О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Психологическое сопровождение детей-спортсменов на этапе санаторно-курортного лечения

Цехмейструк Е.А., Левицкая Т.Е. (Томск, Россия)

 

 

Цехмейструк Екатерина Александровна

Цехмейструк Екатерина Александровна

–  старший преподаватель кафедры генетической и клинической психологии; федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», пр. Ленина, 36, Томск, 634050, Россия. Тел.: (3822) 529-580.

E-mail: mea2887@mail.ru

Левицкая Татьяна Евгеньевна

Левицкая Татьяна Евгеньевна

–  кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры генетической и клинической психологии; федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», пр. Ленина, 36, Томск, 634050, Россия.
Тел.: (3822) 529-580.

E-mail: levic69@mail.ru

 

Аннотация. Санаторно-курортная сфера имеет огромный потенциал для укрепления и восстановления физического и психического здоровья детей-спортсменов. На основании специфики спортивной деятельности, психологических особенностей детского возраста и принципов санаторно-курортной практики нами определены основные особенности психологического сопровождения детей-спортсменов на этапе санаторно-курортного лечения.

Ключевые слова: психологическое сопровождение; дети-спортсмены; санаторно-курортное лечение; спортивная деятельность.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Психологическое сопровождение в санаторно-курортной практике, несмотря на теоретическую и практическую значимость, является малоизученной и открытой проблемой. Существование объективных требований в развитии психологических направлений рекреационной сферы «как одного из важнейших стратегических направлений оздоровления населения страны» ставит закономерные вопросы о необходимости разработки и реализации программ психологического сопровождения как неотъемлемой части санаторно-курортного восстановления [7; 10].

Реабилитационная направленность рекреационной сферы имеет особую значимость в работе со спортсменами. Дополнительное значение это направление имеет для детского возраста в связи с вопросами сохранения психического и физического здоровья.

Психологическое сопровождение процесса оздоровления следует понимать как компонент комплексной оздоровительной программы рекреационного комплекса, как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики, обеспечивающих высокую эффективность жизни и деятельности [7]. Исходя из этого, основная задача психологического сопровождения детей-спортсменов видится в восстановлении психической работоспособности и повышении уровня психологической адаптации у юных спортсменов, чья деятельность связана с частыми и интенсивными психоэмоциональными нагрузками. Следует помнить, что психическая работоспособность снижается раньше, чем физическая, в связи с чем необходимость целенаправленных воздействий, направленных на ее восстановление, представляется весьма значимой. Снижение психической работоспособности у спортсменов сопровождается ухудшением реакции, уменьшением скорости принятия решения, ослаблением памяти, внимания и многих других психических качеств [8], что, несомненно, негативно сказывается на спортивных результатах.

На основании анализа литературы по данной проблеме можно выделить основные особенности реализации психологической работы в санаторно-курортных учреждениях, которые определяются преимущественно спецификой данного вида медицинской помощи [13], а также отметить важные аспекты психологического сопровождения спортсменов-юниоров.

Прежде всего, санаторно-курортное лечение предполагает временное ограничение восстановительных мероприятий, в связи с чем психологическое воздействие должно носить краткосрочный характер при возможности получения максимального эффекта [1]. Диагностические, коррекционные и психотерапевтические методы должны быть подобраны таким образом, чтобы при минимальных затратах времени и труда давать максимальный результат. Это могут быть самостоятельные экспресс-методики либо адаптированные для санаторно-курортных условий общеизвестные методы и средства психологических манипуляций.

Среди психологических диагностических методик широкое распространение в санаторно-курортной практике при работе с детьми-спортсменами получили методики, направленные на исследование психоэмоциональной, когнитивной и личностной сфер [13]. Важность психодиагностических мероприятий на санаторно-курортном этапе лечения обуславливается значимостью психологических факторов в возникновении и развитии негативных функциональных состояний у спортсменов; также их изменения особенно заметны на этапе предболезни. Использование психологических показателей необходимо для оценки эффективности проводимого лечения [1].

В психокоррекционной работе со спортсменами активно используются методы саморегуляции, методики релаксации, аутотренинг, БОС-технологии, методы арт-терапии [1; 3; 4; 9; 13]. Несомненным преимуществом последних является возможность успешного применения в детском возрасте. Использование данных методов позволяет в короткие сроки повысить показатели психоэмоционального статуса, стабилизировать активность, настроение и самочувствие спортсменов, способствуя восстановлению психической работоспособности [3].

Еще одной особенностью психологического сопровождения рекреационной сферы является учет индивидуально-психологических характеристик отдыхающих и специфики их профессиональной деятельности [1; 2].

В частности, при организации работы с юными спортсменами необходимо опираться на особенности спортивной деятельности, которая проходит в экстремальных условиях и требует от спортсменов постоянной мобилизации ресурсов растущего организма, что может приводить к различным нарушениям в соматическом и психическом здоровье [4]. Особенности годичного тренировочного цикла предполагают разную степень физической и психической нагрузки на спортсмена, поэтому при разработке основных мишеней воздействия необходимо учитывать период спортивной деятельности, в котором находится спортсмен [12]. Так, для тренировочного периода характерны рост и повышение интенсивности тренировочных нагрузок, что необходимо для расширения функциональных возможностей организма; идет становление спортивной формы. В связи с этим на данном этапе психологическое сопровождение будет направлено на управление психической работоспособностью, содействие развитию психических возможностей и повышение адаптационного потенциала спортсмена.

Основными задачами реабилитационного периода являются полноценное физическое и психическое восстановление после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также поддержание оптимальной готовности спортсмена к началу очередного годичного цикла [Там же]. Соответственно, программа психологического воздействия должна быть ориентирована на восстановление психической работоспособности спортсмена, на коррекцию негативных психоэмоциональных состояний.

Следует также отметить, что если комплекс медицинских мероприятий для данного контингента отдыхающих активно изучается и разрабатывается, то психологическое воздействие используется преимущественно в контексте оптимизации психоэмоционального состояния [7].

Несмотря на это, современный уровень развития психологической науки и информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность психологических влияний в сфере восстановительных мероприятий на расширение результатов психологической подготовки спортсменов.

Длительные психоэмоциональные нагрузки оказывают негативное влияние на состояние психологических качеств спортсмена, определяющих успешность освоения спортивной деятельности. Выраженность и значение тех или иных психологических качеств определяются уровнем подготовки спортсмена и спецификой вида спорта, которым он занимается. Однозначного определения спортивных психологических качеств в психологии сегодня не существует, различные подходы описывают их с разных позиций. Однако среди ключевых качеств большинством исследователей отмечаются специализированные когнитивные процессы, мотивационные и личностные характеристики, необходимые для проявления высокой результативности в спорте. Такие качества, как внимание, скорость реакции, восприятие времени и др., могут рассматриваться в качестве показателей психической работоспособности спортсмена, что имеет особое значение для санаторно-курортного восстановления [11]. Здесь необходимо учитывать, что в контексте рекреационной психологии значение будут иметь не качественные характеристики спортивных психологических качеств, а их количественный аспект и динамичность, позволяющие оценить их изменения и рассматривать их в качестве критерия эффективности восстановительных мероприятий.

В связи с этим мы полагаем, что при разработке программ психологического сопровождения детей-спортсменов можно не ограничиваться воздействием только на психоэмоциональную сферу, а использовать коррекционные методики, направленные на восстановление спортивных психологических качеств. Подобный комплексный подход будет способствовать более эффективному восстановлению всех сторон психики спортсмена.

Здесь основными требованиями к методам коррекции будут индивидуальность и адаптивность, позволяющие быть эффективными для разных возрастных групп и при разных уровнях выраженности тех или иных психологических качеств. Состояние когнитивных процессов, например, может корректироваться с помощью метода когнитивной тренировки, которая активно используется в зарубежной и отечественной спортивной психологии [5].

Целенаправленная работа с мотивационной и личностной сферой юного спортсмена представляется проблематичной в связи с несформированностью данных психологических характеристик у детей и отсутствием однозначного понимания понятия «мотивация» в клинике. Однако изменения в данных сферах могут быть получены в качестве вторичного эффекта от манипуляций с психоэмоциональными и когнитивными процессами [15]. Данное положение подтверждается исследованиями взаимосвязи между когнитивно-моторными и эмоционально-волевыми компонентами психики [6; 14].

Важным прикладным аспектом подобного подхода психологического сопровождения является конструктивное расширение поля информированности спортсмена. Получение дополнительных знаний о значении психологических характеристик для тренировочно-соревновательной деятельности, о способах влияния на них способствует формированию самосознания спортсмена, повышению его психологической грамотности, расширению комплекса спортивно-психологических знаний.

Таким образом, психологическое сопровождение детей-спортсменов в санаторно-курортном учреждении должно реализовываться с учетом специфики спортивной деятельности и психологических особенностей детского возраста и соответствовать требованиям и принципам санаторно-курортной практики. На сегодняшний день современные технологии позволяют оказывать комплексное воздействие на психологический статус спортсмена, что способствует более эффективному восстановлению. Стоит отметить, что подобный подход к психологическому сопровождению юных спортсменов на санаторно-курортном этапе способствует обеспечению надежности и продуктивности их спортивной деятельности за счет улучшения психологических функций, качеств и свойств личности, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

 

Литература

1.   Беловодова С.Е. Медико-психологические основы психологического сопровождения в санаторно-курортных комплексах // Университетские чтения-2010: материалы научно-методических чтений ПГЛУ (Пятигорск, 14 января 2010 г.). – Пятигорск, 2010. – Ч. 10. – С. 242–248.

2.   Ветитнев A.M., Журавлева Л.Б. Курортное дело: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 528 с.

3.   Гант Е.Е., Орленко Е.М. Психологические средства восстановления психической работоспособности спортсменов // Физическое воспитание студентов. – 2016. – № 5. – С. 4–9.

4.   Каськова Д.С. Психологическое сопровождение как один из факторов предупреждения травматизма спортсменов // Психологическое сопровождение лечебного процесса: материалы всероссийской научно-практической конференции (Курск, КГМУ, 14 мая 2010 г.) [Электронный ресурс]. – Курский государственный медицинский университет, 2010. – C. 142–145. – URL: medpsy.ru/library/library043.pdf (дата обращения: 17.04.2017).

5.    Компьютерные тренажеры внимания в практике спортивной подготовки: методические рекомендации / авт.-сост. Д.А. Семёнов, А.В. Минаева. – Красноярский кр. ин-т повыш. квалиф. работников физ. культуры и спорта. – Красноярск, 2014. – 29 с.

6.   Кравченко Ю.Е. Когнитивное опосредствование в процессе становления высших форм эмоций: дис. … канд. психол. наук. – М., 2004. – 234 c.

7.   Лоскутова Л.И., Захаров М.С. Психологическое сопровождение в рекреации // Сборник научных трудов SWorld: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований» (Одесса, Украина, с 20 по 31 марта 2012 г.). – 2012. – Т. 2, № 1. – С. 69–70 [Электронный ресурс] – URL: elibrary.ru/contents.asp?issueid=1016299 (дата обращения 17.04.2017).

8.   Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 220 с.

9.   Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Новые технологии личностно-ориентированной реабилитации в санаторно-курортных условиях // Вести физиотерапии и курортологии. – 2001. – № 1. – С. 30–31.

10.   Полозков И.М. Инновационный путь развития санаторно-курортного и реабилитационно-восстановительного лечения в системе ФМБА России // Курортная медицина. – 2011. – № 1. – С. 6–13.

11.   Психология спорта: монография / под ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого. – М.: МГУ, 2011. – 424 с.

12.   Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: монография / под общ. ред. Л.Г. Уляевой. – М.: Издатель Мархотин П. Ю., 2014. – 236 с.

13.   Репс В.Ф. Медико-психологические аспекты здоровья и организации психологического сопровождения рекреационных комплексов // Университетские чтения: материалы научно-методических чтений ПГЛУ (Пятигорск, 1–12 января 2008 г.). – Пятигорск: ПГЛУ, 2008. – Ч. 1. – С. 93–99.

14.   Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: Игры и упражнения. – 2-е изд., доп. – М.: Независимая фирма "Класс", 1999. – 272 с.

15.   An effect of a complex programme of medico-psychological rehabilitation on young female rhythmic gymnasts / N.V. Kozlova, T.E. Levickaya, E.A. Cexmejstruk [et al.] // Ponte. – 2016. – Vol. 72, № 9. – P. 2–8.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:796.071-053.2:615.838

Цехмейструк Е.А., Левицкая Т.Е. Психологическое сопровождение детей-спортсменов на этапе санаторно-курортного лечения // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 2(16) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player