Манипулятивное взаимодействие в студенческом возрасте
Парфенова Д.А., Литвинова А.В. (Санкт-Петербург, Россия)
|
Парфенова Дина Андреевна
кандидат психологических наук, ассистент кафедры обшей, медицинской
психологии и педагогики;
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский
университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения
Российской Федерации, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015,
Россия. Тел.: (812) 543-39-90.
E-mail: parfenova-d@mail.ru
|
|
Литвинова Анна Вячеславовна
студентка 1 курса, лечебный факультет; федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский
университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения
Российской Федерации, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015,
Россия. Тел.: (812) 543-39-90.
E-mail: anneta.russia@mail.ru
|
Аннотация.
Статья посвящена исследованию личностных особенностей лиц с повышенным
уровнем макиавеллизма в период обучения в вузе. По данным многофак-торного
личностного опросника, обнаружены тенденции к экстравертированности,
значимости привязанности, среднему уровню самоконтроля и достоверно
большей экспрессивности. Помимо этого, на основе анализа современных
исследований выделены основные способы манипулирования и защиты от
манипуляции, а также представлены данные эксперимента по оценке частоты
использования и «эффективности» способов
манипулятивного воздействия и
способов защиты от манипуляции. Наиболее эффективными
способами воздействия на другого являются мотивационное обеспечение,
подчеркивание значимости или срочности задачи и удержание контакта с
манипулируемым. Наиболее эффективными способами защиты от манипуляций
являются уход или изгнание манипулятора и игнорирование или сокращение
получаемой им информации.
Ключевые слова:
манипуляция; макиавеллизм; манипулятор; защита от манипуляции;
студенческий возраст.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
В современном обществе мы часто сталкиваемся с ситуациями манипуляции,
иногда выступаем в качестве объекта манипулирования, а иногда нам
приходится прибегать к разнообразным способам влияния на окружающих,
чтобы получить желаемый результат, достигнуть поставленной цели.
Особенно это актуально для медицинских работников. Студенты, недавно
перешедшие во взрослую самостоятельную жизнь, могут и сами стать
объектом влияния, поэтому им будет полезно узнать о способах
манипуляции и защиты от подобного воздействия извне. При этом важно
осознавать возможные негативные последствия манипуляций как для объекта
манипулирования, так и для манипулятора (личностные изменения,
недоверие в отношении других людей и пр.).
Вопрос выбора способов воздействия и коммуникации является
индивидуальным этическим выбором и ответственностью человека.
Изучение манипуляции затрагивает широкий спектр проблем, начиная от
фундаментальных теоретических и завершая прикладными и описательными.
Существует множество определений понятия «манипуляция»:
✓ |
«вид психологического воздействия, искусное исполнение которого
ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не
совпадающих с его актуально существующими желаниями» (Доценко
Е.Л. [1]);
|
✓ |
«скрытое управление, при котором инициатор достигает своих
эгоистических целей, нанося ущерб адресату своего воздействия»
(Шейнов В.П. [5]);
|
✓ |
«психологическое воздействие, нацеленное на изменение
направленности активности другого человека, выполненное настолько
искусно, что остается незамеченным им и т.д.» (Доценко Е.Л.
[1]).
|
В практических целях иногда удобнее пользоваться непосредственной
метафорой: манипуляция — это действия, направленные на
«прибирание к рукам» другого человека, помыкания
им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление,
будто он самостоятельно управляет своим поведением.
В определении используется понятие психологического воздействия,
которое имеет следующие признаки:
1) |
это одна из двух сторон единого процесса взаимодействия;
|
2) |
при рассмотрении воздействия в расчет принимается лишь одностороннее
влияние, включенное в состав целостного взаимодействия;
|
3) |
результатом воздействия выступают некоторые изменения в психических
характерис-тиках или состоянии адресата воздействия.
|
Основными критериями манипуляции являются скрытое воздействие,
использование другого как средства достижения собственных целей. В
отечественной психологии манипуляцию исследуют Доценко Е.Л. [1],
Знаков В.В. [2], Сидоренко Е.В. [3], Шейнов В.П. [5] и др. При
проведении исследования мы опирались на перечень способов манипуляции
и способов противодействия
манипулятивному воздействию, выделенных Доценко и Шейновым.
Наиболее распространенные способы манипуляции, рассматриваемые
в нашем исследовании:
• Удержание контакта: играя на различных
интересах и потребностях, на опасениях человека, манипулятор может
довольно длительное время удерживать адресата в пределах своих
возможностей влиять на него.
• Утаивание/искажение информации варьируется
от откровенной лжи до частных деформаций, таких как подтасовка фактов
или смещение по множеству значений понятия, когда, скажем, борьба за
право какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов
большинства, а также это сокрытие определенных тем. Чаще всего
используют:
– отбор аргументов;
– выборочное опровержение;
– подчеркивание значимости задачи, ее срочности;
– использование запланированных трудных уступок.
• Мотивационное обеспечение — это такие
способы управления мотивационными предпочтениями человека, как прямая
актуализация мотивов, простое обусловливание и знаковое опосредствование.
Особенность механизмов побуждения состоит в том, чтобы призвать
«Я» к идентификации с очагом такого возбуждения.
• Повышение собственного статуса, использование
социума как фактора влияния: манипулятор играет на желании оппонента
получить общественное признание, уважение со стороны важных ему людей,
повысить собственную значимость в коллективе.
Также при проведении исследования в качестве основных способов
защиты от манипуляции рассматривались:
• Уход/изгнание
манипулятора — увеличение дистанции, прерывание контакта,
выведение себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Проявления
этого вида защит: смена темы беседы на безопасную, нежелание обострять
отношения (обход острых углов), стремление уклониться от встреч с тем,
кто является источником неприятных переживаний; избегание травмирующих
ситуаций, прерывание беседы под благовидным предлогом и т.п. Предельным
выражением данной тенденции может быть полная замкнутость, отчуждение,
отказ от контактов с людьми.
• Блокировка — контроль воздействия,
достигающего субъекта защиты, выставление преград на его пути. Вариации:
смысловые и семантические барьеры, ролевые рисунки, «маска»,
«персона» и т.п., которые принимают на себя основной
«удар». Предельное выражение: ограждение себя, полная
самоизоляция посредством глубоко эшелонированной обороны.
• Управление — контроль воздействия,
исходящего от агрессора, влияние на его характеристики: жалобы, ноющие
интонации, вздохи; подкуп или стремление умилостивить; попытки
подружиться или стать членами одной общности; ослабить или
дестабилизировать активность, полностью инактивировать; спровоцировать
желаемое поведение и т.д. Предельное выражение — подчинение
другого, помыкание им.
• Игнорирование/сокращение
подачи информации — контроль информации об агрессоре, наличии
или характере угрозы с его стороны, ограничение по объему или искаженное
восприятие. Предельное проявление — критическое искажение, утрата
адекватности восприятия, иллюзии.
• «Непонимание просьбы» —
повторение доводов собеседника «своими словами» с
намеренным искажением полученной информации.
• Активная защита — высказываются все
мысли, касающиеся ситуации, показ психологического превосходства перед
манипулятором. Этот способ является резким и может привести к открытому
конфликту.
Материалы и методы
Целью этой работы являлось изучение способов манипуляции и
защиты от манипуляции в студенческом возрасте.
Задачи этой работы:
• |
определить наиболее часто используемые и эффективные способы
психологического воздействия на собеседника;
|
• |
определить наиболее часто встречаемые и эффективные способы защиты от
манипуляции;
|
• |
выявить психологические особенности людей с повышенным уровнем
макиавеллизма.
|
Предполагалось, что повышенным уровнем макиавеллизма будет обладать
меньшая часть опрошенных, это
будут экстраверты, у которых развиты обособленность, самоконтроль,
эмоциональная устойчивость и практичность. Также предполагалось, что
наиболее эффективным способом манипуляции будет мотивационное
обеспечение, а способом защиты — игнорирование.
Основные методы, которые были использованы в практической части, это
опрос и эксперимент. Были использованы две методики, направленные на
определение уровня макиавеллизма (методика исследования макиавеллизма
В.В. Знакова [2]) и изучение личностных особенностей (многофакторный
личностный опросник «Большая пятерка» [4]). Для
эксперимента был создан специальный бланк, включающий перечень основных
способов манипуляции и защиты от манипулятивного воздействия. Перечень
способов манипуляции и способов защиты от манипуляции был составлен на
основе работ В.П. Шейнова [5] и Е.Л. Доценко [1].
Эмпирическая часть работы состояла из двух этапов. На первом этапе
участники исследования выполнили опросные методики. В исследовании
приняли участие 20 человек в возрасте от 18 до 22 лет включительно,
преимущественно девушки (75 %), по 10 человек из г. Санкт-Петербурга и
г. Ельца.
Затем был проведен эксперимент, в ходе которого участники были
поделены на две группы: одни выступали в роли манипуляторов и стремились
добиться своей цели, другие выполняли роль объекта манипулирования.
Помимо этого, за каждой парой участников эксперимента был закреплен
наблюдатель, фиксирующий способы воздействия манипулятора и оценивающий
эффективность защиты его оппонента. Результаты наблюдения вносились в
заранее разработанный бланк исследования. Работа была проведена в
январе-феврале 2019 года. Стоит отметить, что участники не были знакомы
и не имели информации друг о друге, а объекты манипуляции не были
изначально посвящены в эксперимент, то есть условия были максимально
приближены к реальным.
Эксперимент проходил в г. Санкт-Петербурге. Продолжительность
эксперимента варьировалась от 15 минут до 1,5 часа. Ситуации для
эксперимента были в трудовой/ учебной (написать реферат, сходить на
лекцию, решить контрольную и т.д.) или бытовой сферах (купить кофе,
оплатить интернет, убрать в комнате вместо дежурного и т.д.). С
«манипуляторами» предварительно была проведена
беседа о наиболее распространенных способах манипуляции.
В бланке были указаны основные способы манипуляции и защиты от
манипуляции, помимо этого, наблюдателем отмечалась эффективность
(1—10 баллов), частота встречае-мости (количество раз) способа
манипуляции и способа защиты от манипуляции.
Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы
SPSS. Для анализа данных использовались первичные описательные
статистики, частотный анализ, а также для сравнения средних значений
использовался U-критерий Манна — Уитни.
Результаты исследования
В результате анализа эмпирических данных было установлено, что
участники, имеющие склонность к манипулированию, составляют 30% от всех
опрошенных.
При сравнении респондентов с высоким уровнем макиавеллизма со
студентами, обладающими средним уровнем макиавеллизма, обнаружено, что
тяготеющие к манипуля-тивному взаимодействию отличаются на уровне
тенденции большей экстравертирован-ностью и склонностью к привязанности,
а также статистически достоверно большей экспрессивностью (U = 14.000,
p = 0.041).
По шкалам «самоконтроль — импульсивность»
и «эмоциональная уравновешенность —
эмоциональная неуравновешенность» данные группы существенно
не отличаются, студенты характеризуются средним уровнем самоконтроля
и тяготеют к эмоциональной неустойчивости.
Полученные результаты частично подтвердили гипотезу.
Таким образом, студенты с высоким макиавеллизмом отличаются большей
общительностью, не любят однообразную деятельность, быстро идут на
контакт, испытывают потребность быть рядом с другими людьми, обладают
способностью понимать чувства и переживания других людей, а также
характеризуются высокой экспрессивностью, эмоциональностью. Им
свойственно легкое отношение к жизни, они часто доверяют интуиции.
При этом они могут проявлять настойчивость, быть точными и
аккуратными в своей деятельности. Однако испытывают некоторые сложности
в саморегуляции эмоционального состояния.
Все эти факторы способствуют тому, чтобы заинтересовать собеседника,
убедить его в своей правоте и, следовательно, манипулировать им.
В ходе эксперимента было установлено, что наиболее часто встречаются
следующие способы манипуляции: мотивационное обеспечение; подчеркивание
значимости задачи, ее срочности; удержание контакта. При этом наиболее
эффективными методами являются: мотивационное обеспечение, удержание
контакта, подчеркивание значимости информации и ее срочности, повышение
собственного статуса/использование социума как фактора влияния.
Рисунок 1. Способы манипуляции. Результаты.
Манипулятору важно создать эффект срочности и уникальной выгодной
возможности для объекта влияния, чтобы не дать возможности для
объективного оценить ситуации. Одной из основных задач является
создание мотивационно базы, убедить, что предложение нужно в первую
очередь самому манипулируемому. Удержание контакта при этом позволяет
поверить в правдивость и искренность манипулятора. Социум играет особую
роль при попытке влияния на человека. Желание вызвать уважение
окружающих, получить одобрение от дорогих ему людей склоняет человека к
принятию предложения оппонента. В связи с этим можно предположить, что
социальный интеллект и уверенность в себе, ассертивность являются
важными личностными особенностями, способствующими устойчивости при
манипуляции.
Также в результате эксперимента было установлено, что наиболее
часто встречаемыми способами защиты от манипуляции являются
уход/изгнание манипулятора и
игнорирование/сокращение информации. Эти же
приемы являются наиболее эффектив-ными. Однако в 8 из 10 случаев
манипулятор смог добиться желаемого от оппонента.
Рисунок 2. Способы защиты от манипуляции. Результаты.
Указанные выше способы защиты от манипуляции действенны благодаря
тому, что не дают возможности манипулятору установить контакт с
оппонентом и получить больше информации о нем. Это дезориентирует и
лишает большинства рычагов давления на объект влияния, помогает сохранить
холодность и рациональность мышления, эмоциональную устойчивость.
Чаще наиболее легкими при реализации для манипулятора оказались
манипуляции в бытовой сфере (5 из 8 случаев). В 2 из 10 случаев
манипулируемые отказались от выполнения
просьбы (обе из трудовой сферы). Полученные результаты вполне
закономерны.
Задачи бытовой сферы более простые, не требуют больших затрат сил и
времени, объект манипуляции несет меньше ответственности и рисков за
результат, является только исполнителем. Неудачи при выполнении задач
трудовой сферы могут навредить благополучию манипулируемого, привести к
конфликтным ситуациям, возможны большие масштабы негативных последствий.
В таком случае приоритетным становится личное благополучие.
Выводы
– |
наиболее эффективными способами воздействия на другого являются
мотивационное обеспечение, подчеркивание значимости или срочности
задачи и удержание контакта с манипулируемым;
|
– |
наиболее эффективными способами защиты от манипуляций являются
уход/изгнание манипулятора и игнорирование или
сокращение получаемой им информации;
|
– |
для лиц, склонных к манипулированию, характерны экстраверсия, значимость
привязанности и достоверно большая экспрессивность, а также средний
уровень самоконтроля.
|
Литература
1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены,
механизмы и защита. – М.: ЧеРо; Моск. гос. университет, 1997.
– 344 с.
2. Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма
личности // Сибирский психо-логический журнал. – 2001. –
№ 14-15. – С. 122–128.
3. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния
влиянию. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
4. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности:
учебно-методическое пособие. – Курган: Курган. гос. университет,
2000. – 23 с.
5. Шейнов В.П. Манипулирование и защита от манипуляций.
– СПб.: Питер, 2014. – 304 с.
Ссылка для цитирования
УДК 159.923:616.89-052.63
Парфенова Д.А., Литвинова А.В. Манипулятивное взаимодействие в
студенческом возрасте // Клиническая и медицинская психология: исследования,
обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. –
Т. 7, № 1(23) [Электронный ресурс]. –
URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|