|
Аннотация. В статье на клиническом примере рассмотрена возможность применения «Модели системной поведенческой психотерапии» при психологическом сопровождении пациентов с гипертонической болезнью сердца в условиях скоропомощного стационара. Ключевые слова: адаптация; когнитивно-поведенческая терапия; гипертоническая болезнь; психосоматическая медицина.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
На кафедре клинической психологии и психологической помощи РГПУ им. А.И. Герцена сформировалась научно-педагогическая школа («Методология и методы медико-психологического обеспечения адаптации человека в непривычных условиях жизнедеятельности», руководитель — проф. Алёхин А.Н.), основным направлением исследований которой является анализ психологических аспектов поведения человека в изменённых условиях существования. Под адаптацией понимают поведение, направленное на установление оптимального функционирования при воздействии на человека факторов, нарушающих гомеостаз целостного организма [1; 3; 5]. Такое поведение как систему реакций можно анализировать в различных аспектах — физиологическом (психофизиологические реакции), психологическом (эмоциональные и когнитивные процессы-реакции), социально-психологическом (личность и система отношений и их трансформации). Эти процессы, разворачивающиеся на разных уровнях организации сложной системы, каковой является живой организм, являются частными проявлениями целостной реакции адаптации [1; 3; 5; 10; 12]. В психологических исследованиях категория «адаптация» используется достаточно широко. Однако её употребление зачастую методологически некорректно, когда не определено, о каком аспекте (психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом) адаптационного процесса идёт речь. Вполне можно представить себе ситуацию, когда социально-психологическая адаптация достигается ценой интрапсихического (психологического) напряжения, способного привести к декомпенсации и дезадаптации на уровне психической регуляции (невротическое/психотическое состояние). В клинике внутренних болезней мы встречаем понятие адаптации, когда говорим о существовании человека в условиях заболевания, непривычных условиях. Независимо от специализации врачи сталкиваются с так называемыми «психосоматическими пациентами». Такие пациенты регулярно вызывают к себе бригады «Скорой помощи», пытаются попасть на прием ко всем специалистам территориальной поликлиники, проходят множество разнообразных обследований, часто многократно госпитализируются в общесоматические стационары. При этом пациенты не удовлетворяются поставленным диагнозом, продолжают предъявлять жалобы. В настоящее время понятие «психосоматика» получило множество зачастую противоречащих друг другу определений. Неопределенность в теоретическом аспекте приводит к затруднениям в оказании своевременной квалифицированной помощи пациентам врачами-психиатрами, психотерапевтами. Так, Курпатов А.В. в методическом пособии «Пространство психосоматики» приводит данные различных клинико-эпидемиологических исследований, согласно которым до 70% больных, находящихся в обычных стационарах, нуждаются в консультации и лечении психиатра или психотерапевта [7]. Медицинский психолог стационара, включаясь в работу мультидисциплинарной бригады, предоставляет дополнительные сведения о пациенте, исходя из своих знаний, что способствует формированию комплексного представления о состоянии больного [10]. Логика представлений психолога о состоянии и динамике заболевания выстраивается в зависимости от методологии, которая лежит в основе работы специалиста. Наиболее методологически разработанной в отечественной психотерапевтической практике нам представляется «Принципиальная модель психических расстройств с соматическими проявлениями и соматических заболеваний с психической обусловленностью и клиникой» [7], представленная на рисунке 1.
Рис. 1. Принципиальная модель психических расстройств с соматическими
проявлениями
|
1. |
Моторный компонент: речь довольно быстрая, хорошо интонированная. |
2. |
Содержание: |
♦ Требования («хочу»).
Говоря о невестке: «Она должна заботиться о своем ребенке», «Она должна приходить домой пораньше», «Она должна убираться дома», «Она должна мыть посуду».
♦ Система объяснений («Почему происходит»).
Когда невестка идет в магазин и спрашивает, нужно ли что-то купить, объясняет это тем, что та «хочет быть при деле», чтобы ничем не заниматься дома. Объясняет свои требования к невестке тем, что она (пациентка) тоже была в таком положении, но всему научилась.
♦ Прогнозы («Что будет, если»).
Не делает невестке замечаний, т.к., если сделает их, сын будет на нее ругаться, т.е. ухудшатся отношения с сыном.
Психокоррекция: основная работа — проявление для пациентки имеющихся у нее «ошибок» в речи. Выписывание в дневник своих требований, объяснений, прогнозов, работа с записями (ведение дневника самонаблюдения — обучение в конце первой консультации; обсуждение с пациенткой записей при повторной консультации на 7-й день госпитализации после стабилизации АД). Формирование интернального локуса контроля.
• Когнитивное поведение
«Посадила сердце» после двух перенесенных за год операций (из-за наркоза). Мать тоже болела.
Психокоррекция: разъяснение сути заболевания, особенностей протекания, причин и способов фармакотерапии (это функция лечащего врача стационара). Кардиолог объяснил пациентке ее состояние, что стало достаточным для формирования приверженности лечению и ясной картины заболевания.
• Социальное поведение
Переживает за своего сына, при разговоре о нем смягчает тон, делается тревожной. Если речь идет о невестке, «набухает», высказывает требования, «играет роль свекрови». Активно включена в социальное поведение, в больничной палате наладила контакт с пациентами, делилась с ними рекомендациями, полученными от психолога. При этом в обычной жизни проявляется дефицит общения (не работает, занимается воспитанием внука).
Психокоррекция: в условиях 10-дневного пребывания пациентки в стационаре представляется трудноосуществимой работа с социально-психологическими аспектами поведения, коррекция ролевых отношений пациентки. Но именно это направление психокоррекции является приоритетным в дальнейшей амбулаторной работе с данной пациенткой.
Таким образом, представленная модель анализа поведения позволяет составить ясную картину о клинико-психологических особенностях течения заболевания, определить мишени для психокоррекции в оптимально сжатые сроки; модель возможна для применения в условиях многопрофильного стационара при работе с психосоматическим пациентами. Данные носят предварительный характер, авторами планируется апробация данной схемы психодиагностики и психологической коррекции на большей выборке, других нозологических группах больных.
Литература
1. Алёхин А.Н. Адаптация как концепт в медико-психологическом исследовании // Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена). – СПб.: Стратегия будущего, 2010. – С. 27–32.
2. Баранов М.Л., Джангильдин Ю.Т. Особенности когнитивной модели психотерапев-тической помощи больным гипертонической болезнью в условиях многопрофильного стационара // Медицинский вестник МВД. – 2015. – № 4(76). – С. 32–37.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Ленинград: Наука, 1988.
4. Джангильдин Ю.Т., Баранов М.Л. Роль и место психотерапии в лечении больных гипертонической болезнью в стационарных условиях // Медицинский вестник МВД. – 2012. – № 1. – С. 57–59.
5. Дубинина Е.А. Психическая адаптация при сердечно-сосудистых заболеваниях: феноменология, динамика, прогноз: учеб. пособие. – СПб.: Копи-Р Групп, 2013. – 88 с.
6. Ковпак Д.В. Вклад отечественных ученых в развитие когнитивно-поведенческой терапии // I Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии: сб. науч. статей. – СПб.: СИНЭЛ, 2015. – С. 28–36.
7. Курпатов А.В., Аверьянов Г.Г. Пространство психосоматики. Пособие для врачей общей практики. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 192 с.
8. Курпатов А.В, Аверьянов Г.Г. Руководство по системной поведенческой психотерапии. – М.: ЛитРес, 2012. – 363 с.
9. Курпатов А.В., Алёхин А.Н. Развитие личности. Психология и психотерапия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 448 с.
10. Парцерняк С.А. Психологическая помощь в аспекте интегративного подхода к диагностике и лечению заболеваний // Медицинская психология в системе здравоохранения региона: материалы Первой региональной научно-практической конференции медицинских (клинических) психологов учреждения здравоохранения Санкт-Петербурга / под ред. А.Н. Алехина. – СПб.: Трактат, 2015. – С. 89–94.
11. Пособие по практической психиатрии клиники Модсли / под ред. Д. Голдберга / пер. с англ. Д. Полтавца. – К.: Сфера, 2011. – 360 с.
12. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: монография. – СПб.: Мед. пресса, 2002. – 349 с.
13. Саенко Ю.В. Техники и приемы регуляции эмоций // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 83–92.
14. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ). – М.: Институт Психотерапии, 2001. – 336 с.
15. Эверли Дж.С., Розенфельд Ф. Стресс. Природа и лечение. – М.: Медицина, 1985. – 224 с.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9.07:616.12-008.331.1-08
Шишкина В.Ю., Чернорай А.В. Психологическое сопровождение пациента с гипертонической болезнью сердца: анализ случая // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 4(18) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|
Выпуск № 21 |
Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе |
Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства |