О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Специфика психосоматического статуса студентов колледжа с дисморфофобическими реакциями в зависимости от механизмов психологической защиты личности

Сысоева О.В., Наумов С.В. (Хабаровск, Россия)

 

 

Сысоева Ольга Владимировна

Сысоева Ольга Владимировна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Муравьева-Амурского, 35, Хабаровск, 680000, Хабаровский край, Россия. Тел.: 8 (4212) 22-72-26.

E-mail: Olga-mail2005@mail.ru

Наумов Сергей Владимирович

Наумов Сергей Владимирович

студент; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Муравьева-Амурского, 35, Хабаровск, 680000, Хабаровский край, Россия. Тел.: 8 (4212) 22-72-26.

E-mail: Time.01.101.Naov@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье приведены результаты пилотажного исследования студентов первых курсов Хабаровского технологического колледжа специальностей «Дизайн», «Фотография», «Управление и туризм». В исследовании приняли участие 66 студентов в возрасте от 15 до 20 лет. Цель исследования: изучение самооотношения в период юности у респондентов с дисморфобическими реакциями. Диагностика проводилась с помощью опросников «Методика исследования самоотношения» (МИС; разработан С.Р. Пантилеевым), «Индекс жизненного стиля» (ИЖС; разработан Р. Плутчиком, Х. Келлерманом и Х.Р. Конте), «Гиссенский перечень жалоб» (Е. Брюхлер и Дж. Снер).

Ключевые слова: самоотношение; дисморфофобия; реакция; психология телесности; психосоматика; симптом зеркала; симптом фотографии.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Проблема дисморфофобий становится все более актуальной в обществе. Наблюдается устойчивый рост недовольства людей различными сферами жизни, и в особенности собственным телом: внешностью, весом, пропорциями фигуры. Недовольство собой и своим телом давно уже стало широко распространенным явлением, а «социализация и нормализация» дисморфофобии заставляет обратить на нее внимание врачей, социальных работников и клинических психологов [12; 17]. Актуальность психологических аспектов дисморфофобий подтверждается и статистическими данными, отражающими высокий уровень распространенности данного расстройства.

Материалы и методы

В исследовании были использованы опросники «Индекс жизненного стиля» (Плутчика—Келлермана—Конте), «Гиссенский перечень жалоб» (Е. Брюхлер и Дж. Снер) [1; 6; 7]. Респондентами являлись 66 студентов первых курсов колледжа. Для статистического анализа полученных результатов применялся корреляционный анализ программой Microsoft Excel 2016. В дальнейшем рассматривались коэффициенты линейной корреляции по Пирсону связей между показателями использованных методик.

Результаты исследования

В пилотажном исследовании приняли участие 66 студентов первых курсов Хабаровского технологического колледжа (ХТК) от 15 до 20 лет специальностей «Управление и туризм», «Дизайн», «Фотография».

Был рассмотрен уровень самоотношения в период юности студентов колледжа с целью выявления ведущего типа самоотношения у студентов колледжа.

В таблице 1 представлены результаты исследования, направленные на выявление специфики психосоматического статуса студентов колледжа в зависимости от механизмов психологической защиты с целью изучения уровня психосоматических реакций у студентов колледжа в зависимости от механизмов психологических защит личности в юношеский период с помощью опросников «Индекс жизненного стиля», «Гиссенский перечень жалоб» (Giesener Beschwerdebogen).

Механизмы психологической защиты развиваются в детстве для сдерживания, регуляции определенной эмоции; все защиты в своей основе имеют механизм подавления, который первоначально возник для того, чтобы победить чувство страха. Предполагается, что существует восемь базисных защит, которые тесно связаны с восемью базисными эмоциями психоэволюционной теории. Существование защит позволяет косвенно измерить уровни внутриличностного конфликта, т.е. дезадаптированные люди должны использовать защиты в большей степени, чем адаптированные личности.

 

Таблица 1

Показатели проявления механизмов психологических защит у студентов первых курсов
Хабаровского технологического колледжа (%)

 

На основании полученных данных студенты первых курсов продемонстрировали следующие показатели механизмов психологических защит. Показатель по шкале «Вытеснение» в норме составляет 80%, повышенные значения по данной шкале преобладают у 19% студентов: это может быть свидетельством возрастных изменений испытуемых; вытеснение — механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, — становятся бессознательными, именно поэтому в случаях, когда вытеснение имеет высокие значения, у личности могут возникать психосоматические реакции. Показатели по шкале «Регрессия» в норме составляют 68%, высокие значения по данной шкале среди студентов первых курсов составляют 31%, повышенные показатели по данной шкале могут свидетельствовать о форме защиты личности, подвергшейся фрустрирующим факторам, личность заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций.

Показатели по шкале «Замещение» в норме среди студентов составляют 77%, высокие значения по данной шкале составляют 22%. Повышенные показатели свидетельствуют о применении данной психологической защиты в своей повседневной жизни, проявляются они в следующем: происходит разрядка подавленных эмоций (враждебности и гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность, или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Показатели по шкале «Отрицание» в норме среди студентов первых курсов составляют 68%, высокие значения по данной шкале составляют 31%, повышенные показатели по данной шкале могут свидетельствовать о том, что личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие повышенную тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Показатели по шкале «Проекция» в норме среди студентов первых курсов составляют 30%, высокие значения по данной шкале составляют 72%, повышенные показатели по данной шкале превалируют и превышают показатели нормальных значений, это свидетельствует о востребованности данного механизма защиты среди студентов; в основе данного механизма психологической защиты лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например агрессивность, нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Данный механизм психологической защиты может рассматриваться как проявление внутреннего конфликта.

Показатели по шкале «Компенсация» в норме среди студентов первых курсов составляют 63%, высокие значения по данной шкале составляют 37%, повышенные показатели могут свидетельствовать о проявлении попыток найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта, нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности, как видно из показателей; компенсация, возможно, имеет тесную связь с внешним видом, многие студенты не принимают свои внешние данные, часто такие студенты являются мечтательными, пытаются найти свои идеалы в различных сферах жизни.

Показатели по шкале «Гиперкомпенсация» в норме среди студентов первых курсов составляют 84%, высокие показатели по данной шкале составляют 15%. Повышенный показатель по данной шкале среди студентов первых курсов может преобладать потому, что личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоциональному безразличию, хотя данные показатели могут быть весьма противоречивы, т.к. в большинстве случаев студенты предпочитают весьма эмоциональную строну появлений чувств.

Показатели по шкале «Рационализация» в норме среди студентов первых курсов составляют 60%, высокие показатели по данной шкале составляют 39%, повышенные показатели могут быть свидетельством того, что данный вид психологической защиты относится к «умственному», интеллектуальному способу преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживания. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отмечено, что процент студентов с повышенными показателями по шкалам «Отрицание», «Проекция», «Компенсация» склонны интеллектуализировать свои переживания, именно среди этих студентов преобладает «Рационализация».

Таким образом, можно заключить, что среди студентов преимущественно преобладают повышенные значения по таким шкалам, как «Регрессия», «Отрицание», «Проекция», «Компенсация», «Рационализация».

В таблице 2 представлены показатели уровня психосоматических реакций у студентов первых курсов ХТК (%).

 

Таблица 2

Показатели уровня психосоматических реакций у студентов первых курсов
Хабаровского технологического колледжа (%)

 

На основании полученных данных среди студентов первых курсов преимущественно преобладают следующие показатели по шкалам «измерения» психосоматических жалоб.

Повышенный показатель преобладает по шкале «Истощение» среди студентов первых курсов, составляет 95%, это свидетельствует о наличии ярко выраженной тенденции к истощению запасов организма, а значит, есть потребность в психологической помощи. В данном случае истощение может указывать на внутренний конфликт или быть проявлением плохих межличностных отношений со своими родными, свидетельством может выступать желание произвести впечатление на значимого взрослого в промежутке между детством и юностью, всячески угождая матери или отцу, но личность не получает эмоционального отклика, поэтому может замкнуться в себе; истощение также может выступать проявлением того, что личность занимается нелюбимым делом или склона к самокопанию.

Повышенный показатель по шкале «Желудочные жалобы» среди студентов первых курсов составляет 76%. Шкала может отражать синдром нервных (психосоматических) желудочных недомоганий (эпигастральный синдром). Повышенные показатели по данной шкале могут отражать реальные проблемы, связанные с проявлением эмоций, их скрытием, гнев на себя, неудачи, низкую самооценку, проявление внутренних конфликтов, происходящих преимущественно скрытным образом.

Повышенный показатель преобладает по шкале «Ревматический характер»; среди студентов первых курсов данный показатель составляет 86%, шкала выражает субъективные страдания студентов, носящие алгический или спастический характер. Повышенные показатели по данной шкале могут отражать проблемы в эмоциональной сфере жизни личности, заниженную самооценку, проявление внутренних конфликтов, самообвинение.

Повышенный показатель преобладает по шкале «Сердечные жалобы»: среди студентов первых курсов данный показатель составляет 79%, шкала указывает на локализацию недомоганий преимущественно в сосудистой сфере. Повышенные показатели по данной шкале отражают проблемы эмоционального плана, а именно преобладание негативных эмоций по отношению к себе и окружающим, неуверенность в себе, низкую самооценку, склонность к самообвинениям.

На основании полученных данных у всего массива студентов первых курсов преобладают средние значения по таким шкалам, как «Внутренняя честность — открытость», «Самоуверенность», «Саморуководство», «Зеркальное Я» (отраженное самоотношение), «Самоценность», «Самопринятие», «Самопривязанность», «Внутренний конфликт», «Самообвинение», «Вытеснение», «Регрессия», «Замещение», «Отрицание», «Компенсация», «Гиперкомпенсация», «Рационализация», а также повышенные показатели по шкалам «Внутренний конфликт», «Самообвинение», «Проекция», «Регрессия», «Отрицание», «Компенсация», «Рационализация», «Истощение», «Ревматический характер», «Желудочные жалобы», «Сердечные жалобы» в связи с этим мы посоветовали  психологу колледжа обратить должное внимание на студентов первых курсов специальностей «Управление и туризм», «Дизайн», «Фотография» и оказать им необходимую психологическую поддержку.

Для более глубокого анализа и выявления взаимосвязи между такими показателями, как «Внутренний конфликт», «Самообвинение», «Зеркальное Я», «Саморуководство», «Самоуверенность», «Самоценность», «Самопривязанность», «Регрессия», «Замещение», «Проекция», «Отрицание», «Компенсация», «Рационализация», «Сердечные жалобы», «Желудочные жалобы», «Ревматический характер», «Истощение», «Интенсивность жалоб», была проведена статистическая обработка данных. Был использован линейный корреляционный анализ программой Microsoft Excel 2016. В дальнейшем анализировались статистически значимые показатели коэффициента корреляции по критерию χ² К. Пирсона. Далее интерпретация результатов проводилась в зависимости от силы связи между отдельными параметрами. Связь от 0,1 до 0,3 считалась слабой, от 0,3 до 0,7 — средней силы и от 0,7 до 1,0 — сильной. Знаком плюс или минус отмечалась направленность связи: положительная или отрицательная.

В результате линейного корреляционного анализа показателей была выявлена статистически значимая высокая корреляционная связь между шкалой «Внутренний конфликт» и шкалой «Самообвинение» (r=0,81) и отрицательная связь средней силы между «Зеркальным Я», «Внутренним конфликтом» (r=-0,53), «Самообвинением» (r=-0,60). Таким образом, можно утверждать, что повышенные значения показателей «Внутреннего конфликта» и «Самообвинения» могут привести к снижению «Зеркального Я», это проявляется в порицании своих возможностей и недооценке себя как личности в глазах окружающих.

Удалось также установить среднюю положительную статистически значимую корреляционную связь между шкалами «Самоуверенность», «Саморуководство» (r=0,53), «Зеркальное Я» (r=0,41), «Самоценность» (r=0,56), «Самопривязанность» (r=0,45) и корреляционную связь средней силы между шкалами «Саморуководство», «Зеркальное Я» (r=0,52), «Самоценность» (r=0,43), «Самопривязанность» (r=0,52) и наоборот, такие шкалы как «Зеркальное Я», «Самопривязанность» (r=0,49), «Самоценность», «Самоприня-тие» (r=0,42), «Самопривязанность», «Самоценность» (r=0,47), «Самопринятие» (r=0,49), коррелируют между собой. Таким образом, можно утверждать, что «Самоуверенность» при возникновении неожиданных трудностей подвергается двойственности, что может снизить уверенность в себе с нарастанием тревоги, беспокойства; соответственно, снижение «Самоуверенности» приведёт к проблемам в области «Саморуководства» личности, что проявится в снижении механизмов саморегуляции и волевого контроля, при этом нарушается образ «Зеркального Я», личность испытывает сомнения в том, что она способна вызывать уважение у окружающих; амбивалентность чувств и эмоций по отношению к окружающим является главной чертой этих проявлений, в таком случае в «Самоценности» появляется избирательное отношение к себе, личность может высоко оценивать свои качества и достоинства, но если окружающие начнут критиковать деятельность, поступки, студенты способны испытывать ощущение низкой «Самоценности», личностной несостоятельности, в «Самопринятии» наступает фаза избирательности, т.е. личность начинает активно защищаться и принимать не все свои достоинства и недостатки, под этим влиянием в самопривязанности происходит та же избирательность к себе, но появляется скорее желание изменить в себе что-то при сохранении других личностных качеств.

Удалось также установить среднюю статистически значимую корреляционную связь между «Регрессией», «Зеркальным Я» (r=0,42), «Внутренним конфликтом» (r=0,60), «Самообвинением» (r=0,59), «Истощением» (r=0,55), «Ревматическим характером» (r=0,45), «Интенсивностью жалоб» (r=0,50). Таким образом, можно утверждать, что повышенные значения механизма психологических защит, такого как «Регрессия», используются для преодоления страха и неуверенности в себе: чем выше проявление этого механизма, тем выше проявление «Внутреннего конфликта», «Самообвинения», за счёт этого происходит снижение «Зеркального Я», т.е. меняется представление личности о себе, повышенные значения данного механизма приводят к проявлению психосоматических реакций в виде болей в теле «Ревматического характера», «Истощения» и увеличением этих жалоб в виде повышенной «Интенсивности жалоб».

Удалось также установить среднюю статистически значимую корреляционную связь между «Замещением», «Компенсацией» (r=0,41), «Внутренним конфликтом» (r=0,52), «Самообвинением» (r=0,54), «Истощением» (r=0,55), «Ревматическим  характером» (r=0,48), «Интенсивностью жалоб» (r=0,52). Таким образом, можно утверждать, что повышенное значение механизма психологической защиты «Замещение» используется для сдерживания эмоций гнева; для того чтобы снять агрессию, объект может её направлять на более слабую личность или, напротив, на самого себя, в сочетании с «Компенсацией» используется для сдерживания печали, мнимой потери, неполноценности, недостатка. Повышенные значения по этому виду психологической защиты усиливают проявление «Внутреннего конфликта», «Самообвинения»; за счёт повышения этого вида психо-логической защиты происходит обострение психосоматических реакций «Истощение», «Ревматический характер», они же обостряются под влиянием этой защиты в виде «Интенсивности жалоб».

Удалось также установить среднюю статистически значимую корреляционную связь между «Отрицанием», «Зеркальным Я» (r=0,56), «Самопривязанностью» (r=0,81), «Сердечными жалобами» (r=0,40), «Интенсивностью жалоб» (r=0,41). Таким образом, можно утверждать, что повышенные значения такого механизма психологических защит, как «Отрицание», может проявляться в виде сдерживания эмоций принятия окружающих в свой круг, в свою очередь, если что-то пойдет не так, это может привести к самонепринятию или, наоборот, привлечению внимания окружающих к своей персоне в сочетании с проявлением «Самопривязанности», «Зеркального Я», к лёгкой изменчивости представ-лений о себе; повышение данного механизма психологической защиты приводит к обострению психосоматических реакций в виде «Сердечных жалоб» и их усилению в виде проявления «Интенсивности жалоб».

Удалось также установить среднюю статистически значимую корреляционную связь между «Проекцией», «Самообвинением» (r=0,45), «Компенсацией» (r=0,54), «Рационализацией» (r=0,51), «Истощением» (r=0,60), «Желудочными жалобами» (r=0,61), «Ревматическим характером» (r=0,60), «Сердечными жалобами» (r=0,64), «Интенсивностью жалоб» (r=0,69). Таким образом, можно утверждать, что повышенное значение такого механизма психологических защит, как «проекция», может проявляться в виде чувства непринятия себя и окружающих как результат эмоционального отвержения с их стороны, в сочетании с «самообвинением» происходит избирательное отношение к себе, возможно проявление обвинения себя за те или иные поступки или же, наоборот, обвинение окружающих; в сочетании с «Компенсацией» предназначается для сдерживания печали, неполноценности, «Рационализация» выступает в качестве боязни пережить разочарование, неудачи, связанные с конкуренцией со сверстниками, повышение «Проекции» как механизма психологической защиты приводит к росту психосоматических реакций «Истощение», «Желудочные жалобы», «Ревматический характер», «Сердечные жалобы», чем выше проявление данного механизма психологической защиты, тем выше проявление «Интенсивности жалоб».

Удалось также установить статистически значимую корреляционную связь средней силы между «Компенсацией», «Внутренним конфликтом» (r=0,43), «Регрессией» (r=0,49), «Замещением» (r=0,41), «Проекцией» (r=0,54), «Истощением» (r=0,59), «Желудочными жалобами» (r=0,41), «Ревматическим характером» (r=0,49), «Сердечными жалобами» (r=0,45), «Интенсивностью жалоб» (r=0,57). Таким образом, можно утверждать, что повышение такого механизма психологической защиты, как «Компенсация», используется для сдерживания печали, способно привести к повышению внутреннего конфликта, в свою очередь, сочетание «Компенсации» с другими механизмами психологических защит: «Регрессией», «Замещением», «Проекцией» — при повышении «Компенсации» их сочетание в данном случае  является нормой, соответственно, повышение «Компенсации» приводит к росту психосоматических реакций «Истощение», «Желудочные жалобы», «Ревматический характер», «Сердечные жалобы», всё это сказывается на усилении «Интенсивности жалоб» психосоматических реакций.

Удалось также установить статистически значимую связь средней силы между «Рационализацией», «Проекцией» (r=0,51), «Интенсивностью жалоб» (r=0,40). Таким образом, можно утверждать, что повышение «Рационализации» предполагает произвольную схематизацию истолкования ситуаций, связанных с развитием чувства непринятия со стороны окружающих, повышается уровень «Проекции», что, соответственно, приводит к повышению интенсивности психосоматических реакций.

Выводы:

1. У студентов колледжа преобладают повышенные значения уровня механизмов психологических защит, таких как «Регрессия», «Отрицание», «Проекция», «Компенсация», «Рационализация», что является подтверждением сокрытия эмоций и неполного принятия себя.

2. В связи с повышенными показателями механизмов психологических защит у студентов колледжа отмечаются повышенные показатели проявления психосоматических реакций, что также является следствием сдерживания эмоций на уровне тела.

 

Литература

1.   Гиссенский опросник. Адаптирован в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева [Электронный ресурс]. – URL: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/005.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

2.   Джемс У. Психология / под ред. Л.А. Петровской. – М: Педагогика, 1991. – 368 с.

3.   Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 368 с.

4.   Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / под ред. И. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001.

5.   Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.

6.   Методика исследования самоотношения. С.Р. Пантилеев (МИС) [Электронный ресурс]. – URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/41.html (дата обращения: 20.09.2019).

7.   Опросник Плутчика – Келлермана – Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI) [Электронный ресурс]. – URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/14.html (дата обращения: 20.09.2019).

8.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.

9.   Сарджвеладзе Н.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси: Мецниереба, 1974. – С. 103–107.

10.   Спиркин А.Г. Сознание и самосознание: монография. – М.: Политиздат, 1972. – 303 с.

11.   Тарханова П.М. Исследование влияния макро- и микросоциальных факторов на уровень физического перфекционизма и эмоционального благополучия у молодежи // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10, № 1. – С. 88–94.

12.   Толкунова Д.А., Пономарева Т.Ю. Особенности образа тела у людей с разным типом телосложения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – № 10. – С. 277–282.

13.   Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. – М., 1987. – 156 с.

14.   Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144 с.

15.   Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии / отв. ред. Л.И. Анцыферова. – М.: Наука, 1978. – С. 316–335.

16.   Якимова Л.С. Исследование феномена телесности в психологии // Молодой ученый. – 2016. – № 10 (114). – С. 1385–1389 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/ archive/114/29603/ (дата обращения: 20.09.2019).

17.   Heider N., Spruyt A., De Hou W.J. Implicit beliefs about ideal body image predict body image dissatisfaction // Frontiers in Psychology. – 2015. – Vol. 6. – P. 1402. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.01402

18.   Trekels J., Eggermont S. Beauty is Good: The Appearance Culture, the Internalization of Appearance Ideals, and Dysfunctional Appearance Beliefs Among Tweens [Красота – это хорошо: внешний вид, культура, интериоризация идеалов внешности, и появление дисфункциональных убеждений среди подростков] // Human Communication Research. – 2017. – Vol. 43, № 2. – P. 173–192. DOI: 10.1111/hcre.12100

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923:616.89-052.63

Сысоева О.В., Наумов С.В. Специфика психосоматического статуса студентов колледжа с дисморфофобическими реакциями в зависимости от механизмов психологической защиты личности // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 1(23) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player