Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного
возраста, страдающих дизартрией
Алёхин А.Н., Шабардина В.К. (Санкт-Петербург, Россия)
|
Алехин Анатолий Николаевич
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической
психологии и психологической помощи, институт психологии; федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Российский государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена», Набережная реки Мойки,
48, Санкт-Петербург, 191186, Россия. Тел.: (812) 571-25-69.
E-mail: termez59@mail.ru
|
|
Шабардина Виктория Константиновна
студентка 6 курса, кафедра клинической психологии и психологической
помощи, институт психологии; федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Российский
государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»,
Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия.
E-mail: shabardina07@mail.ru
|
Аннотация.
Статья посвящена проблеме изучения особенностей познавательной деятельности
детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Приведены результаты
качественной и количественной оценки компонентов познавательной
деятельности детей с дизартрией. Описаны различия компонентов
познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией и детей с условно нормативным речевым развитием.
Ключевые слова:
дети с дизартрией; старший дошкольный возраст; когнитивные функции.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества
детей с различными нарушениями речевых функций, а наиболее многочисленную
группу среди них составляют дети с дизартрией.
Усвоение и освоение школьной программы начального звена ребенком во
многом зависит от уровня его речевого развития, сформированности
экспрессивного и импрессивного компонентов речи. Бесспорно, отставание
речевых функций создает препятствия в достижении успеха в обучении.
Речевые нарушения связаны с латентной дисфункцией структур головного
мозга, которая может сказываться на эффективности проводимых
логопедических коррекционных мероприятий. В связи с этим актуальна
потребность проведения комплексной нейропсихологической и
патопсихологической оценки познавательной деятельности с целью
дифференциации методик коррекции речевых нарушений детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией.
Цель нашего исследования состояла в расширении обоснований для
разработки коррекционно-развивающих методик, попытке уточнения
индивидуального коррекционного инструментария для работы с детьми
старшего дошкольного возраста с дизартрией. Речевые функции являются
основой для формирования мышления, следовательно, при речевых
нарушениях может наблюдаться недоразвитие мыслительных операций. Можно
предполагать, что нарушения мышления являются препятствием в ходе
коррекции познавательных процессов.
Исследование проведено на базах государственных бюджетных дошкольных
образовательных учреждений «Детский сад № 23 компенсирующего
вида Невского района Санкт-Петербурга» и «Детский сад № 35
Кировского района Санкт-Петербурга». Выборку составили дети
старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с диагнозом «дизартрия»
и с условно нормативным речевым развитием.
Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе состоялось
знакомство с испытуемыми, получено информированное согласие от
родителей детей на проведение исследования, проведены сбор и анализ
анамнестических данных. На втором этапе было проведено
клинико-психологическое обследование, в котором приняли участие 30
детей старшего дошкольного возраста. Участники были разделены на
группы: 1-я группа (контрольная) — 15 детей старшего
дошкольного возраста с условно нормативным речевым развитием, 2-я
группа (экспериментальная) — 15 детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией.
Для оценки особенностей внимания, восприятия и мышления были проведены
методики: корректурная проба, тест на оценку асимметрии произвольного
зрительного внимания (модификация Николаенко Н.Н.), «Времена
года», «Наложенные изображения» (Поппельрейтера),
«Сюжетные картинки», «Кубики Косса»
и «Шифровка» (субтесты 9 и 11 из теста Векслера), «Простые
зрительные аналогии», «4-й лишний».
Количественный и качественный нейропсихологический и патопсихологический
подход к анализу результатов исследования позволил получить
дифференциальную информацию о состоянии познавательных функций
детей с условно нормативным речевым развитием (группа 1) и детей с
дизартрией (группа 2). На рисунке 1 показаны результаты традиционной
для нейропсихологии балловой оценки, организованной как система
штрафов: чем выше балл, тем хуже выполнена проба. На рисунке 2
результаты отражены по принципу «чем выше балл, тем лучше
выполнена проба».
Исследование показало статистически значимые различия между
контрольной и экспериментальной группами по результатам выполнения
проб Поппельрейтера, «Сюжетные картинки», «4-й
лишний», «Простые зрительные аналогии»,
«Шифровка», «Кубики Косса»
Рисунок 1.
Из полученных результатов (рисунок 1) можно сделать вывод, что в
среднем результаты группы 1 выше по данным выполнения пробы фигуры
Поппельрейтера. У детей с условной нормой речевого развития зрительные
гностические функции развиты в лучшей степени, чем у детей группы 2. У
детей с дизартрией наблюдается выраженная фрагментарность восприятия,
трудности симультанного синтеза при восприятии. Успешность контрольной
группы при выполнении пробы на зрительный гнозис может быть связана с
тем, что у детей в лучшей степени развиты межполушарные функциональные
связи затылочно-теменных областей коры, а также речевые и мыслительные
функции.
В среднем результаты контрольной группы выше по результатам проб
«4-й лишний», «Сюжетные картинки», «Простые
зрительные аналогии». Данные свидетельствуют о том, что
мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, исключение,
установление причинно-следственных связей, у детей контрольной группы
развиты в лучшей степени, чем у экспериментальной. Это может быть
связано с тем, что имеющаяся речевая патология у детей с дизартрией
является причиной недоразвития их мыслительных операций.
Рисунок 2.
Таким образом, можно наблюдать, что в среднем результаты (рисунок 2)
группы 1 выше, чем у группы 2 по результатам проб «Шифровка»
и «Кубики Косса». Из этого следует, что уровень
пространственного мышления, зрительно-моторной координации, концентрации
и распределения внимания у детей контрольной группы выше. Недостаточность
пространственного мышления у детей с дизартрией, с одной стороны, может
быть связана с дефицитом функционирования теменно-затылочных отделов и
межполушарного взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к
недостаточности в зрительной гностической деятельности и затруднять
пространственный анализ и синтез, с другой стороны, с имеющейся речевой
патологией, как было описано выше. Нарушения внимания, повышенная
отвлекаемость могут быть связаны с недостаточностью саморегуляции детей
с дизартрией, что может являться следствием нарушения созревания наиболее
молодых структур головного мозга, главным образом лобной коры и ее связей.
Таким образом, проведенное исследование показало, что у детей с
дизартрией, в отличие от сверстников с условно нормативным речевым
развитием, наблюдаются выраженные нарушения зрительных гностических
функций, мыслительных операций, таких как обобщение, сравнение,
исключение, установление причинно-следственных связей, а также
недостаточность зрительно-моторной координации, концентрации и
распределения внимания. Выявленные нарушения, с одной стороны, могут
быть связаны с дисфункцией лобной, теменно-затылочных отделов коры
головного мозга и недостаточностью их межполушарных связей, с другой
— с имеющимися речевыми нарушениями.
Выявленные особенности у детей с дизартрией могут стать препятствием
в ходе коррекции и оптимизации работы познавательных функций.
Следовательно, специалистам, работающим с детьми с дизартрией,
необходимо учитывать специфику мыслительных процессов детей и включать
в коррекционно-развивающее обучение блок коррекции мышления.
Проблема исследования механизмов мышления и речи является важной и
актуальной, поэтому требует дополнительных исследований. Нарушения
мышления детей с дизартрией могут стать серьезной проблемой в
коррекционной работе, поэтому требуется разработка рекомендаций для
смежных специалистов, работающих с данной категорией детей.
Литература
1. Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические
исследования / под ред. и со вступ. стат. В. Колбановского. –
М.; Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство,
1934. – 324 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.
– М.: Эксмо, 2006. – 512 с.
3. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.
Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. –
СПб.: Питер, 2008. – 80 с.
4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития
в детском возрасте. – М.: Академия, 2007. – 144 с.
5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.:
Академия, 2003. – 384 с.
6. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы
психокоррекции. – СПб.: С.-Петерб. гос. университет, 2000.
– 168 с.
7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с
проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
8. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста:
учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
9. Семенович А.В. Нейропсихологические синдромы
отклоняющегося развития // Таврический журнал психиатрии.
– 1999. – Т.3, № 3. – С. 15–21.
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика
и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. –
232 с.
11. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского
возраста. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Генезис, 2016.
– 319 с.
12. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – 4-е изд.
– СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
13. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического
развития в детском возрасте // Вопросы психологии. –
1971. – № 4. –С. 6–20.
14. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских
возрастах: избранные психоло-гические труды. – 3-е изд. –
М.: Моск. психол.-соц. институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. – 414 с.
15. Adams J. Clinical neuropsychology and the study of
learning disorders // Pediatric Clinics of North America. – 1973.
– Vol. 20, № 3. – P. 587–598.
16. Best Practices in School: Guidelines for Effective
Practice, Assessment, and Evidence-Based Intervention neuropsychology /
ed. by C.D. Miller. – Hoboken, NJ: Wiley & Sons, 2012.
17. Mash E.J., Wolfe D.A. Abnormal Child Pshychology.
– 5 edition. – Belmont, CA: Wadsworth Publishing, 2012.
– 624 p.
Ссылка для цитирования
УДК 159.922.7:616.89-008.434.3-053.36.4
Алёхин А.Н., Шабардина В.К.
Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного
возраста, страдающих дизартрией // Клиническая и медицинская психология:
исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2018.
– Т. 6, № 2(20) [Электронный ресурс]. –
URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|