О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

РЕЦЕНЗИЯ
на книгу
«Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра» под редакцией Н.В. Симашковой, Т.П. Клюшник

Хромов А.И. (Москва, Россия)

 

 

Хромов Антон Игоревич

Хромов Антон Игоревич

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия. Тел.: +7 (495) 632-91-99.

E-mail: hromovai@mgppu.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра»

В последние десятилетия проблемы расстройств аутистического спектра (РАС) стали привлекать все большее внимание ученых, исследования которых вышли далеко за рамки «родной» психиатрической области и проводятся не только в относительно близких к ней сферах психологии, педагогики, дефектологии, но давно коснулось таких отраслей, как нейробиология, генетика, иммунология, социология, история, лингвистика, даже инженерия и математика, а также многих других. В последние годы популярность темы РАС распространилась также и за пределы науки. Например, в системе высшего образования стали открываться новые программы и профили подготовки, целиком посвященные проблемам РАС. К сожалению, такой всплеск интереса к проблемам аутизма часто не лучшим образом сказывается на качестве тех мероприятий и публикаций (как научных, так и довольно далеких от этого жанра), которые стали появляться в последние годы в довольно больших количествах. Обилие имеющейся информации нередко снижает «концентрацию» научных и специализированных изданий в этой области. Хотелось бы подчеркнуть, что рецензируемое издание как раз является приятным исключением из «общей массы», поскольку представляет собой междисциплинарное научное издание, многогранно охватывающим различные аспекты исследований проблем детского аутизма.

Монография «Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра» подготовлена научным коллективом ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» в сотрудничестве с коллегами из других учреждений в рамках междисциплинарного подхода к изучению и помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Она тесно связана с вышедшей тремя годами ранее книгой «Расстройства аутистического спектра у детей. Научно-практическое руководство» (Симашкова и др., 2013). Настоящая публикация дополняет и расширяет круг вопросов, затронутых в работе 2013 года. В первую очередь, это достигнуто путем включения в монографию помимо ожидаемого раздела, освящающего медицинские аспекты истории, диагностики и лечения детей с РАС, сведений из таких областей науки, как психология, специальная педагогика, логопедия, неврология, нейрофизиология и нейроиммунология.

Монографию можно условно поделить на три раздела: первый раздел — медицинские аспекты РАС, второй — психологические вопросы и проблемы помощи детям с РАС и третий — частные аспекты проблемы РАС.

Первый раздел монографии представлен тремя главами, которые подготовлены в соавторстве заведующей отделом детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ, д.мед.н. Н.В. Симашковой (1—3 главы), директором НЦПЗ, д.мед.н. Т.П. Клюшник (глава 1) и старшим научным сотрудником лаборатории нейрофизиологии НЦПЗ, к.биол.н. Л.П. Якуповой (3 глава). Этот раздел посвящен медицинским аспектам расстройств аутистического спектра в части истории, эпидемиологии, различных гипотез этиологии и патогенеза заболевания (генетических, нейрохимических, аутоиммунных и др.), вопросов классификации и типологии, а также проблем дифференциальной диагностики заболевания. Стоит подчеркнуть, что проблемы дифференциальной диагностики рассмотрены не только с клинических позиций, а дополнены данными из практики патопсихологических обследований, приведены биологические (нейрофизиологические и иммунологические) маркеры, подчеркивающие эндогенный характер происхождения аутизма.

В главе 4, написанной сотрудниками ФГБНУ НЦПЗ к.психол.н. Н.В. Зверевой (отдел медицинской психологии) и к.психол.н. А.А. Коваль-Зайцевым (отдел детской психиатрии), довольно подробно представлен обзор психологических исследований нарушений отдельных сфер психической деятельности у детей с РАС (речевое, моторное развитие, восприятие, мышление и др.), освещены основные психологические концепции аутизма, представлены основные методы и подходы к психологической диагностике, а также затронуты вопросы помощи, реабилитации и коррекции лиц с РАС.

В монографии достаточно полно представлен раздел, касающийся вопросов помощи детям с РАС. В главе 5, посвященной терапии и реабилитации больных с РАС (авторы Н.В. Симашкова, Н.Г. Манелис, Л.П. Таратина), подробно рассмотрены вопросы психофармакотерапии РАС, описаны основные программы психологической коррекции (TEACCH, прикладной анализ поведения и пр.). Здесь же представлен интересный параграф, касающийся логопедической коррекции больных РАС, в котором отражены возрастно-специфичные симптомы нарушений речи при РАС и описан практический опыт их коррекции. В этой же главе затронуты вопросы других видов помощи (педагогическая, нейропсихологическая, психосоциальная), работы с семьей и окружением больного. Следующие главы затрагивают важные темы организации системы обучению больных с РАС (в частности, проблема интеграции в образовательную систему), а также трудности междисциплинарного и межинституционального взаимодействия в вопросах помощи детям с РАС. Еще одна глава, завершающая этот раздел, касается вопросов ранней профилактики инвалидизации таких больных.

Завершает монографию раздел, затрагивающий частные проблемы расстройств аутистического спектра.  В главе 9 в соавторстве Н.В. Симашковой и Н.Н. Заваденко описан гиперкинетический синдром (или СДВГ) как коморбидное расстройство при РАС; взгляд авторов довольно многогранен и, помимо подробного клинического описания, охватывает взгляды психологов, нейрофизиологов и других специалистов в рамках междисциплинарного подхода к оценке этого синдрома при РАС. В главе 10 Н.Н. Заваденко описывает различные неврологические нарушения, наблюдающиеся у детей с РАС, по большей части в моторной сфере, включая сюда не только характерные для аутистов стереотипии, но и особенности речевого развития, двигательных навыков, а также трудности в познавательной сфере многое другое. Следующая, 11 глава полностью посвящена описанию богатого опыта электроэнцефалографического исследования детей с РАС, накопленного в лаборатории нейрофизиологии НЦПЗ за два последних десятилетия. Эта глава четко структурирована, отдельно для каждой синдромальной формы аутизма описываются не просто характерные изменения возрастной динамики электроэнцефалограммы таких детей, но дается содержательная интерпретация наблюдаемых изменений, полезная не только клиницистам, но и многим другим специалистам, работающим с такими детьми. В последней главе этого раздела Т.П. Клюшник подробно освящает взгляд современной нейроиммуннологии на РАС — относительно молодого раздела медицины, в рамках которого исследования последних лет показали интересные результаты, позволяющие выдвинуть если не собственную концепцию, то ряд гипотез относительно происхождения аутизма. В частности, обсуждается особенности реакций врожденного иммунитета при РАС и их возможная роль в патогенезе, по крайней мере, одной из групп расстройств это спектра.

Даже из представленного краткого описания содержания монографии становится вполне понятна позиция ее авторов, которые совершенно справедливо указывают на необходимость комплексного, мультидисциплинарного подхода к дальнейшему изучению этой непростой и полиморфной группы расстройств, внимание мирового научного сообщества к которому растет с каждым годом.

Рецензируемая монография является фундаментальным, полноценным изданием, которое охватывает даже более широкий круг вопросов, чем заявлено в названии. Издание будет полезно самым разным специалистам, работающим в сфере помощи детям с нарушенным психическим развитием, где доля РАС в последнее время сильно возросла. Книгу можно рекомендовать детским психиатрам, педиатрам, неврологам, психологам, нейрофизиологам, генетикам, дефектологам, педагогам и другим специалистам, а также студентам, обучающимся по медицинским, психологическим или педагогическим направлениям, как в научных или обучающих целях, так и в их практической работе с такими детьми.

 

 

Ссылка для цитирования

Хромов А.И. Рецензия на книгу «Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра» под редакцией Н.В. Симашковой, Т.П. Клюшник // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 4(18) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player