|
Аннотация Ожирение — глобальная проблема мирового масштаба, имеющая тенденцию к распространению и создающая угрозу здоровью следующих поколений. По приблизительным оценкам, это заболевание отмечается у 44 млн детей (ВОЗ, 2013). Особую актуальность проблема наличия избыточной массы тела приобретает у детей младшего школьного возраста, у которых существует проблема формирования самооценки и самоотношения, в том числе и отношения к своему телу. Наличие избыточного веса может влиять на самооценку, уменьшать интенсивность общения со сверстниками, усиливать тревожность детей, снижать уровень самостоятельности и любознательности. В современной психологии распространено понятие «образ тела» — это субъективное переживание человеком своего тела как психического пространственного образа, который, по его мнению, складывается в межличностном взаимодействии (П. Шилдер, 1935). Внутриличностный конфликт «душа — тело», который может возникать при различных психосоматических заболеваниях, в том числе и экзогенно-конституциональном ожирении, выражается в диаметрально противоположных вариантах: либо неприятии телесности, её игнорировании, либо в преувеличенном к ней внимании. Но в том и другом случае тело воспринимается ребенком как объект оценивания, как средство, мешающее или помогающее достичь цели. Следствием этого может быть повышение тревоги. В статье представлены результаты исследования 43 младших школьников (8—10 лет) с экзогенно-конституциональным ожирением (Е 66.0) I и II степени, которые показали, что для детей экспериментальной группы характерны некоторые особенности образа тела, выражающиеся в нарушении симметрии и границ образа тела, искажении переживания целостности и связанности внутреннего психического и телесного опыта. Для них типичны переживание телесной рассогласованности и нескоординированности, слабость личностных границ, недостаточность энергетического тонуса. Когнитивный компонент образа тела детей с ожирением характеризуется наличием достаточно большого интрацептивного словаря, при помощи которого они выражают свои телесные и эмоциональные ощущения, причем заболевание не оказывает существенного влияния на общий словарь ощущений, то есть исследуемые не сосредоточены на болезненных ощущениях, характеризующих наличие экзогенно-конституционального ожирения. Для большинства детей младшего школьного возраста с экзогенно-конституциональным ожирением характерно негативное отношение к собственному телу. Кроме того, у них наблюдается тенденция к повышению уровня тревожности по факторам: общая тревожность в школе, фрустрация потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями. В ходе исследования выявлена статистически значимая взаимосвязь негативного отношения к собственному телу с общим уровнем тревожности, переживанием социального стресса, фрустрацией потребности в достижении успеха, страхом самовыражения и страхом не соответствовать ожиданиям окружающим, а также связь искаженного образа собственного тела с переживанием социального стресса. Это свидетельствует о том, что детям с ожирением и негативным отношением к собственному телу присущи общее напряженное состояние, связанное с различными формами их включения в жизнь школы, неблагоприятный психический фон, не позволяющий развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. Ключевые слова: экзогенно-конституциональное ожирение; образ тела; уровень тревожности; младший школьный возраст.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение На сегодняшний день одной из самых серьезных проблем, стоящих перед мировым сообществом, является ожирение среди детей. Проводимые исследования позволяют предполагать, что до 10% детей могут иметь клиническое ожирение, и до 80% подростков, имеющих избыточный вес, сохраняют его и во взрослом возрасте. По оценкам экспертов, в 2010 г. количество детей с излишней массой тела в мире превышало 42 млн. Отмечается увеличение количества тучных детей и в нашей стране. По данным проводимых исследований, распространенность ожирения среди детского населения в России колеблется от 5—7% до 18—20% [1; 7; 9]. Младший школьный возраст — это период в жизни человека, который характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием психологических новообразований, связанных с самовосприятием. В это время ребенок наиболее остро реагирует на изменения, происходящие в его организме. Взаимодействие биологических и социальных факторов обеспечивает формирование телесной идентичности. Нарушение любого из этих факторов может привести к её серьезным искажениям [6; 11; 12]. Экзогенно-конституциональное ожирение — это заболевание, которое может осложнить процесс формирования личности у детей. Наличие данного заболевания часто оказывает влияние на самооценку, уменьшает интенсивность общения со сверстниками, усиливает тревожность, снижает уровень самостоятельности и любознательности [3; 13; 14]. Искаженный образ тела и негативное представление о своей наружности могут оказать выраженное дезадаптирующее влияние на особенности личности и стиль поведения детей с ожирением [5; 10; 15]. Цель работы — определить особенности восприятия образа собственного тела детьми младшего школьного возраста с экзогенно-конституциональным ожирением и взаимосвязь образа тела с уровнем и характером тревожности. Задачи исследования:
Материалы и методы исследования Исследование проводилось на базе Оренбургской областной детской клинической больницы. Экспериментальная группа — младшие школьники (8—10 лет) с экзогенно-конституциональным ожирением (Е 66.0) I и II степени общей численностью 43 человека. Реализация задач осуществлялась посредством клинико-психологического и экспериментально-психологического методов. Исследование проводилось с использованием следующих методик: «Тест геометрических фигур» А.Ш. Тхостова, Д.А. Бесковой; «Словарь интрацептивных ощущений» А.Ш. Тхостова; «Опросник образа собственного тела» О.А. Скугаревского и С.В. Сивухи; Тест школьной тревожности Б.Н. Филлипса. Результаты исследования Анализ полученных данных показал, что 46% младших школьников с экзогенно-конституциональным ожирением имеют негативный образа тела, 9% — гармоничный, а у 45% исследуемых наблюдается некая рассогласованность в восприятии себя. Для них характерны некоторые особенности образа тела, которые выражаются в нарушении симметрии и границ образа тела, искажении переживания целостности и связанности внутреннего психического и телесного опыта. Данной группе детей типичны переживание телесной рассогласованности и нескоординированности, слабость личностных границ, недостаточность энергетического тонуса. Большинство исследуемых (73%) негативно относятся к собственному телу, и лишь 27% — положительно. Когнитивный компонент образа тела детей с ожирением, отражающий способность осознавать и вербализовать свои ощущения и чувства, характеризуется наличием у 54% исследуемых достаточно большого интрацептивного словаря (более 25 понятий), у 33% детей — словаря среднего (более 10 понятий) объема и лишь у 12% — словаря малого объема (менее 10 понятий). Таким образом, когнитивный компонент образа тела детей с ожирением характеризуется наличием достаточно большого интрацептивного словаря, при помощи которого они выражают свои телесные и эмоциональные ощущения, причем «заболевание» не оказывает существенного влияния на общий словарь ощущений, то есть исследуемые не сосредоточены на болезненных ощущениях, характеризующих наличие экзогенно-конституционального ожирения. Выявлены повышенный и высокий уровни следующих показателей тревожности: общая тревожность в школе (повышенный уровень — 24%, высокий — 18%), фрустрация потребности в достижении успеха (15%, 30% соответственно), страх ситуации проверки знаний (30%, 36%), страх самовыражения (21%, 33%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (21%, 21%), проблемы и страхи в отношениях с учителями (6%, 24%). ![]()
Рис. 1. Показатели уровня и характера тревожности у детей младшего школьного возраста с экзогенно-конституциональным ожирением.
Анализ корреляционных плеяд позволил выявить следующие взаимосвязи: отношение к собственному телу положительно (на уровне 0,05) коррелирует с общим уровнем тревожности, переживанием социального стресса и фрустрацией потребности в достижении успеха, а также (на уровне 0,01) со страхом самовыражения и страхом не соответствовать ожиданиям окружающих. Анализируя полученный результат, можно сделать вывод, что у детей с негативным отношением к собственному телу наблюдается повышение уровня данных показателей тревожности. Детям младшего школьного возраста с ожирением и негативным отношением к собственному телу присущи общее негативное эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются их социальные контакты (прежде всего — со сверстниками), неблагоприятный психический фон, не позволяющий детям развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. Дети с ожирением испытывают негативные эмоциональные переживания в отношении ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей, а также для них характерна ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Образ собственного тела положительно коррелирует (на уровне 0,05) с фактором переживания социального стресса. Это свидетельствует о том, что у детей младшего школьного возраста с экзогенно-конституциональным ожирением и искаженным образом собственного тела наблюдается напряженное эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются их социальные контакты (прежде всего — со сверстниками). Заключение Результаты исследования, свидетельствующие о наличии у детей младшего школьного возраста негативных изменений в формировании образа собственного тела, отрицательного отношения к телу, повышения уровня тревожности, обосновывают необходимость разработки рекомендаций для гармонизации образа тела у детей младшего школьного возраста, формирования положительного отношения к собственному телу и снижения уровня тревожности.
Литература 1. Аверьянов А.П. Ожирение у детей и подростков: клинико-метаболические особенности, лечение, прогноз и профилактика осложнений: автореф. дис. … д-ра мед. наук. – Саратов, 2009. – 53 с. 2. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – 2-е изд., исправл. – М.: Издательство Института Психотерапии; Издательство НГМА, 2000. – 320 с. 3. Аракелов Г.Г., Шишкова Н.Р. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 1998. – № 1. – С. 18–32. 4. Арина Г.А., Николаева В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа развития // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: АСТ, 2007. – С. 222–235. 5. Баранская Л.Т., Татаурова С.С. Образ тела как предиктор нарушения адаптации молодежи в социальной среде // Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья. – М.: «ИГРА», 2009. – С. 331–335. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 7. Бубнова М.Г. Ожирение: причины и механизмы нарастания массы тела, подходы к коррекции // Consilium Medicum. – 2005. – Т. 7, № 5. – С. 409–415. 8. Дорошина Л.И. Психология телесности: теоретические и практические исследования // Психология телесности: теоретические и практические исследования: материалы международной заочной научно-практической конференции (Пенза, 25 марта 2008 года). – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008. – С. 54–58. 9. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с. 10. Леви Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: АСТ, 2005. – С. 410–433. 11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. – М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 384 с. 12. Мотовилин О.Г. Развитие представлений о собственном теле у детей в условиях семьи и интерната: дис. … канд. психол. наук. – М., 2001. – 188 с. 13. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с. 14. Свистунова Е.В., Мильке Е.А. Особенности восприятия своего тела подростками с ожирением. – М.: Академия, 2006. – 288 с. 15. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. – 287 с. 16. Cash T.F., Szymanski M.L. The development and validation of the Body-Image Ideals Questionnaire // Journal of Personal Assessment. – 1995. – Vol. 64, № 3. – P. 466–477. 17. Schilder P.F. The Image and Appearance of the Human Body. – London, 1935. – 282 p. 18. Tiggemann M., Lynch J.E. Body image across the life span in adult women: the role of self-objectivation // Developmental Psychology. – 2001. – Vol. 37, № 2. – P. 243–253.
Ссылка для цитирования УДК 159.922.7:616-056.52 Быкова И.С., Слепец В.В. Образ тела и его взаимосвязь с уровнем тревожности у детей младшего школьного возраста с экзогенно-конституциональным ожирением // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 2(16) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
![]() |
|
|