Нейропсихологическая коррекция внимания ребенка с синдромом Дауна:
анализ случая
Баулина М.Е. (Москва, Россия)
|
Баулина Мария Евгеньевна
– кандидат психологических наук, доцент кафедры
клинической и специальной психологии; ГБОУ ВО «Московский
городской педагогический университет», Петровско-Разумовский
проезд, д. 27, Москва, 127287, Россия. Тел.: 8(495)612-14-36.
E-mail: psiho-sovet@yandex.ru
|
Аннотация.
В статье анализируется опыт нейропсихологического сопровождения девочки
10 лет с синдромом Дауна, в котором был сделан акцент на развитие
процессов произвольного внимания. В работе описывается методика
коррекции, включающая несколько блоков, относящихся к разным
модальностям: зрительному, слуховому, тактильному и двигательному
вниманию. Проводится количественный и качественный анализ наиболее
часто встречающихся ошибок, среди которых выделяются пропуски стимулов,
импульсивные ошибки, потеря инструкции и трудности переключения
внимания. Делаются выводы о различном воздействии
коррекционно-развивающего обучения на процессы внимания, относящиеся
к разным модальностям. Подчёркивается выраженная положительная динамика
в сфере зрительного и слухового внимания при отсутствии значительных
улучшений в тактильной и двигательной сфере. В работе делается
заключение о недостаточности только лишь раннего вмешательства и о
необходимости длительного психолого-педагогического сопровождения в
течение всего периода развития детей с синдромом Дауна.
Ключевые слова:
синдром Дауна; нейропсихологический анализ; высшие психические функции;
внимание.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
В нейропсихологии детского возраста распространённой практикой
является изучение детей с умственной отсталостью. Как правило, акцент
делается на стратегии межполушарной переработки информации и описание
состояния отдельных высших психических функций [4; 6]. В то же время
наблюдается недостаток исследований, посвящённых структуре
нейропсихологического дефицита, выполненных на примере отдельных
генетических патологий. Также практически не встречается работ,
демонстрирующих эффективность различных стратегий нейропсихологической
коррекции ВПФ детей с генетическими нарушениями, в том числе при
синдроме Дауна.
В российской психологии и педагогике только в последние 20 лет стали
складываться традиции помощи семье, воспитывающей ребёнка с синдромом
Дауна. Долгое время дети с этим диагнозом признавались необучаемыми и
им было рекомендовано воспитание в закрытых учреждениях. В то же время
в Европе, в США и во многих других странах накоплен богатый опыт
психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна. Этот
опыт имеет ярко выраженную практическую направленность и в силу этих
причин обладает рядом недостатков с точки зрения системного подхода к
изучению аномального развития высших психических функций [2; 3].
Нейропсихологические данные о синдроме Дауна крайне разрозненны.
Наиболее изученными являются особенности межполушарного взаимодействия
в области праксиса и тактильного гнозиса [1; 5; 6]. Проблемы
актуального состояния функции внимания и потенциальных возможностей его
развития освещены в литературе недостаточно, несмотря на то что данная
психическая функция является одной из важнейших базовых предпосылок
формирования всех когнитивных навыков.
В ряде исследований отмечается задержка в визуальном обследовании
предметов у 6-месячных младенцев с синдромом Дауна в игровых ситуациях
с мамами; нарушения зрительного внимания при выполнении заданий,
которые предлагались детям с целью оценки привыкания, —
ослабления реакции при повторении воздействия стимула [7; 10]. Однако в
других работах было установлено, что внимание детей 10—11 лет
с синдромом Дауна достаточно устойчиво как на произвольном, так и на
непроизвольном уровне, а на фоне повышенной утомляемости даже
проявляется эффект сверхпроизвольного внимания [6]. При усилении
мотивации или переключении на другую деятельность дети способны
продуктивно заниматься до 40 минут непрерывно.
Одними из ведущих факторов, способствующих качественному изменению
психики детей с синдромом Дауна, являются оказание комплексной
поддержки и психолого-педагогическое сопровождение в связи с тем, что
их спонтанный опыт не создает основы для формирования интеллектуальных
умений, необходимых для организованного обучения [8; 13].
Развитие детей с синдромом Дауна может варьироваться в широких
пределах, и границы их обучаемости достоверно неизвестны [9; 11]. На
данный момент специалисты не могут чётко разделить психофизиологические
причины отставания и последствия неверного подхода к обучению детей с
синдромом Дауна [12]. Нейропсихологические методы исследования являются
наиболее чувствительными и адекватными для решения этой задачи [2].
Именно они позволяют получить целостное представление о состоянии
высших психических функций ребёнка с синдромом Дауна, в том числе
внимания.
Материалы и методы исследования
В данной работе представлены результаты динамического наблюдения в
процессе когнитивной нейропсихологической коррекции девочки (А. П.)
в возрасте 10 лет с синдромом Дауна. Коррекционно-развивающие занятия
проходили на базе специальной (коррекционной) школы ЦАО г. Москвы
в течение 8 месяцев в 2014 году.
При первичном диагностическом обследовании на первый план выступили
нарушения нейродинамических процессов (функций I структурно-функционального
блока по А.Р. Лурии) и несформированность программирования,
регуляции и контроля (функции III блока). В учебной деятельности
указанные особенности проявлялись в виде нарушений как непроизвольного,
так и произвольного внимания, поэтому именно эти процессы стали мишенью
нейропсихологической коррекции. До коррекционных занятий и по их
окончании было проведено нейропсихологическое обследование ребёнка.
Занятия проводились с использованием когнитивной стратегии
нейропсихологической коррекции ВПФ.
В качестве развивающих методик были использованы традиционные
диагностические и коррекционные задания:
1. |
Обведение трафаретов и пунктирных рисунков по контуру.
|
2. |
Шнуровка — задание, требующее попадания кончика шнура в
отверстия, находящиеся в доске.
|
3. |
Невербальный, буквенный и числовой варианты корректурной пробы.
|
4. |
Методика Пьерона — Рузера (невербальный и числовой вариант).
|
5. |
Работа над автоматизированным числовым рядом на примере циферблата
часов.
|
6. |
Сравнение ритмических структур.
|
7. |
Нахождение отличий на двух похожих картинках.
|
8. |
Задания на определение локализации прикосновений (модификация
диагностической пробы для исследования тактильного гнозиса).
|
Основанием для подбора коррекционных заданий было стремление охватить
все модально-специфические компоненты внимания: зрительный, слуховой,
тактильный и двигательный. Кроме того, указанные методики обладают
широкими возможностями для постепенной сенсибилизации при сохранении
неизменной инструкции. Выполнение этого условия очень важно для детей
с синдромом Дауна, так как введение новых инструкций и заданий часто
замедляет процесс выработки навыка вследствие высокой ригидности и
замедленной автоматизации умственных действий.
Для сравнительного анализа результатов до и после коррекционного
воздействия были выбраны четыре методики, являющиеся одновременно и
диагностическими, и коррекционными и отражающие состояние внимания в
разных анализаторных сферах: «Корректурная проба» —
для зрительной сферы, «Повторение ритмических структур»
— для слуховой, «Локализация прикосновений» —
для тактильной и «Шнуровка» — для двигательной.
Последняя методика была использована в качестве аналога классической
нейропсихологической графической пробы «Забор». От
испытуемой требовалось соблюдение определённой последовательности
выполнения действий при шнуровке, например чередование стежков разной
длины (один короткий и два длинных).
Для количественной оценки результатов по данным четырёх методик
использовалась балльная шкала, согласно которой 0 баллов соответствовал
безошибочному выполнению задания в рамках методики, 1 балл начислялся
за 1—2 негрубые ошибки (например, импульсивный ответ с
последующей самостоятельной коррекцией), 2 балла — за
1—2 грубые ошибки (например, пропуск строчки в корректурной
пробе), 3 балла — за 3 и более грубые ошибки.
Все используемые коррекционные задания подверглись также качественному
анализу для выявления наиболее характерных типов ошибок в разных сферах
внимания. Наиболее часто встречались ошибки, относящиеся к следующим
типам: импульсивные ошибки, потеря инструкции, пропуски стимулов и
трудности переключения внимания.
Результаты
В результате коррекционно-развивающего обучения был достигнут
значительный эффект в сфере слухового и зрительного компонентов
произвольного и непроизвольного внимания, что положительно отразилось
на учебной деятельности.
Улучшения в области зрительного внимания можно заметить, анализируя
динамику выполнения «Корректурной пробы». В процессе
занятий она выступила своеобразным тренажёром для коррекции всех типов
ошибок, в результате чего при итоговом обследовании А. П.
допустила всего 2 пропуска, что было оценено в 1 балл. Для сравнения
следует указать на то, что при первичном нейропсихологическом
обследовании были выявлены многочисленные импульсивные ошибки, пропуски
стимулов и трудности переключения внимания. Похожая динамика
наблюдалась на протяжении всего процесса коррекционно-развивающего
обучения. Так, количество пропусков заметно уменьшилось при выполнении
таких заданий, как «Обведение трафаретов и пунктирных
рисунков» (где в качестве пропусков расценивались части контура,
оставшиеся без обведения), «Методика Пьерона — Рузера»
и «Нахождение отличий».
Работа над автоматизированным числовым рядом на примере циферблата
часов проводилась с использованием игрового материала, аналогичного
доскам Сегена. Циферблат часов представлял собой круглую деревянную
основу с углублениями для цифр различной формы. От испытуемой
требовалось отыскивать на столе и по порядку вкладывать в углубления
соответствующие цифры. При выполнении данного задания отмечалось
большое количество импульсивных ошибок и трудностей переключения
внимания, носящих характер «застреваний».
В области слухового внимания отмечалась положительная динамика
в виде значительного снижения импульсивных ошибок. В то же время
такие ошибки, как «потеря инструкции», практически не
поддавались коррекции, поэтому при итоговом нейропсихологическом
обследовании выполнение пробы на повторение ритмических структур
было оценено в 2 балла (рис. 1). Необходимо отметить трудности
дифференцирования в процессе обследования снижения функции слухового
восприятия от процессов слухового внимания. Для выполнения этой
задачи из анализа исключались ошибки, связанные с недооценкой или
переоценкой предъявленного ритма. В качестве ошибок внимания
рассматривались, например, импульсивные попытки воспроизвести ритм,
не дослушав образец до конца, или трудности переключения внимания
в виде повторения предыдущего ритма, несмотря на предъявление нового.
По сравнению с другими типами заданий методика воспроизведения
ритмических структур не обладает достаточной наглядностью и
перцептивной яркостью, что приводит к быстрому угасанию процесса
произвольного внимания.
Заметная положительная динамика в сфере зрительного и слухового
произвольного внимания, а также используемые ребёнком способы
выполнения заданий указывают на преобладание правополушарных стратегий
переработки информации.
В области тактильного внимания наблюдались незначительные
положительные изменения, что может быть связано с более ранним
онтогенетическим развитием тактильной сферы и менее выраженным
участием тактильного внимания в повседневной жизни, а также слабой
востребованностью в учебной деятельности. Основными ошибками были
промахи больше 1 см при определении локализации прикосновений как
на ведущей, так и на неведущей руке.
Двигательный компонент внимания как наиболее тесно связанный с
произвольной регуляцией психической деятельности в целом и
обеспечиваемый работой передней ассоциативной зоны также претерпел
незначительные изменения. Среди различных типов ошибок при выполнении
задания «Шнуровка» преобладали ошибки, связанные с
потерей инструкции. Так, испытуемая переживала выраженные затруднения
при выработке элементарной двигательной программы с чередованием
действий (один стежок — в следующее отверстие, другой
— через одно отверстие), в результате чего её деятельность
приобретала хаотичный характер.
Рис. 1. Сравнительный анализ показателей выполнения заданий в рамках
различных методик до и после коррекционного воздействия (в баллах)
Качественный анализ результатов показал различные тенденции в
распределении типов допускаемых ошибок (рис. 2). До проведения
коррекционно-развивающего обучения у испытуемой преобладали
импульсивные ошибки, а после 8 месяцев занятий на первый план стали
выступать трудности переключения внимания, в то время как общее
количество ошибок заметно снизилось.
Рис. 2. Динамика изменения доли ошибок разных типов в общем количестве
ошибок (в %)
Обсуждение результатов
Опыт динамического наблюдения в процессе нейропсихологической
коррекции показал эффективность когнитивной стратегии
коррекционно-развивающего обучения ребёнка с синдромом Дауна.
Полученные результаты согласуются с данными немногочисленных
нейропсихологических исследований, имеющихся в литературе и указывающих
на ведущую роль правополушарных процессов переработки информации.
Так, в исследовании Ковязиной М.С. и Шапиро М.С. показано,
что в пробах «Химеры» для диагностики зрительного гнозиса
дети чаще называют только одну часть изображения, и требуется
вмешательство нейропсихолога, чтобы он обратил их внимание на другую
часть [6]. Наше исследование выявило аналогичную тенденцию: в
процессе выполнения невербальных и вербальных вариантов корректурной
пробы проигнорированными остаются левый край и середина листа, что
приводит к многочисленным пропускам стимулов.
В литературе отмечается, что к 10 годам у детей с синдромом Дауна
появляется способность сохранять внимание в течение определенного
промежутка времени, что оказывает заметное влияние на результаты
обучения [5; 8]. Коррекционно-развивающие занятия, проведённые в
течение 8 месяцев, продемонстрировали заметную положительную динамику
развития процессов произвольного внимания. Полученные результаты
позволяют говорить о том, что для детей с синдромом Дауна важна
организация не только раннего вмешательства, но и продолжительного
психолого-педагогического сопровождения в течение многих лет.
Выводы
По результатам проведения коррекционно-развивающих занятий с
девочкой с синдромом Дауна, в ходе которых использовались
нейропсихологические методы, были выделены следующие особенности
развития внимания:
1. |
Быстрый и положительный эффект в области развития стратегии
произвольного зрительного внимания, соответствующей учебной
деятельности, — сверху вниз и слева направо.
|
2. |
Снижение количества импульсивных ошибок при распознавании простых
ритмических структур.
|
3. |
Недостаточная эффективность в области развития произвольного
двигательного внимания в виде незначительного уменьшения скорости
реакции и снижения количества импульсивных движений.
|
4. |
Слабость включения в процесс произвольного внимания речевой
регуляции и трудности её самостоятельного использования.
|
5. |
Наблюдается преобладание правополушарных стратегий переработки
информации, что отчасти компенсирует недостаток речевой регуляции
произвольной деятельности.
|
Литература
1. Алёхина А.В. Особенности психического развития
детей с синдромом Дауна: автореф. дис. … канд. психол. наук.
– М., 2000.
2. Баулина М.Е. Материалы по диагностике и коррекции
трудностей обучения младших школьников. – М.: АРКТИ, 2009. –
88 с.
3. Баулина М.Е. Актуальные проблемы диагностики синдрома
дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Практическая медицина.
– 2013. – № 1(66). – С. 150–152.
4. Гущин Ю.В. Нейропсихологическое изучение аномального
развития: обзор исследований // Психологический журнал Международного
университета природы, общества и человека «Дубна». –
2009. – № 4. – С. 3–9.
5. Ковязина М.С. О некоторых аспектах межполушарного
взаимодействия в двигательных функциях у детей в норме и с синдромом
Дауна // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.
– 2008. – № 4. – С. 54–66.
6. Ковязина М.С., Шапиро М.С. Пилотажное
нейропсихологическое исследование детей с синдромом Дауна // Особый
ребенок. Исследования и опыт помощи. – 1999. – Вып. 2.
– С. 5–20.
7. Лаутеслагер П. Двигательное развитие детей раннего
возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения. – М.: Монолит,
2003. — 344 с.
8. Челышева М.В., Урядницкая Н.А. Профиль развития
как основа разработки программ ранней помощи // Синдром Дауна XXI век.
– 2008. – № 1. – С. 12–19.
9. Fidler D. The Emerging Down Syndrome Behavioral
Phenotype in Early Childhood: Implications for Practice // Infants
& Young Children. – 2005. – Vol. 18, № 2.
– P. 86–103.
10. Freides D. Developmental disorders: a
neuropsychological approach. – Oxford: Blackwell Publishers, Inc.
– 2001. – 586 p.
11. Gunn P., Berry P., Andrews R.J. Looking behavior
of Down syndrome infants // American Journal of Mental Deficiency.
– 1982. – Vol. 87, № 3. –
P. 344–347.
12. Neuropsychological Effects of Second Language
Exposure in Down Syndrome / J.O. Edgin, A. Kumar, G. Spano
[et al.] // Journal of Intellectual Disability Research. – 2011.
– Vol. 55, № 3. – P. 351–356.
13. Spatial representation and attention in toddlers
with Williams syndrome and Down syndrome / J.H. Brown,
M.H. Johnson, S.J. Paterson [et al.] // Neuropsychologia.
– 2003. – Vol. 41, № 8. –
P. 1037–1046.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9:616.899.65-053.2
Баулина М.Е. Нейропсихологическая коррекция внимания ребенка с
синдромом Дауна: анализ случая // Клиническая и медицинская психология:
исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. –
2016. – N 1 (11) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|