О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Оценка удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи в государственной и частной медицинской сети
(сообщение второе)

Худяков А.В., Хритин А.И., Урсу А.В., Сурина А.Е. (Иваново, Россия),
Манахов В.В. (Владимир, Россия)

 

 

Худяков Алексей Валерьевич

Худяков Алексей Валерьевич

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России), пр-кт Шереметевский, д. 8, Иваново, 153012, Россия. Тел.: 8 (4932) 30-17-66.

E-mail: app237110@yandex.ru

Хритин Александр Иванович

Хритин Александр Иванович

–  клинический ординатор; ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России, пр-кт Шереметевский, д. 8, Иваново, 153012, Россия. Тел.: 8 (4932) 30-17-66.

E-mail: alex302441@yandex.ru

Урсу Александр Васильевич

Урсу Александр Васильевич

–  кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии; ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России), пр-кт Шереметевский, д. 8, Иваново, 153012, Россия. Тел.: 8 (4932) 30-17-66.

E-mail: Zaq1221@yandex.ru

Сурина Анна Евгеньевна

Сурина Анна Евгеньевна

–  кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии; ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России), пр-кт Шереметевский, д. 8, Иваново, 153012, Россия. Тел.: 8 (4932) 30-17-66.

E-mail: ansur8@mail.ru

Манахов Виктор Викторович

Манахов Виктор Викторович

–  врач; Государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области «Областная психиатрическая больница № 2» ул. Прибольничная, д. 2, п. Содышка, Суздальский район, Владимирская область, 601280, Россия.
Тел.: 8 (4922) 35-52-63.

E-mail: Ya.vicktor2014@yandex.ru

 

Аннотация. В данной работе продолжен анализ ранее опубликованной информации, посвященной сравнению удовлетворенности пациентов качеством оказания помощи в государственном и частном медицинском учреждениях. Анализируются взаимосвязи удовлетворенности оказанной помощью с различными характеристиками опрошенного контингента.

Ключевые слова: качество медицинской помощи; частная медицина.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Представленное сообщение является продолжением ранее опубликованной статьи (Худяков А.В., Хритин А.И., Урсу А.В. и др., 2016) с аналогичным названием. Исследование было проведено на основе анализа анкет посетителей амбулаторных учреждений государственной и частной медицины. Первое сообщение было представлено в основном общими характеристиками различных аспектов врачебной деятельности. В данном сообщении рассматривается взаимосвязь качества оказания помощи размеру оплаты и приемлемости оплаты с учетом финансовых возможностей пациентов, а также с намерением продолжения платного лечения.

Первую группу (пациенты государственной поликлиники) составили 48 человек (40% мужчин и 60% женщин), вторую (частная клиника) — 53 человека (47% мужчин и 53% женщин).

 

Таблица 1

Соотношение оценки качества медицинской помощи (соответствие размеру оплаты)
и ее финансовой доступности, а также намерения дальнейшего обращения
в частную клинику среди первой группы респондентов

 

Как видно из табл. 1, большинство опрошенных первой группы (69%) считает, что оказанная в частных клиниках помощь соответствует размеру оплаты за нее, при этом 34% из них оценивают ее как приемлемую для себя и своего бюджета, для 27% она находится на грани их финансовых возможностей, и лишь 8% она наносит материальный ущерб. Из этого же числа респондентов 25% уверены в том, что в дальнейшем обратятся в эту клинику, 38% не могут дать определенного ответа на этот вопрос, но все же более склонны к повторному посещению; 6%, в свою очередь, менее склонны к повторному посещению клиники. Среди оставшегося 31% пациентов, считающих оказанную помощь не соответствующей ее стоимости, 6% все же полагают, что она приемлема для них по материальным соображениям, 15% считают ее находящейся на грани их финансовых возможностей, 10% находят ее несоизмеримой со своим бюджетом. На вопрос о дальнейшем посещении частной клиники в этом случае, вопреки ожиданиям, больше положительных ответов (8% и 13%), чем отрицательных (8% и 2%).

На основании представленных выше данных было проведено сравнение показателей соответствия оплаты оказанной помощи, ее приемлемости и дальнейшего обращения в клинику по критериям удовлетворенности с использованием t-критерия Стьюдента с показателем достоверности р<0,05. Большинство опрошенных, считающих оказанную в частной клинике помощь соответствующей ее стоимости (69%), достоверно больше удовлетворены приемом (p<0,05), заинтересованностью врача (p<0,05), назначенным лечением (p<0,001), оплата для них достоверно является приемлемой либо на грани их финансовых возможностей (p<0,05), и в дальнейшем они достоверно более склонны обращаться в платную медицину (p<0,05). В то же время они достоверно удовлетворены и качеством бесплатной помощи, а именно общим приемом (p<0,05) и назначенным лечением (p<0,01). Те, кто считает, что оказанная помощь не соответствует оплате (31%), достоверно меньше были удовлетворены приемом в частном медицинском учреждении (p<0,05), заинтересованностью врача (p<0,05) и качеством назначенного лечения (p<0,001), однако эти же пациенты также достоверно в большей степени не удовлетворены и качеством бесплатной помощи, а именно назначенным лечением (p<0,01) и приемом в целом (p<0,05). Эта же категория достоверно считает, что с учетом их материального положения стоимость помощи оказалась для них на грани финансовых возможностей или же вообще нанесла ущерб их бюджету (p<0,05), и поэтому они в меньшей степени склонны повторно обращаться к платным специалистам.

 

Таблица 2

Соотношение оценки качества медицинской помощи (соответствие размеру оплаты)
и ее финансовой доступности, а также намерения дальнейшего обращения
в частную клинику среди второй группы респондентов

 

Большинство опрошенных второй группы (75%) считает, что оказанная помощь соответствует размеру оплаты, но при этом для большинства из них она находится на грани финансовых возможностей — 41%, 34% считают ее приемлемой; 60% в дальнейшем планируют обращаться в данную клинику. Нежелающие в дальнейшем посещать ее объясняют это высокой ценой оказываемой помощи (13%) и неудовлетворенностью качеством оказываемой помощи (2%). Оценивая качество помощи по сравнению с другими частными клиниками, большинство опрошенных затруднилось дать оценку (32%); отметили ее как более высокую 30%, не нашли различий 13%, более низкую оценку не дал никто. Стоимость помощи по сравнению с другими клиниками оценили следующим образом: затруднились с ответом 34%, более высокая — 26%, не нашли различий 15%. Среди оставшихся 13 человек (25%), считающих оплату не соответствующей оказанной помощи, наиболее примечательно следующее: наличие тех, для кого она наносит ущерб бюджету, — 10%, желание так или иначе в дальнейшем посещать клинику присутствует у 13% пациентов, нежелание посещать ее из-за высокой цены выражено у 10% пациентов, наличие отрицательных отзывов о качестве и стоимости оказанной помощи по сравнению с другими частными медицинскими учреждениями отмечено лишь в двух случаях (по 2%).

 

Рисунок 1. Сравнение обследованных групп с учетом финансовых критериев

Примечание: А — считающие оказанную помощь соответствующей размеру оплаты;
Б — считающие оказанную помощь не соответствующей размеру оплаты.

1.1 — считающие оплату за оказанную помощь приемлемой;

1.2 — считающие оплату за оказанную помощь находящейся на грани их
финансовых возможностей;

1.3 — считающие оплату за оказанную помощь наносящей ущерб их бюджету.

2.1 — намеревающиеся в дальнейшем обращаться в частные клиники;
2.2 — более склонные в дальнейшем обращаться в частные клиники;
2.3 — менее склонные в дальнейшем обращаться в частные клиники;
2.4 — не намеревающиеся в дальнейшем обращаться в частные клиники.

3.1 — желающие в дальнейшем продолжать лечение в данной клинике;

3.2 — не желающие продолжать лечение в данной клинике из-за высокой цены
оказываемой помощи;

3.3 — не желающие продолжать лечение в данной клинике из-за
несоответствующего качества оказываемой помощи.

 

Рис. 1 показывает значительное сходство оценки удовлетворенности оказываемой медицинской помощью в частных клиниках респондентами обеих групп с несколько более высоким уровнем во второй группе. При этом среди удовлетворенных во второй группе отсутствуют респонденты, считающие, что оплата наносит ущерб их бюджету, тогда как в первой группе таковых оказалось 6% от общего числа.

Намерение респондентов в дальнейшем посещать частную клинику согласуется с их оценкой качества медицинской помощи. Вместе с тем доля респондентов, определенно заявивших о намерении в дальнейшем посещать частную клинику, во второй группе составила 60% против 25% в первой. Показательно, что в обеих группах среди тех, кто считает уровень оплаты не соответствующим качеству оказания медицинской помощи, все же большая часть высказала определенно или предположительно намерение в дальнейшем пользоваться помощью частных клиник.

На основании вышеприведенных данных по второй группе респондентов мы провели сравнение показателей соответствия оплаты оказанной помощи, ее приемлемости, дальнейшего обращения в клинику, а также показателей стоимости и качества оказанной помощи в сравнении с другими частными клиниками по критериям удовлетворенности с использованием t-критерия Стьюдента с показателем достоверности р<0,05. В результате было выявлено, что 40 человек, считающих оказанную помощь соответствующей оплате (75%), были достоверно наиболее удовлетворены приемом в целом (p<0,05), полнотой полученной информации (p<0,05) и назначенным им лечением (p<0,05); с учетом их материального положения оплата для них достоверно являлась приемлемой или находилась на грани их финансовых возможностей (p<0,001), и в дальнейшем они достоверно более склонны обращаться за помощью в данное медицинское учреждение (p<0,01). Оставшиеся 13 человек (25%), не признающих соответствия оказанной помощи ее стоимости, достоверно меньше удовлетворены приемом в целом (p<0,05), полнотой полученной информации (p<0,05) и назначенным им лечением (p<0,05); оплата для них достоверно являлась на грани их финансовых возможностей или даже наносила ущерб их бюджету (p<0,001), и в дальнейшем они достоверно более склонны отказаться от обращения в данное медицинское учреждение (p<0,01).

Таким образом, большая часть пациентов государственного и частного медицинских учреждений положительно оценивает соотношение цены и качества платной медицинской помощи. Можно предположить, что определенную роль в оценке качества медицинской помощи играет не только сам по себе уровень ее оказания, но и личностные качества пациентов, поскольку те, кто удовлетворен качеством платной помощи, также чаще удовлетворены и бесплатной помощью, и наоборот, неудовлетворенность распространяется одновременно как на платную, так и на бесплатную помощь. Аналогичные закономерности отмечаются и при оценке приемлемости оплаты с учетом материального положения: пациенты, считающие, что уровень оплаты находится на грани их финансовых возможностей или наносит ущерб бюджету, более критично относятся к оценке соответствия цены и качества. Вместе с тем, несмотря на критическое отношение к уровню оказания платной помощи, значительная часть пациентов все же намерена продолжить лечение в частной клинике.

 

Литература

1.   Оценка удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи в государственной и частной медицинской сети (сообщение первое) / А.В. Худяков, А.И. Хритин, А.В. Урсу [и др.] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2016. – N 3 (13) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 15.01.2017).

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 614.2:616-082

Оценка удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи в государственной и частной медицинской сети (сообщение второе) / А.В. Худяков, А.И. Хритин, А.В. Урсу [и др.] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 2 (16) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player