О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Манипулятивное взаимодействие в студенческом возрасте

Парфенова Д.А., Литвинова А.В. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Парфенова Дина Андреевна

Парфенова Дина Андреевна

кандидат психологических наук, ассистент кафедры обшей, медицинской психологии и педагогики; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: (812) 543-39-90.

E-mail: parfenova-d@mail.ru

Литвинова Анна Вячеславовна

Литвинова Анна Вячеславовна

студентка 1 курса, лечебный факультет; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия.
Тел.: (812) 543-39-90.

E-mail: anneta.russia@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию личностных особенностей лиц с повышенным уровнем макиавеллизма в период обучения в вузе. По данным многофак-торного личностного опросника, обнаружены тенденции к экстравертированности, значимости привязанности, среднему уровню самоконтроля и достоверно большей экспрессивности. Помимо этого, на основе анализа современных исследований выделены основные способы манипулирования и защиты от манипуляции, а также представлены данные эксперимента по оценке частоты использования и «эффективности» способов манипулятивного воздействия и способов защиты от манипуляции. Наиболее эффективными способами воздействия на другого являются мотивационное обеспечение, подчеркивание значимости или срочности задачи и удержание контакта с манипулируемым. Наиболее эффективными способами защиты от манипуляций являются уход или изгнание манипулятора и игнорирование или сокращение получаемой им информации.

Ключевые слова: манипуляция; макиавеллизм; манипулятор; защита от манипуляции; студенческий возраст.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

В современном обществе мы часто сталкиваемся с ситуациями манипуляции, иногда выступаем в качестве объекта манипулирования, а иногда нам приходится прибегать к разнообразным способам влияния на окружающих, чтобы получить желаемый результат, достигнуть поставленной цели. Особенно это актуально для медицинских работников. Студенты, недавно перешедшие во взрослую самостоятельную жизнь, могут и сами стать объектом влияния, поэтому им будет полезно узнать о способах манипуляции и защиты от подобного воздействия извне. При этом важно осознавать возможные негативные последствия манипуляций как для объекта манипулирования, так и для манипулятора (личностные изменения, недоверие в отношении других людей и пр.).

Вопрос выбора способов воздействия и коммуникации является индивидуальным этическим выбором и ответственностью человека.

Изучение манипуляции затрагивает широкий спектр проблем, начиная от фундаментальных теоретических и завершая прикладными и описательными.

Существует множество определений понятия «манипуляция»:

✓ 

«вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» (Доценко Е.Л. [1]);

✓ 

«скрытое управление, при котором инициатор достигает своих эгоистических целей, нанося ущерб адресату своего воздействия» (Шейнов В.П. [5]);

✓ 

«психологическое воздействие, нацеленное на изменение направленности активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им и т.д.» (Доценко Е.Л. [1]).

В практических целях иногда удобнее пользоваться непосредственной метафорой: манипуляция — это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкания им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.

В определении используется понятие психологического воздействия, которое имеет следующие признаки:

1)

это одна из двух сторон единого процесса взаимодействия;

2)

при рассмотрении воздействия в расчет принимается лишь одностороннее влияние, включенное в состав целостного взаимодействия;

3)

результатом воздействия выступают некоторые изменения в психических характерис-тиках или состоянии адресата воздействия.

Основными критериями манипуляции являются скрытое воздействие, использование другого как средства достижения собственных целей. В отечественной психологии манипуляцию исследуют Доценко Е.Л. [1], Знаков В.В. [2], Сидоренко Е.В. [3], Шейнов В.П. [5] и др. При проведении исследования мы опирались на перечень способов манипуляции и способов противодействия манипулятивному воздействию, выделенных Доценко и Шейновым.

Наиболее распространенные способы манипуляции, рассматриваемые в нашем исследовании:

•   Удержание контакта: играя на различных интересах и потребностях, на опасениях человека, манипулятор может довольно длительное время удерживать адресата в пределах своих возможностей влиять на него.

•   Утаивание/искажение информации варьируется от откровенной лжи до частных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по множеству значений понятия, когда, скажем, борьба за право какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства, а также это сокрытие определенных тем. Чаще всего используют:

– отбор аргументов;

– выборочное опровержение;

– подчеркивание значимости задачи, ее срочности;

– использование запланированных трудных уступок.

•   Мотивационное обеспечение — это такие способы управления мотивационными предпочтениями человека, как прямая актуализация мотивов, простое обусловливание и знаковое опосредствование. Особенность механизмов побуждения состоит в том, чтобы призвать «Я» к идентификации с очагом такого возбуждения.

•   Повышение собственного статуса, использование социума как фактора влияния: манипулятор играет на желании оппонента получить общественное признание, уважение со стороны важных ему людей, повысить собственную значимость в коллективе.

Также при проведении исследования в качестве основных способов защиты от манипуляции рассматривались:

•   Уход/изгнание манипулятора — увеличение дистанции, прерывание контакта, выведение себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Проявления этого вида защит: смена темы беседы на безопасную, нежелание обострять отношения (обход острых углов), стремление уклониться от встреч с тем, кто является источником неприятных переживаний; избегание травмирующих ситуаций, прерывание беседы под благовидным предлогом и т.п. Предельным выражением данной тенденции может быть полная замкнутость, отчуждение, отказ от контактов с людьми.

•   Блокировка — контроль воздействия, достигающего субъекта защиты, выставление преград на его пути. Вариации: смысловые и семантические барьеры, ролевые рисунки, «маска», «персона» и т.п., которые принимают на себя основной «удар». Предельное выражение: ограждение себя, полная самоизоляция посредством глубоко эшелонированной обороны.

•   Управление — контроль воздействия, исходящего от агрессора, влияние на его характеристики: жалобы, ноющие интонации, вздохи; подкуп или стремление умилостивить; попытки подружиться или стать членами одной общности; ослабить или дестабилизировать активность, полностью инактивировать; спровоцировать желаемое поведение и т.д. Предельное выражение — подчинение другого, помыкание им.

•   Игнорирование/сокращение подачи информации — контроль информации об агрессоре, наличии или характере угрозы с его стороны, ограничение по объему или искаженное восприятие. Предельное проявление — критическое искажение, утрата адекватности восприятия, иллюзии.

•   «Непонимание просьбы» — повторение доводов собеседника «своими словами» с намеренным искажением полученной информации.

•   Активная защита — высказываются все мысли, касающиеся ситуации, показ психологического превосходства перед манипулятором. Этот способ является резким и может привести к открытому конфликту.

Материалы и методы

Целью этой работы являлось изучение способов манипуляции и защиты от манипуляции в студенческом возрасте.

Задачи этой работы:

• 

определить наиболее часто используемые и эффективные способы психологического воздействия на собеседника;

• 

определить наиболее часто встречаемые и эффективные способы защиты от манипуляции;

• 

выявить психологические особенности людей с повышенным уровнем макиавеллизма.

Предполагалось, что повышенным уровнем макиавеллизма будет обладать меньшая часть опрошенных, это будут экстраверты, у которых развиты обособленность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость и практичность. Также предполагалось, что наиболее эффективным способом манипуляции будет мотивационное обеспечение, а способом защиты — игнорирование.

Основные методы, которые были использованы в практической части, это опрос и эксперимент. Были использованы две методики, направленные на определение уровня макиавеллизма (методика исследования макиавеллизма В.В. Знакова [2]) и изучение личностных особенностей (многофакторный личностный опросник «Большая пятерка» [4]). Для эксперимента был создан специальный бланк, включающий перечень основных способов манипуляции и защиты от манипулятивного воздействия. Перечень способов манипуляции и способов защиты от манипуляции был составлен на основе работ В.П. Шейнова [5] и Е.Л. Доценко [1].

Эмпирическая часть работы состояла из двух этапов. На первом этапе участники исследования выполнили опросные методики. В исследовании приняли участие 20 человек в возрасте от 18 до 22 лет включительно, преимущественно девушки (75 %), по 10 человек из г. Санкт-Петербурга и г. Ельца.

Затем был проведен эксперимент, в ходе которого участники были поделены на две группы: одни выступали в роли манипуляторов и стремились добиться своей цели, другие выполняли роль объекта манипулирования. Помимо этого, за каждой парой участников эксперимента был закреплен наблюдатель, фиксирующий способы воздействия манипулятора и оценивающий эффективность защиты его оппонента. Результаты наблюдения вносились в заранее разработанный бланк исследования. Работа была проведена в январе-феврале 2019 года. Стоит отметить, что участники не были знакомы и не имели информации друг о друге, а объекты манипуляции не были изначально посвящены в эксперимент, то есть условия были максимально приближены к реальным.

Эксперимент проходил в г. Санкт-Петербурге. Продолжительность эксперимента варьировалась от 15 минут до 1,5 часа. Ситуации для эксперимента были в трудовой/ учебной (написать реферат, сходить на лекцию, решить контрольную и т.д.) или бытовой сферах (купить кофе, оплатить интернет, убрать в комнате вместо дежурного и т.д.). С «манипуляторами» предварительно была проведена беседа о наиболее распространенных способах манипуляции.

В бланке были указаны основные способы манипуляции и защиты от манипуляции, помимо этого, наблюдателем отмечалась эффективность (1—10 баллов), частота встречае-мости (количество раз) способа манипуляции и способа защиты от манипуляции.

Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS. Для анализа данных использовались первичные описательные статистики, частотный анализ, а также для сравнения средних значений использовался U-критерий Манна — Уитни.

Результаты исследования

В результате анализа эмпирических данных было установлено, что участники, имеющие склонность к манипулированию, составляют 30% от всех опрошенных.

При сравнении респондентов с высоким уровнем макиавеллизма со студентами, обладающими средним уровнем макиавеллизма, обнаружено, что тяготеющие к манипуля-тивному взаимодействию отличаются на уровне тенденции большей экстравертирован-ностью и склонностью к привязанности, а также статистически достоверно большей экспрессивностью (U = 14.000, p = 0.041).

По шкалам «самоконтроль — импульсивность» и «эмоциональная уравновешенность — эмоциональная неуравновешенность» данные группы существенно не отличаются, студенты характеризуются средним уровнем самоконтроля и тяготеют к эмоциональной неустойчивости.

Полученные результаты частично подтвердили гипотезу.

Таким образом, студенты с высоким макиавеллизмом отличаются большей общительностью, не любят однообразную деятельность, быстро идут на контакт, испытывают потребность быть рядом с другими людьми, обладают способностью понимать чувства и переживания других людей, а также характеризуются высокой экспрессивностью, эмоциональностью. Им свойственно легкое отношение к жизни, они часто доверяют интуиции.

При этом они могут проявлять настойчивость, быть точными и аккуратными в своей деятельности. Однако испытывают некоторые сложности в саморегуляции эмоционального состояния.

Все эти факторы способствуют тому, чтобы заинтересовать собеседника, убедить его в своей правоте и, следовательно, манипулировать им.

В ходе эксперимента было установлено, что наиболее часто встречаются следующие способы манипуляции: мотивационное обеспечение; подчеркивание значимости задачи, ее срочности; удержание контакта. При этом наиболее эффективными методами являются: мотивационное обеспечение, удержание контакта, подчеркивание значимости информации и ее срочности, повышение собственного статуса/использование социума как фактора влияния.

 

Рисунок 1. Способы манипуляции. Результаты.

 

Манипулятору важно создать эффект срочности и уникальной выгодной возможности для объекта влияния, чтобы не дать возможности для объективного оценить ситуации. Одной из основных задач является создание мотивационно базы, убедить, что предложение нужно в первую очередь самому манипулируемому. Удержание контакта при этом позволяет поверить в правдивость и искренность манипулятора. Социум играет особую роль при попытке влияния на человека. Желание вызвать уважение окружающих, получить одобрение от дорогих ему людей склоняет человека к принятию предложения оппонента. В связи с этим можно предположить, что социальный интеллект и уверенность в себе, ассертивность являются важными личностными особенностями, способствующими устойчивости при манипуляции.

Также в результате эксперимента было установлено, что наиболее часто встречаемыми способами защиты от манипуляции являются уход/изгнание манипулятора и игнорирование/сокращение информации. Эти же приемы являются наиболее эффектив-ными. Однако в 8 из 10 случаев манипулятор смог добиться желаемого от оппонента.

 

Рисунок 2. Способы защиты от манипуляции. Результаты.

 

Указанные выше способы защиты от манипуляции действенны благодаря тому, что не дают возможности манипулятору установить контакт с оппонентом и получить больше информации о нем. Это дезориентирует и лишает большинства рычагов давления на объект влияния, помогает сохранить холодность и рациональность мышления, эмоциональную устойчивость.

Чаще наиболее легкими при реализации для манипулятора оказались манипуляции в бытовой сфере (5 из 8 случаев). В 2 из 10 случаев манипулируемые отказались от выполнения просьбы (обе из трудовой сферы). Полученные результаты вполне закономерны.

Задачи бытовой сферы более простые, не требуют больших затрат сил и времени, объект манипуляции несет меньше ответственности и рисков за результат, является только исполнителем. Неудачи при выполнении задач трудовой сферы могут навредить благополучию манипулируемого, привести к конфликтным ситуациям, возможны большие масштабы негативных последствий. В таком случае приоритетным становится личное благополучие.

Выводы

– 

наиболее эффективными способами воздействия на другого являются мотивационное обеспечение, подчеркивание значимости или срочности задачи и удержание контакта с манипулируемым;

– 

наиболее эффективными способами защиты от манипуляций являются уход/изгнание манипулятора и игнорирование или сокращение получаемой им информации;

– 

для лиц, склонных к манипулированию, характерны экстраверсия, значимость привязанности и достоверно большая экспрессивность, а также средний уровень самоконтроля.

 

Литература

1.   Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо; Моск. гос. университет, 1997. – 344 с.

2.   Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности // Сибирский психо-логический журнал. – 2001. – № 14-15. – С. 122–128.

3.   Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

4.   Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-методическое пособие. – Курган: Курган. гос. университет, 2000. – 23 с.

5.   Шейнов В.П. Манипулирование и защита от манипуляций. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923:616.89-052.63

Парфенова Д.А., Литвинова А.В. Манипулятивное взаимодействие в студенческом возрасте // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 1(23) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player