О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Факторы агрессии в студенческой среде

Ивашиненко Д.М., Ивашиненко Л.В., Бурделова Е.В. (Тула, Россия)

 

 

Ивашиненко Дмитрий Михайлович

Ивашиненко Дмитрий Михайлович

–  кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии; ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», пр. Ленина, 92, Тула, 300012, Россия. Тел.: (4872) 25-47-29.

E-mail: divashinenko@mail.ru

Ивашиненко Любовь Владимировна

Ивашиненко Любовь Владимировна

–  директор Службы психолого-педагогической помощи ТулГУ; ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», пр. Ленина, 92, Тула, 300012, Россия.
Тел.: (4872) 25-47-29.

E-mail: lamersy@mail.ru

Бурделова Елена Владимировна

Бурделова Елена Владимировна

–  ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», пр. Ленина, 92, Тула, 300012, Россия. Тел.: (4872) 25-47-29.

 

Аннотация. В данной статье приведены результаты исследования среди студентов 1—3 курса Тульского государственного университета. Целью исследования является выявление факторов формирования и развития агрессии. Диагностика проводилась с помощью опросника деструктивного поведения, опросника Шмишека «Акцентуации характера», теста Басса — Дарки в модификации Г.В. Резапкиной. В данной работе проанализированы показатели агрессии в молодёжной среде и выделены факторы, способствующие повышению агрессии или отдельных её компонентов. Было обнаружено, что для юношей в большей степени характерна физическая агрессия, а для девушек — косвенная, а также раздражение и обидчивость. В большей степени обидчивы молодые люди, проживающие в отдельных квартирах или общежитии, а подозрительны — живущие в общежитии и на съёмной квартире. Студенты, которые в основном учатся на «удовлетворительно», наиболее склонны к физической агрессии. Наличие различных видов зависимости негативным образом сказывается на формировании агрессивности. Было установлено, что при табакокурении в большей степени выражены раздражение и вербальная агрессия, а нежелание бросить курить свидетельствует о негативизме. В свою очередь, негативизм выражен у студентов, употребляющих пиво несколько раз в неделю. Установлена значимая взаимосвязь между типом акцентуации характера и выраженностью компонентов агрессии по Бассу и Дарки.

Ключевые слова: агрессия; акцентуация; зависимость; аддикция; студенты; факторы.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Кризисы, происходящие в современном мире, оказывают отрицательное воздействие на лиц различных возрастных категорий. Особенно сильно такому воздействию подвержено молодое поколение в период формирования сознательного поведения, личностной направленности, этических представлений и социальных установок. В юношеском возрасте формируются навыки социального общения, обогащается жизненный опыт, и на данном этапе развития молодые люди зачастую попадают в трудные для них ситуации, в которых они могут вести себя асоциально, агрессивно и даже антисоциально. Проявление агрессии в молодёжной среде является проблемой современного общества наряду с алкоголизмом и наркоманией [1; 2; 3].

Buss and Durkeе выделили следующие характеристики агрессивной личности: склонность к нападению, раздражительность, негативизм, подозрительность, склонность к негодованию (чувству обиды), косвенной и вербальной агрессии. Anderson провёл факторный анализ и выделил два базовых фактора: «агрессивность» (склонность к нападению, косвенной и вербальной агрессии, раздражительность); «враждебность» (склонность к негодованию, подозрительность) [5].

Условно факторы, повышающие агрессию, можно разделить на 3 группы: социальные, биологические, психологические. R.A. Samaan в 2000 году исследовал влияние социальных факторов на психическое развитие детей. Он обнаружил, что дети из бедных и нуждающихся семей имеют более высокий риск развития депрессивных и тревожных состояний, девиантного поведения [4].

Существенные успехи были достигнуты в исследовании биологических факторов риска развития агрессивного поведения. К ним относятся: осложнения перинатального периода, физиологические особенности, нейрокогнитивный дефицит, генетическая предрасположенность [12]. В настоящее время установлено, что существенный вклад в развитие агрессивности вносят генетические особенности. Ряд зарубежных исследователей указывает, что склонность к агрессивным антисоциальным поступкам обусловлена генетическими предпосылками. Антисоциальное поведение без проявления физической агрессии в наибольшей степени связано со средовыми факторами [10]. Генетические механизмы формирования агрессивного поведения реализуются посредством нейромедиаторной системы головного мозга [11]. Исследования на животных помогли изучить развитие гипоталамо-питуитарно-адренокортикальной системы, которая ассоциируется с агрессией и импульсивностью у человека [15].

Уильямс и Пулийс обнаружили психологические факторы развития агрессивных форм поведения, так называемую «тёмную триаду личности»: психопатия, нарциссизм, макиавеллизм [14]. Макиавеллизм имеет прямую взаимосвязь с буллингом (r = 0,33, p>0,05) [6]. В зарубежных исследованиях выявили взаимосвязь антисоциального агрессивного поведения с такими чертами, как чёрствость, бесстрастность, отсутствие способности к эмпатии (r = 0,33, p<0.05) [8]. Уровень самооценки лиц с выраженной агрессивностью не имеет существенных отличий от среднего по популяции [7].

Материалы и методы

В исследовании были использованы опросник деструктивного поведения, опросник Шмишека «Акцентуации характера», тест Басса — Дарки в модификации Г.В. Резапкиной. Респондентами являлись 150 студентов 1 курса университета. Для расчёта связей между признаками были использованы непараметрические методы (критерий Краскела — Уоллиса, T-bay Кендалла, Пирсона).

Результаты исследования

В исследовании приняли участие 58 юношей и 92 девушки. По возрасту: 16—17 лет — 4 респондента; 18—19 лет — 53 респондента; 20—21 год — 93 респондента.

В данном исследовании рассмотрены следующие социальные и психосоциальные факторы формирования агрессии: пол, состав семьи, место проживания на момент исследования, наличие братьев и сестёр, материальное благополучие, успеваемость.

В таблице 1 представлены значимые результаты (p<0,05), полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и половой принадлежности.

 

Таблица 1

Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и пола

 

Как следует из таблицы, представленной выше, для юношей более характерно проявление физической агрессии. У девушек же в большей степени выражены косвенная агрессия, раздражение и обидчивость.

Значимых различий в выраженности компонентов агрессии у респондентов в зависимости от состава их семьи, наличия братьев и сестёр, материального положения выявлено не было.

В таблице 2 представлены значимые результаты (p<0,05), полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и места проживания на момент проведения анкетирования у студентов ТулГУ.

 

Таблица 2

Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и места проживания
на момент анкетирования

 

Как следует из таблицы, представленной выше, обидчивость в большей степени проявляется у студентов, живущих в отдельных квартирах и в общежитии, а подозрительность — у студентов, живущих в общежитии и на съёмной квартире. Наименее обидчивы и подозрительны студенты, проживающие дома с родителями.

В таблице 3 представлены значимые результаты математико-статистического анализа (p<0,05) взаимосвязи между самооценкой успеваемости студента и выраженностью у него физической агрессии.

 

Таблица 3

Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и оценки собственной успеваемости

 

Как следует из таблицы, представленной выше, чем выше студент оценивает свою успеваемость, тем в меньшей степени у него развит такой компонент агрессии, как физическая агрессия.

В таблице 4 представлены значимые результаты (p<0,05), полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и табакокурения.

 

Таблица 4

Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и табакокурения

 

Как следует из таблицы, представленной выше, у студентов, пристрастившихся к табакокурению, в большей степени выражены раздражение и вербальная агрессия.

В таблице 5 представлены значимые результаты (p<0,05), полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и желания бросить курить.

 

Таблица 5

Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и желания бросить курить

 

Согласно данным, представленным выше, студенты, имеющие никотиновую зависимость и не желающие бросить курить, имеют более высокий уровень негативизма.

В таблице 6 представлены значимые результаты (p<0,05), полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и употребления пива.

 

Таблица 6

Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и употребления пива

 

Согласно данным, представленным в таблице 8, в наибольшей степени негативизм выражен у студентов употребляющих пиво несколько раз в неделю. Можно отметить, что уровень негативизма пропорционален частоте употребления такого алкогольного напитка как пиво.

В таблице 7 представлены значимые результаты (p<0,05), полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи выраженности различных компонентов агрессии (по Басса и Дарки) и частотой употребления различных видов алкогольных напитков, кроме пива.

 

Таблица 7

Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и частотой употребления
различных видов алкогольных напитков, кроме пива

 

Согласно данным, представленным в таблице 7, в наибольшей степени подозрительность выражена у студентов, ответивших, что употребляют алкогольные напитки (кроме пива) 1 раз в месяц, а наименее подозрительны респонденты, не употребляющие алкогольные напитки.

Значимые результаты (p<0,05), полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и отношения к лицам, употребляющим алкогольные напитки, отражены в таблице 8.

 

Таблица 8

Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и отношения к лицам, употребляющим алкогольные напитки

 

Благодаря данным, представленным в таблице 8, можно прийти к выводу, что студенты, которые нейтрально относятся к лицам, употребляющим алкогольные напитки, имеют более выраженный негативизм, чем студенты, имеющие негативное отношение.

Значимые результаты при математико-статистическом анализе взаимосвязи выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и отношения к лицам, употребляющим наркотики, получены не были.

Значимые результаты (p<0,05), полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и наличия пробы употребления наркотических веществ хотя бы единожды в жизни, отражены в таблице 9.

 

Таблица 9

Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и наличия пробы употребления наркотических веществ хотя бы единожды в жизни

 

Благодаря данным, представленным в таблице 9, можно прийти к выводу, что студенты, которые указывали в анкете, что хотя бы раз пробовали наркотическое вещество, в 1,5 раза более обидчивы, чем остальные респонденты.

К признакам, имеющим нормальное распределение, можно отнести вербальную агрессию, застревающую, педантичную, циклотимную и демонстративную акцентуацию.

Соответственно, возможно оценить наличие, направление и силу корреляционных связей между вербальной агрессией и застревающим, педантичным, циклотимным и демонстративным типом акцентуации (таб. 10).

 

Таблица 10

Взаимосвязь выраженности вербальной агрессии и типа акцентуации

Примечание: ** — корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.);
* — корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

 

Таким образом, результаты исследования, представленные в таблице 10, указывают на то, что существует прямая слабая корреляционная связь между застревающим и циклотимным типом акцентуации и вербальной агрессией. Можно сделать вывод, что у молодых людей, имеющих признаки застревающей или циклотимной акцентуации, в большей степени выражена вербальная агрессия.

Для оценки наличия взаимосвязи между компонентами агрессии и наличием акцентуации для показателей, не имеющих нормального распределения, был использован критерий T-bay Кендалла (таб. 11).

 

Таблица 11

Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и типа акцентуации

Примечание: ** — корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.);
* — корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

 

В таблице 11 представлены данные, которые свидетельствуют о том, что:

– 

при дистимическом типе акцентуации выражена обидчивость;

– 

при педантичном — раздражение и обидчивость;

– 

при демонстративном — косвенная агрессия и подозрительность;

– 

при циклотимном — вербальная и косвенная агрессия, раздражение, обидчивость и подозрительность;

– 

при эмотивном и тревожном — косвенная агрессия, раздражение и обидчивость (обнаружено, что, чем выше эмотивность, тем ниже уровень физической агрессии );

– 

при застревающем — выражены все компоненты агрессии, кроме подозрительности;

– 

при экзальтированном — выражены все компоненты агрессии, кроме физической агрессии;

– 

при неустойчивом — выражены все компоненты агрессии.

Или, другими словами, можно сказать, что:

– 

проявления физической агрессии наблюдаются у застревающего и неустойчивого типов акцентуации;

– 

вербальная агрессия достоверно чаще встречается при застревающей, циклотимной, неустойчивой и экзальтированной акцентуации;

– 

косвенная агрессия более выражена у застревающего, демонстративного, циклотимного, эмотивного, тревожного, неустойчивого и экзальтированного типа акцентуации;

– 

раздражение характерно для застревающей, педантичной, циклотимной, эмотивной, тревожной, неустойчивой, экзальтированной акцентуации;

– 

негативизм достоверно чаще встречается при застревающем, неустойчивом и экзальтированном типе акцентуации;

– 

обидчивость характерна для застревающей, педантичной, циклотимной, эмотивной, тревожной, неустойчивой, дистимической, экзальтированной акцентуации;

– 

подозрительность встречается при циклотимной, демонстративной, неустойчивой и экзальтированной акцентуации.

Выводы

1. Для юношей более характерно проявление физической агрессии. У девушек же в большей степени выражены косвенная агрессия, раздражение и обидчивость.

Установлено, что прямая физическая агрессия в наибольшей степени характерна для лиц мужского пола, косвенная — для лиц женского пола [9; 16]. Мальчики-подростки чаще и активнее участвуют в издевательствах, чем девочки [13].

2. Обидчивость в большей степени проявляется у студентов, живущих в отдельных квартирах и в общежитии, а подозрительность — у студентов, живущих в общежитии и на съёмной квартире. Наименее обидчивы и подозрительны студенты, проживающие дома с родителями.

3. Чем выше студент оценивает свою успеваемость, тем в меньшей степени у него проявляется склонность к физической агрессии.

4. Студенты, имеющие никотиновую зависимость, более раздражительны и склонны к вербальной агрессии. У тех из них, у кого нет желания бросить курить, в большей степени выражен негативизм.

5. Уровень негативизма пропорционален частоте употребления такого алкогольного напитка, как пиво.

6. В наибольшей степени подозрительность выражена у студентов, ответивших, что употребляют алкогольные напитки (кроме пива) 1 раз в месяц.

7. Студенты, которые нейтрально относятся к лицам, употребляющим алкогольные напитки, имеют более выраженный негативизм, чем студенты, имеющие негативное отношение.

8. Студенты, которые указывали в анкете, что хотя бы раз пробовали наркотическое вещество, в 1,5 раза более обидчивы, чем остальные респонденты.

9. Установлена значимая взаимосвязь между типом акцентуации характера и выраженностью компонентов агрессии по Бассу и Дарки.

 

Литература

1.   Маркова С.В. Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2012. – 23 с.

2.   Мельник Л.В., Ефимова Е.В. Мониторинг аддиктивного поведения среди студентов первого курса ТулГУ // Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием: материалы конференции «Современные пути развития психиатрии». – Тула: ТулГУ, 2014. – С. 33–36.

3.   Мельник Л.В., Култыгина С.В., Ивашиненко Д.М. Исследование факторов риска аддиктивного поведения в студенческой среде // Академический журнал Западной Сибири. – Тюмень: М-центр, 2011. – С. 28.

4. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.

5.   Anderson C.A. Violence and aggression // Encyclopedia of psychology Washington: in 8 vol. / ed. by A.E. Kazdin. – New York – Washington D.C.: Oxford University Press; American Psychological Association. – 2000. – Vol. 8. – P. 162–169.

6.   Andreou E. Bully/victim problems and their association with Machiavellianism and self-efficacy in Greek primary school children // British Journal of Educational Psychology. – 2004. – № 74 (Pt. 2). – P. 297.

7.   Bushman B.J., Baumeister R.F. Does self-love or self-hate lead to violence? // Journal of Research in Personality. – 2002. – № 36. – P. 543–545.

8.   Can callous-unemotional traits enhance the understanding, diagnosis, and treatment of serious conduct problems in children and adolescents? A comprehensive review / P.J. Frick, J.V. Ray, L.C. Thornton [et al.] // Psychological Bulletin. – 2014. – Vol. 140, № 1. – P. 1–57.

9.   Concurrent and longitudinal links between friendship and peer victimization: implications for befriending intervention / M.J. Boulton, M. Trueman, C. Chau [et al.] // Journal of Adolescence. – 1999. – Vol. 22, № 4. – P. 461–466.

10.   Genetic-environmental interaction in the genesis of aggressivity and conduct disorders / R.J. Cadoret, W.R. Yates, E. Troughton [et al.] // Arch Gen Psychiatry. – 1995. – Vol. 52, № 11. – P. 916–924.

11.   Genetic and environmental influences on subtypes of conduct disorder behavior in boys / E. Simonoff, A. Pickles, J. Meyer [et al.] // J Abnorm Child Psychol. – 1998. – Vol. 26, № 6. – P. 495–509.

12.   Glenn A.L.,  Raine A. Neurocriminology: Implications for the punishment, prediction and  prevention  of  criminal  behavior // Nature Reviews Neuroscience. – 2014. – № 15. – P. 54–63.

13.   Megele C. School crime and violence in European Union // Encyclopedia of school crime and violence / ed. by L.L. Finley. – 2011. – P. 169–173.

14.   Paulhus D.L., Williams K.M. The Dark Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy // Journal of Research in Personality. – 2002. – Vol. 36, № 6. – Р. 556–563.

15.   Veenema A.H. Early life stress, the development of aggression and neuroendocrine and neurobiological correlates: what can we learn from animal models? // Frontiers in Neuroendocrinology. – 2009. – Vol. 30, № 4. – P. 497–518.

15.   Woods S., Wolk D. Direct and relational bullying among primary school children and academic achievement // Journal of School Psychology. – 2004. – № 24. – P. 135–155.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 616.89-008.444.9-052.63

Ивашиненко Д.М., Ивашиненко Л.В., Бурделова Е.В. Факторы агрессии в студенческой среде // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2016. – N 3 (13) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player