О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

Детская инвалидность, профилактика, полипрофильная реабилитация
и абилитация детей с ограниченными возможностями (лекция)

Ганузин В.М. (Ярославль, Россия)

 

 

Ганузин Валерий Михайлович

Ганузин Валерий Михайлович

–  кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии; федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Революционная ул., 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (485) 272-65-19.

E-mail: vganuzin@rambler.ru

 

Аннотация. В статье освещаются вопросы реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Представлены современная классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы детей и подростков. Дана структура первичной инвалидности среди детского населения. Показана важность полипрофильной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети; инвалиды; классификация; программа реабилитации и абилитации.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных [1; 2; 5; 6; 7]. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха [12; 14]. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по-прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений [7; 13].

Из числа детей, признанных инвалидами в стране, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития и психическими расстройствами. А среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% — дети с умственной отсталостью.

В Ярославской области на начало 2016 года числилось 3397 инвалидов детства, что составило 17,5 на 10 000 детского населения. В структуре первичной инвалидности первое место занимали врожденные аномалии развития (23%), второе — эндокринные заболевания (19,8%), третье — психические расстройства (17,5%), четвертое — болезни нервной системы (10,1%). Другие причины встречались реже: болезни костно-мышечной системы — 7,4%, злокачественные новообразования — 6,4%, болезни уха и сосцевидного отростка — 4,4%, болезни органов зрения — 2,5%.

К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Факторы риска и причины возникновения основных инвалидизирующих состояний. Все причинные факторы делятся на три основные группы: социально-демографические, социально-психологические и медицинские, которые, в свою очередь, можно подразделить на медико-биологические и медико-организационные [12; 14].

В Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" определены классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, в т.ч. детей, при осуществлении медико-социальной экспертизы [6; 14].

Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности

К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);

нарушения языковых и речевых функций: устной речи (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной речи (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования;

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции; боль);

нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);

нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;

нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень — стойкие, незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень — стойкие, умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень — стойкие, выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень — стойкие, значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Она основана на нормальной смене возрастных этапов развивающегося человека и основных форм его социального бытия на этих возрастных этапах:

от 0 до 3—4 лет (ранняя помощь семье и ребенку);

от 4—5 до 7—8 лет (воспитание в дошкольном учреждении);

от 7—8 лет до 14—16 лет (систематическое обучение);

от 14—16 до 21—24 лет (профессиональная подготовка).

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:

a)

способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно обеспечивать свои основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены, а именно:

 

1 степень — способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

 

2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

 

3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;

б)

способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом, а именно:

 

1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

 

2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

 

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в)

способность к ориентации — способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения, а именно:

 

1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

 

2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

 

3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г)

способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации, а именно:

 

1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа органов слуха — способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;

 

2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

 

3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д)

способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм, а именно:

 

1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

 

2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

 

3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е)

способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни, а именно:

 

1 степень — способность (определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии) к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением специальных технических средств обучения;

 

2 степень — способность (определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии) к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам, при необходимости — обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением специальных технических средств обучения;

 

3 степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма;

ж)

способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы, а именно:

 

1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

 

2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

 

3 степень — способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

Критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) по установлению инвалидности у ребенка в возрасте до 18 лет. Основные требования к оформлению медицинской документации

Для того чтобы ребенка признали инвалидом, необходимо пройти медико-социальную экспертизу (далее — МСЭ). Направление на прохождение МСЭ можно получить в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства (больница, поликлиника) либо через органы социальной защиты. Его оформляет лечащий врач больницы или участковый врач-педиатр, вписывая туда заключения врачей-специалистов, дополнительных и инструментальных методов исследования (перечень осмотров специалистами при различной патологии указан в приложении Приказа МТ и СР РФ № 1024н от 17.12.2015).

Данное направление подписывается главврачом и заверяется печатью учреждения, выдавшего направление. С этим направлением ребенок-инвалид в сопровождении родителя или лица, его заменяющего, направляется на МСЭ, где он освидетельствуется и получает Заключение о назначении ему инвалидности или отказе в этом. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения им 18 лет.

С 1 января 2016 года вступит в силу новый порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалидов, выдаваемых государственными учреждениями медико-социальной экспертизы [3; 13]. Программа содержит как реабилитационные или абилитационные мероприятия, предоставляемые ребенку-инвалиду бесплатно, так и мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица и организации.

ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро МСЭ.

ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения им возраста 18 лет. В новую ИПРА ребенка-инвалида вписываются реабилитационные и абилитационные мероприятия, в которых нуждается ребенок-инвалид. Ранее выданная ИПРА ребенка-инвалида после оформления заключения о ее выполнении погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в правом верхнем углу надписи «погашена», приобщается к акту медико-социальной экспертизы ребенка.

ИПРА ребенка-инвалида, оформленная на бумажном носителе, подписывается руководителем и ребенком-инвалидом (его законным или уполномоченным представителем), заверяется печатью бюро и выдается на руки ребенку-инвалиду, его законному или уполномоченному представителю.

В случае отказа ребенка-инвалида (его законного представителя) подписать сформированную ИПРА ребенка-инвалида она приобщается к его акту медико-социальной экспертизы.

При реализации ИПРА ребенка-инвалида обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Учреждение МСЭ направляет Выписку из ИПРА инвалида в орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности, региональные отделения Фонда социального страхования по месту жительства ребенка-инвалида, определенные в соответствии с его ИПРА исполнителями реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Выписка направляется для выполнения следующих мероприятий:

а)

по медицинской реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья;

б)

по профессиональной реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в области содействия занятости населения;

в)

по психолого-педагогической реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования;

г)

по социальной реабилитации или абилитации — в части обеспечения техническими средствами реабилитации (далее — TCP), предоставляемыми ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета в сфере социальной защиты населения;

д)

физкультурно-оздоровительных мероприятий, занятий спортом — в орган исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта;

е)

по обеспечению TCP, предоставляемых ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета, — в региональное отделение Фонда социального страхования.

В выписке указываются:

а)

наименование и адрес органа исполнительной власти, регионального отделения Фонда, в который направляется Выписка;

б)

наименование бюро медико-социальной экспертизы, направившего Выписку;

в)

номер ИПРА ребенка-инвалида, номер и дата (число, месяц, год) протокола проведения медико-социальной экспертизы, согласно которому разработана данная ИПРА ребенка-инвалида;

г)

заполненный раздел общих данных об ребенке-инвалиде в ИПРА;

д)

заполненная таблица мероприятий реабилитации или абилитации ИПРА ребенка-инвалида, исполнителем которых определено региональное отделение Фонда, в который направляется Выписка;

е)

дата направления Выписки, которая подписывается руководителем бюро МСЭ.

Выписка направляется в орган исполнительной власти не позднее 3 рабочих дней с даты выдачи ИПРА ребенка-инвалида. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, включает в себя паспортные данные ребенка; информацию о сроке, до которого установлена категория «ребенок-инвалид»; данные о месте жительства законного представителя ребенка-инвалида; показания к проведению реабилитационных мероприятий; перечень ограничений основных категорий; степень ограничения (1, 2, 3) жизнедеятельности, способности к самообслуживанию, способности к передвижению, способности к ориентации, способности к общению, способности к обучению, способности к трудовой деятельности, способности к контролю за своим поведением. В ИПР ребенка-инвалида вносятся данные о том, разработана она впервые или повторно, на какой срок (указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено очередное переосвидетельствование, либо делается запись «до достижения возраста 18 лет», и указывается дата наступления возраста 18 лет). Отмечается дата выдачи ИПР ребенка-инвалида.

Мероприятия медицинской реабилитации включают в себя следующие пункты: «Перечень мероприятий медицинской реабилитации», «Срок проведения реабилитации», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении медицинской реабилитации с указанием причины».

Медицинская реабилитация включает реконструктивную хирургию, восстановительную терапию, санаторно-курортное лечение, протезирование, ортезирование и др. Указываюся прогнозируемый результаты медицинской реабилитации: восстановление нарушенных функций (полностью, частично); достижение компенсации утраченных функций (полностью, частично) [2; 3; 5; 13].

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации включают в себя следующие пункты: «Перечень мероприятий психолого-педагогической реабилитации», «Срок проведения мероприятий», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении психолого-педагогической реабилитации».

Если планируется получение дошкольного воспитания, то указывается тип дошкольного образовательного учреждения: дошкольное учреждение общего назначения; дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима; коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

При получении общего образования планируется и рекомендуется тип школьного образовательного учреждения: общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах, при соблюдении специального режима учебного процесса (коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения)); специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Указываются условия получения общего образования: в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении; форма получения общего образования: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат; режим занятий; учебная нагрузка в день; объем изучаемого материала.

При получении профессионального образования указывается рекомендуемая профессия; специальность; тип образовательного учреждения профессионального образования: общего назначения, специальное для инвалидов; форма получения профессионального образования: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат; рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

При проведении психолого-педагогической коррекции указываются виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков. Также отмечается прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведением; достижение психологической коррекции мотивации к обучению, к труду; реализация возможности получения полного общего образования, профессионального образования; получение профессии (специальности); достижение профессионально-производственной адаптации; закрепление инвалида на рабочем месте [1; 4; 8; 9; 13; 15].

Мероприятия социальной реабилитации включают в себя следующие пункты: «Перечень мероприятий социальной реабилитации», «Срок проведения мероприятий», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении социальной реабилитации».

Указывается прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию (полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное, частичное); восстановление социально-средового статуса (полное, частичное) [6; 10; 11; 13].

Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР) включают в себя пункты: «Перечень ТСР», «Срок проведения мероприятий», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении применением ТСР».

Примечание. Во всех графах, где указывается срок проведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям указываются даты начала и окончания проведения реабилитационного мероприятия либо делается запись «до достижения возраста 18 лет»; в графах, где указывается исполнитель проведения реабилитационных мероприятий по соответствующим позициям, указывается исполнитель проведения реабилитационного мероприятия (Фонд социального страхования, орган социальной защиты населения, учреждения службы занятости населения, работодатель, органы управления здравоохранением, образованием, медицинские, образовательные, реабилитационные организации либо сам инвалид).

В графах, содержащих отметку о выполнении или невыполнении реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям, делается запись «выполнено» или «не выполнено» организацией, указанной в качестве исполнителя, и данная запись заверяется подписью ответственного лица этой организации и печатью.

Согласие с содержанием ИПР ребенка-инвалида подтверждается подписью ребенка-инвалида или его законного представителя и визируется руководителем учреждения медико-социальной экспертизы.

Далее дается заключение о выполнении ИПР ребенка-инвалида:

Оценка результатов медицинской реабилитации: достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная); восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют и др.

Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации: восстановлены (компенсированы) функции общения, контроля за своим поведением; достигнута психологическая коррекция мотиваций к обучению, к труду; реализована или реализуется возможность получения полного общего образования, профессионального образования; получена профессия (специальность); достигнуты профессионально-производственная адаптация, закрепление инвалида на рабочем месте и др.

Оценка результатов социальной реабилитации: достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная); восстановлены навыки бытовой деятельности (полностью, частично); восстановлен социально-средовой статус (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют и др.

Оценка ограничений основных категорий жизнедеятельности: достигнуты компенсация (полная, частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности; положительные результаты отсутствуют и др.

Особые отметки о реализации ИПР ребенка-инвалида: вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий, в том числе заключение о достижении возможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни детей-инвалидов по достижении ими 18 лет, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Данное заключение подписывается руководителем учреждения медико-социальной экспертизы и заверяется печатью.

Заключение

1.

Реабилитация ребенка-инвалида, в силу его особого положения в обществе, теснейшим образом связана с воздействием на него социальных макро- и микрофакторов (семьи, социального окружения и др.), с педагогическим воздействием (общим и специальным образованием) и, по сути, является медицинской, социально-психологической и психолого-педагогической реабилитацией.

2.

Реабилитация детей-инвалидов — это длительный динамический процесc, сопровождающий ребенка на разных возрастных этапах и учитывающий закономерности психического развития, в связи с чем предполагается использование большого арсенала средств и методов в зависимости от возраста ребенка.

 

Литература

1.   Адеева Т.Н. Психологические установки по отношению к детям с ОВЗ в аспекте процесса интеграции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – № 6(41) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 21.06.2017).

2.   Арпентьева М.Р. Проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей и взрослых) и их семей // Медико-социальные проблемы инвалидности. – 2016. – № 2. – С. 48–52.

3.   Аспекты реабилитации и абилитации инвалидов на современном этапе / С.Н. Пузин, С.С. Меметов, М.А. Шургая [и др.] // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2016. – Т. 19. – № 1. – С. 4–7.

4.   Ганузин В.М., Ганузина Г.С. Организация врачебной профессиональной консультации школьников с отклонениями в состоянии здоровья // Поликлиника. – 2007. – № 1. – С. 72–73.

5.   Ганузин В.М., Романычева Е.Н., Курчина Е.Г. Деятельность отделения медико-социальной помощи поликлиники в профилактике и реабилитации детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2016. – № 2. – С. 36–38.

6.   Еттянова Н.Г., Макарова А.П. Социальные проблемы семей с детьми-инвалидами // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3–4 [Электронный ресурс]. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15206 (дата обращения: 21.06.2017).

7.   Землянова Е.В., Войцеховская Ж.И. Прогноз показателей инвалидности детского населения России на период до 2020 года // Социальные аспекты здоровья населения: электрон. науч. журн. – 2009. – № 1(9) [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik.mednet.ru/content/category/5/40/30/lang,ru/ (дата обращения: 21.06.2017).

8.   Карелина И.Б., Туркина М.В. Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов // Universum: Медицина и фармакология: электрон. научн. журн. – 2016. – № 11(33). – URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/3848 (дата обращения: 21.06.2017).

9.   Кирилюк О.М. Реабилитация детей-инвалидов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2013. – № 2(16). – С. 79–85.

10.   Куликова Т.О. Социальное сопровождение социализации детей с ограниченными возможностями // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – № 10(26). – C. 21 [Электронный ресурс]. – URL: http://human.snauka.ru/2013/10/4019 (дата обращения: 26.05.2017).

11.   Мигунова М.А, Курмакаева Э.Ш. Социально-психологические факторы реабилитации детей-инвалидов в г. Челябинске // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016. – Т. 2. – № 1(12). – С. 41–44.

12.   Научный обзор вопроса детской инвалидности как медико-социальной проблемы / В.А. Деннер, П.С. Федюнина, О.В. Давлетшина [и др.] // Молодой ученый. – 2016. – № 20(124). – С. 71–75.

13.   Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов: Приказ Минтруда России от 18.08.2016 N 436н.

14.   О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н.

15.   Черная Н.Л., Ганузин В.М., Ганузина Г.С. Пути совершенствования системы врачебной профессиональной консультации подростков // Поликлиника. – 2005. – № 1. – С. 50–51.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 616-036.865-053.2-084-036.868

Ганузин В.М. Детская инвалидность, профилактика, полипрофильная реабилитация и абилитация детей с ограниченными возможностями (лекция) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 2(16) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player