|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
![]() Только научная электронная библиотека eLIBRARY.RU на 1 января 2018 года предлагает читателям около свыше 10000 публикаций по тематическим разделам «медицинская психология» и «клиническая психология». И в это число не включены публикации из других разделов, в которых обсуждаются вопросы медицинской (клинической) психологии. Приходится констатировать изобилие научной информации. «Изобилие научной информации» означает вовсе не «избыток», не «лишние» исследования. «Изобилие» означает лишь то, что число и объем доступных научных публикаций явно превышают возможности любого читателя. И читатель вынужден искать ответ на несколько взаимосвязанных вопросов: «что можно не читать?», «что стоит прочесть?», «что необходимо прочесть?». Конечно, ученые и практики отвечают на поставленные вопросы самостоятельно. Но короткая рецензия, на наш взгляд, может оказаться небес-полезной. Рецензент попытается рассказать потенциальным читателям, чем его заинтересовала монография. Не для того, чтобы убедить в обязательности прочтения, а для того, чтобы поделиться собственным впечатлением. Может быть, впечатление рецензента поможет тем, кто еще не знакомился с текстом, самостоятельно оценить целесообразность прочтения. А тем, кто уже прочел текст, может показаться интересным сравнить впечатления. Коротко говоря, монография «Методологические и прикладные проблемы медицин-ской (клинической) психологии» заинтересовала рецензента своей многомерностью. Аргументируем эту оценку. Первый раздел монографии — вопросы методологии. Первая глава первого раздела написана Т.К. Мелешко: «Юрий Фёдорович Поляков — учёный и организатор…» В тексте выделяются две взаимосвязанных линии, которые можно условно обозначить так: история людей и история идей. Эти линии связаны воедино личным профессиональным опытом и эмоциональным отношением автора к описываемому материалу. В следующей главе «Методология клинической психологии», написанной Г.В. Залевским, последовательно аргументируется подход к модели здоровья и болезни в рамках представлений об их биопсихосоционоэтической природе. Автор расширяет биопсихосоциальный подход, предлагая включить в модели здоровья и болезни ценностно-смысловую (ноэтическую, духовную) составляющую. В третьей главе М.В. Алфимова выделяет и характеризует современные тенденции развития зарубежной клинической психологии. Рассматриваемые тенденции выделяются по литературным данным, в которых автор особо акцентирует Ежегодное обозрение клинической психологии (Annual Review of Clinical Psychology) и прогнозы Дэвида Барлоу, сделанные в Оксфордском руководстве по клинической психологии (2010). Далее О.Ю. Щелкова характеризует перспективы развития психологической диагностики в психиатрической клинике. На обширном литературном материале автор показывает взаимосвязь двух перспектив развития: связанных с технизацией и связанных с гуманизацией психологической диагностики. В заключительной главе первой части «Кафедра медицинской психологии в медицинском ВУЗе: взгляд на перспективу» В.А. Урываев предлагает расширить сложившееся понимание предмета медицинской психологии и характеризует перспективные направления работы кафедр медицинской психологии в медицинских вузах. Второй раздел монографии — новые направления прикладных исследований, мультидисциплинарный подход. В первой главе второго раздела Е.И. Первичко на материале исследования двух групп больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в сравнении с контрольной группой показывает роль рефлексии и знаково-символического опосредования в обеспечении регуляции эмоций. Регуляция эмоций рассматривается автором как система. Далее С.Н. Ениколопов и В.Н. Гарифуллина обсуждают влияние стигматизации на жизнь людей с психическими заболеваниями и возможные пути ослабления стигматизации. Авторы описывают процесс стигматизации как результат взаимодействия двух типов процессов оценки — ассоциативных и пропозициональных. В третьей главе Т.И. Медведева, С.Н. Ениколопов, О.Ю. Воронцова, О.Ю. Казьмина описывают результаты двух взаимо-связанных исследований. Первое исследование было направлено на изучение связи принятия моральных решений с имплицитными отношениями к смерти и жизни у здоровых людей и пациентов клиники, которые имели в анамнезе попытку суицида или явно говорили о суицидальных мыслях. Второе исследование было направлено на изучение связи принятия моральных решений с особенностями эмоционального интеллекта. В следующей главе Е.В. Куфтяк на материале эмпирического исследования описывает взаимозависимости между психологическими механизмами защиты и копинг-стратегиями испытуемых. Автором выявлены половые и возрастные особенности использования зрелых и невротических защитных механизмов. Далее Н.А. Польская на основе литературных данных представляет возможности объяснения эмоциональной регуляции при психопатологии тремя типами моделей: процессуальными, циклически нелинейными и интегративными. В заключительной главе второго раздела С.В. Кудря и Е.Н. Давтян на основе дискурс-аналитического исследования показывают, что общеупотребительные слова и словосочетания, клише, общенаучная лексика, заимствования используются и больными, и врачами, но по-разному и в разных целях. Это накладывает ограничения на возможности использования медицинских опросных инструментов в клинической практике. В третьем разделе монографии описываются исследования онтогенеза и дизонтогенеза в клинической психологии. В первой главе третьего раздела Н.А. Кравцова вводит понятие психосоматического фенотипа и предлагает психотерапевтическую модель этиопатогенетической онтогене-тической помощи ребенку, страдающему психосоматическим расстройством. Далее И.А. Горьковая и А.В. Микляева описывают эмпирическое исследование динамики стратегий копинг-поведения старших подростков с нарушениями зрения, связанных с характерис-тиками жизнестойкости испытуемых, имеющих патологии зрения различной тяжести. В следующей главе Т.Г. Горячева и А.С. Султанова выстраивают теоретическое обоснование метода сенсомоторной коррекции, успешно применяемого авторами на протяжении 20 лет при дизонтогенезе и различных патологических состояниях у детей. В главе Н.В. Зверевой даны эмпирические характеристики особенностей развития познавательной и мотивационной сфер у подростков, страдающих психическими заболеваниями, и в норме. Описанные автором характеристики могут найти применение в клинической практике при оценке данных патопсихологической диагностики детей и подростков с расстройствами шизофре-нического круга. В заключительной главе третьего раздела монографии Н.К. Корсакова и И.Ф. Рощина предлагают подход к интеграции имеющихся данных об изменениях в когнитивной сфере при нормальном и патологическом старении, разработанный на основе нейропсихологического подхода А.Р. Лурии. Авторы аргументируют эффективность применения блочного подхода к созданию синдромологии нормального старения. В четвертом разделе монографии обсуждаются различные вопросы ранней профи-лактики и реабилитации в клинической (медицинской) психологии. В первой главе четвертого раздела М.В. Иванов, Н.В. Симашкова, Г.В. Козловская описывают клинико-психологическую методику «Скрининговая анкета для родителей по выявлению риска возникновения нарушений психического развития у детей раннего возраста». Предлагаемая авторами методика не позволяет диагностировать расстройства у детей, но дает возможность выделять детей группы риска и разрабатывать для данной группы детей психопрофилактические и лечебно-коррекционные мероприятия. Далее Е.М. Иванова на материале литературных данных анализирует возможности и перспективы развития относительно новой социальной практики — больничной клоунады, обсуждает психологические механизмы ее эффективности. В следующей главе В.В. Лорер, Е.Р. Исаева, Т.Н. Жукова описывают возможности применения международной классификации функцио-нирования для оценки реабилитационного процесса на примере конкретного случая. Авторы демонстрируют возможности междисциплинарного взаимодействия в ходе планирования и проведения реабилитационных мероприятий на основе единой системы оценочных категорий. В заключительной главе четвертого раздела Н.Д. Семенова, А.В. Палин, Е.И. Рассказова приводят согласованные экспертные оценки (консенсус) доменов функцио-нирования, подлежащих оцениванию при психосоциальной реабилитации пациентов с психическими расстройствами в рамках доказательной медицины. Возвращаясь к основной оценке содержания монографии — многомерность, — необходимо дополнить эту оценку. Рецензируемая монография не только многомерна, она целостна. Это именно монография. Многомерным можно было бы назвать и формальное объединение разных текстов под одной обложкой. А монографию создает идея, связывающая разные тексты в нечто целостное. И о многомерности мы говорим потому, что в монографии читается не одна, а много идей, связывающих главы, написанные разными авторами. Не претендуя на полноту перечня, проследим только одну из многих связей. Обсуждение социокультурного контекста развития клинической психологии начинается в первой главе первого раздела, написанной Т.К. Мелешко, и эта тема последовательно прослеживается во всех главах. В заключительной главе монографии, написанной Н.Д. Семеновой, А.В. Палиным, Е.И. Рассказовой обсуждается консенсус — согласованные оценки экспертами параметров, которые необходимо оценивать при психосоциальной реабилитации. Каждый читатель, конечно, может усмотреть в содержании монографии другие взаимосвязи, создающие целостность. И читатель может вообще не усматривать целостности, читая лишь отдельные главы. Содержание монографии можно использовать и в обучении, и в клинической практике, и в научной работе. Выбор за читателем.
Ссылка для цитирования Солондаев В.К. Рецензия на коллективную монографию «Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии (к 90-летию Ю.Ф. Полякова)» // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2018. – Т. 6, № 3(21) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
![]() |
|
|