О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, страдающих дизартрией

Алёхин А.Н., Шабардина В.К. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Алехин Анатолий Николаевич

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии и психологической помощи, институт психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия.
Тел.: (812) 571-25-69.

E-mail: termez59@mail.ru

Шабардина Виктория Константиновна

Шабардина Виктория Константиновна

студентка 6 курса, кафедра клинической психологии и психологической помощи, институт психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия.

E-mail: shabardina07@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения особенностей познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Приведены результаты качественной и количественной оценки компонентов познавательной деятельности детей с дизартрией. Описаны различия компонентов познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и детей с условно нормативным речевым развитием.

Ключевые слова: дети с дизартрией; старший дошкольный возраст; когнитивные функции.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с различными нарушениями речевых функций, а наиболее многочисленную группу среди них составляют дети с дизартрией.

Усвоение и освоение школьной программы начального звена ребенком во многом зависит от уровня его речевого развития, сформированности экспрессивного и импрессивного компонентов речи. Бесспорно, отставание речевых функций создает препятствия в достижении успеха в обучении.

Речевые нарушения связаны с латентной дисфункцией структур головного мозга, которая может сказываться на эффективности проводимых логопедических коррекционных мероприятий. В связи с этим актуальна потребность проведения комплексной нейропсихологической и патопсихологической оценки познавательной деятельности с целью дифференциации методик коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Цель нашего исследования состояла в расширении обоснований для разработки коррекционно-развивающих методик, попытке уточнения индивидуального коррекционного инструментария для работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией. Речевые функции являются основой для формирования мышления, следовательно, при речевых нарушениях может наблюдаться недоразвитие мыслительных операций. Можно предполагать, что нарушения мышления являются препятствием в ходе коррекции познавательных процессов.

Исследование проведено на базах государственных бюджетных дошкольных образовательных учреждений «Детский сад № 23 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга» и «Детский сад № 35 Кировского района Санкт-Петербурга». Выборку составили дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с диагнозом «дизартрия» и с условно нормативным речевым развитием.

Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе состоялось знакомство с испытуемыми, получено информированное согласие от родителей детей на проведение исследования, проведены сбор и анализ анамнестических данных. На втором этапе было проведено клинико-психологическое обследование, в котором приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Участники были разделены на группы: 1-я группа (контрольная) — 15 детей старшего дошкольного возраста с условно нормативным речевым развитием, 2-я группа (экспериментальная) — 15 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Для оценки особенностей внимания, восприятия и мышления были проведены методики: корректурная проба, тест на оценку асимметрии произвольного зрительного внимания (модификация Николаенко Н.Н.), «Времена года», «Наложенные изображения» (Поппельрейтера), «Сюжетные картинки», «Кубики Косса» и «Шифровка» (субтесты 9 и 11 из теста Векслера), «Простые зрительные аналогии», «4-й лишний».

Количественный и качественный нейропсихологический и патопсихологический подход к анализу результатов исследования позволил получить дифференциальную информацию о состоянии познавательных функций детей с условно нормативным речевым развитием (группа 1) и детей с дизартрией (группа 2). На рисунке 1 показаны результаты традиционной для нейропсихологии балловой оценки, организованной как система штрафов: чем выше балл, тем хуже выполнена проба. На рисунке 2 результаты отражены по принципу «чем выше балл, тем лучше выполнена проба».

Исследование показало статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группами по результатам выполнения проб Поппельрейтера, «Сюжетные картинки», «4-й лишний», «Простые зрительные аналогии», «Шифровка», «Кубики Косса»

 

Рисунок 1.

 

Из полученных результатов (рисунок 1) можно сделать вывод, что в среднем результаты группы 1 выше по данным выполнения пробы фигуры Поппельрейтера. У детей с условной нормой речевого развития зрительные гностические функции развиты в лучшей степени, чем у детей группы 2. У детей с дизартрией наблюдается выраженная фрагментарность восприятия, трудности симультанного синтеза при восприятии. Успешность контрольной группы при выполнении пробы на зрительный гнозис может быть связана с тем, что у детей в лучшей степени развиты межполушарные функциональные связи затылочно-теменных областей коры, а также речевые и мыслительные функции.

В среднем результаты контрольной группы выше по результатам проб «4-й лишний», «Сюжетные картинки», «Простые зрительные аналогии». Данные свидетельствуют о том, что мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, исключение, установление причинно-следственных связей, у детей контрольной группы развиты в лучшей степени, чем у экспериментальной. Это может быть связано с тем, что имеющаяся речевая патология у детей с дизартрией является причиной недоразвития их мыслительных операций.

 

Рисунок 2.

 

Таким образом, можно наблюдать, что в среднем результаты (рисунок 2) группы 1 выше, чем у группы 2 по результатам проб «Шифровка» и «Кубики Косса». Из этого следует, что уровень пространственного мышления, зрительно-моторной координации, концентрации и распределения внимания у детей контрольной группы выше. Недостаточность пространственного мышления у детей с дизартрией, с одной стороны, может быть связана с дефицитом функционирования теменно-затылочных отделов и межполушарного взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к недостаточности в зрительной гностической деятельности и затруднять пространственный анализ и синтез, с другой стороны, с имеющейся речевой патологией, как было описано выше. Нарушения внимания, повышенная отвлекаемость могут быть связаны с недостаточностью саморегуляции детей с дизартрией, что может являться следствием нарушения созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом лобной коры и ее связей.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у детей с дизартрией, в отличие от сверстников с условно нормативным речевым развитием, наблюдаются выраженные нарушения зрительных гностических функций, мыслительных операций, таких как обобщение, сравнение, исключение, установление причинно-следственных связей, а также недостаточность зрительно-моторной координации, концентрации и распределения внимания. Выявленные нарушения, с одной стороны, могут быть связаны с дисфункцией лобной, теменно-затылочных отделов коры головного мозга и недостаточностью их межполушарных связей, с другой — с имеющимися речевыми нарушениями.

Выявленные особенности у детей с дизартрией могут стать препятствием в ходе коррекции и оптимизации работы познавательных функций. Следовательно, специалистам, работающим с детьми с дизартрией, необходимо учитывать специфику мыслительных процессов детей и включать в коррекционно-развивающее обучение блок коррекции мышления.

Проблема исследования механизмов мышления и речи является важной и актуальной, поэтому требует дополнительных исследований. Нарушения мышления детей с дизартрией могут стать серьезной проблемой в коррекционной работе, поэтому требуется разработка рекомендаций для смежных специалистов, работающих с данной категорией детей.

 

Литература

1.   Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования / под ред. и со вступ. стат. В. Колбановского. – М.; Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. – 324 с.

2.   Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2006. – 512 с.

3.   Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 80 с.

4.   Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2007. – 144 с.

5.   Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2003. – 384 с.

6.   Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб.: С.-Петерб. гос. университет, 2000. – 168 с.

7.   Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.

8.   Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.

9.   Семенович А.В. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития // Таврический журнал психиатрии. – 1999. – Т.3, № 3. – С. 15–21.

10.   Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с.

11.   Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Генезис, 2016. – 319 с.

12.   Хомская Е.Д. Нейропсихология. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

13.   Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. –С. 6–20.

14.   Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психоло-гические труды. – 3-е изд. – М.: Моск. психол.-соц. институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. – 414 с.

15.   Adams J. Clinical neuropsychology and the study of learning disorders // Pediatric Clinics of North America. – 1973. – Vol. 20, № 3. – P. 587–598.

16.   Best Practices in School: Guidelines for Effective Practice, Assessment, and Evidence-Based Intervention neuropsychology / ed. by C.D. Miller. – Hoboken, NJ: Wiley & Sons, 2012.

17.   Mash E.J., Wolfe D.A. Abnormal Child Pshychology. – 5 edition. – Belmont, CA: Wadsworth Publishing, 2012. – 624 p.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.7:616.89-008.434.3-053.36.4

Алёхин А.Н., Шабардина В.К. Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, страдающих дизартрией // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2018. – Т. 6, № 2(20) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player