О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Эффективность применения психолого-педагогической помощи подросткам с сахарным диабетом I типа

Бабарахимова С.Б., Шарипова Ф.К. (Ташкент, Республика Узбекистан)

 

 

Бабарахимова Сайёра Бориевна

Бабарахимова Сайёра Бориевна

–  ассистент кафедры психиатрии, наркологии, детской психиатрии, медицинской психологии и психотерапии; Ташкентский педиатрический медицинский институт, ул. Богишамол, 223, Ташкент, 100140, Республика Узбекистан.
Тел.: 8-371-260-31-26.

E-mail: sayorababaraximova2010@gmail.com

Шарипова Фарида Камилевна

Шарипова Фарида Камилевна

–  кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии, детской психиатрии, медицинской психологии и психотерапии; Ташкентский педиатрический медицинский институт, ул. Богишамол, 223, Ташкент, 100140, Республика Узбекистан. Тел.: 8-371-260-31-26.

E-mail: farida48@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются новые подходы к оказанию психолого-педагогической помощи подросткам с сахарным диабетом первого типа. На инициальном этапе было проведено тестирование подростков на наличие эмоциональных изменений с помощью психометрических шкал. В ходе исследования психоэмоционального фона у 96,6% обследованных подростков были обнаружены признаки депрессивного расстройства невротического регистра. Для проведения психолого-педагогической помощи использовались разные виды активной групповой работы: функциональный тренинг развития умений и уверенности в себе, тренинг общения, музыкотерапия, телесно-ориентированная и танцевально-двигательная терапия, когнитивный тренинг. У всех подростков в обследованной группе, получивших комбинированную интегративную психолого-педагогическую помощь, было отмечено улучшение общего состояния и эмоционального фона. К концу групповых тренингов у 82% пациентов отмечалась редукция аффективной симптоматики и быстрое наступление ремиссии, что свидетельствует об эффективности применения комбинированных методов психолого-педагогической помощи.

Ключевые слова: психология; педагогика; подростки; сахарный диабет.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Актуальность

Целесообразным направлением работы с детьми и подростками с сахарным диабетом I типа является комплексная фармакотерапевтическая и медико-психологическая помощь с проведением психосоциальных и реабилитационных мероприятий [17]. Современные тенденции клинической психологии показывают важность исследования процессов психической адаптации в ситуации болезни, то есть того, как дети с сахарным диабетом реагируют на хроническую фрустрирующую ситуацию блокирования их актуальных жизненных потребностей [8]. Сахарный диабет (СД) является широко распространенным эндокринным заболеванием, которое достигает масштабов неинфекционной эпидемии. Согласно статистическим данным Международной федерации диабета (International Diabetes Federation) за 2013 г., в мире зафиксирован 381 млн. 800 тыс. пациентов с СД, в 2014 г. количество больных составило 387 млн, а к 2035-му оно может увеличиться до 592 млн [21]. По данным ВОЗ, около 17% населения в России и СНГ больны СД [20]. Специалисты Международной федерации диабета подсчитали, что каждые 10 секунд у трех человек развивается СД и каждые 6 секунд один человек умирает от его осложнений [21]. Контингент больных с впервые выявленным СД II типа пополняется преимущественно за счет старших возрастных групп (65—80 лет), что объясняется не только увеличением продолжительности жизни населения, но и, прежде всего, увеличением распространенности ожирения на фоне гиподинамии и воздействием различных стрессогенных факторов [11]. Данное заболевание необходимо диагностировать на начальной стадии, но, к сожалению, не всегда пациент вовремя обращается в медицинские учреждения [9]. Довольно часто пациенты даже не подозревают о том, что они больны, и не обращаются к врачу, не получают соответствующего лечения и имеют высокий риск развития необратимых сосудистых осложнений [6]. Большинство больных, которым ставят диагноз «сахарный диабет», испытывают шок, им трудно осознавать, что теперь надо по нескольку раз в день проверять сахар в крови и принимать сахароснижающие препараты, сложно принять, что физическое состояние будет зависеть от назначений врача-эндокринолога, от лекарственных препаратов, которые им жизненно необходимы, и от регулярных лабораторных обследований [5]. Согласно исследованиям российских психиатров, особенно сложно детям и подросткам представить, что придется постоянно соблюдать терапевтический режим, и принять, что эта болезнь навсегда [1; 4; 7]. Больные дети и подростки с впервые выявленным СД нуждаются в индивидуальной психолого-педагогической поддержке [3; 14]. Этому контингенту пациентов показана психотерапевтическая помощь, способствующая созданию отношений партнерства между психологом и больным, для эффективного и комплексного лечения необходима своевременная психодиагностика и психокоррекция нарушений тревожно-депрессивного и фобического спектра невротического уровня [2; 22]. В связи с появившимся прогрессом в фармакотерапии как нельзя более актуальными становятся вопросы комплексного подхода к лечению и организации психосоциальной реабилитации, социальной адаптации и коррекции тревожно-фобической и депрессивной симптоматики у детей и подростков [13; 15]. Высокая распространенность тревожно-фобических расстройств, тенденция к затяжному течению, существенное снижение качества жизни и уровня социальной адаптации у значительной части детей и подростков с сахарным диабетом первого типа привлекают внимание исследователей к этой проблеме [18; 19]. Остаются дискуссионными вопросы о факторах, принимающих участие в формировании тревожно-фобических расстройств, нет единства в оценке преморбидных личностных особенностей пациентов с данной патологией [16]. Сохраняется актуальность изучения коморбидности расстройств эмоциональной сферы при разных формах СД первого типа [10; 12].

Цель исследования: изучить эффективность оказания психолого-педагогической помощи и новые возможности психокоррекции эмоциональных нарушений у подростков с сахарным диабетом I типа.

Материалы и методы исследования

В условиях НИИ Эндокринологии города Ташкента была набрана группа из 30 подростков в возрасте 12—15 лет с верифицированным диагнозом СД I типа, находившихся на амбулаторном лечении, получавших комплексную терапию в виде фармакотерапии и психотерапии в течение 3-х месяцев наблюдения. Для выявления эмоциональных изменений использовались экспериментально-психологические методы исследования: шкала оценки депрессии Гамильтона, Госпитальная шкала тревоги и депрессии, опросник тревожности Спилбергера-Ханина, восьмицветовой тест Люшера, шкала астении и оценка нервно-психического напряжения по Немчину. С группой в течение 3-х месяцев медицинскими психологами, педагогами по ритмике и постановке танцев, психотерапевтами проводились занятия по разработанной специалистами методике, с частотой 2 раза в неделю, продолжительностью около 2-х часов.

Результаты исследования

На инициальном этапе было проведено тестирование подростков на наличие эмоциональных изменений с помощью психометрических шкал. В ходе исследования эмоционального фона у 96,6% обследованных подростков были обнаружены признаки депрессивного расстройства невротического регистра легкой или умеренной степени. У больных отмечались достаточно длительные периоды пониженного настроения с внутренней напряженностью, суточные колебания настроения, снижение мотивационной деятельности, ухудшение внутрисемейных взаимоотношений. На фоне депрессивных расстройств у подростков значительно снижалась школьная успеваемость (58%), отсутствовало желания продолжать учебу (25%), появились конфликты со сверстниками и поведенческие нарушения (60%) и суицидальные мысли и тенденции (15%). В обследованной группе в ходе тестирования с помощью опросника Спилбергера — Ханина выявлено наличие тревожных расстройств различной степени выраженности у 86% подростков, при этом более чем у половины пациентов было отмечено наличие проявлений тревоги средней степени выраженности (67%), у 20% обследуемых не был обнаружен клинически значимый уровень тревоги, и у 13% подростков констатировалась выраженная тревога. Тревога усиливалась в основном во второй половине дня и была связана с переживаниями по поводу соматического заболевания. У подростков с СД первого типа была обнаружена взаимосвязь уровня реактивной тревожности с уровнем личностной тревожности. Высокая реактивная и личностная тревожность сопровождалась формированием депрессивных расстройств легкой и умеренной степени, что позволяет сформулировать понятие о коморбидности аффективных нарушений и сахарного диабета первого типа. Структура аффективных расстройств менялась в зависимости от этапа и тяжести течения сахарного диабета. На этапе высокого уровня гипергликемии у 26 подростков (86%) были выражены: тревожно-фобические нарушения, аффективные колебания, эмоциональная лабильность с раздражительностью. В 75% случаев симптомы депрессивного регистра были первыми клиническими проявлениями обострения заболевания. У подростков выявлены достаточно длительные периоды астенических состояний с внутренней напряженностью (23%), ощущением враждебности со стороны окружающих, высокий уровень личностной и реактивной тревожности (36%), эпизоды немотивированной агрессии (27%), навязчивые страхи (16%). Дистимия отмечалась в 100% случаев. В результате изменений эмоционального состояния у подростков значительно снижалась самооценка (77%), нарушалась стрессоустойчивость к внешним факторам (65%), формировались тенденция к аутизации и изоляции (70%), суицидальные намерения и высказывания (15%).

Основными целями проводимой психолого-педагогической работы являлись:

1.

Проведение семейной и рациональной психотерапии.

2.

Реабилитационная программа.

3.

Улучшение социальной адаптации подростков (формирование мотивации к социальной активности).

4.

Обучение новым формам самовыражения, навыкам творческой деятельности и прикладного искусства.

В ходе реализации реабилитационной программы успешно использовались разные виды активной групповой работы: функциональный тренинг развития умений и уверенности в себе, тренинг общения, музыкотерапия, телесно-ориентированная и танцевально-двигательная терапия, когнитивный тренинг. Интегративная танцевально-двигательная терапия проводилась в комбинации с арт-терапией и позволила в полном объёме раскрыть эмоциональную сферу личности подростков. Участники в процессе занятий обучались телесной рефлексии, тренировали способность отслеживать собственные переживания и волнения, осознавать и принимать себя, свои негативные и позитивные эмоции и их причины посредством отражения внутреннего мира через танец и элементы пантомимы. Экспрессивность в танце помогала выражать разнообразные чувства. Анализ танцевально-двигательной деятельности позволил снять телесные блоки и зажимы, в большом количестве наблюдавшихся в подростковом возрасте. Использование танца как метафоры дало возможность структурировать и трансформировать внутренний мир личности в целом. Основными принципами танцевально-двигательной терапии в работе с подростками являлись использование невербальных форм взаимодействия и спонтанности, возможность интерпретировать переживаемые чувства и эмоции посредством танца, почувствовать свободу выбора собственных движений. Отсутствие слов заставляло подростков сфокусировать внимание на своих движениях и перемещениях, главных экспрессивных выражениях, телесных реакциях в социальном контексте. Игровой и творческий компоненты метода вовлекали подростка в групповую работу, вызывали интерес, живой эмоциональный отклик, а также готовность исследовать себя и окружающую реальность. Подростки с удовольствием проявляли оригинальность и креативность, создавая собственный танец. Глубинный психотерапевтический эффект такой работы был связан с тем, что танец служит также хорошей психоэмоциональной разрядкой, помогавшей выразить значимые чувства, а также освободиться от негативных эмоций, которые копятся в повседневной жизни подростков, страдающих психосоматической патологией. На инициальном этапе реабилитационной программы наши специалисты старались проводить занятия в рамках такой психотерапевтической техники, как арт-терапия. В процессе исследования участвовали педагоги с большим опытом работы в области прикладных творческих направлений. В ходе данных занятий были предложены новые формы деятельности в рамках прикладного искусства: бисероплетение, декупаж, резьба по дереву, изготовление украшений, роспись по стеклу, дереву, плетение макраме, вышивание цветными нитями мулине. Посещаемость групповых психокоррекционных занятий составляла 98%. В процессе занятий у пациентов отмечалась положительная динамика — они быстрее и эффективнее начинали справляться с заданиями, направленными на раскрытие творческого потенциала, фантазии, воображения, возможности проявить себя, свой внутренний мир посредством искусства. В то же время мы обратили внимание, что в ходе проведения тренингов происходило не только улучшение внутрисемейных взаимоотношений, но и оживление эмоционального комплекса, появление интереса к окружающим, желание продолжать занятия, улучшение социального функционирования, редукция тревожно-фобических проявлений. В связи с этим появилась необходимость после проведения тренинга продолжить групповую работу в виде тренингов когнитивно-социальных навыков. Подростки проявляли большой интерес к самовыражению через творчество, предлагали собственные варианты арт-терапии. Домашние задания в виде психорисунков на темы: «Моя семья», «Дом. Дерево. Человек» выполнялись с большим энтузиазмом. По субъективным сведениям родителей, подростки стали более активны в быту и с особой эмоциональностью рассказывали о занятиях и предъявляли результаты творческого труда. У всех подростков в обследованной группе, получивших комбинированную интегративную психолого-педагогическую помощь, было отмечено улучшение общего состояния и эмоционального фона. Выявлялось желание к активному участию в процессе выздоровления, восстановлению социальных контактов, нормализации внутрисемейных и межличностных взаимоотношений.

Вывод

Таким образом, проведение правильно выбранной психолого-педагогической помощи, использование новых креативных подходов к психокоррекции и психотерапии в комплексном лечении тревожно-депрессивных расстройств у подростков с сахарным диабетом I типа позволяет повысить эффективность терапевтических мер в отношении данной категории подростков. Подростки с сахарным диабетом первого типа в ходе проведённой комбинированной психотерапии овладели рядом психотерапевтических техник, позволяющих самостоятельно справляться с негативными аффективными реакциями и жизненными стрессами. К концу групповых тренингов у 88% пациентов отмечалась редукция аффективной симптоматики и быстрое наступление ремиссии, что свидетельствует об эффективности применения комбинированных методов психолого-педагогической помощи.

 

Литература

1.   Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков (клиника, типология, динамика и дифференцированная терапия). – М.: Медпрактика, 2001. – 152 с.

2.   Бережная Е.А. Применение танцевально-двигательной терапии в психологической работе с подростками // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов международной научно-практической конференции, 24–25 апреля 2015 г. / под общ. ред. Ю.П. Платонова. – СПб.: СПбГИПСР, 2015. – С. 24–26.

3.   Великанова Л.П., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства: современное состояние проблемы (часть 1) // Социальная и клиническая психиатрия. – 2005. – № 4. – С. 79–86.

4.   Вечканов В.А. Особенности нервно-психических расстройств у детей и подростков, больных сахарным диабетом: дис. … канд. мед. наук. – М. – 1973.

5.   Дедов И.И., Шестакова М.В., Сунцов Ю.И. Сахарный диабет в России: проблемы и решения. – М. – 2008. – С. 3–6.

6.   Кулаков С.А. Био-психо-социо-духовная и синергетическая модель развития психосоматических расстройств: системный подход // Психическое здоровье. –2009. – № 9. – С. 66–70.

7.   Лебедев M.А., Палатов С.Ю. Распространенность, структура и динамика предболезненных пограничных состояний у лиц подросткового и молодого возраста // Психическое здоровье. – 2010. – Т. 8, № 6(49). – С. 68–83.

8.   Лобанова Е.В., Генайло С.П. Реакция на болезнь у больных сахарным диабетом // Сибирский вестник психиатрии и наркологии: научно-практическое издание. – Томск, 2005. – № 2. – С. 89–93.

9.   Мотовилин О.Г., Суркова Е.В. Психологические аспекты сахарного диабета // Вопросы психологии и психиатрии в практике лечения сахарного диабета. – М., 2008. – С. 22–34.

10.   Никольская И.М., Коломиец И.Л. Уровень невротизации и стили совладающего поведения матерей детей, больных сахарным диабетом // Российский семейный врач. – 2011. – Т. 15, № 2. – С. 40–45.

11.   Психодиагностические критерии в оценке совладающего со стрессом болезни поведения у больных сахарным диабетом / Л.И. Вассерман, Н.П. Ванчакова, Ю.С. Астахов [и др.] // Психиатрические аспекты общемедицинской практики. – СПб.: Санкт-Петербургский психоневрол. ин. им. В.М. Бехтерева, 2005. – С. 99–100.

12.   Собенников B.C. Соматоформные, депрессивные и тревожные расстройства (клинико-патогенетических аспект коморбидных состояний) // Российский психиатрический журнал. – 2001. – № 2. – С. 23–28.

13.   Холмогорова А.Б. Психотерапия психических расстройств: современное состояние и основные тенденции развития // Терапия психических расстройств. – 2006. – № 2. – С. 17–24.

14.   Холмогорова А.Б., Воликова C.B., Полкунова Е.В. Семейные факторы депрессии // Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С. 63–71.

15.   Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных, соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия. – 1998. – Т. 8. – № 4. – С. 81–97.

16.   Щукина Е.Г., Бибикова Е.А. Некоторые психологические особенности детей и подростков с сахарным диабетом // Экология человека. – 2002. – № 3. – С. 41–43.

17.   Ялтонский В.М., Самарина М.А. Особенности мотивационного уровня внутренней картины болезни подростков с сахарным диабетом (1 типа) // Материалы V Международного конгресса «Молодое поколение XXI века» / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. – М.: OOO ONEBOOK.RU, 2013. – С. 150–151.

18.   Bass С., Peveler R., House A. Somatoform disorders: severe psychiatric illnesses neglected by psychiatrists // The British Journal of psychiatry. – 2001. – Vol. 179, № 1. – P. 11–14.

19.   Eminson D.M. Somatising in children and adolescents. 1. Clinical presentations and aetiological factors // Advances in Psychiatric Treatment. – 2001. – Vol. 7. – P. 266–274.

20.   Global estimates of diabetes prevalence for 2013 and projections for 2035 / L. Guariguata, D.R. Whiting, I. Hambleton [et al.] // Diabetes Res Clin Pract. – 2014. – Vol. 103. – № 2. – P. 137–149.

21.   IDF Diabetes Atlas – 6th edition // International Diabetes Federation, 2015 [Электронный ресурс]. – URL:www.idf.org/diabetesatlas (дата обращения: 23.06.2017).

22.   Wasserman L.I., Trifonova E.A. Diabetes Mellitus as a Model of Psychosomatic and Somatopsychic Interrelationships // The Spanish Journal of Psychology. – 2006. – Vol. 9, № 1. – P. 75–85.

 

 

Ссылка для цитирования

Бабарахимова С.Б., Шарипова Ф.К. Эффективность применения психолого-педагогической помощи подросткам с сахарным диабетом I типа // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 2(16) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player