О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Общие представления о метеотропных реакциях, диатезах и идентичности их клинических проявлений

Ганузин В.М. (Ярославль, Россия)

 

 

Ганузин Валерий Михайлович

Ганузин Валерий Михайлович

–  кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии; федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Революционная ул., 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (485) 272-65-19.

E-mail: vganuzin@rambler.ru

 

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы метеочувствительности, метеотропных реакций и их распространенности. Приводятся основные синдромы и симптомы, встречающиеся при специфических и неспецифических реакциях. Обсуждаются вопросы идентичности различных клинических симптомов метеотропных состояний и аномалий конституции.

Ключевые слова: метеочувствительность; метеотропные реакции; аномалии конституции; диатезы.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Изменения погодных условий, по данным различных авторов, вызывают метеотропные реакции со стороны различных органов и систем [4; 6; 13; 15; 18]. Метеочувствительность и метеотропные реакции достаточно широко распространены среди детского и взрослого населения [4; 5; 6]. Исследования, проведенные в начале 90-х годов среди студентов педагогического вуза в возрасте от 17 до 23 лет, показали, что 29,3% из них являлись лицами с повышенной метеочувствительностью [4]. По данным К.И. Григорьева, метеочувствительность у детей имеет возрастные закономерности. В возрасте одного года у 45 % обследованных детей погодные условия оказывают влияние на их состояние здоровья. В более старшем возрасте этот показатель снижается до 32 %, а у подростков снова увеличивается до 44%. По данным Н.К. Григорьевой, метеочувствительностью страдали 58,9% школьников старшего возраста [7]. Полученные нами данные среди студентов 5—6 курсов выявили метеочувствительность у 67,2% обследованных [3].

Под метеочувствительностью понимают способность организма и системы вегетативной регуляции отвечать физиологической, предпатологической или патологической реакцией на воздействие погодных факторов, а также пониженную устойчивость к изменяющимся метеорологическим и климатическим условиям. Поэтому ребенка с повышенной метеочувствительностью можно лишь условно считать здоровым.

При проведении исследования было установлено, что по характеру ответной реакции на магнитные поля все люди, в том числе и дети, делятся на три группы: магнитноотрицательная — под действиемя магнитного поля происходит ухудшение показателей, характеризующих состояние адаптационных способностей организма; магнитноположительная — под действием магнитного поля происходит уменьшение напряжения регуляторных механизмов и наблюдается некоторая активизация защитных функций организма; магнитноустойчивая — после действия магнитного поля показатели, характеризующие состояние здоровья, не выходят за пределы нормы ввиду хорошей системы адаптации организма, позволяющей самостоятельно компенсировать это внешнее неблагоприятное воздействие [12].

При этом метеотропные реакции не проходят бесследно как у здоровых, так и у больных детей. Врачи обычно не связывают ухудшение в состоянии здоровья детей с влиянием метеотропных факторов в силу малой освещенности этих вопросов в педиатрической литературе.

В развитии метеотропных реакций выделяют следующие фазы:

✓ 

клинико-физиологическая адаптация к влиянию метеотропных факторов;

✓ 

гиперчувствительность к резкой смене погодных условий;

✓ 

дезадаптация к погоде.

В педиатрии при клинической характеристике метеотропных реакций выделяют специфическую и неспецифическую реакции. Под специфической реакцией понимают обострение основного заболевания. При неспецифической — появляются общие симптомы (плохое самочувствие, головные боли, повышенная утомляемость, плохой сон и др.), связанные с реакцией вегетативной системы.

Метеотропные реакции, в зависимости от механизма реализации, могут сопровождаться следующими клиническими синдромами: вегето-неврастеническим, вегетососудистым, кардио-респираторным, диспептическим, кожно-аллергическим, обменно-дистрофическим, гематологическим и иммунопатологическим [5; 6; 17].

При вегето-неврастенических реакциях у детей и подростков появляются слабость, раздражительность, плаксивость, головные боли, нарушение сна. Вегетососудистые реакции сопровождаются большим количеством жалоб, связанных с колебанием артериального давления и вегетативными расстройствами. При этом следует учитывать индивидуальную вегетативную устойчивость детей [14]. Кардио-респираторный синдром сопровождается увеличением числа сердечных сокращений и частоты дыханий, которые сопровождаются кашлем и цианозом. Диспептический синдром проявляется изменением аппетита, тошнотой, рвотой. Дети жалуются на боли в эпигастральной области, правом подреберье и по ходу кишечника. Могут быть расстройства стула. Кожно-аллергические реакции, как метеотропные, часто приобретают рецидивирующее и хроническое течение. Дети жалуются на периодически возникающие кожный зуд, разнообразные сыпи. Наиболее опасны аллергические реакции немедленного типа (крапивница, отек Квинке и др.). В качестве примера кожно-аллергической реакции можно привести так называемую «холодовую аллергию» [9]. При обменно-дистрофических реакциях происходят нарушения обмена веществ (основных видов), которые могут привести к дистрофическим изменениям, болях в мышцах и связочно-суставном аппарате. Геморрагический синдром связан с гематологическими изменениями у детей, проявляющимися снижением резистентности сосудистой стенки, тромбоцитопатиями, нарушениями свертывающей системы крови. Это может выражаться геморрагиями на коже и слизистых, кровотечениями и кровоизлияниями в различные органы и системы. Иммунопатологический синдром связан с нарушениями клеточного и гуморального иммунитета и сопровождается различными иммунопатологическими реакциями в организме ребенка.

Особенно неблагоприятно, по нашему мнению, метеотропные реакции могут протекать на фоне различных диатезов (аномалий конституции). В настоящее время насчитывают более 15 диатезов, но при этом не исключены их сочетания, а также варианты, присущие только отдельному ребенку [1; 2; 10; 11; 16]. Академиком Юрием Евгеньевичем Вельтищевым было предложено выделять четыре большие группы диатезов.

1. 

Аллерготопические (иммунотопические): аллергический (атопический); инфекционно-аллергический; лимфатический.

2. 

Обменные (дисметаболические): мочекислый; оксалатный; диабетический; геморрагический; тромбоцитопатический; ожирение.

3. 

Органотопические: нефропатический; эрозивно-язвенный; гипертонический; кардио-ишемический; атеросклеротический.

4. 

Нейротопические: психоастенический; вегетодистонический.

В педиатрии выделяют характерные анамнетические, клинико-лабораторные и иммунологические маркеры наиболее часто встречающихся диатезов у детей.

1.  Атопический диатез:

а) 

положительные данные семейного аллергологического анамнеза (наличие аллергических реакций у родственников ребенка, как по отцовской, так и по материнской линии);

б) 

изменения реакции кожи: белый дермографизм; побледнение в месте введения никотиновой кислоты; резкое увеличение чувствительности кожи к внутрикожному введению гистамина с повышением ее температуры; повышенная чувствительность бронхов к гистамину и ацетилхолину;

в) 

лабораторные данные: увеличение JgE в сыворотке крови; снижение норадреналина в сыворотке крови; уменьшение реакции гликемии на адреналин и ответной цитохимической реакции лимфоцитов и сегментоядерных лейкоцитов на адренергические стимулы.

2.  Аутоаллергический диатез:

а) 

данные семейного анамнеза (СКВ, ревматоидный артрит, некоторые заболевания соединительной ткани, иммуногемопатии у родственников);

б) 

возраст (1—5 лет и 12—14 лет), совпадающий с периодами максимального относительного вытяжения;

в) 

пол (у девочек чаще, чем у мальчиков, а к пубертатному периоду — исключительно у девочек);

г) 

частые осложнения после профилактических прививок;

д) 

повышенная чувствительность кожи к УФ-облучению;

е) 

лабораторные данные: повышенное содержание у-глобулинов в крови; выявление Le-клеток, антинуклеарного фактора в состоянии полного клинического благополучия.

3.  Инфекционно-аллергический диатез:

а) 

возможность развития васкулита в ответ на различные инфекции;

б) 

длительные периоды субфебрильной температуры и повышения СОЭ после ОРВИ и заболеваний носоглотки;

в) 

частые полиартралгии и (или) кардиалгии в ходе ОРВИ, других бактериальных инфекций.

4.  Экссудативный диатез:

а) 

изменения со стороны кожи и подкожной клетчатки: бледность кожи, рыхлость, часто избыточное развитие подкожной клетчатки (паратрофия); снижение эластичности кожи и тургора тканей; «гнейс» на волосистой части головы, «молочный струп», строфулюс, «мокнущая» экзема;

б) 

изменения со стороны слизистых оболочек: усиленная десквамация эпителия языка («географический язык»); стоматит; конъюнктивит, блефарит; ринит, фарингит, синусит, бронхит, ложный круп;

в) 

изменения лимфаденоидной ткани; увеличение аденоидов, миндалин, полилимфадения, гепатоспленомегалия;

г) 

лабораторные данные: эозинофилия; гипо- и диспротеинемия; гипохолестеринемия; повышенное содержание JgE, снижение JgA.

5.  Лимфатико-гипопластический диатез:

а) 

частые ОРВИ, астматический синдром;

б) 

избыточная масса и длина тела;

в) 

изменения со стороны кожи и подкожной клетчатки: бледность, экссудативные элементы, рыхлость, гидрофильность, часто избыточное развитие подкожной клетчатки, снижение тургора тканей и мышечного тонуса;

г) 

изменение лимфаденоидной ткани: тимомегалия, аденоидит, гипертрофический тонзиллит, полилимфадения, гепатоспленомегалия;

д) 

врожденные пороки, гипоплазия внутренних органов;

е) 

лабораторные данные: умеренный лейкоцитоз, лимфо- и моноцитоз, гипогликемия, повышенное содержание Е, снижение Т- и В-лимфоцитов.

6.  Нервно-артрический диатез:

а) 

возраст (чаще 7—14 лет);

б) 

кожные проявления: аллергические реакции в виде отеков Квинке, крапивницы, нейродермита, экземы;

в) 

нейро-астенический синдром: преобладание процессов возбуждения, раннее психическое и эмоциональное развитие, эмоциональная лабильность, ночные страхи, упорная анорексия, тикоидные и хореические гиперкинезы, логоневроз, привычные рвоты, аэрофагия, энурез;

г) 

обменные нарушения: синдром ацетонемической рвоты; полиартралгии, дизурические расстройства;

д) 

спастический синдром: мигренеподобные головные боли, кардиалгии, склонность к гипертензии, почечным и кишечным коликам.

Сочетание этих диатезов с определенными метеорологическими факторами, по нашему мнению, может усиливать эффект реализации перехода предрасположенности в болезнь, а также являться прогностически неблагоприятным моментом в возникновении и течении заболеваний со сходными патоморфологическими и иммунопатологическими механизмами.

Диагностика метеотропных реакций часто является затруднительной, т.к. дети, родители и врачи, как правило, не связывают ухудшение общего состояния, возникновение заболевания или обострение имеющейся хронической патологии с изменением метеорологических, электромагнитных или геофизических параметров. Поэтому при обследовании детей и подростков с повышенной метеочувствительностью необходимо учитывать ряд факторов. Прежде всего, это связь и неоднократное повторение однообразных симптомов при «плохой» погоде и исчезновение их при «хорошей». У таких детей перед сменой погоды часто возникают субъективные предчувствия этого, так называемая «метеорологическая аура». Дети становятся малоактивными, падает умственная и физическая работоспособность, появляются, на первый взгляд, необоснованные жалобы. Важным в диагностике является и отсутствие метеотропных реакций вне погодных причин.

Дополнительную информацию в процессе диагностики метеотропных реакций можно получить, используя метео-индексы И. Кедро, О.Г. Богаткина, И.А. Григорьева и др. При вычислении метеопатологического индекса (МИ) de Rudder используется формула: МИ = (n · m) / (N · M), где n — период в днях, за которые собран анамнез; m — общее число клинических ухудшений; N — дни неблагоприятной погоды за тот же период; M — число ухудшений, связанных с изменением погоды. При этом, если МИ выше 1, то можно говорить о повышенной или патологической метеочувствительности. Высоко достоверная метеочувствительность считается при МИ 1,5 и выше [6].

Средний срок наблюдения за ребенком, позволяющий объективно оценить метеочувствительность, должен составлять 1,5—2 месяца. При этом должно быть зарегистрировано не менее 3—5 дней с резкими колебаниями погодных условий.

При подтверждении метеочувствительности у пациента дальнейшая профилактика и лечение должны строиться с учетом медицинских прогнозов погоды [5]. Ребенку рекомендуется проводить индивидуальные специфические и неспецифические меры метеотропной профилактики в зависимости от предполагаемого его типа реакции. К специфической метеотропной профилактике относится назначение или коррекция доз базисной терапии. К неспецифической метеопрофилактике относятся мероприятия — как медикаментозные, так и немедикаментозные, — повышающие защитные силы организма. Из немедикаментозных средств следует использовать режимные моменты, полноценный по качеству и количеству сон, коррекцию физических и умственных нагрузок в течение дня. У детей старшего возраста и подростков с этой целью можно применять аутотренинг, метод биологической обратной связи. Особое место в реабилитации детей с метеотропными реакциями отводится консультациям клинического психолога.

Заключение

Метеочувствительность у детей имеет возрастные закономерности. Метеотропные реакции, в зависимости от действующих факторов и механизмов реализации, проявляются различными клиническими синдромами. Возникновение этих синдромов всегда связано с метеорологическими факторами, что и отличает метеоротропные реакции от сходных с ними по клинике хронических заболеваний. По нашему мнению, определенный тип метеотропных реакций у детей зависит от имеющихся у них аномалий конституции.

 

Литература

1.   Вельтищев Ю.Е. Наследственные предрасположения к болезням, диатезы и пограничные состояния у детей // Педиатрия. – 1984. – № 12. – С. 3–9.

2.   Воронцов И.М., Кельмансон И.А., Цинзерлинг А.В. Синдром внезапной смерти грудных детей. – СПб.: Специальная литература, 1997. – 220 с.

3.   Ганузин В.М., Черная Н.Л. Распространенность метеочувствительности и метеотропных реакций у студентов старших курсов // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2015. – № 3. – С. 28–31.

4.   Григорьев А.И. Проблемы метеотропизма в университетской гигиене (на примере студентов педагогического вуза): автореф. дис. … докт. мед. наук. – М., 1992. – 34 с.

5.   Григорьев К.И. Метеопрофилактика в педиатрии: монография. – М.: Русский врач, 2010. – 115 с.

6.   Григорьев К.И. Адаптация и стресс в детском возрасте. – М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 304 с.

7.   Григорьева Н.К. Нарушения метеочувствительности, их профилактика и коррекция при различных болезнях у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2005. – 24 с.

8.   Дробышева А.А., Дробышев А.Д. Профилактика и коррекция метеотропных реакций у детей 10–14 лет с нейроциркуляторной дистонией. – СПб.: Издат-во РГГМУ, 2009. – 115 с.

9.   Мачарадзе Д.Ш. Холодовая крапивница: особенности диагностики и лечения // Лечащий врач. – 2010. – № 10. – С. 5–8.

10.   Неудахин Е.В. Общие представления о конституции человека, конституционных типах, аномалиях конституции и диатезах // Вопросы детской диетологии. – 2013. – № 4. – С. 46–50.

11.   Неудахин Е.В., Чемоданов В.В. К дискуссии о конституции человека, конституциональных типах и диатезах // Педиатрия. – 2005. – № 5. – С. 60–67.

12.   Оценка риска воздействия магнитного поля на организм человека в различных возрастных группах и возможности его минимизации / В.В. Макарьин, Н.Л. Черная, О.Б. Дадаева [и др.] // Актуальные проблемы экологии Ярославской области. – Ярославль. – 2008. – Том 2. – С. 89–93.

13.   Соловьева В.А. Магнитные бури: защита и адаптация. – М.: АСТ, 2006. – 159 с.

14.   Сравнительная характеристика вегетативной устойчивости и социальной адаптированности подростков, обучающихся в сельских и городских школах / Н.Л. Черная, В.М. Ганузин, А.В. Киселева [и др.] // Детская больница. – 2009. – № 1(35). – С. 33–37.

15.   Ходакова В.Е., Соколова Н.А., Чёрный С.Г. Влияние природно-климатических факторов на социально-экономические и производственные системы: монография. – Херсон., 2012. – 354 с.

16.   Черная Н.Л. Конституциональные типы детей. Диатезы. Современное состояние вопроса. – Ярославль. – 2012. – 36 с.

17.   Черная Н.Л., Ганузин В.М. К вопросу о метеочувствительности и метеотропных реакциях у детей // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – № 2(8) [Электронный ресурс]. URL: http://medpsy.ru/climp

18.   Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – 2-е изд. – М.: Мысль,1976. – 367 с.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.7:616-056.4

Ганузин В.М. Общие представления о метеотропных реакциях, диатезах и идентичности их клинических проявлений // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 1(15) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player