Теория психосоматической медицины и балинтовская супервизия врачей
и психологов: интеграция в анализе профессиональной коммуникации
Винокур В.А. (Санкт-Петербург, Россия)
|
Винокур Владимир Александрович
доктор медицинских наук, профессор
кафедры психотерапии и сексологии; федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Северо-Западный государственный медицинский университет им.
И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации,
ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: 8 (812) 327-35-93.
E-mail: vavinokur@mail.ru
|
Аннотация.
В статье описывается интегративная связь основополагающих подходов
психосоматической медицины и балинтовской супервизии врачей и
психологов, анализируются история их формирования и общие принципы,
связанные с вниманием к сложным вопросам взаимодействия с пациентами и
терапией психосоматических расстройств, которая становится более
успешной под влиянием балинтовской аналитической супервизии.
Ключевые слова:
психосоматическая медицина; супервизия; балинтовские группы; интеграция.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В ряде своих работ Майкл Балинт, описывая историю развития балинтовских
групп и их связи с клинической медициной, отмечал, что его увлечение и
глубокие занятия психоанализом, которые впоследствии легли в основу
технологии балинтовской супервизии, привели его к размышлениям над тем,
как развиваются самые разнообразные психосоматические расстройства и
насколько продуктивным может быть психоанализ в их диагностике и
лечении, а также к более глубокому пониманию различных сложных аспектов
взаимодействия «врач — пациент». Он хорошо понимал,
что то, что происходит в телесной сфере человека, очень тесно связано с
тем, что происходит в сфере психической, и эти процессы протекают не
просто неразрывно, они взаимно влияют друг на друга и проявляются как в
понимании психосоматического единства, так и в профессиональном
взаимодействии с пациентами, делая медицинскую практику и более
гуманистически ориентированной, и тем самым более эффективной. Поэтому
Майкла Балинта можно по праву считать одним из основоположников
современных фундаментальных психосоматических представлений, понимание
которых позволяет осуществлять клиническую практику успешнее.
Условия и образ жизни человека являются фундаментальными
предпосылками для возникновения его болезней, поскольку именно
социальные и психологические факторы так специфически
«расцвечивают», создают такое разнообразие красок в жизни
человека и, соответственно, в его заболеваниях. Сейчас это уже кажется
общепризнанным, однако многие врачи и в настоящее время психосоматические
заболевания лечат как чисто соматические, нередко недооценивая или
вовсе игнорируя психологические факторы возникновения и течения этих
расстройств, к числу которых можно отнести и проблемы, связанные с
коммуникацией «врач — пациент».
Шарль Поль Дюбуа (1848—1918), швейцарский невропатолог,
психиатр и психотерапевт, анализируя эту давно возникшую тенденцию,
заметил: «Между медициной и ветеринарией существует одна только
разница — в смысле клиентуры». Аналогичную точку зрения
высказывали E. Weiss и O. English [4] о том, что психосоматика —
это подход в медицине, который уделяет существенно больше внимания
душевному не умаляя значение телесного. V. Weizsaecker также говорил,
что «…медицина должна быть глубинно-психологической,
иначе она не будет медициной» [5]. Это также активно сближает
идеи интегративной (психосоматической) медицины и философию работы
балинтовских групп, поскольку в обоих случаях мы сталкиваемся с миром
множества открытых вопросов о сложном характере взаимодействия врача
и пациента и глубоко скрытых ответов на эти вопросы. Формула,
предложенная в книге М. Балинта «Врач, пациент и его
страдание» (1957) и связывающая психосоматическую
компетентность врачей с эффектом супервизии в балинтовских группах,
ориентированной на анализ их коммуникации с пациентами, оказалась
настолько продуктивной, что до сих пор стимулирует многих исследователей
и практических врачей на ее развитие в разных аспектах своей работы:
«Наиболее часто применяемое в медицинской практике лекарство
— сам врач. В лечении пациента важны не столько собственно
микстуры или пилюли, назначенные ему при этом заболевании, сколько
атмосфера, в которой лекарство назначается врачом и в которой оно
принимается пациентом. <…> Это предполагает, что, как и
в случае применения любого другого лекарства, необходимо тщательно
взвесить показания к назначению такого лечебного «средства»,
как врач, его дозы, ограничения в применении, наиболее удобные способы
приема и даже возможные побочные эффекты» [2].
Можно утверждать, что любое соматическое расстройство есть
нарушение психосоматическое, так как психические факторы и, прежде
всего, эмоциональные реакции влияют на все физиологические процессы
в организме. Поэтому анализировать заболевания человека можно, лишь
учитывая структуру его личности, сферу ее наиболее значимых отношений
и внутриличностных конфликтов, механизмов психологической защиты и
совладающего поведения, локус субъективного контроля, личностные смыслы
болезни и ее внутреннюю картину, особенности терапевтического
сотрудничества, в частности, приверженности пациента лечению, и многие
другие психологические характеристики, влияющие как на течение самого
соматического заболевания, так и на сложный, во многом неясный характер
взаимодействия врача с таким пациентом. «Выписывать рецепты
— довольно несложное занятие, но вот прийти к пониманию людей,
с которыми работаешь как врач, гораздо сложнее» [1, c. 8]. Все
вышесказанное представляет собой серьезное предостережение от
недооценки роли психологических факторов во взаимоотношениях врача и
пациента, которая, к сожалению, очень распространена в медицинской
практике.
Анализируя исторические предпосылки возникновения такой необходимой
формы супервизии и одновременно профессионального развития врачей и
психологов, как балинтовские группы, можно отметить, что сегодня, когда
клиническая практика располагает все более дорогостоящими, мощными и,
соответственно, небезопасными средствами и способами лечения, все чаще
возникает идея о том, что медицина должна быть эмпатийной и
гуманистически ориентированной. Возможно, Майкл Балинт, предвидя эту
ситуацию, предложил одно из успешных решений этой задачи задолго до
того, как «медицина, основанная на доказательствах», стала
формироваться как новая научная и практическая парадигма. При этом он
подчеркивал, что то, что мы сегодня называем «феноменологическим»
подходом, несмотря на все его трудности в понимании, интерпретации и
осуществлении на практике, является абсолютно необходимым условием
сохранения гуманистических основ медицины, в частности, такой ее
области, как психотерапия.
Анализ более чем полувековой работы балинтовских групп в разных
странах показал, что М. Балинт предложил в этой технологии очень
эффективный метод, помогающий врачам самых разных специальностей и
психологам-консультантам снизить свою эмоциональную напряженность в
работе с «трудными» пациентами, к числу которых
очень часто относятся пациенты с психосоматическими или соматоформными
расстройствами. Это способствовало тому, что врачам удавалось перейти к
«межличностной психологии», исследуя в каждом
случае характер своих взаимоотношений с больными и факторы, осложняющие
эти отношения, а также связанное с этим почти закономерное снижение
эффективности самой врачебной и консультативной работы. Со временем
такая технология балинтовских групп помогала врачам постепенно сменить
акцент с болезнь-центрированного подхода в своей клинической
практике на пациент-центрированный. Это было очень успешно
отражено в материалах первых международных балинтовских конгрессов,
проходивших под характерными девизами — «Пациент-центрированная
медицина» («Patient-Centered Medicine», London,
1972) и «Человеческое лицо медицины» («The Human
Face of Medicine», London, 1978).
Во врачебной профессии в той или иной степени существует дефицит
возможностей профессионального общения с коллегами. Вследствие этого
существенно возрастает вероятность искажения внутреннего образа своей
профессиональной деятельности, самоидентификации врача, приводящей к
снижению критичности и саморефлексии, возрастанию своеобразной
профессиональной ригидности. В мировом опыте формирования системы
подготовки врачей уже много лет акцент делается на актуальности
изучения и, соответственно, супервизии различных аспектов практической
коммуникации с пациентами, компетентность в которой рассматривается как
один из важнейших показателей профессионализма врачей. Коммуникативная
компетентность, по мнению и самих специалистов, и опрошенных
параллельно с этим их пациентов, входит в круг профессиональных
качеств, наиболее значимых для эффективного осуществления врачебной
деятельности. Эти навыки не улучшаются просто с возрастанием
продолжительности работы, а нуждаются в постоянном развитии и
совершенствовании в процессе супервизии.
Дефицит возможностей профессионального общения врачей с коллегами
существенно затрудняет обмен знаниями и опытом между ними и оказание
друг другу эмоциональной поддержки, которая многими исследователями
рассматривается как один из важнейших факторов, наряду с развитием
профессиональной успешности, предупреждения профессионального стресса
и «выгорания» врачей.
Одной из предпосылок необходимости создания и устойчивого существования
такой эффективной формы аналитической супервизии профессиональной
коммуникации, как балинтовские группы врачей и психологов, служит
анализ профессионального «самочувствия» этих
специалистов, показывающий, что даже при их большом опыте и стаже
работы необходимость в получении квалифицированной обратной связи от
коллег в различных неясных и трудных случаях достаточно велика.
Выраженность этой потребности часто парадоксально зависит от величины
профессионального стажа — более опытные врачи проявляют не
только не меньшую, но даже большую заинтересованность в обмене опытом,
в конструктивном обсуждении, во внимании и поддержке коллег, чем врачи
молодые. Есть и другие важные характеристики нашей профессии,
определяющие необходимость балинтовской супервизии.
1. |
Специфика работы в большей степени определяется личностными
особенностями самого профессионала, чем объектом его труда.
|
2. |
Эмоциональная насыщенность межличностного взаимодействия с пациентами
в процессе работы. |
3. |
Необходимость постоянного креативного саморазвития вследствие
отсутствия готовых программ и алгоритмов работы. |
Существует очень тесная интеграция психосоматической медицины и
международного балинтовского движения, определяемая их общей идеей
внимания к сложным психологическим аспектам взаимодействия с пациентами
и проводимой им терапии. Mайкл Балинт писал по этому поводу (1957):
«Врач должен открыть в самом себе способность выслушивать у
своих больных то, что им часто вряд ли удается выразить словами, и
поэтому он должен начинать с того, чтобы послушать такую речь у себя
самого» [2].
Один из основателей и лидеров международного балинтовского движения
профессор Boris Luban-Plozza (1923—2002), автор широко
известной в мире Асконской модели ведения балинтовских групп (Ascona
— небольшой городок в Швейцарии, где он жил), одновременно
был широко известен в мире своими фундаментальными работами по
психосоматической медицине. Его книга «Психосоматический
пациент на приеме у врача» многократно издавалась на всех
ведущих европейских языках (на русском вышло несколько переизданий этой
книги). Представление B. Luban-Plozza о том, что глубокое
психологическое понимание, проникающее вплоть до сути эмоциональных
проблем пациента, должно в такой же степени принадлежать вооружению
врача, как медикаменты или медицинская техника, успешно объединяет
психосоматический подход к целостному пониманию пациента в балинтовской
группе. Она реализует в своей работе задачу понимания сложного
взаимодействия таких пациентов с врачами.
В качестве иллюстрации такой связи можно привести и многочисленные,
широко известные работы британского врача общей практики Sotiris
Zalidis, в частности, его книгу, вышедшую в 2001 году, «A
General Practitioner, His Patients and Their Feelings: Exploring
the Emotions Behind Physical Symptoms» («Врач общей
практики, его пациенты и их переживания: исследуя эмоции, скрытые
за физическими симптомами») [6], в которой много внимания
уделяется психосоматическим и соматоформным расстройствам в общей
врачебной практике с акцентом на анализ сложных и многообразных и во
многом недостаточно ясных аспектов взаимодействия «врач —
пациент». Еще один убедительный пример такой интеграции в
исследовании психосоматических расстройств и заболеваний в широкой
медицинской практике, а также психотерапевтических (если посмотреть
шире — коммуникативных) аспектов их терапии) можно найти в книге
профессора Питера Шонберга (Peter Shoenberg) «Psychosomatics:
The Uses of Psychotherapy» [3], которая получила широкое
признание в Международной Балинтовской Федерации. П. Шонберг —
британский психотерапевт, ведущий многолетнюю практику в отделениях
лондонского University College Hospital, преподаватель Лондонского
университета и одновременно один из ведущих специалистов в области
балинтовской супервизии, технологии ее проведения и оценки
эффективности. В этой книге автор показывает, как внимание к различным
аспектам межличностной коммуникации «врач — пациент»
и стремление анализировать их как можно глубже приносят очевидные плоды
в виде более успешной терапевтической практики за счет лучшего понимания
роли психологических факторов в развитии психосоматических заболеваний,
а также повышения удовлетворенности обоих участников этого процесса их
взаимодействием.
Своевременная и правильная диагностика психосоматических расстройств
в общемедицинской практике становится сегодня решающим условием успешной
медицинской помощи в целом, и в значительной мере важнейшим условием
этого оказывается качество коммуникации «врач — пациент»,
которая и является фокусом аналитической работы балинтовской группы.
Тесная организационная связь и даже практическая интеграция медицинских
и балинтовских обществ существует в Германии, Швеции, Польше, Венгрии,
Израиле, Португалии. Во многих странах мира (Великобритании, США,
Бельгии, Швеции и др.) национальные балинтовские общества в своей
работе тесно связаны и активно взаимодействуют с психосоматическими
обществами, ассоциациями врачей общей практики (семейных врачей) или
ассоциациями психиатров и психотерапевтов. С 1987 года в Германии
практикуется так называемая базовая психосоматическая подготовка всех
врачей, государственная программа которой включает в себя их
обязательное участие не менее чем в 15 сессиях балинтовских групп.
Естественно, Германское балинтовское общество, являющееся сегодня одним
их наиболее активных в мировой практике, создавшее очень развитую систему
методической подготовки и супервизии ведущих балинтовских групп и
насчитывающее в своих рядах 850 членов, имеет для выполнения этой
задачи и достаточно большое количество самих балинтовских групп, и
достаточное количество компетентных и опытных ведущих.
В январе 1986 г. Международная Балинтовская Федерация получила
официальный статус неправительственной международной профессиональной
организации, поддерживаемой Советом Европы и несколькими другими
организациями, входящими в структуру ООН. Информация о работе федерации
и проводимых балинтовских конгрессах и конференциях регулярно
приводится в бюллетенях Всемирной организации здравоохранения, что
показывает международный авторитет МБФ. Доклады о различных аспектах
балинтовской супервизии и ее эффективности в профессиональном развитии
врачей регулярно включаются в программы различных медицинских
конгрессов и конференций; в частности, это стало традиционным в
программе конгрессов WONCA (Всемирной ассоциации врачей общей практики)
и многочисленных психосоматических конгрессов и конференций, проходящих
в различных странах мира, в частности, регулярно, на протяжении многих
лет в Санкт-Петербурге (Россия).
Балинтовские группы эффективно обеспечивают их участникам —
врачам и клиническим психологам — возможность (среду,
пространство) для более глубокого и осознанного анализа своей
работы и ее коммуникативных аспектов, для развития саморефлексии,
лучшего понимания врачами своих пациентов и самих себя в процессе
сложного взаимодействия с ними, что можно отнести к ключевым проблемам
психосоматической медицины. Это достигается активным развитием эмпатии
в процессе такой супервизии. Балинтовские группы помогают тем, что
супервизия дает специалистам опыт нового и более конструктивного
переживания той неизвестности или неопределенности, которая существует
в работе каждого из врачей или психологов и в каждом случае их
взаимодействия с этими сложными пациентами. Группа повышает у
специалистов профессиональную самооценку и степень удовлетворенности
своей работой, тем самым способствуя предупреждению профессионального
выгорания, а также хорошо устраняет чувство профессионального
«одиночества». Данный вид работы является успешной
формой развития профессиональной поддержки для врачей и психологов,
создания нового для них позитивного мышления, нового уровня
компетентности, прежде всего — коммуникативной, что также
позволяет этим специалистам достичь более высокой степени
устойчивости к различным фрустрирующим аспектам своей профессиональной
деятельности, часто наблюдаемым в терапии психосоматических
расстройств и заболеваний, которые рассматриваются сейчас как
«болезни цивилизации» и поэтому все чаще встречаются в
медицинской практике.
Литература
1. Кафка Ф. Сельский врач. – М.: Эксмо.
2017.
2. Balint M. The Doctor, his Patient and the Illness.
– London: Pitman, 1957. – 401 p.
3. Shoenberg P. Psychosomsatics: The Uses of
Psychotherapy. – N.Y.: Palgrave Macmillan, 2007. –
296 p.
4. Weiss E., English O. Psychosomatic medicine.
– Philadelphia, PA: Saunders, 1943. – 687 p.
5. Weizsäcker V. Begegnungen und Entscheidungen.
– Stuttgard: Köhler, 1949.
6. Zalidis S. A General Practitioner, his Patients
and their Feelings: Exploring the Emotions behind Physical Symptoms.
– London: Free Association Books, 2001. – 260 p.
Ссылка для цитирования
УДК 159.92
Винокур В.А. Теория психосоматической медицины и балинтовская
супервизия врачей и психологов: интеграция в анализе профессиональной
коммуникации // Клиническая и медицинская психология: исследования,
обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. –
Т. 5, № 4(18) [Электронный ресурс]. –
URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|