О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Стиль межличностных отношений и риск саморазрушающего поведения в подростковом возрасте

Абросимов И.Н. (Москва, Россия)

 

 

Абросимов Илья Николаевич

Абросимов Илья Николаевич

кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1, Москва, 127473, Россия. Тел.: 8 (495) 609-67-00.

E-mail: i.abrosimov@bk.ru

 

Аннотация. Актуальность настоящей работы обусловлена все еще остающимися высокими показателями распространенности эпизодов саморазрушающего поведения среди лиц подросткового, юношеского и молодого возрастов. Следуя за принципами периодизации развития личности, принятой в отечественной возрастной психологии, целесообразным является рассматривать в качестве одного из важных факторов аутоагрессивного поведения подростков особенности их ведущей деятельности, а именно — коммуникации в значимой группе и интимно-личностных отношениях. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного индивидульному стилю межличностных отношений и его соотношению с показателями саморазрушающего поведения у подростков. В ходе исследования решались задачи выделения групп сравнения среди подростков с различным риском саморазрушающего поведения; описания и сравнения в выделенных подгруппах индивидуальных стилей межличностных отношений; описания выявленных связей между изучаемыми показателями. В исследо-вании приняли участие 75 подростков от 14 до 17 лет. Сравнительный анализ двух групп подростков с различным уровнем риска саморазрушающего поведения показал, что группа с высоким риском отличается большей нагруженностью психопатологической симптома-тикой и наличием преградных коммуникативных черт в межличностных отношениях, что может рассматриваться в качестве основных факторов, повышающих риск аутоагрессив-ного поведения. Полученные данные указывают на имеющиеся связи между изучаемыми параметрами, что позволяет рассматривать стиль межличностных отношений в подрост-ковом возрасте как один из факторов, обуславливающих паттерны саморазрушающего поведения. Результаты исследования могут быть учтены при разработке профилактических и психокоррекционных мер по решению проблемы суицидов и других форм девиантного поведения среди лиц молодого возраста.

Ключевые слова: саморазрушающее поведение; психология подростков; межличностные отношения; подростковый суицид; девиантное поведение; профилактика суицидов.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

В свете культурно-исторического подхода к развитию психики в норме и патологии главным фактором становления личности является ее адаптация к окружению с помощью особых инструментов, применяемых в данной культуре, — знаков и символов, составляющих основу вербального общения и, как было показано школой Л.С. Выготского, мышления [9]. Для оптимального хода процесса социализации индивида ключевым представляется развитие в подростковом периоде, на которое приходится не только формирование важных личностных конструктов [1; 5; 10; 11; 12], но и возрастание рисков отклоняющегося развития и поведения [3].

Современные публикации сообщают об остающихся на высоком уровне показателях саморазрушающего поведения среди подростков из патологической и контрольной выборки [6; 14; 16]. При этом ведущими формами подростковых интрапунитивных тенденций являются суицидальное поведение [13; 20], зависимости [4; 8] и преступная деятельность [17; 18].

Особую актуальность приобретают исследования черт и особенностей формирую-щейся коммуникативной компетентности у детей и подростков с аутоагрессивным поведением, чье развитие протекает с опорой на новейшие достижения в области информационных технологий и сети интернет, являющихся неотъемлемыми современными требованиями успешной социализации личности [15; 19].

Так, например, возникающие в последние годы «эпидемии суицидов» (в сущности также и парасуицидов) тоже преобразуются в своем проявлении и отождествляются с так называемыми «группами смерти» в социальных сетях. Это указывает на важность изучения и описания в рамках клинико-психологических категорий проблем саморазрушающего поведения среди детей и подростков, поскольку именно они могут оказаться незащищен-ными перед информационной средой, содержание которой может как предотвращать, так и провоцировать различного рода кризисные состояния и переживания, приводящие к деструктивным, в том числе аутоагрессивным поведенческим тенденциям [21].

Целью настоящей работы являлось исследование индивидуального стиля межлич-ностных отношений в соотношении с риском саморазрушающего поведения у подростков.

Задачи:

1)

выделение групп сравнения среди подростков с различным риском саморазрушающего поведения;

2)

описание и сравнение в выделенных подгруппах индивидуальных стилей межлич-ностных отношений;

3)

описание выявленных связей между изучаемыми показателями.

Объект исследования — саморазрушающее поведение в подростковом возрасте.

Предмет — стиль межличностных отношений подростков с высоким риском самораз-рушающего поведения.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 75 подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования (техникум в МО) по специальности «Геология» в возрасте от 14 до 17 лет (средний возраст составил 16,01,03 года). Исследование включало в себя применение следующих психодиагностических инструментов:

1)

опросника психопатологической симптоматики Дерогатиса SCL-90-R (Simptom Check List-90-Revised);

2)

методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири;

3)

теста-опросника «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ»;

4)

опросника суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).

Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ SPSS-22. Применялись процедуры: дескриптивный анализ, вычисление и описание средних значений (Me), стандартных отклонений (SD); анализ значимости различий: вычисление и описание различий между исследуемыми группами по критерию U Манна—Уитни; корреляционный анализ по критерию r Спирмена. Значимость различий и достоверность корреляционных связей определялась при достижении уровня p<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Для проведения сравнительного исследования групп с различным показателем суицидального риска был применен опросник суицидального риска. На основании полученных с помощью него данных общую выборку подростков удалось разделить на две соотносимые по полу и возрасту группы: группа А — подростки с низким суицидальным риском (n=49) и группа Б — подростки с высоким суицидальным риском (n=26). Данные группы статистически значимо различались по показателям основных шкал (p≤0,05): «Демонстративность», «Аффективность», «Уникальность», «Несостоятельность», «Социальный пессимизм», «Слом культурных барьеров», «Максимализм», «Временная перспектива», «Антисуицидальный фактор».

Исследование психопатологической симптоматики в общей выборке показало, что показатели по всем шкалам не превышали нормативных показателей, приведенных авторами методики. Однако в выделенных группах подростков было обнаружено, что в группе Б — подростков с высоким суицидальным риском — статистически значимо выше показатели по всем шкалам, чем в группе с низким суицидальным риском. При этом в группе Б показатели по таким шкалам, как, «Межличностная сензитивность», «Враждебность» и «Паранойяльность» превышают нормативные данные и являются ведущими в структуре выявленной психопатологической симптоматики (общий показатель — 55,117,81 балла). Ведущими показателями в структуре психопатологической симптоматики подростков с низким суицидальным риском являются «Паранойя» и «Обсессивность—Компульсивность».

 

Таблица 1

Показатели психопатологической симптоматики в группах подростков с различным суицидальным риском (в баллах)

 

То есть подростки с высоким суицидальным риском отличаются общим высоким уровнем готовности к психопатологическому реагированию. При этом на первый план выступают коммуникационные и межличностные особенности: чувствительность к сигналам из внешней среды, в том числе и к обратной связи от окружающих, и, как следствие, враждебное и недоверчивое отношение к окружающим. Это может приводить к нарастающим внутри- и межличностным конфликтам в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, в рамках которого подросток и реализуется. Путем разрешения данных конфликтов и могут стать аутоагрессивные тенденции.

Полученные данные подтверждаются в ходе исследования индивидуального стиля общения подростков с окружающими. Стоит отметить, что в общей выборке и в сравниваемых подгруппах показатели по всем изучаемым октантам не превышали границы адаптивного поведения. Однако были выявлены статистически значимые различия в группах. Так, в группе с высоким суицидальным риском показатели по октантам «Прямолинейность—Агрессивность» и «Недоверчивость—Скептичность» оказались выше, чем в сравниваемой, и приближены к неадаптивным формам поведения, применение которых может провоцировать возникновение различных межличностных конфликтов.

 

Рисунок 1. Показатели индивидуальных стилей общения в группах подростков
с различным суицидальным риском (в баллах).

 

Другими словами, полученные данные позволяют предположить, что подростки с высоким суицидальным риском имеют некие комплексные, но ярко проявляющиеся особен-ности в сфере общения с другими людьми, которые заключаются в невозможности или искажении процессов восприятия и передачи информации о своих негативных эмоциях. Данные переживания, не находящие пути для трансляции, могут рассматриваться в качестве основы для формирования паттернов импульсивного, в том числе самоповреждающего поведения. При этом логичным представляются данные, указывающие на межличностные отношения в группе подростков с высоким риском самоповреждающего поведения, отличающиеся агрессивностью и низким уровнем доверия. Невозможность конструктивного совладания с собственными эмоциями в таком случае может снижать уровень эмпатийности личности и приводить к снижению коммуникативной компетентности, оказывая влияние на общую адаптацию.

На отдельную проблему указывают данные, полученные при исследовании уровня зависимого поведения в группах подростков с различным суицидальным риском. Так, в группе с высоким риском статистически значимо выше данный параметр (7,14,43 и 11,87,47 балла; p=0,001), что указывает на возможность коморбидного суицидальному риску возрастания аддиктивных форм отклоняющегося поведения, что может рассматри-ваться как сопутствующая проблема, как одна из форм аутоагрессивного поведения или же как одна из стратегий совладания с импульсивными суицидальными тенденциями. Это представляет собой опасность, т.к. данная группа подростков обнаруживает себя незащищенной перед социумом и готовой к реагированию развитием не только аддиктивного, но и в целом саморазрушающего типа отклоняющегося поведения. Положение о феноменологической сопряженности зависимостей и суицидальной активности подтверж-дается результатами большого количества эмпирических исследований [2; 7]. Поэтому важной остается задача клинико-психологического сопровождения образовательного процесса с целью ранней диагностики и профилактики риска аутоагрессивного, в том числе зависимого поведения в подростковом возрасте.

Также представляются интересными и подтверждающими ранее описанные данные результаты корреляционного анализа. Так, показатель суицидального риска имеет положи-тельные корреляционные связи с межличностной сензитивностью (r=0,490; p=0,001), общей нагрузкой психопатологической симптоматики (r=0,409; p=0,001), стилем межлич-ностных отношений «Недоверчивость—Скептичность» (r=0,406; p=0,001) и уровнем зависимого поведения (r=0,406; p=0,001). Также представляется интересным, что в структуре суицидального риска показатель «Негативная временная перспектива» имеет наибольшее количество положительных корреляционных связей с изучаемыми параметрами.

 

Рисунок 2. Корреляционный граф выявленных связей между изучаемыми показателями.

 

Выводы:

1.

Преобладающие у подростков с высоким риском саморазрушающего поведения такие психопатологические тенденции, как враждебность, сензитивность и паранойяльность, могут приобретать черты как интра-, так и интерпунитивных реакций в виде саморазрушающего поведения и/или конфликтных отношений с окружающими на фоне проявлений агрессивности и отсутствия доверия к окружающим.

2.

В качестве одного из возможных факторов формирования высокого риска суицидаль-ного поведения в подростковом возрасте могут рассматриваться: искажения в области самоотношения и интимно-личностного общения, особенности коммуникации, выражающиеся в трудности транслирования собственных негативных переживаний, а также негативная оценка временных перспектив и невозможность конструктивного планирования будущего. Данные параметры могут стать предметом детального изучения в последующих исследованиях.

3.

В качестве мишеней для реализации профилактической или психокоррекционной работы по снижению суицидального риска у подростков могут быть рассмотрены особенности самоотношения, восприятие собственных переживаний и коммуникативные навыки. Оптимальным представляется учет данных параметров при разработке и реализации психолого-педагогической работы в образова-тельных учреждениях.

 

Литература

1.   Воротыло Н.В. Особенности субъективного опыта переживания личностного кризиса старшими подростками: дис. … канд. психол. наук. – М., 2009. – 161 с.

2.   Геронимус И.А., Абросимов И.Н., Колпаков Я.В. Структура семейной системы как фактор развития зависимого поведения подростков // Вопросы наркологии. – 2017. – № 6 (154). – С. 48–50.

3.   Дозорцева Е.Г. Психическая травма и социальное функционирование у девочек-подростков с делинквентным поведением // Российский психиатрический журнал. – 2006. – № 4. – С. 12–16.

4.   Иванов Д.В. Взаимосвязь акцентуаций харатера и состояний агрессии у подростков, употребляющих психоактивные вещества  //  Мир психологии.  – 2017.  – № 1 (89). – С. 144–153.

5.   Исаева Е.Р. Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (копинга) на примере российской популяции // Вестник Томского государственного педаго-гического университета. – 2009. – № 6 (84). – С. 86–90.

6.   Кириллова Е.Б. Возрастные различия черт личности подростков с девиантным поведением // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2017. – № 1 (37). – С. 76–81.

7.   Меркурьева Ю.А., Малыгин В.Л., Искандирова А.С. Нейропсихологическая диагнос-тика интернет-зависимости у подростков // Психиатрия. – 2013. – № 4(60). – С. 56.

8.   Множественные аддиктивные расстройства у подростков (сочетание химических, пищевых и поведенческих зависимостей) / В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота, А.В. Ялтонская [и др.] // Школа В.М. Бехтерева: от истоков до современности: матер. Всероссийской науч.-практ. конф. / под ред. Н.Г. Незнанова. – СПб.: Альта Астра, 2017. – С. 371–372.

9.   Николаева В.В., Арина Г.А., Печникова Л.С. Культурно-деятельностная парадигма в клинической психологии // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – № 4(6) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 30.08.2017).

10.   Парамонова Ю.А., Лукашенко Т.А. Переживание одиночества подростками с разными характеристиками самоотношения // Синергия Наук. – 2017. – № 13. – С. 415–425.

11.   Психология подростка: полное руководство / Е.А. Сергиенко, А.Г. Маклаков, В.А. Прокофьева [и др.]; под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. – 432 с.

12.   Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Я-концепция в подростковом возрасте и ее роль в формировании механизмов адаптации: учебное пособие. – М.: Моск. гос. мед.-стомат. университет, 2014. – 44 с.

13.   Суициды у детей и подростков в контексте причинно-следственных связей и вопросов профилактики / Э.Ю. Сафронова, С.О. Коржова, А.В. Иванов [и др.] // Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2, № 12 (29). – С. 40–42.

14.   Сыроквашина К.В. Полоролевая идентичность у подростков с делинквентным поведением: дис. … канд. психол. наук. – М: Моск. гор. психол.-пед. университет, 2007. – 152 с.

15.   Урываев В.А., Тарасова А.А. Личностные детерминанты реакции на стресс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 6 (76). – С. 168–173.

16.   Феноменологический анализ несуицидальных самоповреждений у подростков / О.Б. Левковская, Ю.С. Шевченко, Л.Ю. Данилова [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2017. – Т. 117, № 7. – С. 10–15.

17.   Юдеева Т.В., Жихарева Л.В. Проблема девиантного поведения детей и подростков: анализ причин // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 3 (20). – С. 442–446.

18.   Rich G.J. The positive psychology of youth and adolescence // Journal of Youth and Adolescence. – 2003. – Vol. 32, № 1. – P. 1–3.

19.   Samoylova V.V., Sagalakova O.A. Psychological mechanisms of social anxiety and social anxiety disorder (SAD) in adolescents // Bulletin of psychology and pedagogy of ASU. – 2017. – № 2. – P. 70–77.

20.   Suicidal behaviors in children and adolescents with psychotic disorders / S.H. Lincoln, E. Norkett, K. Graber [et al.] // Schizophrenia Research. – 2017. – Vol. 179. – P. 13–16.

21.   Totaro S., Toffol E., Scocco P. [Suicide prevention and the Internet, risks and opportunities: a narrative review // Sucidology Online. – 2016. – Vol. 7. – P. 63] Предупреждение суицидов и интернет: риск и возможности // Суицидология. – 2016. – Т. 7, № 4 (25). – С. 32–41.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.7:616.89-053.7

Абросимов И.Н. Стиль межличностных отношений и риск саморазрушающего поведения в подростковом возрасте // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 4(18) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player