О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Выбор стратегии старения — личностный выбор

Вербина Г.Г. (Чебоксары, Россия)

 

 

Вербина Галина Георгиевна

Вербина Галина Георгиевна

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной и клинической психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», Московский проспект, 15, Чебоксары, Чувашская Республика, 428015, Россия.
Тел.: 8 (352) 58-30-36.

E-mail: verbina.galia@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема старения и старости. Приводятся точки зрения различных исследователей данной проблемы, но в одном многие исследователи солидарны — в недостаточности психологических знаний наших соотечественников. Как указывал И.И. Мечников — основоположник геронтологии: «Некомпетентность в сфере психологического и психического здоровья — главная причина психического и психологического нездоровья». Личность должна знать свои характерологические особенности, свои физические, психические слабые и сильные возможности, что поможет ей управлять своими психическими состояниями, осуществлять вовремя психическую саморегуляцию. К.Г. Юнг подчеркивал, что нельзя игнорировать психологию человека. Рассматриваются три вида субъективного благополучия в пожилом возрасте: физическое, психическое и социальное. Исследователи отмечают, что личностные изменения в пожилом возрасте обусловлены рядом факторов: уровнем образования, развитием природных способностей, одаренностью личности, особенностями психических процессов и т.д., но снижение одних функций может быть компенсировано за счет активации другой деятельности. Основная научная мысль прослеживается во всех работах: выбор стратегии старения — личностный выбор индивида, счастливая старость — акмеологическая, конструктивная старость.

Ключевые слова: старение; старость; психологическая компетентность; стратегия старения; индивидуация; личностные типы старости; субъективное благополучие; конструктивная, акмеологическая старость.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Актуальность

В России многими отечественными исследователями отмечается ускоренное старение населения, обусловленное во многом неблагоприятной социально-экономической ситуацией, сложившейся в условиях системного кризиса. Особенно важной в данный момент времени становится разработка научных подходов к решению проблем пожилых людей. Проблемы старения и старости приобретают значимый социальный характер, прямо или опосредованно затрагивая интересы всех членов общества.

И.И. Мечников [9], один из основоположников геронтологии, пришел к заключению, что смысл и цель жизни познаются не в ранней молодости, а в более позднем возрасте. Молодость — это подготовительная ступень для выбора стратегической жизненной цели. Поэтому человека следует признать безнравственным, считает И.И. Мечников, если он в молодости бездумно растрачивает здоровье и силы, тем самым лишая себя возможности ощутить величайшее удовольствие от жизни. Но и его можно испытать, если долголетие человека не оказалось в противоречии с его нравственным здоровьем. Неосведомленность в области психологического и психического здоровья — важнейшая причина психического нездоровья многих. Характерной особенностью современного образования все еще остается передача человеку знаний преимущественно о внешнем мире. С этим объемом информации несопоставимы те крайне фрагментарные и неглубокие сведения, которые человек получает об организации своего внутреннего мира, о присущих ему закономерностях функционирования, возможностях целесообразного воздействия на него. Чем меньше просвещения, как говорил К.А. Гельвеций [6], тем эгоистичнее становятся люди. Узкопрофессиональный подход в образовании формирует людей с ограниченным мировоззрением, нравственно обедненных. А. Адлер [2] справедливо заметил, что человек может обладать высокими интеллектуальными возможностями, но в то же время являть собой пример несостоятельности в нравственном отношении. Человек должен знать свои наиболее сильные и слабые характерологические особенности, уметь беспристрастно, адекватно оценивать подлинный уровень своих физических и психических возможностей. Он должен уметь управлять своим психическим здоровьем. Это предполагает тренировку собственной психики, раскрытие ее резервов и развитие, совершенствование психических процессов (память, внимание, воображение и др.), воспитание в себе дисциплины ума и чувств. Следует учить человека активной, осознанной психической саморегуляции, с ясным пониманием ее целей и характера воздействия, овладению ее техникой как неотъемлемым компонентом культуры поведения. Только ориентация на помощь извне и обращение по каждому поводу к психологам, врачам-психотерапевтам, гипнологам, экстрасенсам и разного рода целителям делают человека пассивным, зависимым в решении собственных психологических проблем. Человек должен быть уверен в собственных силах, присущих ему возможностях и уметь ими распоряжаться. Уверенность в себе, самоуважение, адекватная самооценка, умение управлять своей психикой и держать ее под контролем защитят человека от бытовых и профессиональных коллизий, которые встречаются на его жизненном пути [12].

Центральным понятием психотерапии К.Г. Юнга является «индивидуация». В этом понятии К.Г. Юнг имеет в виду движение от фрагментарности к целостности души, о переходе от «Я», центра сознания, к «Самости», центру всей психической системы. Такое движение начинается, как правило, во второй половине жизни. Ученики К.Г. Юнга часто цитировали его высказывание: «Естественным завершением жизни является не старческое слабоумие, но мудрость». К.Г. Юнг считал достойным сожаления молодечество стариков, ставшее столь характерным для западной культуры; это столь же неестественно, как старческая усталость молодежи. С момента зрелости и примерно до 35—40 лет ориентация на внешний мир, карьеру, власть, семью, положение вполне естественно. Но в этом переломном возрасте возникают вопросы о смысле всей этой деятельности, религиозные и философские размышления о жизни и смерти [3]. Путем самопознания, т.е. исследования собственной души, человек натыкается на инстинкты с их образным миром, высвечивает те дремлющие в душе силы, которые редко себя обнаруживают, пока не нарушился порядок. Они содержат в себе возможность большей динамики. Все зависит от подготовленности и установок сознания: пойдет ли прорыв таких сил и связанных с ними образов к духовному росту либо обернется катастрофой. Исследователям сегодня известно, что существует недостаточность психологической подготовки современного человека. Усилия на пути самопознания небезнадежны уже потому, что действует еще один незаметный фактор, идущий навстречу ожиданиям. Это бессознательный дух времени, компенсирующий установки сознания [3]. Счастье и довольство, душевное равновесие и смысл принадлежат переживаниям индивида, а не государству. Оно является лишь конвенцией между самостоятельными индивидами, хотя грозит сделаться всемогущественным и подавить отдельного человека. Социальные и политические обстоятельства времени, конечно, играют немалую роль, но безмерно переоцениваются в их важности для счастья или несчастья индивида, пока рассматриваются как единственно решающие факторы. Поэтому все планы страдают от одной и той же ошибки: игнорируется психология человека [3].

Как отмечает Д.И. Фельдштейн, все очевиднее становятся возможности удлинения человеческой жизни, в том числе и за счет внутреннего саморазвития самого индивида. Более того, деяния пожилого человека могут направляться не только на передачу опыта, но и на эстафеты в будущее. Существует запредельный резерв развития, когда человек, уходя по старости из жизни, оставляет свои мысли, дела незаконченными. Это тот резерв, который может и должен быть использован для развития человека на протяжении всей жизненной дистанции. В связи с этим старость как период развития имеет будущее, что активно проявляется в тенденции гуманного отношения к старости, — не в снисхождении, а в уважении и восхищении [7]. Проблема взаимосвязи социального стереотипа старости и личного выбора стратегии старения представлена в работе Л.И. Анциферовой [4]. Она выделяет два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью. Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях [7].

Исследователи различают три варианта субъективного благополучия — физическое, психологическое и социальное. Данное понимание согласуется с подходами психологов к внутренней структуре личности, включающих неразрывное единство трех ипостасей «Я». Так, в структуре личности У. Джеймса [Цит. по: 13] обнаруживается три класса элементов: физическое «Я», социальное «Я» и духовное «Я». Физическое «Я» включает телесную организацию и все материальное, чем обладает человек, а также ближайшие родственники. Потеря или «порча» какой-либо части физического «Я» ведет к потере «части личности». Структуру социального «Я» составляют роли, нормы и стремление человека к обществу. Духовное «Я» — это «полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств». Таким образом, субъективное благополучие личности представляет собой интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе и несущее в себе активное начало. Для каждой стадии жизненного цикла характерна задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону [15], зависит как от уже достигнутого уровня развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет [11].

Биологическое увядание в пожилом возрасте отражается на особенностях личности, сложившихся в течение индивидуальной жизни человека. Однако степень личностных изменений бывает обусловлена рядом факторов, прежде всего одаренностью личности, характером творческой деятельности; факторы зависят от уровня образования, особенностей психических процессов и т.п. Снижение одних функций может быть компенсировано за счет активации иной деятельности. У трудолюбивых людей, вышедших на пенсию, наблюдается стремление к активной творческой работе. Можно привести множество примеров общественно-полезной деятельности людей пожилого возраста с характерным бережливым отношением к продуктам своего труда, ревностным соблюдением сложившихся моральных и этических принципов. Хорошо известны примеры удивительного долголетия людей (100—150 лет и более) в сочетании с ясностью ума, сохранностью знаний и опыта, работоспособностью. Многие выдающиеся люди проявляли в так называемой глубокой старости удивительную творческую активность и ясность суждений. Дж. Верди в 80-летнем возрасте создал одну из самых замечательных опер «Фальстаф». Блестящие исследования по кровообращению были опубликованы У. Гарвеем на 73-м году жизни. Лучшие произведения И.В. Гёте относятся к тому возрасту, когда поэту было уже за 50 лет. Профессор К.И. Платонов на 85-м году жизни переиздал, значительно переработав и расширив, свою монографию «Слово как физиологический и лечебный фактор». Наконец, известна творческая продуктивность в пожилом возрасте Л.Н. Толстого, И.П. Павлова [10].

 

Литература

1.   Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: учеб. пособие. – М.: Кафедра-М, 1998. – 272 с.

2.   Адлер Ф. О нравственном воспитании. Лекции / пер. И.Д. Городецкого. – М., 1899.

3.   Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник [и др.]. – М.: Мартис, 1995. – С. 33.

4.   Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, № 3. – С. 86–99.

5.   Вербина Г.Г. Психология здоровья: курс лекций. – Чебоксары: Чуваш. гос. университет, 2006. – 158 с.

6.   Гельвеций К.А. Об уме. – М.: ОГИЗ, 1938. – 396 с.

7.   Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – С. 335.

8.   Краснова О.В., Лидерс А.Г. Психология старости и старения: хрестоматия: учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

9.   Мечников И.И. Этюды оптимизма. – М., 1964. – С. 133.

10.   Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии: учебник для вузов. – М.: Логос, 1999. – С. 70.

11.   Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 81.

12.   Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: практическое руководство. – М.: Институт психотерапии, 2001. – С. 38.

13.   Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – С. 311–356.

14.   Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия (к разработке интегра-тивной концепции) // Мир психологии. – 2002. – № 2 (30). – С. 143–148.

15.   Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. с англ. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Ленато, 2006. – 590 с.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923:612.67

Вербина Г.Г. Выбор стратегии старения — личностный выбор // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 2(24) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player