Стиль межличностных отношений и риск саморазрушающего поведения
в подростковом возрасте
Абросимов И.Н. (Москва, Россия)
|
Абросимов Илья Николаевич
кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии;
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Московский государственный медико-стоматологический
университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения
Российской Федерации, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1, Москва, 127473,
Россия. Тел.: 8 (495) 609-67-00.
E-mail: i.abrosimov@bk.ru
|
Аннотация.
Актуальность настоящей работы обусловлена все еще остающимися высокими
показателями распространенности эпизодов саморазрушающего поведения
среди лиц подросткового, юношеского и молодого возрастов. Следуя за
принципами периодизации развития личности, принятой в отечественной
возрастной психологии, целесообразным является рассматривать в качестве
одного из важных факторов аутоагрессивного поведения подростков
особенности их ведущей деятельности, а именно — коммуникации в
значимой группе и интимно-личностных отношениях. В статье представлены
результаты эмпирического исследования, посвященного индивидульному
стилю межличностных отношений и его соотношению с показателями
саморазрушающего поведения у подростков. В ходе исследования решались
задачи выделения групп сравнения среди подростков с различным риском
саморазрушающего поведения; описания и сравнения в выделенных
подгруппах индивидуальных стилей межличностных отношений; описания
выявленных связей между изучаемыми показателями. В исследо-вании
приняли участие 75 подростков от 14 до 17 лет. Сравнительный анализ
двух групп подростков с различным уровнем риска саморазрушающего
поведения показал, что группа с высоким риском отличается большей
нагруженностью психопатологической симптома-тикой и наличием преградных
коммуникативных черт в межличностных отношениях, что может
рассматриваться в качестве основных факторов, повышающих риск
аутоагрессив-ного поведения. Полученные данные указывают на имеющиеся
связи между изучаемыми параметрами, что позволяет рассматривать стиль
межличностных отношений в подрост-ковом возрасте как один из факторов,
обуславливающих паттерны саморазрушающего поведения. Результаты
исследования могут быть учтены при разработке профилактических и
психокоррекционных мер по решению проблемы суицидов и других форм
девиантного поведения среди лиц молодого возраста.
Ключевые слова:
саморазрушающее поведение; психология подростков; межличностные
отношения; подростковый суицид; девиантное поведение; профилактика
суицидов.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
В свете культурно-исторического подхода к развитию психики в
норме и патологии главным фактором становления личности является ее
адаптация к окружению с помощью особых инструментов, применяемых в
данной культуре, — знаков и символов, составляющих основу
вербального общения и, как было показано школой Л.С. Выготского,
мышления [9]. Для оптимального хода процесса социализации индивида
ключевым представляется развитие в подростковом периоде, на которое
приходится не только формирование важных личностных конструктов [1; 5;
10; 11; 12], но и возрастание рисков отклоняющегося развития и
поведения [3].
Современные публикации сообщают об остающихся на высоком уровне
показателях саморазрушающего поведения среди подростков из
патологической и контрольной выборки [6; 14; 16]. При этом ведущими
формами подростковых интрапунитивных тенденций являются суицидальное
поведение [13; 20], зависимости [4; 8] и преступная деятельность
[17; 18].
Особую актуальность приобретают исследования черт и особенностей
формирую-щейся коммуникативной компетентности у детей и подростков с
аутоагрессивным поведением, чье развитие протекает с опорой на новейшие
достижения в области информационных технологий и сети интернет,
являющихся неотъемлемыми современными требованиями успешной
социализации личности [15; 19].
Так, например, возникающие в последние годы «эпидемии
суицидов» (в сущности также и парасуицидов) тоже преобразуются
в своем проявлении и отождествляются с так называемыми «группами
смерти» в социальных сетях. Это указывает на важность изучения
и описания в рамках клинико-психологических категорий проблем
саморазрушающего поведения среди детей и подростков, поскольку именно
они могут оказаться незащищен-ными перед информационной средой, содержание
которой может как предотвращать, так и провоцировать различного рода
кризисные состояния и переживания, приводящие к деструктивным, в том
числе аутоагрессивным поведенческим тенденциям [21].
Целью настоящей работы являлось исследование индивидуального
стиля межлич-ностных отношений в соотношении с риском саморазрушающего
поведения у подростков.
Задачи:
1) |
выделение групп сравнения среди
подростков с различным риском саморазрушающего поведения;
|
2) |
описание и сравнение в выделенных подгруппах индивидуальных стилей
межлич-ностных отношений;
|
3) |
описание выявленных связей между изучаемыми показателями.
|
Объект исследования — саморазрушающее поведение в
подростковом возрасте.
Предмет — стиль межличностных отношений подростков с
высоким риском самораз-рушающего поведения.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 75 подростков, обучающихся в учреждении
среднего профессионального образования (техникум в МО) по специальности
«Геология» в возрасте от 14 до 17 лет (средний возраст
составил 16,01±1,03 года). Исследование
включало в себя применение следующих психодиагностических инструментов:
1) |
опросника психопатологической симптоматики Дерогатиса SCL-90-R (Simptom
Check List-90-Revised);
|
2) |
методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири;
|
3) |
теста-опросника «Склонность
к зависимости от употребления психоактивных веществ»;
|
4) |
опросника суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).
|
Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ
SPSS-22. Применялись процедуры: дескриптивный анализ, вычисление и
описание средних значений (Me), стандартных отклонений (SD); анализ
значимости различий: вычисление и описание различий между исследуемыми
группами по критерию U Манна—Уитни;
корреляционный анализ по критерию r Спирмена. Значимость различий и
достоверность корреляционных связей определялась при достижении уровня
p<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Для проведения сравнительного исследования групп с различным
показателем суицидального риска был применен опросник суицидального
риска. На основании полученных с помощью него данных общую выборку
подростков удалось разделить на две соотносимые по полу и возрасту
группы: группа А — подростки с низким суицидальным риском
(n=49) и группа Б — подростки с высоким
суицидальным риском (n=26). Данные группы
статистически значимо различались по показателям основных шкал
(p≤0,05): «Демонстративность»,
«Аффективность», «Уникальность»,
«Несостоятельность», «Социальный
пессимизм», «Слом культурных барьеров»,
«Максимализм», «Временная перспектива»,
«Антисуицидальный фактор».
Исследование психопатологической симптоматики в общей выборке
показало, что показатели по всем шкалам не превышали нормативных
показателей, приведенных авторами методики. Однако в выделенных
группах подростков было обнаружено, что в группе Б — подростков
с высоким суицидальным риском — статистически значимо выше
показатели по всем шкалам, чем в группе с низким суицидальным риском.
При этом в группе Б показатели
по таким шкалам, как, «Межличностная сензитивность»,
«Враждебность» и «Паранойяльность»
превышают нормативные данные и являются ведущими в структуре выявленной
психопатологической симптоматики (общий показатель —
55,15±17,81 балла). Ведущими показателями
в структуре психопатологической симптоматики подростков с низким
суицидальным риском являются «Паранойя» и
«Обсессивность—Компульсивность».
Таблица 1
Показатели психопатологической симптоматики в группах
подростков с различным суицидальным риском (в баллах)
То есть подростки с высоким суицидальным риском отличаются общим
высоким уровнем готовности к психопатологическому реагированию. При
этом на первый план выступают коммуникационные и межличностные
особенности: чувствительность к сигналам из внешней среды, в том числе
и к обратной связи от окружающих, и, как следствие, враждебное и
недоверчивое отношение к окружающим. Это может приводить к нарастающим
внутри- и межличностным конфликтам в подростковом возрасте, когда
ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, в рамках
которого подросток и реализуется. Путем разрешения данных конфликтов
и могут стать аутоагрессивные тенденции.
Полученные данные подтверждаются в ходе исследования индивидуального
стиля общения подростков с окружающими. Стоит отметить, что в общей
выборке и в сравниваемых подгруппах показатели по всем изучаемым
октантам не превышали границы адаптивного поведения. Однако были
выявлены статистически значимые различия в группах. Так, в группе с
высоким суицидальным риском показатели по октантам
«Прямолинейность—Агрессивность»
и «Недоверчивость—Скептичность»
оказались выше, чем в сравниваемой, и приближены к неадаптивным формам
поведения, применение которых может провоцировать возникновение
различных межличностных конфликтов.
Рисунок 1. Показатели индивидуальных стилей общения в группах
подростков с различным суицидальным риском (в баллах).
Другими словами, полученные данные позволяют предположить, что
подростки с высоким суицидальным риском имеют некие комплексные, но
ярко проявляющиеся особен-ности в сфере общения с другими людьми,
которые заключаются в невозможности или искажении процессов восприятия
и передачи информации о своих негативных эмоциях.
Данные переживания, не находящие
пути для трансляции, могут рассматриваться в качестве основы
для формирования паттернов импульсивного, в том числе
самоповреждающего поведения. При этом логичным представляются данные,
указывающие на межличностные отношения в группе подростков с высоким
риском самоповреждающего поведения, отличающиеся агрессивностью и
низким уровнем доверия. Невозможность конструктивного совладания с
собственными эмоциями в таком случае может снижать уровень эмпатийности
личности и приводить к снижению коммуникативной компетентности,
оказывая влияние на общую адаптацию.
На отдельную проблему указывают данные, полученные при исследовании
уровня зависимого поведения в группах подростков с различным
суицидальным риском. Так, в группе с высоким риском статистически
значимо выше данный параметр (7,10±4,43
и 11,88±7,47 балла; p=0,001),
что указывает на возможность коморбидного суицидальному риску возрастания
аддиктивных форм отклоняющегося поведения, что может рассматри-ваться
как сопутствующая проблема, как одна из форм аутоагрессивного поведения
или же как одна из стратегий совладания с импульсивными суицидальными
тенденциями. Это представляет собой опасность, т.к. данная группа
подростков обнаруживает себя незащищенной перед социумом и готовой к
реагированию развитием не только аддиктивного, но и в целом саморазрушающего
типа отклоняющегося поведения. Положение
о феноменологической сопряженности зависимостей и суицидальной активности
подтверж-дается результатами большого количества эмпирических исследований
[2; 7]. Поэтому важной остается
задача клинико-психологического сопровождения образовательного
процесса с целью ранней диагностики и профилактики риска
аутоагрессивного, в том числе зависимого поведения в подростковом
возрасте.
Также представляются интересными и подтверждающими ранее описанные
данные результаты корреляционного анализа. Так, показатель
суицидального риска имеет положи-тельные корреляционные связи с
межличностной сензитивностью (r=0,490;
p=0,001), общей нагрузкой психопатологической
симптоматики (r=0,409; p=0,001),
стилем межлич-ностных отношений «Недоверчивость—Скептичность»
(r=0,406; p=0,001) и уровнем
зависимого поведения (r=0,406;
p=0,001). Также представляется интересным, что
в структуре суицидального риска показатель «Негативная временная
перспектива» имеет наибольшее
количество положительных корреляционных связей с изучаемыми параметрами.
Рисунок 2. Корреляционный граф выявленных связей между
изучаемыми показателями.
Выводы:
1. |
Преобладающие у подростков с высоким риском саморазрушающего
поведения такие психопатологические
тенденции, как враждебность, сензитивность и паранойяльность,
могут приобретать черты как интра-, так и интерпунитивных реакций в
виде саморазрушающего поведения и/или конфликтных отношений с окружающими
на фоне проявлений агрессивности и отсутствия доверия к окружающим.
|
2. |
В качестве одного из возможных факторов формирования высокого риска
суицидаль-ного поведения в подростковом возрасте могут рассматриваться:
искажения в области самоотношения и интимно-личностного общения,
особенности коммуникации, выражающиеся в трудности транслирования
собственных негативных переживаний, а также негативная оценка временных
перспектив и невозможность конструктивного планирования будущего.
Данные параметры могут стать предметом детального изучения в
последующих исследованиях.
|
3. |
В качестве мишеней для реализации профилактической или
психокоррекционной работы по снижению суицидального риска у подростков
могут быть рассмотрены особенности
самоотношения, восприятие собственных переживаний и коммуникативные навыки.
Оптимальным представляется учет данных параметров при разработке
и реализации психолого-педагогической работы в образова-тельных учреждениях.
|
Литература
1. Воротыло Н.В.
Особенности субъективного опыта переживания личностного кризиса
старшими подростками: дис. … канд. психол. наук. – М.,
2009. – 161 с.
2. Геронимус И.А.,
Абросимов И.Н., Колпаков Я.В. Структура семейной системы как
фактор развития зависимого поведения подростков // Вопросы наркологии.
– 2017. – № 6 (154). – С. 48–50.
3. Дозорцева Е.Г. Психическая травма и социальное
функционирование у девочек-подростков с делинквентным поведением //
Российский психиатрический журнал. – 2006. – № 4. –
С. 12–16.
4. Иванов Д.В.
Взаимосвязь акцентуаций харатера и состояний агрессии у подростков,
употребляющих психоактивные вещества // Мир психологии.
– 2017. – № 1 (89). – С. 144–153.
5. Исаева Е.Р.
Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения
(копинга) на примере российской популяции // Вестник Томского государственного
педаго-гического университета. – 2009. – № 6 (84). –
С. 86–90.
6. Кириллова Е.Б. Возрастные различия черт личности
подростков с девиантным поведением // Вестник института: преступление,
наказание, исправление. – 2017. – № 1 (37). –
С. 76–81.
7. Меркурьева Ю.А., Малыгин В.Л., Искандирова А.С.
Нейропсихологическая диагнос-тика интернет-зависимости
у подростков // Психиатрия. – 2013. – № 4(60). –
С. 56.
8. Множественные аддиктивные расстройства у подростков
(сочетание химических, пищевых и поведенческих зависимостей) /
В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота, А.В. Ялтонская [и др.] // Школа В.М.
Бехтерева: от истоков до современности: матер. Всероссийской науч.-практ.
конф. / под ред. Н.Г. Незнанова. – СПб.: Альта Астра, 2017. –
С. 371–372.
9. Николаева В.В., Арина Г.А., Печникова Л.С.
Культурно-деятельностная парадигма в клинической психологии //
Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика:
электрон. науч. журн. – 2014. – № 4(6) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 30.08.2017).
10. Парамонова Ю.А., Лукашенко Т.А. Переживание
одиночества подростками с разными
характеристиками самоотношения // Синергия Наук. – 2017. –
№ 13. – С. 415–425.
11. Психология подростка: полное руководство /
Е.А. Сергиенко, А.Г. Маклаков, В.А. Прокофьева [и др.]; под ред.
А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. –
432 с.
12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Я-концепция в
подростковом возрасте и ее роль в формировании механизмов адаптации:
учебное пособие. – М.: Моск. гос. мед.-стомат. университет,
2014. – 44 с.
13. Суициды у детей и подростков в контексте
причинно-следственных связей и вопросов профилактики / Э.Ю. Сафронова,
С.О. Коржова, А.В. Иванов [и др.] // Центральный научный вестник.
– 2017. – Т. 2, № 12 (29). – С. 40–42.
14. Сыроквашина К.В.
Полоролевая идентичность у подростков с делинквентным поведением:
дис. … канд. психол. наук. – М: Моск. гор. психол.-пед.
университет, 2007. – 152 с.
15. Урываев В.А., Тарасова А.А. Личностные детерминанты
реакции на стресс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
– 2011. – № 6 (76). – С. 168–173.
16. Феноменологический анализ несуицидальных
самоповреждений у подростков / О.Б. Левковская, Ю.С. Шевченко,
Л.Ю. Данилова [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им.
C.C. Корсакова. – 2017. – Т. 117, № 7. –
С. 10–15.
17. Юдеева Т.В.,
Жихарева Л.В. Проблема девиантного поведения детей и подростков:
анализ причин // Наука и образование: новое время. – 2017. –
№ 3 (20). – С. 442–446.
18. Rich G.J. The positive psychology of youth and
adolescence // Journal of Youth and Adolescence. – 2003. –
Vol. 32, № 1. – P. 1–3.
19. Samoylova V.V., Sagalakova O.A. Psychological
mechanisms of social anxiety and social anxiety disorder (SAD) in
adolescents // Bulletin of psychology and pedagogy of ASU. –
2017. – № 2. – P. 70–77.
20. Suicidal behaviors in children and adolescents
with psychotic disorders / S.H. Lincoln, E. Norkett, K. Graber [et al.]
// Schizophrenia Research. – 2017. – Vol. 179. –
P. 13–16.
21. Totaro S., Toffol E., Scocco P. [Suicide prevention
and the Internet, risks and opportunities: a narrative review // Sucidology
Online. – 2016. – Vol. 7. – P. 63] Предупреждение
суицидов и интернет: риск и возможности // Суицидология. – 2016.
– Т. 7, № 4 (25). – С. 32–41.
Ссылка для цитирования
УДК 159.922.7:616.89-053.7
Абросимов И.Н. Стиль межличностных отношений и риск саморазрушающего
поведения в подростковом возрасте // Клиническая и медицинская психология:
исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017.
– Т. 5, № 4(18) [Электронный ресурс]. –
URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|