О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

РЕЦЕНЗИЯ
на книгу «Навыки общения с пациентами»
Дж. Сильвермана, С. Кёрца, Дж. Дрейпера (М.: Гранат, 2018. – 304 с.)

Трифонова С.А., Золотарева В.В. (Ярославль, Россия)

 

 

Трифонова Светлана Алексеевна

Трифонова Светлана Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и политической психологии факультета психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова», ул. Советская, 14, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (4852) 44-17-71.

Золотарева Владлена Вячеславовна

Золотарева Владлена Вячеславовна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики; федеральное государст-венное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000, Россия.
Тел.: 8 (4852) 30-56-41.

E-mail: vlada_zolotareva@inbox.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «Навыки общения с пациентами»

Вопросы коммуникативной компетентности специалистов в области профессионального взаимодействия хорошо представлены в научной отечественной и зарубежной литературе. В частности, коммуникативная компетентность врача в последние десятилетия стала предметом пристального внимания широкого круга специалистов-психологов и врачей, что привело к многочисленным дискуссиям, публикациям в различных научных изданиях статей по результатам исследований в рамках этой тематики.

Традиции «врачевания словом» уходят корнями в глубину веков. В отечественной медицинской истории значение особенного общения с больным подчеркивали действительно великие врачи, всегда оказывавшиеся в авангарде научной медицины: И.Е. Дядьковский, М.Я. Мудров, С.П. Боткин, В.М. Бехтерев, И.А. Кассирский и др. В современном мире отношения пациента и врача вызывают все больший интерес еще и потому, что от характера выстраивания взаимодействия в этой диаде зависит комплаенс пациента, следовательно, и его выздоровление. По данным Лиги пациентов 90% конфликтов возникает из-за неумения или нежелания объяснить пациенту или его близким что-либо. Вероятно, именно поэтому процесс формирования коммуникативных навыков и непосредственная реализация пациент-ориентированной модели консультирования требует отдельного рассмотрения.

Сегодня в структуре медицинского образования в России не предусмотрено обучения важнейшим коммуникативным навыкам. Однако с введением аккредитации выпускников, включающей, в том числе, и оценку коммуникативных навыков, в вузах внедряются практические занятия в рамках различных клинических дисциплин, формируются программы обучения врачей. В 2018 году благодаря проекту «Московская медицина» русскоязычному читателю впервые предоставляется возможность открыть для себя широкий пласт международных исследований в области коммуникации врача и пациента. Книга «Навыки общения с пациентами», написанная группой авторов Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер (пер. с англ. А.И. Дорман) раскрывает читателям структуру медицинской консультации, которая была подробно описана в «Калгари-Кэмбриджских руководствах» (2003 г.).

Книга содержит введение и восемь глав, четыре из которых посвящены соответст-вующим этапам медицинской консультации.

В первой главе авторы попытаются ответить на вопрос: «чему учить и учиться?», предлагая тем самым обоснование для разработки учебных программ по формированию навыков коммуникации в медицине. Авторы приводят список из 73 коммуникативных навыков, раскрывая при этом взаимосвязи типов навыков, составляющих вместе медицинскую консультацию. Читателей не должна пугать эта цифра. Это свидетельствует как раз о максимально полном анализе коммуникативного процесса между врачом и пациентом. И мы рассматриваем это как безусловное достоинство данной работы и как одну из причин назвать эту книгу учебником по коммуникации.

В каждой из глав, которые имеют название соответствующих этапов медицинской консультации (главы вторая «Начало консультации», третья «Сбор информации», шестая — «Объяснение и планирование» и седьмая — «Завершение консультации»), авторы предельно четко прописывают задачи каждого из этапов в терминах коммуникативных действий. Сегодня мы очень хорошо понимаем, что врачу недостаточно владеть профессиональными знаниями и иметь хорошие манеры. Конкретные навыки общения, которые врач сознательно решает применить, оказывают серьезное влияние на точность и эффективность консультации и на природу отношений врача и пациента. Хотя контекст, в котором проводятся консультации, может быть самым разным (от первичных до контрольных приемов, от амбулаторного приема до постели больного в стационаре и т.д.), необходимые общие задачи и отдельные навыки рассматриваются как постоянные.

Врачами часто недооцениваются трудности, возникающие на этапе объяснения и планирования дальнейшего взаимодействия с пациентом. Это и недостаточный объем информации о лекарственных препаратах и процедурах обследования, непонимание специфического профессионального сленга врача, плохое запоминание пациентом большого объема информации и др. Авторы приводят результаты многочисленных зарубежных исследований, иллюстрирующих, насколько велики бывают сложности в понимании процесса лечения врачом и пациентом, и насколько сильным оказывается влияние этих трудностей на процесс выздоровления пациента. И тут же предлагают нам использование конкретных коммуникативных навыков для сведения к минимуму подобных препятствий на пути взаимодействия всех участников медицинской консультации.

Главы четвертая и пятая посвящены двум основным задачам, связующим все этапы консультации. Это структурирование консультации и выстраивание отношений. У врача гораздо больше возможностей для определения рамок, границ, темпа, структуры и содержания консультации, чем у пациента. Своим поведением доктор регулирует пределы свободы пациентов, независимо от того, осознает он это или нет, желает он этого или нет. Безусловно, это ведет к огромной психологической нагрузке в виде повышенной ответственности врача. Авторы предлагают структурировать медицинскую консультацию в концепции партнерства, то есть актуализировать так называемую «пациент-ориентированную модель». Данная модель подразумевает бóльшую степень равенства врача и пациента, а следовательно, и более сбалансированные границы ответственности. Использование врачом определенных коммуникативных навыков поможет ему сделать пациента партнером в равноправных отношениях.

Исходя из тезиса о том, что «раз пациент обращается к врачу, значит, он нуждается в помощи», можно предположить, что для пациента отношения с врачом гораздо важнее. И врач зачастую готов предоставить квалифицированную помощь пациенту, пренебрегая необходимостью доверительных отношений. Пациенту действительно нужна связь с врачом, нужно, чтобы его понимали и поддерживали. Однако, как показывают наблюдения и свидетельства самих врачей, возможность выстраивать партнерские отношения с пациентом и убежденность в том, что пациент все правильно понял и готов следовать рекомендациям, способствует более глубокой удовлетворенности от ежедневной работы и профессии в целом. В большинстве случаев взаимоотношения между врачом и пациентом краткосрочны. Во время таких встреч взаимопонимание крайне важно. В других случаях отношения не ограничиваются одной консультацией, и общение продолжается во время многих встреч. Появляется необходимость длительно поддерживать доверительные отношения. В главе о выстраивании отношений авторы приводят результаты исследований, подтверждающих необходимость обучения медицинских работников «компетентности в отношениях», то есть способности взаимодействовать с другими для достижения общих целей.

Восьмая глава книги посвящена рассмотрению конкретных вопросов общения и навыков в сложных ситуациях, например, межкультурного общения или сообщения плохих новостей. Навыки из «Калгари-Кембриджских руководств» — это универсальный набор методов, из которого следует умело выбирать подходящие для каждого конкретного случая.

Предлагаемая авторами модель медицинской консультации ни в коей мере не противопоставляется традиционному консультированию и не отрицает его. Достижения науки о коммуникации открыли новую область в формировании содержания анамнеза, а именно позицию пациента в отношении его болезни. А эффективность всей консультации будет зависеть от того, насколько врач смог понять некоего «внутреннего доктора» пациента, исходя из его внутренней картины болезни, и договориться с ним.

Предвидя скепсис и критические отзывы (вероятно, обоснованные) многих читателей о том, что авторы книги в своих рекомендациях опираются только на зарубежные исследования, хочется ответить следующее: во-первых, вызывает искреннее уважение огромное число исследований, на которые ссылаются авторы, что говорит об общности проблемы медицинской коммуникации в мировой практике и пристальном к ней внимании, а во-вторых, как справедливо заметила А.А. Сонькина в предисловии к русскому изданию этой книги, было бы бесценно иметь результаты современных отечественных исследований в области владения коммуникативными навыками. Но их нет. Мы уже упоминали о большом количестве отечественных теоретических и эмпирических исследований коммуникативной компетентности, но поле исследований навыков и владения умениями коммуникации непосредственно на медицинском приеме врачом или «у постели больного» до сих пор остается мало изученным в России.

Кроме того, для специалистов управления в сфере здравоохранения предлагаемый перечень коммуникативных навыков мог бы выступить в качестве критерия оценки качества оказываемой медицинской помощи пациентам. Правда, для этого необходимы дополнительные исследования о культурной чувствительности или нечувствительности этой модели как инструмента оценивания профессиональной деятельности врача.

Рецензируемая книга представляет большой интерес для образовательных и управленческих кругов в сфере здравоохранения, а также преподавателей, ординаторов и студентов медицинских вузов. Так, в современные процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов здравоохранения в форме объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) по многим специальностям включена станция «Сбора жалоб и анамнеза на первичном приеме врача» с участием Стандартизированного пациента. Книгу «Навыки общения с пациентами» Дж. Сильвермана и др. можно рекомендовать обучающимся для подготовки к сдаче ОСКЭ.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:614.253.8(049.32)

Трифонова С.А., Золотарева В.В. Рецензия на книгу «Навыки общения с пациентами» Дж. Сильвермана, С. Кёрца, Дж. Дрейпера (М.: Гранат, 2018. – 304 с.) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 1(23) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player