О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

РЕЦЕНЗИЯ
на монографию В.А. Винокура «Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы»
(Санкт-Петербург: СпецЛит, 2015. – 191 с.)

Кошанская А.Г. (Майкоп, Россия)

 

 

Кошанская Анжелика Геннадьевна

Кошанская Анжелика Геннадьевна

–  медицинский психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии; факультет педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», ул. Первомайская, 208, Майкоп, 385000, Республика Адыгея, Россия. Тел.: (8772) 52-13-75.

E-mail: koangen@list.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «Балинтовские группы: 
история, технология, структура, границы и ресурсы»

Профессиональный труд врачей и психологов отличает высокая эмоциональная нагруженность, повышенная ответственность за свои действия и за действия пациентов. Профессиональное выгорание врачей и психологов, проявляющееся наряду со снижением эффективности и качества их работы, широким спектром психосоматических расстройств, предполагает необходимость активных усилий, направленных на современную диагностику этого синдрома и разработку методов его коррекции и предупреждения. Монография В.А. Винокура посвящена анализу работы балинтовских групп как одному из эффективных методов развития профессиональной коммуникации «врач/психолог — пациент», направленному на понимание переживаний пациентов, а также собственных бессознательных чувств специалистов. Актуальность данного произведения не вызывает сомнения, поскольку работа врачей и психологов в балинтовской группе является лучшим средством профилактики и коррекции профессионального выгорания. Данная монография является первым на русском языке учебным пособием, содержащим не описанный ранее в отечественной литературе подробный анализ истории становления и технологии работы балинтовских групп, что отражает результаты многолетнего интереса автора к данной проблеме. Настоящая книга является не просто учебным пособием для психотерапевтов и психологов, содержащим обзор литературы по этой технологии, во многих случаях недоступной российскому читателю, это также плод анализа многолетнего практического опыта ведения балинтовских групп.

Автором проведена большая работа по сбору материалов о биографии Майкла Балинта и исторических корнях балинтовских групп, что представлено в данной книге в отдельной главе, помогающей читателю лучше понять актуальное состояние развития балинтовской супервизии. Этому, в частности, способствовало его личное знакомство с несколькими биографами Майкла Балинта. Автор подробно излагает современные представления о принципах и технологии работы балинтовских групп. Немаловажным является то, что в монографии делается акцент на супервизионный аспект балинтовских групп и аспект самопознания, анализируется опыт участников, приобретенный в ее работе, который, несомненно, обогатит специалистов любых психотерапевтических модальностей и будет интересен тем, кто проводит (или собирается проводить) супервизионные группы или группы личностного роста.

В учебном пособии описаны существенные характеристики балинтовской группы, этапы ее развития и отмечено, что участие в ней врачей и психологов необходимо для их профессионального развития, так как участие в балинтовской группе наиболее эффективно развивает специфические профессиональные способности: эмпатию, ассоциативное мышление, символизацию и имагинацию, умение почувствовать и понять перенос пациента и свои контрпереносные чувства, а также динамику взаимодействия с пациентом. Особое внимание уделено феноменам группового аналитического процесса, переносным и контрпереносным отношениям в балинтовской супервизии. Следует отметить вывод автора о необходимости интерпретации текста пациента с позиции нарративного подхода. В рецензируемой книге обращается внимание на то, что «в балинтовской группе информация не рассматривается как объективное знание», а анализируется с позиции достаточно субъективных интерпретаций, зависящих от психологических характеристик человека, «в частности от эмоционального состояния и установок». Достаточно подробно описано развитие саморефлексии психотерапевтов и психологов в процессе балинтовской супервизии при помощи графической модели «окна Джогари», которая помогает лучше осознавать бессознательные процессы и формирует саморефлексию, повышая качество терапевтической помощи и удовлетворенность от коммуникации «врач/психолог — пациент».

Отдельного внимания заслуживает практическая часть книги, где подробно излагается определенная последовательность процесса анализа случая в балинтовской группе, в которой описываются важные этапы работы ведущего и «архитектура» группы. Автор, опираясь на рекомендации Международной Балинтовской федерации, предлагает подробный анализ специфики работы ведущего балинтовских групп. Книга снабжена подробным методическим описанием, даются практические рекомендации по технологии проведения балинтовской группы. Важным в монографии является описание последовательных шагов и действий в работе ведущего балинтовской группы, излагаются типичные ошибки и опасности на пути становления данного специалиста. Дается обобщение опыта супервизорской работы самого автора.

Все содержание монографии логически взаимосвязано и украшено метафорами и юмористическими историями, что помогает лучше и точнее разбираться в незримых, но важных человеческих законах и психологических механизмах. Именно поэтому в данной работе уделяется внимание роли иронии и юмора в балинтовской группе, помогающим ослабить степень выраженности психологических защит членов группы и увеличить качество анализа представленного случая.

Актуальные условия современной системы психотерапевтической помощи ставят перед врачами и психологами множество задач, требующих не только высокого уровня профессионализма и мотивации, но и существенного потенциала здоровья. Постоянная повышенная эмоциональная нагрузка, высокая ответственность за свои действия и за действия других вызывает обостренное чувство ответственности за пациентов, сопереживания, что ведет к развитию синдрома профессионального выгорания. Автор, работающий в области балинтовской супервизии на протяжении последних 20 лет, дал специалистам возможность обсудить методологические проблемы и использовать методический арсенал работы балинтовских групп как наиболее эффективного способа профилактики и коррекции профессионального выгорания. В книге отмечено, что балинтовская группа создает врачам и психологам новую среду для профессионального роста, для взаимного обучения, построенного на тесном сотрудничестве и сплочении ее участников в совместных усилиях по достижению целей своего профессионального развития. Показано, что группа является для ее участников особой формой профессионального обучения и усовершенствования, опирающихся не на декларируемые, преподносимые на лекциях знания, а на реальные, переживаемые на собственном опыте знания, которые являют собой нечто гораздо большее, чем просто информация о том, как в идеальном варианте строится взаимодействие с пациентом.

В этой связи работа В.А. Винокура приобретает особое значение, позволяя через анализ случая коммуникации «врач/психолог — пациент» получить доступ к глубинным ресурсам личности специалистов для решения самого широкого круга практических задач. Книга «Балинтовские группы: история, технология, структура и ресурсы» написана с учетом рекомендаций и положений Международной Балинтовской федерации, регламентирующих работу в области профессиональной супервизии и развития этих специалистов. Мне самой показалось очень важным фрагментом замечание автора, которым завершается книга, отражающее суть работы балинтовской группы: «Балинтовская группа занимается тем, как вы живете со своими чувствами, вашим подходом к взаимоотношениям с людьми, имеющими для вас значение. Она о том, к чему вы стремитесь в своей жизни и как, сами того не желая, вы усложняете ее ради достижения этих целей. Она помогает увидеть, что изменения, к которым вы стремитесь, уже существуют внутри вас в скрытом виде. Она дает возможность увидеть и принять отблеск чего-то непреходящего, что является вашей сущностью. Балинтовская группа — это то, как вы живете сами с собой в данный момент и в своей профессии». Рецензируемая книга отвечает на многие из поставленных здесь вопросов и будет полезна как начинающим психотерапевтам и психологам-консультантам, так и опытным профессионалам, способствуя развитию балинтовского движения в России.

 

 

Ссылка для цитирования

Кошанская А.Г. Рецензия на монографию В.А. Винокура «Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы» (Санкт-Петербург: СпецЛит, 2015. – 191 с.) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2016. – N 2 (12) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player