Б. «Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика», изданную Когито-Центром, 2008 // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2016. – N 1 (11) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player