О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Психологическая саморегуляция у подростков с психическим инфантилизмом

Дементьева Л.А. (Москва, Россия)

 

 

Дементьева Людмила Александровна

Дементьева Людмила Александровна

–  психолог, клинический психолог, аналитический психолог, научный сотрудник отдела по изучению проблем подростковой психиатрии; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: (499) 617-81-47.

E-mail: la-popova@yandex.ru

 

Аннотация. Проблема психического инфантилизма обусловлена высокой распространенностью психической незрелости среди подростков, что играет существенную роль в развитии социальной дезадаптации и девиантного поведения. Несмотря на многочисленные исследования, остаются неопределенными особенности данного феномена при различных психических заболеваниях. В настоящем исследовании предпринята попытка сравнения структуры инфантилизма при органических непсихотических расстройствах и шизотипическом расстройстве личности посредством выявления социальной, личностной и эмоциональной сторон психологической саморегуляции.

Ключевые слова: подростковый возраст; психический инфантилизм; психологическая саморегуляция; психические расстройства.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Подростковый возраст является переходной стадией между детством и взрослостью. В последнее время специалистами разных направлений отмечаются явления инфантилизации общества. Социальная значимость проблемы психического инфантилизма обусловлена высокой распространенностью психической незрелости среди подростков и существенной ролью, которую психический инфантилизм играет в развитии социальной дезадаптации и девиантного поведения в этой возрастной категории [3; 16].

Рассматривая феноменологию психического инфантилизма, можно выделить основные проблемы психического инфантилизма в рамках психиатрии: разграничение нормы и патологии, выделение границ понятия и феномена, вклад эмоциональных и когнитивных факторов в клиническую картину инфантилизма и их взаимодействие [1; 2; 4; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15]. Неопределенность этих вопросов не дает возможности прямого сравнения структуры инфантилизма при различных нозологиях. В клинико-психологической литературе инфантилизм изучался с точки зрения био-психо-социального подхода. Наиболее разработанными в психологической традиции являются эмоционально-личностные параметры [5; 7; 8].

Отдельное место в исследовании психического инфантилизма занимает проблема психологической саморегуляции [5]. Все многообразие эмоционально-личностных характеристик психического инфантилизма можно соотнести с психологической саморегуляцией в социальном, личностном и эмоциональном контексте.

К социальной саморегуляции можно отнести недостаточность оценки социальной ситуации, ожидание поддержки при возникновении конфликтных ситуаций, повышенную внушаемость и несамостоятельность в принятии решений, касающихся социального взаимодействия, недостаточность чувства долга и ответственности.

В личностную саморегуляцию мы можем включить незрелость самосознания, самооценки, мотивационно-потребностной сферы и способности к рефлексии, пассивность копинг-стратегий и простоту защитных механизмов.

К эмоциональной саморегуляции можно отнести незрелость эмоциональной сферы с преобладанием простых аффектов и наличием гедонистических установок. Таким образом, психологическая саморегуляция может выступать системообразующим фактором психического инфантилизма.

Материалы и методы

Настоящее исследование проводилось на базе ФГБНУ НЦПЗ и ГБУЗ ПКБ № 15 города Москвы. В нем приняли участие 140 подростков в возрасте от 15 до 18 лет. Половина больных подростков имела формирующиеся органические непсихотические расстройства (F06.6-F06.8) (ОНПР), а другие — шизотипическое расстройство личности (F21.8) (ШРЛ). Причем каждая нозологическая группа состояла из половины подростков с психическим инфантилизмом. Со всеми исследуемыми были проведены методики «Рисунок несуществующего животного», «Методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн» и тест Клонинджера TCI-140.

Результаты исследования и их обсуждение

Опишем полученные в исследовании результаты эмоционально-личностных особенностей клинических групп в контексте различных типов саморегуляции: эмоциональной, социальной и личностной.

В группе подростков с ОНПР без черт психологической незрелости отмечается высокий уровень осознаваемой тревоги, что проявляется в показателе соответствующей частоты встречаемости наличия страха у несуществующего животного. Высокая агрессивность регистрируется в частом проявлении прямых графических признаков агрессии, наличии врагов, агрессивным характером и хищным типом питания у несуществующего животного.

У больных с ОНПР без черт психологической незрелости несуществующее животное часто обладает вспыльчивым характером, что может указывать на высокий уровень импульсивности. Данные результаты отражают сниженную способность к эмоциональной саморегуляции, что соотносится с низкими показателями ЭИ у неинфантильных подростков с ОНПР.

Несформированность эмоциональной саморегуляции соотносится с недостаточностью социальной саморегуляции, что проявляется в высоких показателях по шкалам «поиск новизны», «избегание вреда» и низких — по шкалам «зависимость от вознаграждения», «сотрудничество» и «трансцендентность Я» в тесте Клонинджера. Это проявляется в недостаточности социальной терпимости, эмпатии и способности к формированию привязанности, отсутствии навыков социального взаимодействия и стремления соответствовать ожиданиям и представлениям социального окружения. В поведении это отражается через конфликтность в социальном контексте.

В методике РНЖ регистрируется снижение проявления таких коммуникативных показателей, как наличие всех органов чувств у несуществующего животного, обладание друзьями и повышение частоты предъявления затруднений в межгендерной коммуникации. Данные результаты подтверждают недостаточность сформированности коммуникативных навыков.

Снижение уровня эмоциональной и социальной регуляции может обусловливать особенности личностной саморегуляции. В тесте Клонинджера по шкалам «настойчивость» и «самонаправленность» обнаруживаются низкие результаты, что проявляется в невысоких способностях к саморегуляции с наибольшей дефицитарностью волевого компонента. В методике Дембо — Рубинштейн регистрируется завышение самооценки по всем шкалам и, в особенности, по параметрам «ум» и «счастье», что указывает на несформированность рефлексии как базового процесса самосознания.

У инфантильных подростков с ОНПР в методике РНЖ можно отметить меньшую склонность к проявлению гнева по сравнению с подростками без черт психологической незрелости. Для них характерно подавление гнева, что нашло отражение в более высоком уровне проявления косвенных показателей агрессии.

По сравнению с неинфантильными пациентами с ОНПР у подростков с психологической незрелостью отмечается снижение уровня осознаваемой тревоги и повышение уровня неосознаваемой тревоги, что проявляется в более высоких показателях соответствующей частоты встречаемости «сильной штриховки» и «сильного нажима» при выполнении методики РНЖ. Таким образом, у инфантильных подростков с ОНПР отмечается лучшая сформированность эмоциональной саморегуляции по сравнению с пациентами той же нозологической группы без черт психологической незрелости.

Инфантильные подростки с ОНПР имеют более низкие показатели по шкалам «поиск новизны», «избегание вреда» и более высокие — по параметрам «зависимость от вознаграждения», «сотрудничество» и «трансцендентность Я» в тесте Клонинджера по сравнению с подростками из группы ОНПР без черт психологической незрелости. Они более эмпатичны и терпимы, готовы к установлению привязанности, зависимы от социального одобрения и ориентированы на социальную желательность и одобрение, что обуславливает низкую конфликтность в поведении и согласуется с тенденцией к подавлению социальных эмоций (гнева, тревоги).

В методике РНЖ регистрируется снижение проявления таких коммуникативных показателей, как отсутствие всех органов чувств у несуществующего животного и затруднений в межгендерной коммуникации по сравнению с пациентами, не имеющими черт психологической незрелости. У большинства инфантильных подростков регистрируются показатели: «наличие всех органов чувств», «наличие друзей», «наличие родственников».

Это подтверждает лучшую сформированность коммуникативных навыков у инфантильных подростков с ОНПР. Развитость коммуникативных навыков и ориентированность на социальный контекст обусловливает высокий уровень социальной саморегуляции таких подростков по сравнению с пациентами той же нозологической группы, но без черт психологической незрелости.

Также у инфантильных подростков с ОНПР выявлен более высокий уровень личностной саморегуляции по сравнению с пациентами с ОНПР без черт психологической незрелости. В тесте Клонинджера по шкалам «настойчивость» и «самонаправленность» наблюдаются более высокие результаты, что обусловливает более развитую способность к саморегуляции в целом и волевого компонента в частности.

В методике исследования самооценки Дембо — Рубинштейн регистрируются более низкие показатели (хотя и завышенные) по базовым шкалам: «здоровье», «ум», «характер», «счастье». Это может указывать на попытку соотнесения собственных качеств с социальными требованиями. А регистрируемое максимальное значение по дополнительной шкале «общительность» может свидетельствовать как о значимости коммуникативных процессов, так и о компенсаторных возможностях этой сферы.

Сопоставляя пациентов с ОНПР с чертами психологической незрелости и без, можно отметить, что эмоциональная, социальная и личностная составляющие саморегуляции представлены у инфантильных подростков на более высоком уровне. Это можно объяснить через принципы развития эмоционально-личностной сферы. Для подросткового возраста, в отличие от периода детства, характерно формирование оппозиционной позиции по отношению к требованиям значимых взрослых.

У инфантильных подростков с ОНПР замедлен темп развития эмоционально-личностной сферы; они обнаруживают характеристики более младшего возраста, для которого характерна потребность соответствия желаниям и требованиям значимых взрослых. Поэтому инфантильные подростки с ОНПР ориентированы на поддержку социального окружения, демонстрируют социальную желательность, зависимы от одобрения значимых взрослых и обладают высокими коммуникативными качествами. Так, у инфантильных подростков с ОНПР социальный компонент саморегуляции оказывает ведущее влияние на эмоциональный и личностный компоненты, что обуславливает высокие показатели процессов саморегуляции в целом по сравнению с пациентами без признаков психологической незрелости.

Рассматривая эмоциональную регуляцию пациентов с ШРЛ без признаков психологической незрелости, можно заметить, что у большинства подростков отмечаются прямые и косвенные графические признаки агрессии, а также регистрируется наличие врагов у несуществующего животного. Это может указывать на высокие показатели враждебности. Также выявляются более неосознаваемые параметры тревожности (штриховка и нажим в РНЖ) у пациентов с ШРЛ. По показателю импульсивности в группе неинфантильных пациентов с ШРЛ выявляются самые низкие показатели среди всех клинических групп.

Социальная регуляция значительно хуже развита у неинфантильных пациентов с ШРЛ по сравнению с группой ОНПР. У данной клинической подгруппы по результатам теста Клонинджера отмечается недостаточная сформированность социальных навыков, что проявляется в показателях по шкалам «поиск новизны», «избегание вреда», «зависимость от вознаграждения», «сотрудничество». У них низкие способности к сотрудничеству и снижена способность к установлению отношений, основанных на открытости людям. Они недостаточно эмпатичны и не ориентированы на социальную желательность, меньше зависят от одобрения со стороны социального окружения.

Пациенты с ШРЛ хуже ориентируются в контексте социального взаимодействия. В методике РНЖ регистрируются низкие показатели по параметру «наличие друзей», но у их несуществующих животных возможны отношения с родственниками. Данный результат соотносится с исследованием Левиковой Е.В., где у подростков с шизофренией отмечалась зависимость от мнения матери. Однако в методике исследования ЭИ регистрируются высокие результаты, что может быть связано с высоким интеллектом: подростки осваивают правила социального функционирования посредством формальной логики.

Если рассматривать параметры личностной саморегуляции, то по шкалам «настойчивость» и «самонаправленнсть» теста Клонинджера обнаруживаются сравнимые показатели с группами ОНПР. Однако в методике исследования самооценки Дембо — Рубинштейн регистрируется более низкие показатели по сравнению с группами с ОНПР, что больше соответствует средним результатам. По дополнительной шкале «общительность» наблюдаются заниженные показатели, что соответствует осознанию своего дефицита в коммуникативной сфере. Исходя из полученных результатов, можно предположить, что личностная регуляция в группе пациентов с ШРЛ развита лучше, чем в группах ОНПР с чертами инфантилизма и без.

В группе инфантильных пациентов с ШРЛ по сравнению с пациентами без черт психологической незрелости было выявлено, что частота встречаемости выше по всем показателям агрессивности, а особенно по параметрам  «агрессивный характер» и «косвенные графические признаки агрессии». Также инфантильные подростки имеют более выраженные признаки тревожности по всем параметрам. Инфантильные подростки чаще отмечают, что несуществующее животное обладает вспыльчивым характером, хотя уровень остается ниже, чем в каждой из групп ОНПР, что указывает на тенденцию к большему проявлению вспыльчивости у инфантильных подростков с ШРЛ по сравнению с пациентами без черт психологической незрелости. Более высокий уровень показателей враждебности, импульсивности и тревожности у подростков с ШРЛ с чертами психического инфантилизма указывает на более низкий уровень их эмоциональной саморегуляции по сравнению с неинфантильными пациентами.

При рассмотрении результатов теста Клонинджера по шкалам «поиск новизны», «избегание вреда», «зависимость от вознаграждения» и «сотрудничество» у больных с ШРЛ с психическим инфантилизмом регистрируется сниженная способность к поддержанию поведения, основанного на открытости людям, низкая способность к социальной терпимости и эмпатии, что соотносится с результатами методики РНЖ. Больше подростков рисует животное без каких-либо органов чувств, меньше — животное со всеми органами чувств; меньше указывают на наличие друзей и родственников, чаще отмечают проблемы общения с противоположным полом. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточности коммуникативных навыков у инфантильных подростков. Таким образом, по параметрам социальной саморегуляции инфантильные подростки имеют более низкие показатели по сравнению с пациентами без черт психологической незрелости.

Если рассматривать параметры личностной саморегуляции, то по шкалам «настойчивость» и «самонаправленность» теста Клонинджера наблюдаются сходные результаты, как и в группе ШРЛ без черт психологической незрелости. Данные показатели указывают на способность к саморегуляции и самоконтролю и повышенную осторожность при выполнении ведущей деятельности. По шкале «трансцендентность Я» показатели значительно ниже, что обусловливает способность к духовному самовосприятию.

В методике Дембо — Рубинштейн регистрируются более высокие показатели у инфантильных пациентов с ШРЛ по сравнению с неинфантильными больными, однако показания не чрезмерно завышены, как у пациентов с ОНПР. Такой уровень показателей по шкалам самооценки указывает на соответствие нормативным значениям. С.Я. Рубинштейн при описании методики самооценки отмечает, что в норме взрослые люди соотносят себя с 6—7 баллами по стандартным шкалам. Однако по сравнению с неинфантильными подростками такие показатели могут указывать на ухудшение адекватности самооценки.

Таким образом, при рассмотрении эмоционально-личностных особенностей инфантильных подростков с ШРЛ по сравнению с пациентами без черт психологической незрелости заметно углубление нозологических характеристик, связанных с болезненным процессом. При наличии инфантильных черт у пациентов с ШРЛ по сравнению с пациентами без черт психологической незрелости центральным является снижение социальной и эмоциональной саморегуляции.

Выводы

Инфантильные подростки с ОНПР по сравнению с подростками без черт психологической незрелости имеют более высокий уровень эмоциональной, социальной и личностной саморегуляции при ведущей роли социального компонента, что проявляется в большей ориентированности на социальное одобрение, соотносится с подавлением гнева и тревоги, развитием коммуникативных навыков и менее завышенной самооценкой. Это указывает на компенсаторные возможности подростков с психическим инфантилизмом при ОНПР.

Инфантильные подростки с ШРЛ по сравнению с подростками без черт психологической незрелости обладают более низким уровнем эмоциональной, социальной и личностной саморегуляции. Это проявляется в более выраженных признаках враждебности, тревожности и импульсивности, меньшем развитии коммуникативных навыков, худшей ориентировке в социальном контексте.

Заключение

Проведенное исследование показало, что особенности психологической саморегуляции дают возможность систематизации и сравнения при различной нозологии феноменов психического инфантилизма. У инфантильных подростков с ОНПР наблюдается компенсация неуспешности посредством социальной саморегуляции. В группе с ШРЛ инфантилизм углубляет проявление нозологических черт понижением уровня всех компонентов психологической саморегуляции.

 

Литература

1.   Борисова Д.Ю. Особенности социальной адаптации подростков с шизоидным расстройством личности по данным катамнеза // Журнал неврологии и психиатрии им. C.С. Корсакова. – 2007. – Т. 107, № 6. – С. 26–30.

2.   Грачев В.В. Особенности органического психического инфантилизма в подростковом возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2009. – Т. 109, № 11. – С. 25–30.

3.   Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1979. – 608 с.

4.   Ковалев В.В. К клинической дифференциации психогенно обусловленной патологии поведения у детей и подростков в связи со школьной дезадаптацией // Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 371–375.

5.   Кудрявцев В.Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. – Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 1999. – 160 с.

6.   Лебединский В.В. Нарушения психического развития. – 6-е изд., стереотипное. – М.: Изд. центр Академия, 2011. – 144 с.

7.   Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: ранние работы / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл,  2003. – 439 с.

8.   Серегина А.А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи: дис. … канд. психол. наук. – М., 2006. – 250 с.

9.   Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: руководство. – М.: МЕДГИЗ, 1955. – Т. 1. – 458 с.; Т. 2. – 405 с.; Т. 3. – 335 с.

10.   Циркин С.Ю. Психический инфантилизм // Независимый психиатрический журнал. – 2004. – № 1. – С. 8–13.

11.   Шапорева А.А. Аналитический обзор исследований понятий психическая зрелость, нарушения развития и психический инфантилизм // Журнал прикладной психологии. – 2002. – № 3. – С. 45–51.

12.   Юркова И.А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма // Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия. – 2-е изд. – СПб.: Питер. 2008. – С. 287–292.

13.   Fois A. Early infantile epileptic encephalopathies // Ital J Pediatr. – 2014. – Vol. 40(Suppl 1). – P. 454.

14.   Homozygous TBC1D24 mutation in two siblings with familial infantile myoclonic epilepsy (FIME) and moderate intellectual disability / A.L. Poulat, D. Ville, J. de Bellescize [et al.] // Epilepsy Res. – 2015 Mar. – Vol. 111. – P. 72–77.

15.   Infantile autism / V. Prakash, S. Chandy, N. Meerabai [et al.] // Nursing journal of India. – 2007. – Vol. 98(12). – P. 269–270.

16.   Popov I. Autonomic infantilism // Med pregl. – 1989. – Vol. 42(1–2). – P. 41–44.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.8:616.89

Дементьева Л.А. Психологическая саморегуляция у подростков с психическим инфантилизмом // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2016. – N 1 (11) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player